Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 22:33, курсовая работа
Звуковая культура детей дошкольного возраста- это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонематическую, орфоэпическую правильность речи, ее выразительность , четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности(мимика, жесты),элементами культурного общения, речевым слухом.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования звуковой культуры
речи………………………………………………………………………..6
1.1Понятие звуковой культуры речи, её значение для развития личности……6
1.2 Задачи воспитания звуковой культуры речи…………………………………9
1.3Особенности освоения звуковой стороны речи детьми дошкольного возраста……………………………………………………………………………11
ГЛАВА 2. Организация работы по формированию звуковой культуры речи………………………………………………………………………15
2.1 Диагностика уровня развития звуковой стороны речи у воспитанников второй младшей группы………………………………………………………………………………16
2.2 Этапы обучения правильному звукопроизношению. Методы и приёмы формирования звуковой культуры речи………………………………………….16
2.3 .Проверка эффективности проделанной работы по формированию звукового строя речи………………………………………………………………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…
В психологической и педагогической литературе процесс овладения звуковым строем языка детьми дошкольного возраста изучен и описан в работахА. Н. Гвоздева, Хватцева М. Е. , Эльконона Д. Б.Само освоение звуков начинается на первом году жизни, когда ребенок овладевает своими речевым и слуховым аппаратами. Вначале на основе определенного эмоционального состояния появляется лепет, не имеющий никакого социального значения. Усвоение звуковой стороны языка начинается с того момента, когда язык начинает служить средством общения. С одной стороны, это понимание обращенных к ребенку слов, с другой – первые самостоятельные слова.
Раннее восприятие
ребенком слов идет на основе
ритмико - мелодической структуре. Фонематический
состав слова не
К концу первого года появляются первые слова. С начала второго года жизни
Начинается дифференциация звуков. Вначале дифференцируются гласные звуки от согласных. Дальнейшая дифференциация идет внутри группы согласных. Противопоставляются сонорные – шумным, глухие – звонким, твердые – мягким. Далее начинается усвоение социально закрепленных гласных звуков.
11
Характерной особенностью
становления звуков в
Новые фонетические элементы появляются группами, а порядок усвоения
групп согласных находится в зависимости от артикуляционных особенностей звуков, составляющих эти группы. Большинство звуков формируется в правильном виде не сразу, а постепенно, через промежуточные, переходные звуки.
Овладение новым типом артикуляционных движений вызывает к жизни ряд родственных звуков. Новый звук при его усвоении появляется только в части слов, а в других словах по- прежнему – субститут (заменитель).
Основной путь развития фонетической стороны речи ребенок проходит в преддошкольном возрасте. К трем годам ребенок овладевает всей системой звуков явыка,с некоторыми исключениями. Труднее ему даются шипящие (ш, ж), сонорные (л, р ) и свистящие (з, с).
Для правильного решения проблемы формирования звукового строя речи важное значение имеет рассмотрение анатомо-физиологоических и психологических предпосылок овладение правильным произношением звуков в дошкольном возрасте. Речь осуществляется деятельностью сложного анатомо – физиологического аппарата, состоящего из центрального и периферических органов. Все органы речи неразрывно связаны и взаимодействуют под регулирующим воздействием коры головного мозга.
В основе звукопроизносительного процесса лежат речевое дыхание и деятельность речедвигательного аппарата.
Речь формируется под контролем слуха.
К концу второго года жизни ребенок пользуется при понимании речи
Фонематическим восприятием всех звуков языка.
Следовательно, важной предпосылкой овладения чистымзвукопризношением
в дошкольном возрасте является развитие звукового анализатора и фонематического слуха.
12
Одной из важных предпосылок формирования речи является способность ребенка к подражанию. Фонетической стороной речи ребенок овладевает, повторяя речь окружающих взрослых.
В младшем дошкольном возрасте имеются все предпосылки для успешного овладения звуковой стороной русского языка. К ним можно отнести соответствующее развитие коры головного мозга в целом, фонематического восприятия речи и речедвигательного аппарата. Способствуют овладению звуковым составом слова и такие особенности младшего дошкольника, как высокая пластичность нервной системы, повышенная подражательность.
На протяжении периода
от трех до семи лет у
ребенка все более развивается
звуковой контроль над
В поступательном развитии фонематического восприятия ребенок начинает со слуховой дифференцировки далеких звуков, затем переходит к различению тончайших нюансов звуков.
Выделяют несколько этапов развития у ребенка основания звуковой стороны языка. На первом этапе полностью отсутствует дифференциация звуков, понимание речи и активная речь самого ребенка.
На втором этапе возникает различение наиболее далеких фонем, но отсутствует
дифференциация близких. На этой стадии ребенок слышит звуки иначе, чем мы. Произносит их неправильно, искаженно.
На третьем этапе происходит решающий сдвиг. Ребенок начинает слышать звуки в соответствии с их фонематическими признаками. Он способен производить отличия между правильным и неправильным произношением.
На четвертом этапе преобладают новые образцы восприятия звуков. Ребенок узнает неправильно сказанные слова, но активная речь достигается почти полной правильностью.
На пятом этапе почти завершается процесс фонематического развития. У ребенка формируются слуховые образцы слов и отдельных звуков.
13
По мнению большинства ученых, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для окончательного становления всех звуков. Всякое отступление от правильного произношения в возрасте свыше пяти лет необходимо рассматривать как затянувшееся косноязычие.
Таким образом, особенностью освоения звуковой культуры речи детими
дошкольного возраста является постепенное развитие слуховых анализаторов и речедвигательного аппарата. Интонационная сторона речи формируется со старшего возраста.
Уровень развития звукового строя речи |
Результаты диагностики, в % |
Высокий |
14 |
Средний |
34 |
Низкий |
52 |
Уровень развития звукового строя речи |
Результаты диагностики, в % |
Высокий |
26 |
Средний |
34 |
Низкий |
40 |
Обучение звукопроизношению осуществляется в соответствии с этапами работы над звуками, принятыми в логопедии.
I этап, подготовительный, предполагающий
подготовку речевого аппарата
к овладению звуками речи. Он
включает подготовку
его моторики, речевого слуха, речевого дыхания.
Правильное произношение звуков зависит от деятельности речевого аппарата в целом и от деятельности органов артикуляции (языка, губ, мягкого нёба, зубов и т.д.), от их подвижности и гибкости, от координации артикуляционных движений, их силы и точности. Так, трудный для произнесения звук р требует гибкости движений языка, быстрой вибрации его кончика. Шипящие звуки требуют сильной воздушной струи, подъема языка в форме «ковшика», округления губ и вытягивания их слегка вперед и т.д.
Поэтому необходимо систематически упражнять органы артикуляции, проводить упражнения, направленные на тренировку мышц языка с целью придания ему нужного положения; на подвижность губ, челюстей, щек, на выработку воздушной струи, правильного дыхания.
16
С целью подготовки речевого аппарата используются разнообразные упражнения, которые проводят в основном в игровой форме, что создает условия для многократного их повторения.
Развитию моторики артикуляционного аппарата служат различные игры на звукопроизношение: «Кто как кричит?», «Что звучит?», «Чей домик?» и др. Используются звукоподражания шуму ветра, рокоту самолета, карканью вороны, жужжанию жука, цоканью копыт лошади и др. Повторение лишенных смысла слогов (ша – шо – шу, ра – ро–ру) быстро утомляет и не дает положительных результатов, в то время как ребенку не надоедает щелкать языком, «как кучер», жужжать, «как пчела», гудеть, «как паровоз». В связи с этим следует заметить, что дети усваивают речь, подражая людям, а не звукам природы, мычанию коровы и пр., т.е. подражание звукам животных осуществляется опосредованно, через речь воспитателя.
Для развития речевого дыхания проводят игры на поддувание: сдувание снежинок (кусочков ваты), поддувание карандашей, плавающих рыбок, лодочек. Однако дети не сразу справляются с заданием. Многие напрягаются,
раздувают щеки и не могут сдуть лежащую пушинку. Этому детей надо учить. От простых игр переходят к более сложным, где требуется сильная воздушная струя воздуха, – детям предлагают подуть на плавающих в воде уток, гусей, лодочку; подуть на воду до образования брызг.
Информация о работе Методика формирования звукового строя речи у дошкольников