Методика обучения учащихся 6 класса основам материаловедения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 12:48, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассматриваются теоретические и практические аспекты по методике обучения учащихся 6 класса основам материаловедения.
Первая глава отражает теоретические аспекты обучения учащихся 6 класса основам материаловедения. Кроме того, в первой главе определены цели, задачи, методы, средства и форма обучения учащихся 6 класса основам материаловедения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...5
1 Теоретические аспекты обучения учащихся 6 класса основам материаловедения
1.1 Цели и задачи обучения учащихся 6 класса основам материаловедения……………………………..….7
1.2 Методы и средства обучения учащихся 6 класса основам материаловедения…………………………13
1.3 Формы обучения учащихся 6 класса основам материаловедения…………………………………………16
2 Организация учебного процесса учащихся 6 класса основным технологическим свойствам металлов и сплавов
2.1 Планирование и подготовка учителя технологии к обучению учащихся 6 класса основам материаловедения (разработка тематического плана)……………………………………………………………………………………20
2.2 Особенности выбора объектов труда…………………………………………21
2.3 План-конспект урока по теме «Виды пиломатериалов. Пороки древесины»………………………………………22
Заключение…………………………………………………….................................33
Список использованных источников…………………………………. ………….34
Приложение А Календарно-тематическое планирование……………………….35
Приложение Б Плакат «Виды пиломатериалов»…………………………………42
Приложение В Плакат «Пороки древесины»……………………………………..43

Файлы: 1 файл

Курсовая МОТ Степан.docx

— 249.02 Кб (Скачать файл)

Объяснение - словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Объяснение - это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении химических, физических, математических задач, теорем; при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни. Использование метода объяснения требует:

- точного  и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;

- последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;

- использования  сравнения, сопоставления, аналогии;

- привлечения  ярких примеров;

- безукоризненной  логики изложения.

Беседа - диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. В зависимости от конкретных задач, содержание учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места беседы в дидактическом процессе выделяют различные виды бесед. Широкое распространение имеет эвристическая беседа (от слова “эврика” - нахожу, открываю). В ходе эвристической беседы учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов. Для сообщения новых знаний используются сообщающие беседы. Если беседа предшествует изучению нового материала, ее называют вводной или вступительной. Цель такой беседы состоит в том, чтобы вызвать у учащихся состояние готовности к познанию нового. Закрепляющие беседы применяются после изучения нового материала. В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику (индивидуальная беседа) или учащимися всего класса (фронтальная беседа). Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов.

В целом, метод  беседы имеет следующее преимущество:

- активизирует  учащихся;

- развивает  их память и речь;

- делает  открытыми знания учащихся;

- имеет большую  воспитательную силу;

- является  хорошим диагностическим средством.

Недостатки  метода беседы:

- требует  много времени;

- содержит  элемент риска (школьник может  дать неправильный ответ, который воспринимается другими учащимися и фиксируется в их памяти);

- необходим  запас знаний.

Под наглядными методами обучения понимаются такие  методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения. Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций. Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и пр. Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др. При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

а) применяемая  наглядность должна соответствовать  возрасту учащихся;

б) наглядность  должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в  соответствующий момент урока;

в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

е) демонстрируемая  наглядность должна быть точно согласована  с содержанием материала;

ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии  или демонстрационном устройстве.

Лабораторно-практические работы. По своим задачам и месту  в учебном процессе лабораторно-практические работы занимают промежуточное положение между теоретическим и производственным обучением и являются связующим звеном.

Выполняя  лабораторно-практические работы, учащиеся усваивают или закрепляют и совершенствуют знания, умения и навыки путем наблюдений, опытов, измерений, вычерчивания схем и составления технологической  документации, изучают закономерности процессов и режимов обработки древесины, конструкцию деревообрабатывающих станков и столярно-мебельных изделий. Цель лабораторно-практических работ - не только выявить и раскрыть ту или иную причинно-следственную связь или зависимость, но и добиться от учащихся проявления умственной и волевой активности в достижении поставленной цели. Такие работы должны приучить учащихся наблюдать и на основе этих наблюдений уяснять сущность явлений или процессов.

При выполнении лабораторно-практических работ учащиеся рассматривают, разбирают, собирают, налаживают и проверяют ручные столярные инструменты и ручные электроинструменты; производят опыты по склеиванию древесины и выполняют расчеты элементов столярных соединений; определяет режимы резания и производительность деревообрабатывающих станков и т.д. В этих работах наглядность соединяется с практическими действиями, т.е. устанавливается прямая связь между ранее усвоенными знаниями и умениями и их применением.

Чтобы лабораторно-практическая работа была выполнена приблизительно в одно время всеми учащимися, тем, кто выполнил работу раньше других, следует предлагать небольшие дополнительные задания. В то же время преподаватель должен так разнообразить задания по степени трудности, чтобы имелась возможность сочетать коллективную работу группы с индивидуальной, работой каждого учащегося.

В зависимости  от характера изучаемого материала, времени и условий лабораторно-практические работы проводят в одних случаях  в начале, в других в ходе или  в конце изучаемой темы.

В начале или  в ходе изучения темы или подтемы лабораторно-практические работы могут быть использованы для формирования новых знаний, умений и навыков и для накопления конкретного материала, на основе которого учащиеся в ходе беседы или объяснений устанавливают сущность изучаемых явлений и процессов. Чтобы формировать профессиональную самостоятельность и вовлекать учащихся в творческий труд постепенно, лабораторно-практические работы должны быть различной степени самостоятельности и сложности: задание с подробной инструкцией методики проведения работы; задание, содержащее кроме инструктирующего материала вопросы, требующие самостоятельного решения; задание, дающее установку лишь на получение конечного результата. По мере развития профессиональной самостоятельности необходимость в подробных инструктивных указаниях к лабораторным работам постепенно исчезает[8].

Средства  -  это материальные объекты и  предметы естественной природы, а так же искусственно созданные человеком и используются в учебном процессе, в качестве носителей учебной информации и является инструментом деятельности учителя и учащихся, для достижения поставленных целей обучения [1, с. 130]. Средства обучения, так же как и методы, являются компонентом системы обучения, а так же важнейшей составляющей учебно-материальной базы любого учебного заведения. Средства обучения обогащают используемые методы обучения и содействуют, росту их эффективности.

Существует  различная классификация средств, в большинстве своём они учитывают характер воздействия этих средств на учащихся. За основу взята классификация [1, с. 130-138], а именно визуальные, аудиовизуальные и аудиальные средства обучения.

Визуальные  средства обучения включают – естественные предметы, различные изделия, материалы, устройства, схемы, плакаты, таблицы. Важное достоинство визуальных средств состоит в том, что они позволяют учащимся приобретать представление о технике и её применении, помогают уяснить ход производства, его стадии.  С помощью  средств наглядности, реализуется принцип наглядности, наглядные пособия являются основой использования в учебном процессе, наглядных методов обучения.

Аудиальные средства обучения - имеют более ограниченное применение, преподавание технологии. Однако, например, преподавая в школе автодело, учитель имеет возможность прямо в классе ознакомить учеников с «мелодией» исправного двигателя и характерными особенностями. Аудиовизуальные средства обучения – они оказывают услуги в области формирования у учащихся определённых впечатлений, наблюдений и представлений. Воздействуя одновременно на два анализатора: слуховой и зрительный, и применяют их в преподавании практически всех разделов и тем. 

 

 

 

 

      1. Формы обучения учащихся  6 класса теме «Основы 

материаловедения»

 

Урок –  основная форма учебной работы в  школе [2, с. 94]. Урок позволяет реализовать основные задачи технологического обучения, сочетать наиболее удачно изложение нового материала с постановкой практического задания и его выполнением, активизировать учащихся, включать их в общественно полезный, производительный труд.

Главной особенность урока технологии является то, что уроки проводятся спаренными(2 урока подряд) для достижения наилучшего результата обучения учащихся. Такая организация уроков позволяет учителю сразу после объяснения нового материала проверить его усвоение на практике. 

К каждому  уроку предъявляются различные  дидактические требования:

  1. единство учебной и воспитательной работы;
  2. соответствие учебного материала урока учебной программе;
  3. изложение учебного материала на уровне современных достижений науки, техники и технологии;
  4. правильный подбор учебного материала, его доступность;
  5. целесообразный выбор методов обучения, рациональная структура урока.

В зависимости  от дидактических целей уроки  технологии делятся на следующие основные типы:

- урок приобретения учащимися новых знаний (основное место занимает изучение нового материала);

- урок формирования умений и навыков (главный этап — самостоятельная работа учащихся);

- урок применения знаний на практике (чаще всего на занятиях по моделированию и конструированию);

- урок повторения, систематизации и обобщения знаний (в центре урока — повторение материала, направленное на формирование системы знаний, что требует от учителя особенно тщательной подготовки);

- комбинированный урок (при его проведении решаются разнообразные дидактические задачи, что делает этот тип урока одним из наиболее применяемых в системе трудового обучения.

Для объяснения темы «Виды пиломатериалов. Пороки древесины» выбран тип урока – приобретения новых знаний. Его структура такова:

1) организационно-подготовительная часть;

2) изложение нового материала:

  - виды  пиломатериалов;

  - механические и физические свойства древесины;

  - пороки  древесины;

3) самостоятельная  работа;

4) закрепление нового материала;

5) подведение  итогов;

6) задание  на дом;

         Целью данного типа урока является овладение учащимися новым материалом. Для этого школьники должны подключаться к решению таких дидактических задач, как усвоение новых понятий и способов действий, самостоятельной поисковой деятельности, формированию системы ценностных ориентации. Наиболее применимы такие уроки в работе со школьниками среднего и старшего возраста, так как именно в средних и старших классах изучается довольно объемистый материал, применяется крупноблочный способ его изучения. Формы такого изучения могут быть самыми разными: лекция, объяснение учителя с привлечением учащихся к обсуждению отдельных вопросов, положений, эвристическая беседа, самостоятельная работа с учебником, другими источниками, постановка и проведение экспериментов, опытов и т.д. Основное время отводится на передачу и усвоение новых знаний, умений и навыков. В данном случае сокращается время на другие этапы урока. Такие уроки используются для передачи объемного материала, демонстрации технологических процессов, новых явлений. Это может быть блочный способ его подачи и изучения. Могут использоваться такие формы, как лекция, объяснение учителя, беседа и обсуждение отдельных вопросов, эвристическая беседа, самостоятельная работа, постановка опыта и т.д. На уроке применяются разные приемы активизации деятельности: придание излагаемому материалу проблемного характера, включение в изучаемый материал ярких примеров, фактов, доказательств, вовлечение учащихся в активное обсуждение с использованием их теоретического багажа, примеров, фактов; применение наглядности и технических средств. Учитель активизирует внимание и мыслительную деятельность, систематизирует полученные знания учащихся.

Под организационной  формой технологического обучения понимают способы организации ученического коллектива для учебной работы, формы руководства деятельностью школьников, а также структуру построения учебных занятий [1, с. 120]. Организационные формы определяются целями и задачами обучения, количеством учащихся, характерными особенностями содержания отдельных разделов учебной программы курса «Технология», материально-техническим оснащением школьных мастерских. Учитель технологии принимает решение, каким образом должна быть организована конкретная работа на данном занятии. Организационные формы обучения определяют, как построить дидактическую работу с учётом того, кто (имеется ввиду возрастной фактор), где (имеется ввиду место проведения занятий)  и когда (с точки зрения времени работы) обучается. В настоящее время на уроках технологии установились три основные формы организации учащихся:

Информация о работе Методика обучения учащихся 6 класса основам материаловедения