Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 22:44, курсовая работа
Цель исследования - систематизировать возможности совершенствования методики организации и проведения уроков по теме «Функция» с целью повышения эффективности изучения указанной темы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретико-методологические основы понятия функции и построения её графика.
2. Изложить способы задания и преобразования функций.
3. Рассмотреть методику изучения темы разными авторами.
Введение……………….………………………………………………………….3
Глава I. Теоретико-методологические основы изучения темы «Функция» в основной общеобразовательной школе
1.1 История возникновения понятия функции и графических изображений…5
1.2 Понятие функции и графика………………………………………………....8
1.3 Способы задания функций…………………………………………………...9
1.4. Преобразования функций, не изменяющие масштаба……………………10
1.5. Преобразования функций, изменяющие масштаб………………………..12
Глава II. Методика изучения темы «Функция» в основной общеобразовательной школе
2.1. Методика изучения темы «Функция» по учебнику авт. Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков «Алгебра» для учащихся 9 классов с углубленным изучением математики…………………………………………………………..18
2.2. Методика изучения темы «Функция» по учебнику авт. Ю.Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова «Алгебра» для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений……………………………………….……19
2.3. Конспект урока по теме «Квадратичная функция. Функции , , »……………………………………………..………23
2.4. Конспект урока по теме «График и свойства квадратичной функции».....28
2.5. Конспект урока по теме «Графики функций и » …....33
Заключение……………………………………………………………….……..40
Список литературы…………………………………………………….………41
, то , , .
и - нули функции.
Найдем промежутки
;
;
;
;
, при .
;
;
;
;
, при .
Ответ: и - нули функции;
, при . ; , при .
№88(а). Зная, что - координаты вершины параболы , а и - нули функции , докажите, что верны формулы и .
Доказательство. Так как и , то
;
.
2.3. Конспект
урока по теме «Квадратичная
функция. Функции
Цели:
Ход урока
1. Организационный момент.
– Здравствуйте, садитесь!
– Кто дежурный? Назовите отсутствующих.
– Есть ли вопросы по домашнему заданию?
2. Постановка целей урока.
Сегодня на уроке мы начинаем новый параграф «Квадратичная функция». И сейчас мы познакомимся с такими квадратичными функциями как , , , рассмотрим их свойства и графики.
3. Объяснение нового материала.
Одним из важнейших классов функций, рассматриваемых в математике, является класс функций, которые можно задать формулой:
где
Эта функция называется целой рациональной функцией.
Частным случаем целой рациональной функции является известная вам функция - многочлен первой степени.
Какая это функция? (линейная)
Что является графиком линейной функции? (прямая)
Скажите, здесь будет ограничение на коэффициент а? (нет)
При - многочлен нулевой степени.
Как будет расположен график этой функции в системе координат? (график функции будет параллелен оси Ох)
Сейчас мы познакомимся с другим видом целой рациональной функции, у которой права часть – многочлен второй степени или его называют квадратный трехчлен .
Определение: Функцию, которую можно записать формулой вида
называется квадратичной функцией.
При формула примет вид .
При , т.е. , ее свойства вы изучали.
Итак, рассмотрим свойства функции .
Как называется график этой кривой? (парабола) Изобразим его.
1. Какова область определения этой функции?
2. Т.к. область симметрична относительно 0, то мы можем говорить о четности (нечетности) функции. Выясните кокой она является.
3. Найдем нули функции. Как мы будем их искать?
при .
Здесь же укажем промежутки знакопостоянства.
при
4. Какова область значений функции?
5. Укажем промежутки
возрастания и убывания
- функция убывает;
- функция возрастает.
Функция имеет наименьшее значение в точке (0;0) – вершина параболы.
х=0 – ось симметрии.
Давайте вспомним преобразования графиков функций.
Пусть дан график функции Как построить график ? (растяжение вдоль оси Ох в к раз)
Как построить график ? (сжатие к оси Ох в раз)
Так же из графика параболы можно получить и .
Теперь обобщим, для - такие же свойства как и у .
График функции получается из графика функции с противоположным (положительным) значениям а в результате симметрии относительно оси Ох.
Давайте посмотрим как из графика получить .
При - сдвиг вверх на единиц.
При - сдвиг вниз на единиц.
Т.е. график будет перемещаться вдоль оси Оу. Точка (0; n) – вершина параболы .
Как из графика получить ?
При - сдвиг вправо на единиц.
При - сдвиг влево на единиц.
Т.е. график будет перемещаться вдоль оси Ох. Точка (m; 0) – вершина параболы .
Есть вопросы по теории? Тогда мы приступаем к практической части.
4. Первичное закрепление.
№ 69. Постройте в одной системе координат графики функций и . Найдите промежутки возрастания и убывания для каждой из функций.
: - убывает;
- возрастает;
: - возрастает;
- убывает.
№70. Изобразите схематически график функции и перечислите свойства этой функции.
1.
2. - четная функция.
3. нули функции: при ;
при
4.
5. - функция возрастает;
- функция убывает.
Функция имеет наибольшее значение в точке (0;0) – вершина параболы.
х=0 – ось симметрии.
№71. Найдите координаты точек пересечения прямой и графика функции .
;
;
;
.
Ответ: и .
5. Домашнее задание: п.5, №85 (на повторение), № 71 (б), № 73.
2.4. Конспект урока по теме «График и свойства квадратичной функции»
Цели:
Ход урока
1. Организационный момент.
– Здравствуйте, садитесь!
– Кто дежурный? Назовите отсутствующих.
– Есть ли вопросы по домашнему заданию?
2. Повторение (устная работа).
На дом вам был задан №85 (а). Откройте учебник на странице 35 и давайте посмотрим на этот номер. Все справились с этим заданием? А под другими буквами можно было выделить квадрат двучлена? Почему?
3. Объяснение новой темы.
Итак, любую квадратичную функцию можно записать формулой вида:
Докажем это.
В 8 классе, когда вы проходили формулы корней квадратичного уравнения вы выводили такую формулу:
,
где, .
Введем обозначения:
Тогда получим
Что и требовалось доказать.
Давайте рассмотрим график функции . Как называется эта кривая? Как же из графика функции получить график записанной формулы ? (сдвиг вдоль на единиц и сдвиг вдоль оси на единиц – 2 параллельных переноса).
График функции - парабола, (0; 0) – вершина, ось симметрии - .
Значит, графиком формулы является парабола, - вершина, - ось симметрии, таким образом ее можно схематично изобразить.
Наша квадратичная функция в зависимости от знака может иметь 3 случая. Какие? (1, 2, 0 корней)
Перечислим свойства :
1. ;
;
2. вершина , , .
- ось симметрии.
3. нули функции .
( - точка пересечения с осью )
4. точка пересечения с осью :
.
5. Промежутки
возрастания и убывания
- функция убывает; - функция возрастает.
Вывод: При построении графика квадратичной функции, заданной формулой нужно найти нули функции, координаты вершины параболы, точки пресечения с осью Затем отметить эти точки в координатной плоскости и провести через них плавную линию.
Если ось симметрии смещена от точки то берут точки симметричные ее оси симметрии.
Пример: Построим график функции
1. - ветви параболы направлены вверх
2. ;
- ось симметрии.
3. ;
;
;
;
.
4.
(0; 1) – точка пересечения с . Симметричная ей точка (4; 1).
4. Первичное закрепление.
№ 88 (а). Найдите координаты вершины параболы и уравнение ее оси симметрии, если функция задана формулой:
(3; -1) – вершина параболы,
- ось симметрии.
№ 90 (а). Изобразите схематически график функции:
;
;
.
Будет ли она ось абсцисс?
;
№ 91. Найдите координаты вершины параболы .
;
;
.
5. Домашнее задание.
Запишите домашнее задание:
п.6, №103 (на повторение), №88 (б), № 84 (а).
2.5. Конспект
урока по теме «Графики
Цели:
Ход урока
1. Организационный момент.
– Здравствуйте, садитесь!
– Кто дежурный? Назовите отсутствующих.
– Есть ли вопросы по домашнему заданию?
2. Повторение и систематизация знаний.
На прошлом
уроке вы проходили
Нам дан график функции f(x). Как из него получить:
f(-x) – симметрия относительно оси Оу.
-f(-x) – симметрия относительно начала координат.
f(x) -f(x) – симметрия относительно оси Ох.
f(kx), k>1 – сжатие в к раз к оси Оу.
f(kx), 0<k<1 – растяжение в раз к оси Оу.
А сегодня мы посмотрим, как из той же функции f(x) построить графики функций и . Подпишите тему урока «Графики функций и ».
3. Объяснение новой темы.
Вы знаете, чему равен модуль числа а. Помогите мне. (спрашиваю одного из поднявших руку. Он диктует я записываю)
Если мы раскроем , то мы получим то же самое.
А если мы будем раскрывать , что изменится?
(Во-первых, условия
будут накладываться на
.
Итак, каждую из функций и мы задали воспользовавшись определением модуля.
И благодаря такой записи легко можно построить графики этих функций. Это мы с вами только что повторили.
Итак, что бы построить график функции , если известен график функции , нужно оставить на месте ту его часть, где и симметрично отобразить относительно оси другую его часть, где .
Информация о работе Методика изучения функции на уроках алгебры основной школы