Методика формирования звукового строя речи у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

Звуковая культура детей дошкольного возраста- это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонематическую, орфоэпическую правильность речи, ее выразительность , четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности(мимика, жесты),элементами культурного общения, речевым слухом.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования звуковой культуры
речи………………………………………………………………………..6
1.1Понятие звуковой культуры речи, её значение для развития личности……6
1.2 Задачи воспитания звуковой культуры речи…………………………………9
1.3Особенности освоения звуковой стороны речи детьми дошкольного возраста……………………………………………………………………………11
ГЛАВА 2. Организация работы по формированию звуковой культуры речи………………………………………………………………………15
2.1 Диагностика уровня развития звуковой стороны речи у воспитанников второй младшей группы………………………………………………………………………………16
2.2 Этапы обучения правильному звукопроизношению. Методы и приёмы формирования звуковой культуры речи………………………………………….16
2.3 .Проверка эффективности проделанной работы по формированию звукового строя речи………………………………………………………………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 117.33 Кб (Скачать файл)

Широкий, расслабленный язык «спит» на нижней губе. Можно похлопать широкий язык губами.

 

Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье»

Улыбнуться, открыть рот, широким языком облизать верхнюю губу.

 

Артикуляционное упражнение «Чашечка»

Это основное упражнение для всех шипящих звуков, так как именно в таком положении язык находится за верхними зубами при произношении этих звуков. Стоит научиться выполнять это упражнение сначала на нижней губе, чтобы малыш увидел свой язык.

Улыбнуться, широко открыть рот. Высунуть широко язык и придать ему форму «чашечки» (то есть слегка приподнять кончик языка).

               

Артикуляционное упражнение «Сдунь вату с носика»

На кончик языка положить ватку. Широким языком в форме «чашечки» прижать вату к верхней губе и сдуть вверх.

 

Правильное произношение звуков «ч», «щ»

При произнесении звука «ч» губы выдвинуты и округлены. Расстояние между зубами 1–2 мм. Звук начинается от смычного элемента, как при произнесении

20

«ть». Кончик языка опущен и касается нижних резцов. Передняя часть языка прижата к верхним резцам или альвеолам, средняя часть выгнута по направлению к твердому небу. Звук заканчивается щелевым элементом,

который звучит кратко.

При произнесении звука «щ» губы вытянуты вперед и округлены, кончик языка поднят до уровня верхних зубов. Передняя часть языка несколько прогибается, средняя часть приподнимается к твердому небу, задняя часть опущена и

более мягко и удлиненно, чем «ш», при этом боковые края языка плотнее прижаты к верхним зубам.

К работе над звуками «ч» и «щ» необходимо приступать, если отработаны звуки «ш» и «ж». 

 

Артикуляционное упражнение «Птенец зовет маму»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5–10.

Выполняя упражнение, нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык сделать широкий, края его должны касаться уголков рта. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Во время упражнения нельзя задерживать выдыхаемый воздух.

 

Правильное произношение звуков «л» и «ль»

При правильном произношении сонорных согласных «л» и «ль» губы раскрыты, зубы разомкнуты, кончик языка поднимается и упирается в верхние резцы. Боковые края языка опущены, между ними и коренными зубами остаются щели, через которые выходит воздушная струя.

Артикуляционное упражнение «Маляр»

Губы в улыбке, рот приоткрыт, кончиком языка (узким) пробуем «покрасить»

нёбо.

21

Артикуляционное упражнение «Раздуваем щеки»

Закусить узкий язык между зубами. Пускать воздушную струю по щекам так, чтобы они раздувались и воздушная струя свободно ходила по бокам языка.

 

Артикуляционное упражнение «Пароход гудит»

Рот открыт, губы в улыбке. Зубами закусываем кончик языка и произносим звук «ы-ы-ы». Получается звук, приближенный к звуку «л».

 

Правильное произношение звука «р»

Звук «р» в артикуляции самый сложный, так как он взрывной, дрожащий,

переднеязычный. Нередко родители путают правильный вибрационный звук с горловым звуком. Для правильного произношения этого звука также необходимы артикуляционные упражнения.

 

Артикуляционное упражнение «Лошадка»

Поцокать языком, будто скачем на лошадке, стараться цокать с открытым ртом.

 

Артикуляционное упражнение «Грибочек»

Открыть рот, присосать широкий язык к небу, чтобы напряглась подъязыковая уздечка, и получился грибок на «тонкой ножке». Стараться удерживать язык на «тонкой ножке» как можно дольше.

 

Артикуляционное упражнение «Барабан»

 

Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка ударять за верхними зубами и произносить взрывной звук «д-д-д-д-д-д-д». Если поднести руку ко рту, можно

ощутить толчки воздуха, – язык должен стать напряженным, твердым. Необходимо проводить упражнение с открытым ртом, кончик языка не должен задевать нижние зубы, то есть ребенок не должен «жевать» свой язык.

22

Артикуляционное упражнение "Чашечка"

Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка)

Артикуляционное упражнение "Киска"

 Губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы,

выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23

                               ПРИЛОЖЕНИЕ D

Результаты первичной диагностики в экспериментальной группе

 

Ф.И.ребенка

Восприятие речи и слухового внимания

Артикуляция и звукопроизношение

Правильное ударение

Выразительность речи

Дикция

Уровень (высокий, средний, нижний)

1

Белаш Лиза

+

+

+

+

+

высокий

2

Аврамчик Соня

+

+

+

+

+

высокий

3

Гулай Глеб

+

-

-

-

-

низкий

4

Гараева Маша

+

-

+

-

+

средний

5

Грабов Саша

+

-

+

+

+

средний

6

Денисенко Лиза

+

-

-

-

-

низкий

7

Ершов Вадим

+

-

+

-

+

средний

8

Исаченко Полина

+

+

+

+

+

высокий

9

Лобай Вероника

-

-

+

-

-

низкий

10

Пастушенко Вика

+

-

+

+

-

средний

11

Поздняков Даник

-

-

-

-

-

низкий

12

Помочтова Дарина

+

-

-

-

+

низкий

13

Муха Роман

-

-

-

-

-

низкий

14

Скоробогатая Даша

+

+

+

+

+

высокий

15

Чернушевич Лиза

+

-

+

+

-

средний


 

 

 

 

 

 

24

 

Результат первичной диагностики в контрольной группе

 

Ф.И.ребенка

Восприятие речи и слухового внимания

Артикуляция и звукопроизношение

Правильное ударение

Выразительность речи

Дикция

Уровень (высокий, средний, нижний)

1

Алексина Маша

-

-

-

-

-

низкий

2

Астафьева Аня

+

+

+

+

+

высокий

3

Лапекин Стас

+

-

+

+

-

средний

4

Кортенок Арсений

+

-

-

-

-

низкий

5

Косуха Максим

+

+

+

+

+

высокий

6

Близнец Кирилл

+

-

-

-

-

низкий

7

Готьманов Арсений

+

-

+

-

+

средний

8

Ковальчук вероника

+

-

+

-

+

средний

9

Самусенко Матвей

-

-

-

-

-

низкий

10

Карпов Дима

-

-

-

-

-

низкий

11

Нестерович Леша

+

-

+

+

+

средний

12

Гусарова Маша

+

+

+

-

+

средний

13

Ермоленко Артем

-

-

-

-

+

низкий

14

Цытрикова Арина

-

-

+

-

-

низкий

15

Сокур Маша

-

-

+

-

-

низкий


 

 

 

 

 

25

Результаты повторной диагностики в экспериментальной группе

 

 

Ф.И.ребенка

Восприятие речи и слухового внимания

Артикуляция и звукопроизношение

Правильное ударение

Выразительность речи

Дикция

Уровень (высокий, средний, нижний)

1

Белаш Лиза

+

+

+

+

+

высокий

2

Аврамчик Соня

+

+

+

+

+

высокий

3

Гулай Глеб

+

-

+

+

+

средний

4

Гараева Маша

+

-

+

-

+

средний

5

Грабов Саша

+

+

+

+

+

высокий

6

Денисенко Лиза

+

-

-

-

-

средний

7

Ершов Вадим

+

-

+

-

+

средний

8

Исаченко Полина

+

+

+

+

+

высокий

9

Лобай Вероника

+

-

+

-

+

средний

10

Пастушенко Вика

+

+

+

+

+

высокий

11

Поздняков Даник

+

-

-

-

+

низкий

12

Помочтова Дарина

+

-

+

+

+

средний

13

Муха Роман

-

-

-

-

-

низкий

14

Скоробогатая Даша

+

+

+

+

+

высокий

15

Чернушевич Лиза

+

-

+

+

-

средний


 

 

 

 

 

 

26

Результаты повторной диагностики в контрольной группе

 

 

Ф.И.ребенка

Восприятие речи и слухового внимания

Артикуляция и звукопроизношение

Правильное ударение

Выразительность речи

Дикция

Уровень (высокий, средний, нижний)

1

Алексина Маша

-

-

+

-

-

низкий

2

Астафьева Аня

+

+

+

+

+

высокий

3

Лапекин Стас

+

-

+

+

-

средний

4

Кортенок Арсений

+

-

-

-

-

низкий

5

Косуха Максим

+

+

+

+

+

высокий

6

Близнец Кирилл

+

-

-

-

-

низкий

7

Готьманов Арсений

+

-

+

-

+

средний

8

Ковальчук вероника

+

-

+

-

+

средний

9

Самусенко Матвей

-

-

-

-

-

низкий

10

Карпов Дима

-

-

-

-

-

низкий

11

Нестерович Леша

+

-

+

+

+

средний

12

Гусарова Маша

+

+

+

-

+

средний

13

Ермоленко Артем

+

-

+

-

+

средний

14

Цытрикова Арина

-

-

+

-

-

низкий

15

Сокур Маша

-

-

+

-

-

низкий

Информация о работе Методика формирования звукового строя речи у дошкольников