Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 12:48, курсовая работа
В данной работе рассматриваются теоретические и практические аспекты по методике обучения учащихся 6 класса основам материаловедения.
Первая глава отражает теоретические аспекты обучения учащихся 6 класса основам материаловедения. Кроме того, в первой главе определены цели, задачи, методы, средства и форма обучения учащихся 6 класса основам материаловедения.
Введение……………………………………………………………………………...5
1 Теоретические аспекты обучения учащихся 6 класса основам материаловедения
1.1 Цели и задачи обучения учащихся 6 класса основам материаловедения……………………………..….7
1.2 Методы и средства обучения учащихся 6 класса основам материаловедения…………………………13
1.3 Формы обучения учащихся 6 класса основам материаловедения…………………………………………16
2 Организация учебного процесса учащихся 6 класса основным технологическим свойствам металлов и сплавов
2.1 Планирование и подготовка учителя технологии к обучению учащихся 6 класса основам материаловедения (разработка тематического плана)……………………………………………………………………………………20
2.2 Особенности выбора объектов труда…………………………………………21
2.3 План-конспект урока по теме «Виды пиломатериалов. Пороки древесины»………………………………………22
Заключение…………………………………………………….................................33
Список использованных источников…………………………………. ………….34
Приложение А Календарно-тематическое планирование……………………….35
Приложение Б Плакат «Виды пиломатериалов»…………………………………42
Приложение В Плакат «Пороки древесины»……………………………………..43
1) фронтальная;
2) звеньевая;
3) индивидуальная.
Фронтальная форма организации обучения выражается в том, что все учащиеся выполняют одинаковые задания. При такой форме учителю технологии значительно легче работать: содержание вводного инструктажа, объяснение особенностей работы, предупреждение о типичных ошибках и коллективное обсуждение причин. Легче контролировать ее этапы, удобнее сравнивать степень продвинутости у разных учеников, проще проводить групповой инструктаж, так как всегда есть возможность сравнения. Фронтальная форма организации работы не лишена недостатков. Она не считается с различиями в развитии отдельных учащихся, вследствие чего из-за разного темпа работы фронтальность нарушается. Школьник от начала до конца выполняет работу сам, у него не формируется представление о характере разделения труда на современном производстве. Групповая (звеньевая) форма организации работы школьников предполагает разделение при выполнении работ на группы из нескольких человек. Каждая группа выполняет своё задание. Групповая (звеньевая) форма организации работы позволяет создавать у школьников правильное представление о современной организации труда на производстве. Группа может работать над сложным объектом труда, а это повышает интерес учащихся к работе. Индивидуальная форма организации работы – выполнение каждым учащимся различного задания – применяется сравнительно редко. Конечно, для сильного ученика, которому дана сложная, интересная задача, и для слабого, который также выполняет посильное задание, такой вид важен для самоутверждения. Несомненным преимуществом этой формы обучения является возможность полностью индивидуализировать содержание и темп учёбы, дать возможность отстающим по каким- либо причинам (болезнь, слабое физическое развитие) пройти программу без психологического травмирования.
Для объяснения основ материаловедения, выполнения самостоятельной работы (все учащиеся выполняют одинаковое задание) используется фронтальный метод обучения.
Рассмотрев все формы организации работы на уроке при изучении темы «Виды пиломатериалов. Пороки древесины», можно выделить наиболее рациональные: урок приобретения нового знания с фронтальной работой учащихся на уроке.
2 Организация учебного процесса учащихся 6 класса
основам материаловедения
2.1 Планирование и подготовка учителя технологии к обучению учащихся 6 класса основам материаловедения
Тема «Виды пиломатериалов. Пороки
древесины» является первой
Перспективно-тематическое планирование – это продумывание системы уроков по каждой теме. Многие учителя, кроме календарного плана на полугодие, составляют тематический план по разделам программы. Этот вид планирования не входит в круг обязательных, но он очень удобен для подготовки к занятиям, организации и проведения уроков. Основные задачи планирования:
Успех тематического планирования зависит главным образом от того, насколько четко учитель представляет себе, что должны учащиеся твердо усвоить, с чем познакомиться, что уметь, что знать и т.д. Поэтому тематическое планирование начинается с тщательного изучения учителем учебной программы по предмету, образовательных стандартов, выделения основных воспитательных целей и целей развития учащихся в рамках изучения предмета в целом и в ракурсе решения дидактических задач по данной теме. Одновременно учитель планирует формирование у учащихся умений учебно-исследовательской деятельности, намечает основные задачи воспитания ответственного отношения учащихся к изучаемому содержанию темы, к тем видам деятельности, которые предстоит школьникам выполнять в ходе изучения данной темы. Только после того, когда дидактические задачи определены при изучении темы в целом, можно приступать к подготовке конкретного урока. Непосредственная подготовка учителя к уроку — это планирование урока, конкретизация тематического планирования применительно к каждому отдельно взятому уроку, продумывание и составление плана и конспекта урока после того, как определено основное содержание и направленность урока. План урока необходим каждому учителю, независимо от его стажа, эрудиции и уровня педагогического мастерства. Составляется он на основе тематического плана, содержания программы, знания учителем учащихся, а также уровня их подготовки. Цель урока определяется, исхода из содержания материала программы, материальной базы школы и характера той деятельности учащихся с учебным материалом, которую можно организовать в данной учебной ситуации. В этой части подготовки урока учитель на основе мысленного эксперимента осуществляет прогнозирование будущего урока, его мысленное проигрывание, разрабатывает своеобразный сценарий своих собственных действий и действий учащихся в их единстве. И только после определения основного содержания и направленности собственной деятельности и деятельности учащихся на уроке учитель отбирает необходимый и достаточный материал, который должны усвоить ученики, намечает последовательность введения в оборот тех или иных понятий, которые будут отрабатываться на уроке. Подбирает наиболее емкий и яркий материал, необходимый для возбуждения активности учащихся при работе с намечаемыми понятиями, намечает ориентиры в виде обобщенных вопросов, проблемные задачи, предопределяет структуру урока, исходя из объема предстоящей работы. Оценивает возможности учащихся и свои собственные, готовит себя психологически к возможным изменениям занятия в связи с меняющимися условиями на уроке, с введением в содержание урока дополнительной информации. В ходе подготовки урока усиливается внимание учителя к педагогическому предвидению, к прогнозированию поворотов мысли учащихся. Подготовка учителя к уроку охватывает, таким образом, не только тщательный анализ учебного материала, его структурирование в соответствии с этапами его изучения, но и возможные вопросы, ответы, суждения самих учащихся в ходе работы с этим материалом — его восприятия, осмысливания и т.п. Успех урока зависит не только от тщательной подготовки к нему учителя, но и от подготовки им самих учащихся к работе на предстоящем уроке, от того психологического настроя, с каким они приходят на урок.
Учитывая
все вышесказанное, был
2.2
Выбор объекта труда при
Выбор объектов труда - один из важнейших этапов в организации урока. Сложность его связано со многими факторами: возраст учащихся, материальная база для изготовления выбираемых объектов, технология изготовления изделий, их практическое использование и многое другое. В связи с этим при выборе объектов труда школьников необходимо учитывать ряд требований:
Учитель должен подходить к обоснованию объекта труда, исходя из соответствия знаний, умения и особенностей личности, необходимых для его изготовления
Объекты труда должны, прежде всего, соответствовать учебной программе и быть посильными для учащихся с точки зрения из интеллектуальной и физической подготовки.
2.3 План-конспект урока технологии на тему «Виды пиломатериалов. Пороки древесины»
Тема по программе «Технология изготовления изделий из древесины с использованием деталей призматической и цилиндрической формы. Виды пиломатериалов, технология их производства и область применения. Пороки древесины»
Тема урока «Вида пиломатериалов. Пороки древесины»
Предмет: технология
Класс: 6
Учащиеся должны знать:
- основные виды пиломатериалов;
- основные свойства древесины;
- основные виды пороков древесины;
Учащиеся должны уметь:
- различать основные виды пиломатериалов;
- узнавать основные виды пороков древесины;
Тип урока: урок приобретения новых знаний
Цели урока:
1. обучающая: сформулировать знания об основных видах пиломатериалов, их свойствах и видах пороков древесины;
2. развивающая: развивать у учащихся умение анализировать, делать выводы;
3. воспитывающая: воспитывать у учащихся навыки рационального использования материалов; воспитывать интерес к предмету, активность, самостоятельность.
Задачи урока:
1) Изучить понятия «пиломатериал», «пороки древесины», виды пиломатериалов и пороков древесины.
2) Способствовать развитию мышления, памяти.
3) Формирование активности и самостоятельности.
Методы обучения: объяснение, беседа, демонстрация наглядных пособий, самостоятельная работа.
Материально-техническое
Объект работы: комплект образцов древесных пород.
Структура урока:
1. организационно-
2. изложение нового материала- 40 мин:
- виды пиломатериалов;
- механические и физические свойства древесины;
- пороки древесины;
3. самостоятельная работа- 30 мин.;
4. закрепление нового материала- 7 мин.;
5. подведение итогов- 5 мин;
6. задание на дом- 3 мин;
Ход урока:
1.Организационно-
- приветствие;
- контроль посещаемости;
- проверка готовности учащихся к уроку;
- сообщение темы урока.
2.Изложение нового материала.
Объяснить новый материал по плану:
Виды пиломатериалов.
Дать под запись определение.
Пиломатериалы — пилопродукция из древесины установленных размеров и качества, имеющая, как минимум, две плоско-параллельные пласти. Пиломатериалы получают в результате деления круглых лесоматериалов(брёвен) на части, а также продольного и поперечного деления полученных частей. Пиломатериалы обычно производят на лесопильных предприятиях (лесопилках), где для этого применяются специальные станки и оборудование: ленточнопильные, круглопильные или лесопильные рамы и др.
Продемонстрировать и объяснить по плакату «Виды пиломатериалов»(Приложение Б ).
1. В зависимости от ориентации в бревне:
- Пиломатериал радиальной распиловки — пиломатериал, полученный ориентированной распиловкой круглых лесоматериалов или брусьев с преимущественным направлением пропилов, близкий к радиусам годичных слоев древесины.
- Пиломатериал тангенциальной распиловки — пиломатериал, полученный ориентированной распиловкой круглых лесоматериалов с преимущественным направлением пропилов по касательной к годичным слоям древесины.
2. В зависимости от опилености кромок, обработки строганием и калибрования:
- Обрезной пиломатериал — пиломатериал с кромками, опиленными перпендикулярно пластам и с обзолом не более допустимого по соответствующей нормативно-технической документации (обрезной пиломатериал может быть с параллельными и непараллельными (по сбегу) кромками).
- Односторонне-обрезной пиломатериал — пиломатериал с одной кромкой, опиленной перпендикулярно пластам, и с обзолом на этой кромке не более допустимого в обрезном пиломатериале.
- Необрезной пиломатериал — пиломатериал с неопиленными или частично опиленными кромками, с обзолом более допустимого в обрезном пиломатериале.
- Строганный пиломатериал — пиломатериал, у которого обработаны строганием хотя бы одна пласть или обе кромки.
- Калиброванный пиломатериал — пиломатериал, высушенный и обработанный до заданного размера.
3. В зависимости от гарантированности прочностных показателей:
- Конструкционные пиломатериалы — пиломатериалы с гарантированными показателями прочности для изготовления деталей несущих конструкций.
4. В зависимости от вида сортировки:
- Пиломатериалы машинной сортировки — конструкционные пиломатериалы, рассортированные с помощью механического устройства, действие которого основано на зависимости между модулем упругости и пределом прочности при изгибе, растяжении, сжатии.
Информация о работе Методика обучения учащихся 6 класса основам материаловедения