Методика формирования звукового строя речи у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

Звуковая культура детей дошкольного возраста- это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонематическую, орфоэпическую правильность речи, ее выразительность , четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности(мимика, жесты),элементами культурного общения, речевым слухом.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования звуковой культуры
речи………………………………………………………………………..6
1.1Понятие звуковой культуры речи, её значение для развития личности……6
1.2 Задачи воспитания звуковой культуры речи…………………………………9
1.3Особенности освоения звуковой стороны речи детьми дошкольного возраста……………………………………………………………………………11
ГЛАВА 2. Организация работы по формированию звуковой культуры речи………………………………………………………………………15
2.1 Диагностика уровня развития звуковой стороны речи у воспитанников второй младшей группы………………………………………………………………………………16
2.2 Этапы обучения правильному звукопроизношению. Методы и приёмы формирования звуковой культуры речи………………………………………….16
2.3 .Проверка эффективности проделанной работы по формированию звукового строя речи………………………………………………………………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 117.33 Кб (Скачать файл)

2.Выработка дикции. (Дикция – внятное, чёткое произношение слов и их

сочетаний. Работа над дикциейпроизводится начиная со второй младшей группы – в основном в процессе пения и чтения стихотворений, а в старшей группе выработка внятности произношения выдвигается специальной задачей занятий по развитию речи.)

3.Работа над правильным  совопроизношением и словесным (фонетическим) ударением. (Иногда ребёнок чётко произносит все звуки и имеет хорошую дикцию, но допускает ошибки в произношении отдельных слов. Воспитатель должен знать типичные особенности в совопроизношении детей: в мл.возрасте -  сокращение слов (весипед – велосипед). Перестановка и пропуск звуков и слогов (чевряк – червяк), добавление звуков (реблята – ребята). Знание этих особенностей поможет быстрее исправить ошибки словопроизношения детей. В ст.возрасте  нужно обратить внимание  на правильность произношения трудных слов (кофий, морква, сандалии, какава). Ребёнка иногда затрудняет постановка словесного ударения. Требует внимания постановка детьми ударения в некоторых существительных в именительном падеже (арбуз, простыня, свекла, шофёр). В глаголах прошедшего времени мужского рода единственного числа (отдал, отнял, положил). Внимание детей седьмого года жизни можно обратить

 

9

на то, что с изменением места ударения иногда меняется и значение слова

( кружки, дома, высыпать).

4.Работа над орфоэпической  правильностью речи. (Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, а также произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм.Воспитатель должен предоставить детям образцы устной речи.)

5.Формирование темпов  речи и качеств голоса. (Легко воспринимаемая, приятная речь характеризуется такими качествами: средним темпом, ритмичностью, умеренной силой и средней высотой голоса.В старшем возрасте педагог учит детей использовать качество голоса средство выразительности не только в свободной речи, но и при передаче чужих мыслей, авторского текста.)

6.Воспитание выразительности  речи. (Существуют две стороны этого понятия: 1) естественная выразительность повседневной детской речи. 2) произвольная, осознанная выразительность при передаче заранее обдуманного текста. Выразительность речи дошкольника является необходимой характеристикой речи, как средства общения, в ней проявляется субъективность отношения ребёнка к окружающему. Выразительность возникает тогда, когда ребёнок хочет передать в речи не только свои знания, но и чувства,  отношения. Выразительность является следствием понимания того, о чём говорится. Эмоциональность проявляется прежде всего в интонациях. В подчёркивании отдельных слов, паузах, мимике, выражению глаз, в смене силы и темпа голоса. Непринуждённая речь ребёнка всегда выразительна. Н. С. Карпинская отмечает, что, сохраняя непосредственность исполнения, следует постепенно и осторожно развивать у детей способность к произвольной выразительности, т.е. к выразительности, возникающей в результате сознательного устремления, волевых усилий.)Воспитание культуры речевого общения. (В это понятие входят общий тон детской речи и некоторые навыки поведения, необходимые в процессе речевого общения.)

 

10

Развитие речевого слуха и речевого дыхания. (Задача воспитателя – помочь детям преодолеть возрастные недостатки их речевого дыхания, научить правильному диафрагмальному дыханию.).

Таким образом, содержание работы строится на основе данных фонетики, орфоэпии, искусства выразительного чтения, при этом необходимо учитывать возрастные особенности речи детей

    1. Особенности освоения звуковой стороны речи детьми дошкольного возраста

 

 

      В психологической и педагогической литературе процесс овладения звуковым строем языка детьми дошкольного возраста изучен и описан в работахА. Н. Гвоздева,  Хватцева М. Е. , Эльконона Д. Б.Само освоение звуков начинается на первом году жизни, когда ребенок овладевает своими речевым и слуховым аппаратами. Вначале на основе определенного эмоционального состояния появляется лепет, не имеющий никакого социального значения. Усвоение звуковой стороны языка начинается с того момента, когда язык начинает служить средством общения. С одной стороны, это понимание обращенных к ребенку слов, с другой – первые самостоятельные слова.

  Раннее восприятие  ребенком слов идет на основе  ритмико - мелодической структуре. Фонематический  состав слова не воспринимается. Н. Х. Швачкин назвал этот этап «дофонемное развитие речи». В 10-11 месяцев слово начинает служить средством общения и приобретает характер языкового средства. Начинается период фонемного развития речи.

К концу первого года появляются первые слова. С начала второго года жизни

Начинается дифференциация звуков. Вначале дифференцируются гласные звуки от согласных. Дальнейшая дифференциация идет внутри группы согласных. Противопоставляются сонорные – шумным, глухие – звонким, твердые – мягким. Далее начинается усвоение социально закрепленных гласных звуков.

11

 Характерной особенностью  становления звуков в начальном  периоде  является неустойчивость  артикуляции при их произношении.

Новые фонетические элементы появляются группами, а порядок усвоения

групп согласных находится в зависимости от артикуляционных особенностей звуков, составляющих эти группы. Большинство звуков формируется в правильном виде не сразу, а постепенно, через промежуточные, переходные звуки.

Овладение новым типом артикуляционных движений вызывает к жизни ряд родственных звуков. Новый звук при его усвоении появляется только в части слов, а в других словах по- прежнему – субститут (заменитель).

Основной путь развития фонетической стороны речи ребенок проходит в преддошкольном возрасте. К трем годам ребенок овладевает всей системой звуков явыка,с некоторыми исключениями. Труднее ему даются шипящие (ш, ж), сонорные (л, р ) и свистящие (з, с).

Для правильного решения проблемы формирования звукового строя речи важное значение имеет рассмотрение анатомо-физиологоических и психологических предпосылок овладение правильным произношением звуков в дошкольном возрасте. Речь осуществляется деятельностью сложного анатомо – физиологического аппарата, состоящего из центрального и периферических органов. Все органы речи неразрывно связаны и взаимодействуют под регулирующим воздействием коры головного мозга.

В основе звукопроизносительного процесса лежат речевое дыхание и деятельность речедвигательного аппарата.

  Речь формируется  под контролем слуха.

К  концу  второго  года  жизни  ребенок  пользуется  при  понимании  речи

Фонематическим восприятием всех звуков языка.

Следовательно, важной предпосылкой овладения чистымзвукопризношением

в дошкольном возрасте является развитие звукового анализатора и фонематического слуха.

12

Одной из важных предпосылок формирования речи является способность ребенка к подражанию. Фонетической стороной речи ребенок овладевает, повторяя речь окружающих взрослых.

В младшем дошкольном возрасте имеются все предпосылки для успешного овладения звуковой стороной русского языка. К ним можно отнести соответствующее развитие коры головного мозга в целом,  фонематического восприятия речи и речедвигательного аппарата. Способствуют овладению звуковым составом слова и такие особенности младшего дошкольника, как высокая пластичность нервной системы, повышенная подражательность.

 На протяжении периода  от трех до семи лет у  ребенка все более развивается  звуковой контроль над собственным  произношением. Иными словами, развивается фонематический слух, обеспечивающий восприятие звуков.

В поступательном развитии фонематического восприятия  ребенок начинает со слуховой дифференцировки далеких звуков, затем переходит к различению тончайших нюансов звуков.

Выделяют несколько этапов развития у ребенка основания звуковой стороны языка. На первом этапе полностью отсутствует дифференциация звуков, понимание речи и активная речь самого ребенка.

На втором этапе возникает различение наиболее далеких фонем, но отсутствует

дифференциация  близких.  На этой стадии ребенок слышит звуки иначе, чем мы. Произносит их неправильно, искаженно.

На третьем этапе происходит решающий сдвиг. Ребенок начинает слышать звуки в соответствии с их фонематическими признаками. Он способен производить отличия между правильным и неправильным произношением.

На четвертом этапе преобладают новые образцы восприятия звуков. Ребенок узнает неправильно сказанные слова, но активная речь достигается почти полной правильностью.

На пятом этапе почти завершается процесс фонематического развития. У ребенка формируются слуховые  образцы  слов и отдельных звуков.

13

По мнению большинства ученых, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для окончательного становления всех звуков. Всякое отступление от правильного произношения в возрасте свыше пяти лет необходимо рассматривать как затянувшееся косноязычие.

Таким образом, особенностью освоения звуковой культуры речи детими

дошкольного возраста является постепенное развитие слуховых анализаторов  и речедвигательного аппарата. Интонационная сторона речи формируется со старшего возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

ГЛАВА 2. Организация работы по формированию звукового строя речи

2.1 Диагностика  развития звуковой стороны речи у воспитанников второй младшей группы

 

  Для организации работы  по формированию звукового строя  была проведена диагностика на базе «Ясли –сад №126 города Гомеля ».Для диагностики были взяты две  вторых младших группы . В каждой группе было продиагностировано 15 воспитанников. При проведении диагностики учитывались следующие показатели: 1) звукопроизношение и артикуляция;  2) правильное ударение; 3) восприятие речи и слуховое внимание;

4) выразительность речи; 5) дикция.

Результаты первичной диагностики контрольной группы, в %

Уровень развития звукового  строя речи

Результаты диагностики, в %

Высокий

14

Средний

34

Низкий

52


 

 

Анализ результатов диагностики развития звукового  строя речи в контрольной группе показал, что в группе из 15 воспитанников имеют высокий уровень развития 2 человека (14%), средний – 5 воспитанников (34%), низкий –

8 человек (52%).

Результаты первичной диагностики экспериментальной группы , в %

Уровень развития звукового  строя речи

Результаты диагностики, в %

Высокий

26

Средний

34

Низкий

40


 

 

15

 

Анализ результатов диагностики развития звукового  строя речи в экспериментальной группе показал, что в группе из 15 воспитанников имеют высокий уровень развития 4 человека (26%), средний – 5 воспитанников (34%), низкий –6 человек (40%).

 

 

2.2Этапы обучения правильному звукопроизношению. Методы и приёмы формирования звукового  строя речи

По результатам анализа состояния звуковой культуры речи у младших дошкольников были выработаны методы и приемы, направленные на развитие фонематического слуха,  слухового внимания, звукопроизношения и выразительности речи.

Обучение звукопроизношению осуществляется в соответствии с этапами работы над звуками, принятыми в логопедии.

I этап, подготовительный, предполагающий  подготовку речевого аппарата  к овладению звуками речи. Он  включает подготовку речедвигательного аппарата,

его моторики, речевого слуха, речевого дыхания.

Правильное произношение звуков зависит от деятельности речевого аппарата в целом и от деятельности органов артикуляции (языка, губ, мягкого нёба, зубов и т.д.), от их подвижности и гибкости, от координации артикуляционных движений, их силы и точности. Так, трудный для произнесения звук р требует гибкости движений языка, быстрой вибрации его кончика. Шипящие звуки требуют сильной воздушной струи, подъема языка в форме «ковшика», округления губ и вытягивания их слегка вперед и т.д.

Поэтому необходимо систематически упражнять органы артикуляции, проводить упражнения, направленные на тренировку мышц языка с целью придания ему нужного положения; на подвижность губ, челюстей, щек, на выработку воздушной струи, правильного дыхания.

16

С целью подготовки речевого аппарата используются разнообразные упражнения, которые проводят в основном в игровой форме, что создает условия для многократного их повторения.

Развитию моторики артикуляционного аппарата служат различные игры на звукопроизношение: «Кто как кричит?», «Что звучит?», «Чей домик?» и др. Используются звукоподражания шуму ветра, рокоту самолета, карканью вороны, жужжанию жука, цоканью копыт лошади и др. Повторение лишенных смысла слогов (ша – шо – шу, ра – ро–ру) быстро утомляет и не дает положительных результатов, в то время как ребенку не надоедает щелкать языком, «как кучер», жужжать, «как пчела», гудеть, «как паровоз». В связи с этим следует заметить, что дети усваивают речь, подражая людям, а не звукам природы, мычанию коровы и пр., т.е. подражание звукам животных осуществляется опосредованно, через речь воспитателя.

Для развития речевого дыхания проводят игры на поддувание: сдувание снежинок (кусочков ваты), поддувание карандашей, плавающих рыбок, лодочек. Однако дети не сразу справляются с заданием. Многие напрягаются,

раздувают щеки и не могут сдуть лежащую пушинку. Этому детей надо учить. От простых игр переходят к более сложным, где требуется сильная воздушная струя воздуха, – детям предлагают подуть на плавающих в воде уток, гусей, лодочку; подуть на воду до образования брызг.

Информация о работе Методика формирования звукового строя речи у дошкольников