Методика формирования звукового строя речи у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

Звуковая культура детей дошкольного возраста- это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонематическую, орфоэпическую правильность речи, ее выразительность , четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности(мимика, жесты),элементами культурного общения, речевым слухом.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования звуковой культуры
речи………………………………………………………………………..6
1.1Понятие звуковой культуры речи, её значение для развития личности……6
1.2 Задачи воспитания звуковой культуры речи…………………………………9
1.3Особенности освоения звуковой стороны речи детьми дошкольного возраста……………………………………………………………………………11
ГЛАВА 2. Организация работы по формированию звуковой культуры речи………………………………………………………………………15
2.1 Диагностика уровня развития звуковой стороны речи у воспитанников второй младшей группы………………………………………………………………………………16
2.2 Этапы обучения правильному звукопроизношению. Методы и приёмы формирования звуковой культуры речи………………………………………….16
2.3 .Проверка эффективности проделанной работы по формированию звукового строя речи………………………………………………………………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 117.33 Кб (Скачать файл)

Для формирования силы и высоты голоса можно использовать подвижные игры, в которых требуется проговаривание вполголоса. Например, в игре «Кот на крыше» дети негромко произносят: «Тише, мыши, тише, мыши...» Можно предложить детям дидактическую игру «Как позвали мишку» (с одной демонстрационной игрушкой, а затем с различными мелкими игрушками). Ведущий (сначала сам воспитатель) неоднократно обращается к мишке, спрятанному за ширмой, с простой фразой: «Мишка, покажись», последовательно меняя голос. В зависимости от того, как произнесена эта фраза, мишка выполняет разные действия: если тихо — он ложится, спит; если  громко — пляшет; медленно — бредет вперевалку; быстро — скачет. Затем роль ведущего выполняют дети (по одному или все вместе — хором). Игра развивает слуховое внимание, тренирует силу голоса.

В целях формирования выразительности речи нужно шире использовать прием словесных упражнений. Для этого можно предлагать детям повторять

25

(хором или индивидуально) отдельные строчки из произведений, обращать их внимание на неверную  постановку логических ударений, на нечеткую смену темпа или  силы голоса. (см. Приложение А)

Очень эффективен прием — чтение в лицах (по ролям). Материалом могут служить короткие стихотворения, потешки, шутки, например: «Ножки, ножки, где вы были? — За грибами в лес ходили». В младших группах чтение сопровождается игровыми действиями и движениями детей, способствующими естественности, как бы непроизвольности интонаций. Например, движения ребенка руками при словах: «Шу, полетели! На головку сели!» — вызывают у

него радость в голосе, улыбку; движение пальчиками, изображающими рога, помогает появлению интонации шутливой угрозы в голосе и соответствующей мимики (сказка «Коза рогатая»). Живости и естественности интонации способствует включение в текст потешки (стихотворения) имени кого-либо из детей, присутствующих на занятии.

Работа по формированию речевого слуха проводится во всех возрастных группах.(см. Приложение А) Большое место занимают дидактические игры на развитие слухового внимания, т. е. умения услышать звук, соотнести его с источником и местом подачи. В младших группах  в играх, которые проводят на речевых занятиях, используются музыкальные инструменты и озвученные игрушки, чтобы дети приучались различать силу и характер звука. Например, в игре «Солнце или дождик?» дети спокойно гуляют, когда воспитатель звенит тамбурином, и убегают в дом, когда он стучит в тамбурин, имитируя гром; в игре «Угадай, что делать?» при громких звуках тамбурина или погремушки дети машут флажками, при слабых звуках — опускают флажки на колени. Широко распространены игры «Где позвонили?», «Угадай, на чем играют?», «Что делает за ширмой Петрушка?».

Другую категорию составляют игры на развитие собственно речевого слуха (для восприятия и осознания звуков речи, слов). Воспитанникам предлагается вслушиваться в звучащую речь, различать на слух ее разнообразные качества,

26

«отгадывать» их (слово говорят шепотом или громко, медленно или быстро). Так, например, игра «Угадай, что я сказала?» побуждает ребенка вслушиваться в речь педагога и сверстников. Этому способствует игровое правило, которое

сообщает воспитатель: «Я буду говорить тихо, вы внимательно прислушивайтесь и угадывайте, что я сказала. Тот, кого я вызову, громко и четко скажет, что он услышал».

Правильное речевое дыхание обеспечивает звуко- и голосообразование, хорошее звучание голоса. Своевременный вдох и длительный выдох нужны для плавного звучания речи.

Прежде всего, у детей нужно развивать бесшумный, спокойный вдох без поднимания плеч. Длительность выдоха должна соответствовать возрасту ребенка: двух-трехлетнему малышу выдох обеспечивает произнесение фразы в 2—3 слова, ребенку среднего и старшего дошкольного возраста — фразы из трех — пяти слов. Постепенно дети приучаются к более сильному выдоху. При этом нужно следить, чтобы у ребенка была правильной поза, чтобы не наступило напряжение или утомление.

Для работы над речевым дыханием используются некоторые гимнастические упражнения («Дровокол», «Насос»), а также игровые (поддувание бумажных птичек, шариков и т. д.). Большое значение имеет правильное, развернутое объяснение педагогом требований к дыханию детей с воспроизведением образца вдоха и выдоха.

. Наиболее целесообразно такое  построение занятия по обучению  звукопроизношению, когда в первой  его части обеспечивается показ  образца, во второй части –  речевая активность детей, основанная  на подражании образцу. Основной  прием обучения – вызывание  звука на основе подражания.

Цель этих занятий – упражнять артикуляционный аппарат и речевой слух, чтобы научить детей четко и внятно, без смягчения произносить звуки и правильно их воспринимать. На занятиях используются игровые упражнения для развития речевого дыхания, внимания, речевого слуха. Примером может

27

служить игра «Что делает Петрушка». Петрушка перелистывает за ширмой

странички книги, помешивает ложечкой в стакане, хлопает в ладоши, чихает или кашляет, а дети отгадывают, что он делает (развитие слухового внимания).

Петрушка может также шепотом давать детям задания типа «Найди на столе игрушку, назови ее и покажи всем» (развитие речевого слуха) и т. п.

Специалисты-дефектологи рекомендуют задания на составление детьми чистоговорок (бы-бы-бы – идет дым из трубы; за-за-за – к нам идет коза и т. п.).

В работе с малышами возможно повторение отдельных занятий и упражнений. Ребенка привлекают уже знакомые ему образы и сюжеты, он с удовольствием повторяет звуки и звукоподражания, стихотворный текст. В свою очередь, возможность повторения одного и того же материала способствует закреплению навыков произношения, выработке динамического стереотипа.

Проводя занятия, воспитатель должен учитывать такие особенности детей, как неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, повышенная эмоциональная возбудимость. На занятиях можно часто видеть, как внимание детей отвлекается от артикуляции педагога, если демонстрируется новая игрушка. Повышенный интерес к ней вызывает нежелательную в данном случае речевую реакцию. Игрушка остается достаточно сильным раздражителем даже после того, как ее убирают: дети продолжают о ней говорить. В связи с этим целесообразно заранее знакомить детей с игрушками, которые будут использованы на занятии.

На последующих этапах работы методика обучения усложняется. Кроме подражания необходима дополнительная установка на звук, привлекающая внимание к артикуляции. С этой целью наряду с показом образца вводятся небольшие пояснения к артикуляции сначала простых, а затем и более сложных звуков. Например, в игре «Чей домик?» при объяснении ее правил воспитатель говорит: «Корова мычит как? (Му-у-у.) Губы вытянуты вперед трубочкой. Козочки кричат: ме-е-е. Сложите губы так, как будто вы улыбаетесь». Такие объяснения помогают детям осознать, что при произношении разных звуков

28

положение органов артикуляции меняется, и подготавливают к восприятию

объяснения артикуляции трудных звуков в дальнейшем.

В этом возрасте особенно важно установить взаимосвязь и взаимодействие

между учебной деятельностью, осуществляемой на занятиях, и воспитанием звуковой культуры речи в других видах деятельности. Помимо занятий следует проводить разнообразные упражнения для развития моторики речедвигательного аппарата, а также для развития речевого дыхания, слуха и слухового внимания.

Наибольший эффект дают упражнения, которые проводят в игровой форме с учетом основных положений методики. В зависимости от цели использования эти упражнения можно разделить на две группы. В первую группу входят упражнения, подготавливающие детей к занятиям (на развитие слухового внимания, речевого дыхания, артикуляционного аппарата). Ко второй группе относятся упражнения, закрепляющие программный материал занятий (различные дидактические игры на звукоподражание и игры с речевым материалом).

Упражнения для артикуляционного аппарата можно проводить во время одевания на прогулку. Воспитатель говорит, что на улице дети будут играть в лошадки, и предлагает поцокать язычком так, как лошадки цокают копытами. Дети прищелкивают языком. Упражнение длится 1–2 мин.

В утренние часы можно провести игру-упражнение «Лес шумит». Дети изображают деревья. Руки у них подняты – это ветки. Воспитатель изображает ветер. Ветер подул: Ш-ш-ш! Ветви закачались и тоже шумят, шелестят листочками. (Ш-ш-ш!) Ветер подул сильнее, деревья сильно шумят. (Ш-ш-ш – дети произносят звукоподражание громче) Ветер стал дуть тише и листья шелестят тише. И т.д. Всякий раз при изменении силы голоса воспитатель дает образец произнесения звукоподражания. Дети повторяют.

В утренние часы с небольшими подгруппами проводятся игры на развитие речевого дыхания: дети сдувают с ладошки кусочки ватки, дуют на висящие на

29

ниточке бумажные бабочки. При этом педагог должен видеть ребенка, следить, чтобы он не напрягался, не надувал щеки (выдох плавный, вдох быстрый).

В летнее время на прогулке подвижные игры со звукоподражанием дают

возможность упражнять речедвигательный аппарат. В игре «Гуси» дети в ответ на обращение «Гуси-гуси» отвечают «ra-га-га»; в игре «Автомобили» гудят «ду-ду-ду» или «би-би-би»; в игре «Пузырь» на слова «пузырь лопнул» повторяют «ш-ш-ш!».

Таким образом, работа по воспитанию звуковой культуры речи представляет собой целую систему, осуществляемую с первых дней пребывания ребенка в детском саду. Без специального внимания взрослых развитие звуковой стороны речи детей задерживается, могут сложиться отрицательные речевые привычки, которые очень трудно бывает изжить.

 

2.3.Проверка эффективности проделанной работы по формированию звукового строя речи

Повторная диагностика уровня сформированности  звукового строя речи во второй младшей группе прошла после проведения специальной работы, Результаты повторной диагностики приведены ниже.

Результаты повторной диагностики контрольной группы, в %

Уровень развит звукового  строя речи

Результаты диагностики, в %

Высокий

14

Средний

46

Низкий

40


 

 

Анализ результатов диагностики развития звукового  строя речи в контрольной группе показал, что в группе из 15 воспитанников имеют высокий уровень

30

развития 2 человека (14%), средний – 7 воспитанников (34%), низкий –

7 человек (46%).

 

 

Результаты повторной диагностики экспериментальной группы , в %

Уровень развития  звукового строя речи

Результаты диагностики, в %

Высокий

40

Средний

46

Низкий

14


 

 

Анализ результатов диагностики развитиязвукового  строя речи в экспериментальной группе после проведенной работы показал, что в группе из 15 воспитанников имеют высокий уровень развития 6 человека (40%), средний – 7 воспитанников (46%), низкий –2 человек (14%).

Таким образом, наглядно видимы  положительные изменения уровня развития  звукового  строяречи у воспитанников второй младшей группы. Данный факт может свидетельствовать об эффективности проведенной работы по формированию звукового строя речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Развитие речи – одна из первостепенных задач развития личности, самым тесным образом связанная с познанием окружающего мира. Родной язык является средством овладения знаниями в последующем школьном обучении.

Звуковая культура речи является частью общеречевой культуры. Наиболее полно понятие звуковой культуры речи раскрывается в работах О. И. Соловьевой, А. И. Максакова, М. Ф. Фомичевой, Алексеевой М.М. и многих других ученых.

Исходя из анализа материалов последних лет, проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время. Более того, воспитание звуковой культуры речи, как основы грамотности, является общественно значимой проблемой, остро стоящей перед педагогами дошкольных учреждений.

Исследователи детской речи отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка.

В рамках данной работы бала проведена диагностика, выбрана группа для проведения экспериментальной диагностики, была проведена по формированию звукового строя речи и проведена повторная диагностика уровня развития  звукового строя речи. Сравнительный анализ диагностики показал эффективность проведенной работы, и показал, что детей с высоким уровнем развития  звукового строя стало на 14% больше, со средним – на 12 %, а количество воспитанников с низким уровнем уменьшилось на 26%.

Данный факт свидетельствует об эффективности проведенной работы

по формированию звукового строя речи

 

 

 

32

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Ушакова, О.С, /Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.— М.: ВЛАДОС, 2004. — 288 с.

2. Максаков , А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. М.: 2005. — 64 с.

3. Алексеева, М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.. - М.: Академия, 2000. - 400 с.

4. Давидович, А. Л. Развитие  речевого творчества дошкольников.-

5.Старжинская, Н.С. Развитие  речи и общения у детей дошкольного  возраста:

пособие для педагогов учреждений дошкольного образования/ Н. С. Старжинская , Д. Н. Дубинина. – Минск: Адукацыяiвыхаванне, 2012. – 120с.

6.Учебная программа дошкольного образования/ Минск, Национальный институт образования,2012.-433с.

7.Старжинская, Н.С. Играем со словами и звуками: учебное  наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Н.С. Старжинская. - Минск: Национальный институт образования, 2009.

8.Фомичёва,  М.Ф. Воспитание  у  детей  правильного  произношении. М.: Просвещение, 2000.- 239с.

9.  Болотина, Л. Р. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие/ Л. Р. Болотина, Н. В. Микляева ,  Ю. Н.  Родионова . — М.: Айрис пресс, 2006.

10. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи/ А. Н. Гвоздев. — Детство- Пресс, 2007. — 472 с.

11. Давыдович Л. Правильно ли говорит ваш ребёнок// Дошкольное воспитание. 2003, — № 8.

12. Ефимова, В. Игры со звуками и буквами. //Дошкольное воспитание. 2006, - № 8.

13. Кодекс об образовании Республики Беларусь.-Минск, 2011.-146- 152с.

14.Лямина, Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста. – М., 2005.

15.Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 96 с.

 

 

Информация о работе Методика формирования звукового строя речи у дошкольников