Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 20:41, курсовая работа
Цель исследования - проанализировать роль наблюдений в экологическом образовании дошкольников.
Объект исследования - экологическое воспитание в ДОУ.
Предмет исследования - наблюдение как метод экологического воспитания в ДОУ.
Задачи исследования:
1. изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. рассмотреть формирование начал экологической культуры у дошкольников с использованием метода наблюдения;
3. разработать методику организации наблюдений за объектами живой и неживой природы в ДОУ.
Введение
Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы экологического воспитания дошкольников посредством наблюдений за объектами живой и неживой природы
1.1 Экологическое образование дошкольников в современном ДОУ
1.2 Формирование начал экологической культуры у дошкольников с использованием метода наблюдения
Глава 2. Методика организации наблюдений за объектами живой и неживой природы
2.1 Экологическая тропа в ДОУ
2.2 Организация наблюдений в экологической комнате
Заключение
Библиографический список
Оглавление
Введение
Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы экологического воспитания дошкольников посредством наблюдений за объектами живой и неживой природы
1.1 Экологическое образование дошкольников в современном ДОУ
1.2 Формирование начал
экологической культуры у
Глава 2. Методика организации наблюдений за объектами живой и неживой природы
2.1 Экологическая тропа в ДОУ
2.2 Организация наблюдений в экологической комнате
Заключение
Библиографический список
Приложение
Введение
Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ее ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Эффективность экологического образования и воспитания детей зависит от уровня развития познавательной активности детей.
Основным содержанием
экологического воспитания является формирование
у ребенка правильного
Актуальность темы исследования. В 90-е годы в России наблюдается интенсивное развитие системы непрерывного экологического образования, формируется концептуальное видение этого направления (И.Д. Зверев, Н.М. Мамедов, И.Т. Суравегина, А.Н. Захлебный, Б.Т. Лихачев, Н.С. Дежникова, И.В. Цветкова, Г.А. Ягодин, С.Н. Глазачев). Признается всеми: начальным звеном системы является сфера дошкольного воспитания, т.к. именно в этот период у ребенка складывается первое мироощущение - он получает эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливает представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания и культуры.
В эти же годы наблюдается активизация практики дошкольного воспитания - стимулом к развитию ДОУ становится появление новых комплексных программ («Детство», «Истоки», «Развитие», «Радуга», «Детский сад - дом радости», «Золотой ключик», «Кроха»), в которых экологическому воспитанию уделяется должное внимание. Разрабатываются и становятся востребованными программы экологического воспитания («Юный эколог», «Мы - земляне», «Открой себя», «Мы», «Паутинка», «Семицветик», «Я - человек», «Надежда», «Наш дом - природа»).
Исследуются новые аспекты
проблемы экологического воспитания в
период дошкольного детства: создания
обогащенной эколого-
Одним из методов экологического воспитания дошкольников является наблюдение. В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.
При выполнении исследования
использовались труды таких авторов
как, например, Иванова А.И. «Экологические
наблюдения и эксперименты в детском
саду. Мир растений». В пособии
описаны многочисленные наблюдения
и опыты, которые могут осуществить
дошкольники в мире растений, подробно
описаны способы фиксации наблюдений,
конспекты увлекательных
Цель исследования - проанализировать роль наблюдений в экологическом образовании дошкольников.
Объект исследования - экологическое воспитание в ДОУ.
Предмет исследования - наблюдение как метод экологического воспитания в ДОУ.
Задачи исследования:
1. изучить психолого-
2. рассмотреть формирование
начал экологической культуры
у дошкольников с
3. разработать методику
организации наблюдений за
Методы исследования: теоретический анализ педагогической и психологической литературы; системный анализ процесса экологического воспитания детей дошкольного возраста; анализ и систематизация опыта экологической практики в дошкольном учреждении.
Экспериментальная база исследования - МДОУ «Детский сад №2» «Рябинка» п. Урманный ХМАО.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 18 источников и приложения.
Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы экологического воспитания дошкольников посредством наблюдения за объектами живой и неживой природы
1.1 Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ
Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.
В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А.А. Быстров, Р.М. Басс, А.М. Степанова, Э.И. Залкинд, Е.И. Волкова, Е. Геннингс и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М.В. Лучич, М.М. Марковской, рекомендации З.Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С.А. Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З.Д. Сизенко, С.А. Веретенникова, А.М. Низова, Л.И. Пушнина, М.В. Лучич, А.Ф. Мазурина и др.).
Большое значение в научном
обосновании методики ознакомления
с природой сыграли исследования,
которые начали проводиться в 1950-е
годы на кафедрах дошкольной педагогики
пединститутов. Одно из первых - исследование
Э.И. Залкинд, посвященное ознакомлению
дошкольников с птицами, - показало,
как важна правильная организация
чувственного восприятия объектов природы:
продуманное руководство
В начале 1970-х годов начали
проводиться педагогические исследования,
которые в дальнейшем вошли в
ядро теоретико-экспериментального обоснования
методики экологического воспитания дошкольников.
Это было связано с новыми идеями,
инициированными Академией
1) усложнения содержания
обучения - привнесения в него
теоретических знаний, отражающих
закономерности окружающей
2) построения системы знаний,
усвоение которых обеспечивало
бы эффективное умственное
Реализацией этой идеи в сфере дошкольного воспитания, которая должна была обеспечить хорошую подготовку детей к школе, занимались А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Венгер (НИИ дошкольного воспитания АПН). Психологи обосновали положение о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте.
В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И.А. Хайдурова, С.Н. Николаева, Е.Ф. Терентьева и др.) и неживой (И.С. Фрейдкин и др.) природы. В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой.
Последнее десятилетие ХХ века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством. За рубежом и в России в этот период происходило становление нового образовательного пространства - системы непрерывного экологического образования: проводились конференции, съезды, семинары, создавались программы, технологии, учебные и методические пособия для различных категорий учащихся.
В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.
Николаевой С.Н. доказано, что становление экологической культуры в период дошкольного детства в возможно, если:
· дети будут включены в целенаправленный, систематический педагогический процесс, называемый экологическим воспитанием, в основу которого положены адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии (биоэкологии, социальной экологии, экологии человека), отражающие закономерные взаимосвязи в природе и связи человека с природой;
· будет использована система методов и технологий экологического воспитания, построенная на типичных для дошкольного периода видах деятельности (практических, познавательных и творческих), вызывающих у детей эмоциональный отклик и обеспечивающих усвоение экологических знаний, формирование практических умений осознанно и бережно взаимодействовать с объектами природы;
· в пространстве жизнедеятельности
детей будет создана эколого-
· у воспитателей дошкольников
развивается профессиональная экологическая
культура, включающая: представления
об экологических проблемах
Азы экологической воспитанности
связаны с познавательным интересом
к объектам и явлениям природы, систематичностью
представлений о природном
В дошкольном возрасте процесс
познания у ребенка происходит эмоционально-практическим
путем. Каждый дошкольник - маленький
исследователь, с радостью и удивлением
открывающий для себя мир. Ребенок
стремится к активной деятельности.
Вот почему такие виды деятельности
как экспериментирование и
Наблюдение рассматривается как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. Важным является вопрос о содержании наблюдений - что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать. [5, с.31-34]
Природа - один из источников познания ребенком окружающей среды. Процесс познания основан на чувственном восприятии, на непосредственном созерцании и общении с объектами, явлениями и процессами окружающей действительности.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Информация о работе Методика организации наблюдений за объектами живой и неживой природы