Методика организации наблюдений за объектами живой и неживой природы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - проанализировать роль наблюдений в экологическом образовании дошкольников.

Объект исследования - экологическое воспитание в ДОУ.

Предмет исследования - наблюдение как метод экологического воспитания в ДОУ.

Задачи исследования:

1. изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2. рассмотреть формирование начал экологической культуры у дошкольников с использованием метода наблюдения;

3. разработать методику организации наблюдений за объектами живой и неживой природы в ДОУ.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы экологического воспитания дошкольников посредством наблюдений за объектами живой и неживой природы

1.1 Экологическое образование дошкольников в современном ДОУ

1.2 Формирование начал экологической культуры у дошкольников с использованием метода наблюдения

Глава 2. Методика организации наблюдений за объектами живой и неживой природы

2.1 Экологическая тропа в ДОУ

2.2 Организация наблюдений в экологической комнате

Заключение

Библиографический список

Файлы: 1 файл

курсов 2.docx

— 39.44 Кб (Скачать файл)

 

В связи с этим в 90-е  годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы авторские  программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников.

 

Программа А. Вересова "Мы земляне" имеет своей целью  развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и  его деятельности.

 

Программа Е. Рылеевой "Открой себя" создана на основе авторской  концепции, предполагающей индивидуализацию личностного развития ребенка. Программа  предусматривает развитие у детей  естественнонаучных представлений и экологической культуры, начальные формы экологического сознания формируются через цикл занятий "Мир нерукотворный".

 

Н.А. Авдеевой и Г.Б. Степановой создана программа экологического образования и воспитания старших  дошкольников "Жизнь вокруг нас", в центре которой личностное развитие ребенка. Дети получают информацию экологического содержания, на эмоционально-положительной  основе у них развивается бережное и ответственное отношение к  живой природе.

 

Творческий поиск педагогов  и психологов в целом ряде программ направлен на развитие в детях  эстетического отношения к природе  и окружающему миру.

 

Программа В.И. и С.Г. Ашиковых «Семицветик» [1, с.34-39] нацелена на культурно-экологическое  образование детей, развитие в них  начал духовности, богатой, творческой саморазвивающейся личности. Авторы считают от того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как  он будет действовать, какие поступки совершать. Программа предполагает совместную творческую деятельность детей  и взрослых в детском саду, детских  студиях или в семье. В процессе обучения дошкольники приобретают  широкий кругозор, нравственное начало отношении к окружающему миру. Основой программы является восприятие красоты в природе, в созданных  человеком творениях и самом  человеке его внутреннем мире и созидательных  проступках. В программе имеются  две базовые темы "Природа" и "Человек". Тема природы включает не только четыре ее царства на Земле (минералы, растения, животные и человек), но и выходит за пределы планеты - в ближнее и дальнее космическое  пространство. Вторая тема рассматривает  человека-созидателя народных и национальных героев, подвижников мировой культуры, вошедших в летописи и оставивших добрый след на Земле.

 

Большое значение в экологическом  воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал  экологической культуры через познание экологических закономерностей  природы.

 

Программа Н.А. Рыжовой "Наш  дом - природа" [18, с.26-34] нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5-6 лет, с целостным  взглядом на природу, с пониманием места  человека в ней. В соответствии с  программой детей получают представления  о взаимосвязях в природе, которые  и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде  и своему здоровью. Программа предусматривает  выработку у детей первых навыков  экологически грамотного и безопасного  поведения в природе и быту, навыков практического участия  в природоохранной деятельности в своем крае.

 

Программа "Наш дом-природа" состоит из десяти блоков. Каждый включает обучающий и воспитывающий компоненты-знания о природе и развитие к детей  разных аспектов отношения к ней (бережной заботы, умения видеть красоту  и др.) Половина программы (пять блоков) рассматривает область неживой  природы (вода, воздух, почва и др.), три блока посвящены живой  природе - растениям, животным и экосистеме леса, два - взаимодействию человека с  природой. Программа имеет методическое обеспечение - разработку по созданию развивающей среды в дошкольном учреждении, рекомендации по ознакомлению детей с водой, воздухом. Ценным аспектом программы является то, что автор  обращает внимание на отходы, которые  в большом количестве производит человечество и которые составляют реальную опасность для природы  планеты. Методические рекомендации предусматривают  эмоциональное воздействие на детей  автором написаны экологические  сказки, придуманы"письма животным", создан экологический проект "Мое  дерево". Программа Н. А. Рыжовой  имеет продолжение в начальной  школе.

 

Одной из первых в 90-х годах  появилась программа С.Н. Николаевой "Юный эколог" [12], созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. "Юный эколог" включает две подпрограммы - программу  экологического воспитания дошкольников программу повышения квалификации дошкольных работников в области  экологического воспитания детей, т. е. одновременно решается вопрос становления  начал экологической культуры у  детей и развития ее у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель, являющийся носителем экологической культуры важнейшее условие развития детей). Программа имеет обстоятельное  теоретическое и экспериментальное  обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.

 

Содержание программы  отражает биоцентрический взгляд на природу, прослеживает взаимосвязь  организма со средой обитания в разных аспектах как закономерные проявления морфофункциональной приспособленности  любимых растений и животных к  среде, как смену форм приспособительной  взаимосвязи организма со средой в процессе его онтогенетического  развития, как сходство разных живых  существ, проживающих в однородной среде. Решить эти вопросы можно  при наличии в жизненном пространстве детей (в помещении и на участке  ДОУ) в достаточном количестве самих  объектов природы - растений и животных. Программа экологического воспитания детей содержит шесть разделов. Первый - это объекты неживой природы, которые рассматриваются и сами себе, и как компоненты среды жизни  живых существ. Показано, что без  воды, воздуха, почвы невозможна жизнь  растений, животных и человека, что  планета Земля, в отличие от других планет Солнечной системы, имеет  весь комплекс необходимых условий  для жизни во всех ее формах. Последний  раздел посвящен человеку - он рассматривает  в трех аспектах как живое существо, нуждающееся в благоприятных  условиях, как пользователь природы  и как ее хранитель. Разделы со второго по пятый - это познание собственно экологических законов (жизнь растений и животных в своей среде обитания и в сообществе) эти законы можно  интересно познавать уже в  дошкольном возрасте, чтобы их понять, приобщиться к ним в своем  поведении и жить по ним на Земле. Экологические знания - это не самоцель, это лишь средство формирования отношения  к природе, которое строится на эмоционально-чувственной  основе, проявляемой ребенком в разных видах деятельности.

 

В последнее время идет интенсивный творческий процесс  в регионах России. Педагоги, экологи  разрабатывают программы экологического образования детей с учетом местных  природных и социальных условий, национальных традиций (в Петербурге и области, в Якутии, Перми, Екатеринбурге, Тюмени, Нижнем Новгороде, на Дальнем  Востоке, в Липецке, Сочи).

 

Примером может служить  программа «Непреходящие ценности природы» Е.В. Пчелинцевой-Ивановой, а  также региональная программа дошкольного  образования Ставрополья «Планета детства», в которой в естественно-научном  экологическом блоке представлена программа «Азбука экологии»  и ее научное обоснование (автор  Л.И. Грекова ).

 

Таким образом, обзор ряда программ экологического образования  дошкольников демонстрирует большую  творческую активность специалистов - понимание экологических проблем  планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле  во всех ее проявлениях, необходимости  изменения стратегии и тактики  поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. А для этого нужно интенсивное  экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного  детства.

 

1.2 Формирование начал  экологической культуры у дошкольников  с использованием метода наблюдения

 

 

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому неслучайно перед  педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической  культуры.

 

Экологическая культура отражает целостное понимание мира, синтез многообразных видов деятельности человека, основанных на знаниях уникальных свойств биосферы, доминирующего  положения в ней человека. Более  того, экологическая культура становится ведущим компонентом общей культуры, развития материальных и духовных ценностей.

 

Экологическую культуру детей  дошкольного возраста мы рассматриваем  как специфическую субкультуру  определенной социальной группы. [17]

 

Соответствующий дошкольному  возрасту объем знаний, умений, ценностных отношений в области экологического просвещения ребенок получает в  семье, детском саду, через средства массовой информации, наблюдений, чтение художественной литературы. Влияние  семьи на формирование начал экологической  культуры ребенка определяется отношением ее членов к окружающей природе и общей культурой членов семьи. Роль детского сада в организации данного вида деятельности определяется личностными и профессиональными качествами педагогов, культурным уровнем педагогического коллектива и оптимальными условиями воспитания, образования, развития и созданием эколого-развивающей среды в детском саду.

 

Формирование экологической  культуры в условиях детского сада предполагает развитие эстетических и  этических чувств ребенка, которые  вызывают радостное общение с  природой, индивидуальные для каждого  ребенка, имеют различные эмоциональные  оттенки, положительные или отрицательные. При положительных эмоциях формируется  осознание ценности природы, ее красоты, эстетическое к ней отношение, происходит духовное обогащение личности ребенка.

 

Опыт практики свидетельствует, что потребность в общении  с природой - это отправная точка  формирования экологической культуры ребенка: потребность в общении  с природой возникает у ребенка  рано и, как правило, он не отделяет себя от природы и воспринимает себя частью природы. [17]

 

В процессе наблюдений ребенок-дошкольник познает различные объекты, взаимосвязи  в природе и специфику жизнедеятельности  организмов.

 

Потребность в общении  детей с природой при формировании начал экологической культуры может  быть удовлетворена специально организованным наблюдением в детском саду. Его  сущность заключается в чувственном  познании природных объектов, через  различные формы восприятия - зрительное, слуховое, тактильное.

 

Руководство наблюдениями в  природе дает возможность научить  дошкольников выделять самые различные  признаки объектов природы и ориентироваться  в наиболее значимых, обнаруживать через них взаимосвязь растений, животных с явлениями неживой  природы.

 

Наблюдение - результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой - оно  само требует наличия определенных знаний и культуры, как отправных  моментов организации продуктивного  вида деятельности.

 

При организации и проведении наблюдений в природе в детском  саду важными являются такие позиции: наличие природных объектов; определение  содержания наблюдения; поиск оптимальных  форм и приемов включения в  них детей.

 

В зависимости от объекта  и возраста детей наблюдения могут  быть эпизодическими, продолжающимися  несколько минут (за снежинкой на ладони; за инеем, за поведением птиц у  кормушки; в морозный день послушать  скрип снега; полюбоваться, как блестит  снег в солнечную погоду; за таянием  сосулек; за весенней грозой;) и длительными, которые ведутся в течение  многих дней, а иногда и недель (за поведением рыб в аквариуме; за снегом; за пробуждением и ростом растений; за почками на деревьях; за изменением окраски листьев; за одуванчиком). Длительные наблюдения ценны тем, что позволяют  улавливать последовательность в наступлении  явлений природы, их видимую связь, что доступно зрительному восприятию ребенка дошкольного возраста. Наблюдения проводятся на занятиях, экскурсиях, ежедневных прогулках, во время работы на участке, в уголке природы. Тематика наблюдений в разных возрастных группах различна. Так, например, в первой младшей группе интересны наблюдения - "капельки дождя за окном", в старшей группе - "птичья столовая" и т.д. У педагогов  возрастных групп детского сада имеется  своеобразная "копилка" - картотека  наблюдений, в которой содержатся цели, задачи, наблюдаемый объект, его  характеристики, художественное слово, вопросы к детям.

 

При организации наблюдения в природе важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений, навыков и ценностных отношений детей не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ  экологической культуры в дошкольном детстве.

 

Общество заинтересованно  сохранить и передать будущим  поколениям духовные ценности, в том  числе экологическую культуру. Дети должны воспитываться так, чтобы  быть способными преумножать природные  богатства Земли. [17]

 

Глава 2. Методика организации  наблюдений за объектами живой и  неживой природы в ДОУ

 

 

2.1 Экологическая тропа  в ДОУ

 

 

Для наблюдений за живой и  неживой природой в МДОУ «Детский сад №2 «Рябинка» п. Урманный ХМАО создана экологическая тропа. Экскурсии  по экологической тропе формируют  у малышей навыки поведения в  природе, воспитывают любовь и бережное отношение к природе родного  края, дети изучают закономерности природных явлений, а так же жизнь  животных и насекомых.

 

Экологическая тропа нашего детского сада включает в себя несколько  площадок, это:

 

· Сад

 

· Огород

 

· Цветочная площадка

 

· Альпийская горка

 

· Уголок леса

 

· Уголок поля

 

· Жужжащий, ползающий мир

 

· Метеоплощадка

 

· Экологическая комната

 

· Хвойная полянка

 

· Рябиновая аллея

 

Огород (см. приложение) представляет собой экологическую точку на открытом хорошо освещенном пространстве. На нем произрастают районированные культуры, неприхотливые к условиям обитания и привлекательные для  проведения наблюдений.

 

На огороде для малышей  высаживаются быстро растущие, рано созревающие  овощи, которые можно употреблять  в пищу и весной и летом.

 

Кроме того, семена и луковицы таких растений специально подбираются  крупными, и наши детки могут посадить их самостоятельно (лук, горох, бобы, редис).

 

Для формирования представлений  о разнообразии растений, дети средних  групп, выращивают разнообразные сорта  лука, салата, моркови, редиса, кабачков, баклажанов, арбузов.

 

Старшие дети выращивают овощные  культуры: зеленные (ревень, щавель, салат), пряно-вкусовые (петрушка, сельдерей, мята, базилик), луковые (лук репчатые, лук-батун, чеснок), капустные (белокочанная, краснокочанная, цветная, кольраби), корнеплоды (свекла, репа, редис), бобовые (фасоль, бобы, горох)

 

На участке огорода  с лекарственными травами (фитоогород) выращивается: мята перечная, календула  лекарственная, родиола розовая, девясил, подорожник, душица, мать-и-мачеха, тысячелистник  обыкновенный, и др. Дети знакомятся со всеми описанными выше растениями, проводя сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами  сбора этих растений, а также с  тем, какие именно части растений применяются для лечения болезней.

Информация о работе Методика организации наблюдений за объектами живой и неживой природы