Методика обучения учащихся 6 класса основам материаловедения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 12:48, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассматриваются теоретические и практические аспекты по методике обучения учащихся 6 класса основам материаловедения.
Первая глава отражает теоретические аспекты обучения учащихся 6 класса основам материаловедения. Кроме того, в первой главе определены цели, задачи, методы, средства и форма обучения учащихся 6 класса основам материаловедения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...5
1 Теоретические аспекты обучения учащихся 6 класса основам материаловедения
1.1 Цели и задачи обучения учащихся 6 класса основам материаловедения……………………………..….7
1.2 Методы и средства обучения учащихся 6 класса основам материаловедения…………………………13
1.3 Формы обучения учащихся 6 класса основам материаловедения…………………………………………16
2 Организация учебного процесса учащихся 6 класса основным технологическим свойствам металлов и сплавов
2.1 Планирование и подготовка учителя технологии к обучению учащихся 6 класса основам материаловедения (разработка тематического плана)……………………………………………………………………………………20
2.2 Особенности выбора объектов труда…………………………………………21
2.3 План-конспект урока по теме «Виды пиломатериалов. Пороки древесины»………………………………………22
Заключение…………………………………………………….................................33
Список использованных источников…………………………………. ………….34
Приложение А Календарно-тематическое планирование……………………….35
Приложение Б Плакат «Виды пиломатериалов»…………………………………42
Приложение В Плакат «Пороки древесины»……………………………………..43

Файлы: 1 файл

Курсовая МОТ Степан.docx

— 249.02 Кб (Скачать файл)

3.Самостоятельная  работа учащихся.

Лабораторная  работа «Изучение строения древесины».

Цель: ознакомление с основными разрезами, характером поверхности коры, цветом, текстурой и запахом древесины распространенных пород.

Оснащение: складная лупа; образцы изучаемых древесных пород; масштабная линейка; штангенциркуль; плакаты с изображением образцов древесины различных пород.

Основные  сведения.

Пиломатериалы — пилопродукция из древесины установленных размеров и качества, имеющая, как минимум, две плоско-параллельные пласти. Пиломатериалы получают в результате деления круглых лесоматериалов(брёвен) на части, а также продольного и поперечного деления полученных частей.

Для древесины  основными и наиболее важными  являются следующие свойства:

  1. Механические: прочность, твёрдость, деформативность, удельная вязкость, эксплуатационные характеристики, технологические характеристики, износостойкость, способность удерживать крепления, упругость;
  2. Физические: внешний вид (текстура, блеск, окраска), влажность (усушка, коробление, водопоглощение, гигроскопичность, плотность), тепловые (теплопроводность), звуковые (акустическое сопротивление, звукопроводность), электрические (диэлектрические свойства, электропроводность, электрическая прочность);

Прочность древесины  — способность сопротивляться разрушению под действием механических нагрузок.

Твёрдость древесины  — способность древесины сопротивляться внедрению в нее более твёрдого тела.

Износостойкость — способность древесины сопротивляться износу, то есть постепенному разрушению её поверхностных зон при трении.

Гигроскопичность  — свойство материала поглощать  влагу из окружающей среды

Пористость  — отношение объёма пор к общему объёму древесины.

Усушка —  изменение размеров при потере влаги  древесиной в результате сушки.

Растрескивание  — результат неравномерного высыхания  наружных и внутренних слоёв древесины.

Звукопроницаемость  — способность материала проводить  звуковые волны.

Электропроводность  — способность материала проводить  электрический ток.

Пороки древесины — это особенности и недостатки древесины, как всего ствола дерева, так и отдельных его участков, ухудшающие её свойства и ограничивающие возможности её использования.

Естественные  пороки

образуются  в процессе роста дерева из-за неблагоприятных  климатических условий и места произрастания, случайных механических повреждений, естественного старения, деятельности микроорганизмов, насекомых-вредителей и птиц. Влияние порока на качество древесины определяется его видом, размерами, расположением и назначением пиломатериала. Поэтому пороки, нежелательные в одних видах лесоматериалов, могут не приниматься во внимание в других и быть желательными в третьих.

Сучок —  это часть ветви, заключённая  в древесине ствола.

Трещина —  это разрыв древесины вдоль волокон.

Трещина усушки — радиальная трещина, возникающая  в срубленной древесине при сушке

Задание: выполнить необходимые операции, проанализировать и сделать выводы.

Порядок выполнения работы.

1. На образцах последовательно изучить поперечный, радиальный и тангентальный разрезы ствола сосны, дуба и березы. Обратить внимание на различие их строения по всем разрезам, сравнить между собой. Зарисовать основные разрез ствола.

2. На образцах ознакомиться с внешними, признакам и коры различных древесных пород.

3. Измерить  металлической линейкой по двум  взаимно перпендикулярным диаметрам ширину заболони и ядра. На поперечном разрезе кольцо заболони бывает узким (дуб, лиственница) и широким (сосна, кедр). Установить для ядровых пород характер перехода от заболони ядру. Переход бывает резкий (дуб, лиственница) и постепенный (грецкий орех).

4. Изучить  по образцам  годичные слои  древесины хвойных и некоторых  лиственных пород. Запомнить названия  пород с хорошей и плохой  видимостью годичных слоев, с  плавным и волнистым очертанием  их.

5. Рассмотреть  через лупу один из годичных  слоев. Легко заметить, что он  состоит из двух частей, отличающихся  по цвету и плотности. Внутренняя  часть слоя светлая и пористая (ранняя древесина), а наружная - темная  и плотная (поздняя древесина).

6. Определить  число годичных слоев на 1 см  длины и на основании проведенного изучения дать краткую характеристику основных разрезов и строения ствола рассмотренных пород деревьев по внешним признакам.

7. Пользуясь  атласами или шкалой цвета  по натуральным образцам, определить цвет древесины изучаемых древесных пород, на глаз определить блеск древесины. Посмотреть на радиальные расколы образца через лупу.

8. Изучить  на основных разрезах образцов текстур древесины.

9. Результаты  изучения и наблюдения древесины  изучаемых пород записать в таблицу 1.

Таблица 1 – Виды древесных пород

Древесные породы

Основные разрезы

Число годичных слоев на 1 см.

Внешние признаки древесины

цвет

блеск

текстура

запах

1

2

3

4

5

6

7

             

 

Форма отчета: таблица.

Контрольные вопросы:

1. Что такое пиломатериал?

2. Какие виды  пиломатериалов вы знаете?

3. Что такое  пороки древесины?

4. Закрепление нового материала.

Побеседовать  с учащимися на вопросы:

- что такое  древесина

- какие свойства  относятся к механическим

- какие свойства  относятся к физическим

- какие существуют  виды пиломатериалов

- какие существуют  пороки древесины 

5.Подведение  итогов.

Узнать у  учащихся, что нового они для себя узнали на уроке, что осталось недопонятым.

6. Задание на дом.

- повторить  изученный материал по основным  видам пиломатериалов, порокам древесины;

- § 1, 2 в учебнике Симоненко В.Д. «Технология 6 класс».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Результаты  проведенных исследований позволили  сформулировать следующие выводы:

1. Цель - это конкретная учебно-воспитательная задача, требующая решения совместно с учащимися. В работе формулированы следующий комплекс целей обучения учащихся:

1) обучающая: сформулировать знания об основных видах пиломатериалов, их  свойствах и видах пороков древесины;

2) развивающая: развивать у учащихся умение анализировать, делать выводы;

3) воспитывающая: воспитывать у учащихся навыки рационального использования материалов; воспитывать интерес к предмету, активность, самостоятельность;

 Учащиеся должны знать:

- основные  виды пиломатериалов;

- основные  свойства древесины;

- основные  виды пороков древесины;

Учащиеся  должны уметь:

- различать  основные виды пиломатериалов;

- узнавать  основные виды пороков древесины;

2. При изучении темы «Виды  пиломатериалов. Пороки древесины»  наиболее эффективными будут  следующие методы: объяснение, беседа, демонстрация наглядных пособий,  самостоятельная работа учащихся. Выбранные методы позволят наиболее полно изложить новый материал.

3.  Основной формой организации обучения является урок приобретения новых знаний с фронтальной формой организации процесса обучения. Такая организация урока способствует развитию у учащихся сплоченности, умения работать в коллективе, позволяет наиболее выгодно преподать новый материал учащимся.

4. При изучении темы «Виды пиломатериалов. Пороки древесины» наиболее продуктивно используются визуальные средства обучения, а именно плакат «Виды пиломатериалов», плакат «Пороки древесины», натуральные образцы различных пород древесины.

5. Разработан календарно-тематический  план на раздел «Технологии  изготовления изделий из древесины на основе конструкторской и технологической документации. Технология изготовления изделий из древесины с использованием деталей призматической и цилиндрической формы».

6. Разработан план-конспект на  тему «Виды пиломатериалов. Пороки  древесины».

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1 Коджаспиров, Г.М. Технические средства обучения и методика их использования: учеб. пособие для студентов высш. Пед. Учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 256с.

2 Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / Г.И. Кругликов. – М.: Издательство центр «Академия», 2002. – 480с. ISBN 5-7695-0687-3;

3 Муравьев Е.М., Симоненко В.Д. Общие основы методики преподавания технологии. – Брянск: Издательство БГПУ им. акад. И.Г. Петровского, НМЦ «Технология», 2000 – 235с.

4 Подласый И.П. Педагогика Учебник М., 2006 – 324c.

5 Самородский, П.С., Симоненко, В.Д., Тищенко, А.Т. Технология. Трудовое обучение: учебник для учащихся 6 класса (вариант для мальчиков) общеобразов.школы, под ред. Симоненко В.Д.  – М.: Издат.центр «Вентана-Граф», 1998.

6 Симоненко, В.Д. Методика обучения учащихся основам экономики и предпринимательства: учеб. – методич. Пособие для учителей и студентов педагогических вузов и колледжей / В.Д Симоненко, Н.В Фомин. – М.: Издательство. БТПУ. 1998. – 26 с.

 7 Тхоржевский, Д.А. Методика трудового обучения с практикумом: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Д.А. Тхоржевский, А.И. Бугаев, Б.И. Бухалов, А.И. Дёмин, И.Н. Яровой, А.И. Гетта. -  М.: Просвещение, 1987. – 447 с. ил.

8 Экранные средства обучения и воспитания [Электронный ресурс]: многопредметный науч. журн. / Московский физ.-техн. ин-т. - Электронный журнал – Режим доступа к журн. : http://www.profile-edu.ru/yekrannye-sredstva-obucheniya-i-vospitaniya-page-9.html

9 Примерная программа основного общего образования по направлению «Технология. Технический труд». Учебная программа [Текст] : офиц. текст. – М. : 2004. – 26 с

10 Система стандартов безопасности труда [Текст] : сб. – М. : Изд-во стандартов, 2002. – 102 с.

11 Исследовано в России [Электронный ресурс]: многопредмет. науч. журн. / Моск. физ.-техн. ин-т. – Электрон.журн. – Долгопрудный : МФТИ, 1998. – Режим доступа к журн.: http://zhurnal/mipt/rssi/ru/

12 Учим технологии [Электронный ресурс]: многопредмет. науч. журн. / Моск. физ.-техн. ин-т. – Электрон.журн. – Долгопрудный : МФТИ, 2003. – Режим доступа к журн.: http://www.openclass.ru

 

 

 

 

Приложение А

(обязательное)

 

Таблица 1 – Календарно-тематический план на раздел «Технологии создания изделий из древесных и поделочных материалов на основе конструкторской и технологической документации. Технология изготовления изделий из древесины и использованием деталей призматической и цилиндрической формы» 6 класс

Тема урока

Цели урока

Тип урока

Содержание

Объект труда

Оборудование, инструменты

Наглядные пособия

Теоретической части

Практической работы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Виды пиломатериалов, технология их производства. Технологические пороки древесины

1.сформулировать знания об основных видах пиломатериалов, их  свойствах и видах пороков древесины;

2.развивать умение анализировать, делать выводы; 3.воспитывать навыки рационального использования материалов; воспитывать интерес к предмету, активность.

изучение нового материала

Виды пиломатериалов, технология их производства и область применения. влияние технологической обработки материалов на окружающую среду и здоровье. технологические пороки древесины: механические повреждения, заплесневелость, деформация

Определение видов пиломатериалов. Выбор пиломатериалов с учетом природных и технологических пороков древесины

Образцы изучаемых древесных пород

Складная лупа; образцы изучаемых древесных пород; масштабная линейка; штангенциркуль; плакаты с изображением образцов древесины различных пород.

Плакат «Виды пиломатериалов», «Пороки древесины»

Информация о работе Методика обучения учащихся 6 класса основам материаловедения