Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 20:41, курсовая работа
Цель исследования - проанализировать роль наблюдений в экологическом образовании дошкольников.
Объект исследования - экологическое воспитание в ДОУ.
Предмет исследования - наблюдение как метод экологического воспитания в ДОУ.
Задачи исследования:
1. изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. рассмотреть формирование начал экологической культуры у дошкольников с использованием метода наблюдения;
3. разработать методику организации наблюдений за объектами живой и неживой природы в ДОУ.
Введение
Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы экологического воспитания дошкольников посредством наблюдений за объектами живой и неживой природы
1.1 Экологическое образование дошкольников в современном ДОУ
1.2 Формирование начал экологической культуры у дошкольников с использованием метода наблюдения
Глава 2. Методика организации наблюдений за объектами живой и неживой природы
2.1 Экологическая тропа в ДОУ
2.2 Организация наблюдений в экологической комнате
Заключение
Библиографический список
В связи с этим в 90-е
годы в России было создано значительное
количество программ, направленных на
экологическое воспитание дошкольников.
Рядом психологов созданы авторские
программы, в которых представлены
психологические аспекты
Программа А. Вересова "Мы
земляне" имеет своей целью
развитие в детях элементов
Программа Е. Рылеевой "Открой себя" создана на основе авторской концепции, предполагающей индивидуализацию личностного развития ребенка. Программа предусматривает развитие у детей естественнонаучных представлений и экологической культуры, начальные формы экологического сознания формируются через цикл занятий "Мир нерукотворный".
Н.А. Авдеевой и Г.Б. Степановой
создана программа
Творческий поиск педагогов
и психологов в целом ряде программ
направлен на развитие в детях
эстетического отношения к
Программа В.И. и С.Г. Ашиковых
«Семицветик» [1, с.34-39] нацелена на культурно-экологическое
образование детей, развитие в них
начал духовности, богатой, творческой
саморазвивающейся личности. Авторы
считают от того, как ребенок научится
мыслить и чувствовать
Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы.
Программа Н.А. Рыжовой "Наш дом - природа" [18, с.26-34] нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. В соответствии с программой детей получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Программа предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, навыков практического участия в природоохранной деятельности в своем крае.
Программа "Наш дом-природа"
состоит из десяти блоков. Каждый включает
обучающий и воспитывающий
Одной из первых в 90-х годах
появилась программа С.Н. Николаевой
"Юный эколог" [12], созданная на
основе собственной Концепции
Содержание программы
отражает биоцентрический взгляд на
природу, прослеживает взаимосвязь
организма со средой обитания в разных
аспектах как закономерные проявления
морфофункциональной
В последнее время идет
интенсивный творческий процесс
в регионах России. Педагоги, экологи
разрабатывают программы
Примером может служить
программа «Непреходящие
Таким образом, обзор ряда
программ экологического образования
дошкольников демонстрирует большую
творческую активность специалистов -
понимание экологических
1.2 Формирование начал
экологической культуры у
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому неслучайно перед педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры.
Экологическая культура отражает
целостное понимание мира, синтез
многообразных видов
Экологическую культуру детей дошкольного возраста мы рассматриваем как специфическую субкультуру определенной социальной группы. [17]
Соответствующий дошкольному
возрасту объем знаний, умений, ценностных
отношений в области
Формирование экологической
культуры в условиях детского сада
предполагает развитие эстетических и
этических чувств ребенка, которые
вызывают радостное общение с
природой, индивидуальные для каждого
ребенка, имеют различные эмоциональные
оттенки, положительные или
Опыт практики свидетельствует, что потребность в общении с природой - это отправная точка формирования экологической культуры ребенка: потребность в общении с природой возникает у ребенка рано и, как правило, он не отделяет себя от природы и воспринимает себя частью природы. [17]
В процессе наблюдений ребенок-дошкольник
познает различные объекты, взаимосвязи
в природе и специфику
Потребность в общении детей с природой при формировании начал экологической культуры может быть удовлетворена специально организованным наблюдением в детском саду. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, через различные формы восприятия - зрительное, слуховое, тактильное.
Руководство наблюдениями в
природе дает возможность научить
дошкольников выделять самые различные
признаки объектов природы и ориентироваться
в наиболее значимых, обнаруживать
через них взаимосвязь
Наблюдение - результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой - оно само требует наличия определенных знаний и культуры, как отправных моментов организации продуктивного вида деятельности.
При организации и проведении наблюдений в природе в детском саду важными являются такие позиции: наличие природных объектов; определение содержания наблюдения; поиск оптимальных форм и приемов включения в них детей.
В зависимости от объекта и возраста детей наблюдения могут быть эпизодическими, продолжающимися несколько минут (за снежинкой на ладони; за инеем, за поведением птиц у кормушки; в морозный день послушать скрип снега; полюбоваться, как блестит снег в солнечную погоду; за таянием сосулек; за весенней грозой;) и длительными, которые ведутся в течение многих дней, а иногда и недель (за поведением рыб в аквариуме; за снегом; за пробуждением и ростом растений; за почками на деревьях; за изменением окраски листьев; за одуванчиком). Длительные наблюдения ценны тем, что позволяют улавливать последовательность в наступлении явлений природы, их видимую связь, что доступно зрительному восприятию ребенка дошкольного возраста. Наблюдения проводятся на занятиях, экскурсиях, ежедневных прогулках, во время работы на участке, в уголке природы. Тематика наблюдений в разных возрастных группах различна. Так, например, в первой младшей группе интересны наблюдения - "капельки дождя за окном", в старшей группе - "птичья столовая" и т.д. У педагогов возрастных групп детского сада имеется своеобразная "копилка" - картотека наблюдений, в которой содержатся цели, задачи, наблюдаемый объект, его характеристики, художественное слово, вопросы к детям.
При организации наблюдения в природе важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений, навыков и ценностных отношений детей не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры в дошкольном детстве.
Общество заинтересованно сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе экологическую культуру. Дети должны воспитываться так, чтобы быть способными преумножать природные богатства Земли. [17]
Глава 2. Методика организации наблюдений за объектами живой и неживой природы в ДОУ
2.1 Экологическая тропа в ДОУ
Для наблюдений за живой и неживой природой в МДОУ «Детский сад №2 «Рябинка» п. Урманный ХМАО создана экологическая тропа. Экскурсии по экологической тропе формируют у малышей навыки поведения в природе, воспитывают любовь и бережное отношение к природе родного края, дети изучают закономерности природных явлений, а так же жизнь животных и насекомых.
Экологическая тропа нашего детского сада включает в себя несколько площадок, это:
· Сад
· Огород
· Цветочная площадка
· Альпийская горка
· Уголок леса
· Уголок поля
· Жужжащий, ползающий мир
· Метеоплощадка
· Экологическая комната
· Хвойная полянка
· Рябиновая аллея
Огород (см. приложение) представляет собой экологическую точку на открытом хорошо освещенном пространстве. На нем произрастают районированные культуры, неприхотливые к условиям обитания и привлекательные для проведения наблюдений.
На огороде для малышей высаживаются быстро растущие, рано созревающие овощи, которые можно употреблять в пищу и весной и летом.
Кроме того, семена и луковицы таких растений специально подбираются крупными, и наши детки могут посадить их самостоятельно (лук, горох, бобы, редис).
Для формирования представлений о разнообразии растений, дети средних групп, выращивают разнообразные сорта лука, салата, моркови, редиса, кабачков, баклажанов, арбузов.
Старшие дети выращивают овощные культуры: зеленные (ревень, щавель, салат), пряно-вкусовые (петрушка, сельдерей, мята, базилик), луковые (лук репчатые, лук-батун, чеснок), капустные (белокочанная, краснокочанная, цветная, кольраби), корнеплоды (свекла, репа, редис), бобовые (фасоль, бобы, горох)
На участке огорода
с лекарственными травами (фитоогород)
выращивается: мята перечная, календула
лекарственная, родиола розовая, девясил,
подорожник, душица, мать-и-мачеха, тысячелистник
обыкновенный, и др. Дети знакомятся
со всеми описанными выше растениями,
проводя сенсорное обследование
их частей и семян, с биологическими
и лечебными свойствами, правилами
сбора этих растений, а также с
тем, какие именно части растений
применяются для лечения
Информация о работе Методика организации наблюдений за объектами живой и неживой природы