Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 20:41, курсовая работа
Цель исследования - проанализировать роль наблюдений в экологическом образовании дошкольников.
Объект исследования - экологическое воспитание в ДОУ.
Предмет исследования - наблюдение как метод экологического воспитания в ДОУ.
Задачи исследования:
1. изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. рассмотреть формирование начал экологической культуры у дошкольников с использованием метода наблюдения;
3. разработать методику организации наблюдений за объектами живой и неживой природы в ДОУ.
Введение
Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы экологического воспитания дошкольников посредством наблюдений за объектами живой и неживой природы
1.1 Экологическое образование дошкольников в современном ДОУ
1.2 Формирование начал экологической культуры у дошкольников с использованием метода наблюдения
Глава 2. Методика организации наблюдений за объектами живой и неживой природы
2.1 Экологическая тропа в ДОУ
2.2 Организация наблюдений в экологической комнате
Заключение
Библиографический список
Альпийская горка расположена в центральной части двора нашего детского сада, гостеприимно встречая всех гостей. Летом альпийскую горку можно назвать горкой самоцветов: лепестки цветков
переливаются всеми цветами радуги. Можно сказать, что это живые самоцветы. На горке много растений, есть ещё очень красивые камни.
Метеоплощадка со специальным оборудованием служит обучению детей элементарному прогнозированию состояния погоды.
Перечень метеооборудования:
барометр - прибор для измерения
атмосферного давления, изменение которого
предвещает перемену погоды; термометр
- для изменения температуры
На метеоплощадке также находятся: флюгер, ветряной рукав - прибор для определения направления и силы ветра, дождеметр - служит ля измерения количества осадков.
На участке поля (см. приложение) высеваются рожь, пшеница, ячмень, овес, просо, кукуруза. Красивы и интересны для наблюдений посевы льна.
На площадке в теплое время
года обитают разнообразные
В экологическую тропу включен муравейник. Муравьи - животные барометры, активно помогают предсказывать погоду. Так, муравьи за несколько часов узнают о приближении ненастья, готовятся к нему: прячутся от дождя, плотно закрывая почти все "двери" своего дома.
В почве живут дождевые черви, на площадке можно обнаружить их норки под приподнятыми кусочками земли. Эти места помечаются на картосхеме.
Экологическая комната (см. приложение)
появилась в МДОУ «Детский сад
№2 «Рябинка» в 1995 году. Он была создана
с целью проведения занятий с
детьми по решению задач
В экологической комнате
собраны разнообразные
Имеется зона пустыни, где
сосредоточены игровые
В живом уголке обитают разные виду черепах: сухопутные (самой старшей из них около 20 лет), водные черепахи, которые подарили детскому саду наши выпускники, декоративный кролик Пуговка, подарок воспитанников, аквариумные рыбки.
Хвойная полянка - это площадка растений богатых фитонцидами.
Фитонциды - это летучие вещества растений, способные убивать микроорганизмы. Они очищают воздух, уничтожают некоторых возбудителей болезней животных и человека. Здесь произрастают хвойные деревья: сосна кедровая, обыкновенная, пихта, ель, лиственница, туя. Знакомство с хвойными растениями начинается со средней группы. В старшем дошкольном возрасте дети узнают о свойствах всех фитонцидных растений хвойной полянки.
Под старой елью утроен барометр: на пересечении с нижней веткой укреплена в землю стойка с условными делениями- место пересечения ветки и стойки в момент средней влажности воздуха отмечено как нулевое деление; вверх идут деления, показывающие сухость воздуха, вниз - его насыщенность влагой. Всякий раз, когда стоит сырая, дождливая погода, ветка насыщается влагой и под её тяжестью опускается вниз, и наоборот, в сухую погоду поднимается выше нулевой отметки. Это свойство ели дал нам повод сделать такой "барометр".
Рябинки - всем известные
и нужные деревья! Рябина красная - гордость
нашего детского сада! Рябина - неприхотливое,
красивое во все времена года дерево,
очень полезно для зрения ребенка.
Для каждой возрастной группы определены
цели и задачи тематических экскурсий
с учетом времени года. Детки исследуют
листья и ягоды, выясняют какие животные
ими питаются и почему ягоды рябины
красные? Рассматривают ягоды обычным
способом и через лупу. На примере
рябин изучается явление
2.2 Организация наблюдений в экологической комнате
Правильно организованное циклическое наблюдение за животными и растениями в группе и на участке садика поможет поддержать интерес детей к обитателям природного мира, поселившимся в детском саду.
Отдельно взятый цикл - это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным природным объектом. Каждое из наблюдений цикла имеет свою цель и свое содержание, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязанно с ними. Цикл наблюдений позволяет ребенку приобрести систему конкретных знаний о животных или растениях, которые живут по соседству с ним. Многоразовое обращение к одному и тому же объекту на протяжении двух-трех месяцев формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему и стимулирует их к самостоятельным наблюдениям. [7, с.8-11]
Например, цикл наблюдений за рыбкой, живущей в аквариуме, можно разбить на несколько этапов.
Этап первый. Где живет рыбка?
В наблюдениях этого этапа дети выясняют и словесно формулируют, что рыбка живет в аквариуме. Это целый водный мир - маленькая модель озера или пруда (именно озера, а не моря, где вода соленая). Дно в аквариуме песчаное (или из мелкой гальки). Там растут водоросли. Кроме рыбки, в аквариуме живут улитки.
Этап второй. Опиши рыбку
Задача этого этапа - сосредоточить внимание детей на внешнем виде рыбки: как она выглядит? У нее большие глаза, которые никогда не закрываются; жабры, с помощью которых она дышит; плавники. Есть ли у рыбки лапы, как у кошки или собаки? Крылья, как у птицы? Нет.
Рыбка живет в воде. И все ее органы приспособлены к жизни и передвижению в воде. Она передвигается при помощи плавников и хвоста. Дети могут сосчитать, сколько плавников у рыбки: например, два грудных, один спинной, хвостовой. Есть ли у рыбки голова? А шея? Нет, голова плавно переходит в туловище. Все в ее теле устроено так, чтобы вода легко ее обтекала и рыбке было легко двигаться. Даже чешуйки, которыми она покрыта, плотно прижаты друг к другу, чтобы не тормозить во время движения. Поэтому говорят, что тело рыбки имеет обтекаемую форму. Такую же форму ученые-конструкторы придают подводным лодкам, чтобы они могли передвигаться под водой. Этому они научились у рыбки.
Если смотреть очень внимательно, можно увидеть, что по телу рыбки проходит ряд чешуек, который по цвету отличается от остальных. Это боковая линия. С ее помощью рыбка ощущает малейшие колебания воды.
Этап третий. Как двигается рыбка?
Дети уже знают, что
рыбка передвигается в воде при
помощи плавников. Грудные плавники
служат рыбке веслами - загребают
воду, а хвост (хвостовой плавник)
- рулем: нужно рыбке повернуть
направо, она загибает хвостовой
плавник налево и разворачивается.
Рыбка может плавать во всех направлениях:
вверх, вниз, вправо, влево. Как она
обычно плавает - быстро или медленно?
Когда рыбке нужно плыть
Этап четвертый. Что делает рыбка в аквариуме?
Вопросы этого этапа покажутся детям несложными. Они легко ответят, что рыбка в аквариуме плавает, дышит, ест, застывает в воде на некоторое время, очищает кишечник. Можно обратить внимание детей, как рыбка двигает жабрами. При помощи жабр рыбы дышат. Жабры похожи на маленькое сито: рыбка втягивает в рот воду и с силой выталкивает ее через жабры. Свежая струя омывает жаберные пластинки, и нужные вещества поступают в организм рыбки. Старшим детям можно рассказать, что рыбки, как и люди, дышат кислородом. Только человек получает кислород из воздуха, а рыбка - из воды. Кислород извлекается из воды при помощи жабр. Поэтому «носа» у рыбки нет: он ей не нужен.
Этап пятый. Как заботиться о рыбке?
Во время наблюдений этого этапа дети должны вспомнить, что делает рыбка в аквариуме. Тогда они смогут сформулировать, как нужно о ней заботиться: кормить, прокачивать через воду воздух, чтобы в воде было достаточно кислорода. Воду нужно время от времени менять, а аквариум - чистить.
Содержать стенки аквариума чистыми помогают улитки. Но если грязи накопилось много, улиткам с ней не справиться. Грязь скапливается от остатков корма, от экскрементов. В грязной воде резко падает содержание кислорода, размножаются микробы, и рыбка может заболеть или задохнуться.
Можно показать детям, как кормить рыбку: сколько корма можно сыпать и когда это делать; как включать устройство для прокачивания воздуха.
Этапов наблюдения может быть больше, если педагог поставит перед собой другие задачи - обратить внимание детей на то, что можно не просто наблюдать за рыбкой, но и любоваться красотой аквариума; можно отдельно понаблюдать за растениями, за улитками и так далее.
Организация наблюдений:
1. Наблюдаемый объект должен
быть доступен для восприятия
каждому ребенку, участвующему
в наблюдении. В каждом конкретном
случае воспитатель
2. Словесная информация
воспитателя не должна
3. Восприятие любых объектов
должно быть непродолжительным,
4. Наблюдение строится
по определенной структуре:
Перед началом наблюдений
необходимо собрать детей и
· призыв вместе посмотреть что-то интересное;
· ласковая интригующая интонация;
· загадка-описание, загадка-действие о предмете наблюдения.
Вторая - основная - часть
обеспечивает детям самостоятельное
получение чувственной
Основная часть наблюдения должна быть цельной, единой. Ее нельзя прерывать рассказами, пояснениями, стихами, играми, загадками. Но по прошествии нескольких секунд наблюдения можно предложить детям показать, как рыба открывает и закрывает рот, как прикрывает глаза птица. Наблюдения, удачно сопряженные с действиями, помогают детям понять механизмы жизнедеятельности наблюдаемых организмов, облегчают получение информации.
Завершить работу можно игрой или чтением сказки, стихотворения, рисованием.
Для того чтобы работа по наблюдению за природными объектами была эффективной, педагог должен к ней подготовиться:
· продумать место и время проведения занятия, способ оптимального размещения детей вокруг объекта;
· убрать предметы, которые могли бы отвлечь малышей;
· настроить правильную подсветку и так далее.
Правильно организованные наблюдения позволят активизировать исследовательскую деятельность детей, побудят их к самостоятельному экспериментированию и будут способствовать формированию бережного отношения ребенка к окружающему миру.
Результаты программы экологического воспитания детей посредством наблюдений за природой:
· у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
· сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;
· сформированы начала экологической культуры детей;
· дети получают практические знания по охране природы;
· развиваются речевые навыки детей;
· дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.
Заключение
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Информация о работе Методика организации наблюдений за объектами живой и неживой природы