Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 17:55, курсовая работа
Цель работы – совершенствование учебного процесса, направленное на развитие познавательной деятельности учащихся.
Объект - процесс обучения школьников.
Предмет - проблемное обучение как фактор интеллектуального развития школьников на уроках русского языка.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3-5
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРОБЛЕМНОГО
ОБУЧЕНИЯ…………………………………………………………….6-19
I.1. Место проблемного обучения в педагогических
концепциях………………………………………………………6-10
I.2. Концептуальные основы проблемного обучения…………10-13
I.3. Функции проблемного обучения…………………………...13-19
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО
ОБУЧЕНИЯ…..........................................................................................20-37
II.1. Методы проблемного обучения……………………………20-24
II.2. Проблемные ситуации: понятие и типы, способы и правила создания…………………………………………………………..24-28
II.3. Этапы проблемного обучения ……………………………..28-32
II.4. Роль педагога в проблемном обучении …………………...32-37
ГЛАВА Ш. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ………………………38-59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..60-61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….62-63
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….64-86
Для того, чтобы деятельность учеников сохраняла поисковый, самостоятельный характер, педагог должен так организовать учебный процесс, чтобы он решал возникающие задачи вместе с ними, осуществлял совместный поиск, который опирается не на разделение функций между учителем и учеником, а на распределение между ними последовательных этапов решения учебной задачи, то есть приобретает характер совместно-распределенной деятельности. Степень и формы участия в этом случае определяются фактическими возможностями ученика, по мере расширения которых учитель должен передавать ученику все более и более обширные функции.
При этом, для достижения наибольшей эффективности учебного процесса педагог должен ориентироваться не столько на фактические результаты уже осуществленных учеником действий, сколько на прогностическую оценку его возможности определить направление и содержание очередного этапа поисков. В соответствии с такой прогностической оценкой педагог перестраивает условия учебной задачи на каждом очередном этапе ее решения.
Поэтому, если для эффективного управления
процессом усвоения знаний учитель
должен последовательно проводить
в жизнь соответствующий
В процессе решения задачи учениками педагог должен своевременно выявлять и устранять обстоятельства, которые тормозят ход мыслительной деятельности, не оказывая на развитие учащихся благоприятного воздействия. Таких обстоятельств может быть несколько. Это и фиксация ученика на том или ином способе действия, когда ученик пытается применить один или несколько хорошо усвоенных им алгоритмов для решения разнотипных задач. Это и неумение учащихся выделять существенные аспекты в проблемной задаче, абстрагируясь от вводящих в заблуждение деталей. С другой стороны, педагог должен помнить, что такие обстоятельствами могут быть не только связаны с учащимися, но и исходить от него - чрезмерное вмешательство и помощь учителя способствует снижению активности и самостоятельности учащихся.
Самую большую трудность для педагога, ориентированного, прежде всего, на традиционные методы обучения, может представлять воспитание активности учащихся и развитие их творческих способностей. Это требует от него тонкого ощущения психологии учеников, и, на взгляд автора, доподлинно неизвестно, является ли это педагогическим дарованием или имеется возможность целенаправленного самовоспитания таких качеств. Тем не менее, можно привести несколько признаков такого подхода педагога, при котором воздействие на учащихся будет наиболее благоприятным.
Так, в процессе решения проблемной задачи преподаватель должен стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее исследования, используя мотивы самореализации, соревнования, создавая максимум положительных эмоций (радость, удивление, симпатия, успех). Педагог должен проявлять терпимость к ошибкам учеников, допускаемых ими при попытках найти собственное решение, а также к неумению сформулировать, обосновать и (или) защитить свою позицию. Будучи авторитетным в глазах учащихся, он может повысить их учебную активность, если будет культивировать и подчеркивать их значимость, формировать у учащихся веру в себя, уверенность в своих силах. Для развития творческого подхода педагогу следует не допускать формирования конформного мышления, то есть ориентации на мнение большинства, поощрять к рискованному поведению и проявление интуиции учеником, стимулировать стремление к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения в сочетании с ответственностью за принятые решения. В итоге можно заметить, что проблемное обучение, нацеленное во многом на мобилизацию творческих сил учащихся, требует в такой же степени наличия творческих характеристик и у самого педагога. В таких условиях обучение преподавателей проблемным методикам, по-видимому, должно вестись также в рамках проблемного обучения.
ГЛАВА Ш. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
«Не пытайтесь объяснить ребёнку то, до чего он может додуматься сам. Давайте возможность каждому ребёнку сделать своё маленькое открытие» (Э.И. Александрова).
«Проблемное обучение – это совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретённых знаний» (В. Оконь).
«Проблемной называется ситуация, возникающая в процессе выполнения практического или теоретического действия при расхождении (несоответствии) требуемого и известного знания, способа или действия...» (А.М. Матюшкин)
Для того, чтобы деятельность учеников сохраняла поисковый, самостоятельный характер, организовываю так учебный процесс, чтобы возникающие задачи решать вместе с ними, осуществляю совместный поиск, который опирается не на разделение функций между мною и учеником, а на распределение последовательных этапов решения учебной задачи, то есть идёт совместно-распределенная деятельность.
Так, в процессе решения проблемной задачи стараюсь увлечь учащихся проблемой и процессом ее исследования, используя мотивы самореализации, соревнования, создаю максимум положительных эмоций (радость, удивление, симпатия, успех). Стараюсь проявлять терпимость к ошибкам учеников, допускаемых ими при попытках найти собственное решение, а также к неумению сформулировать, обосновать и защитить свою позицию.
Деятельность учителя и учащихся в условиях проблемного метода обучения.
Деятельность учителя: |
Деятельность учащихся: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Схема проблемного урока русского языка (по Александрову Э.И.)
Актуализация знаний |
Усвоение новых понятий и способов действия |
Формирование умений и навыков |
Словарная работа |
Опрос |
Распределение слов по группам (создание проблемной ситуации и постановка проблемы) |
Коллективный поиск путей решения (выдвижение предположений) |
Распознавание склонения существительных. Вывод правила (доказательство гипотезы) |
Применение правила в новой ситуации (проверка правильности решения проблемы) |
Выполнение типовых заданий, домашнее задание |
Приведу пример одного из моих уроков русского языка с использованием проблемного обучения.
Конспект урока русского языка 4 «Б» класс, учитель Комогорцева И. Н.
Цели урока:
Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысления блока новой учебной информации, применении её в знакомой и новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: проблемный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
Оборудование: сигнальные карточки, индивидуальные карточки, конверты с заданиями,
Ход урока
I. Организационный момент.
- приветствие
- эмоциональный настрой
-Прозвенел звонок, урок
начинается. Я улыбнусь вам и
вы улыбнитесь мне, друг другу.
II. Подготовка к основному этапу урока.
Словарная работа.
Игра "Будь внимательным"
Распознавание слов с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне.
Учитель называет по 2 слова, дети записывают только то, написание которого нельзя проверить. (1 ученик работает на доске)
Дерево, берёза; стакан, ведро; зерно, пшеница; ягода, черника; овца, заяц; автомобиль, водитель; командир, боец.
- Что общего у этих слов?
- На какие 2 группы можно разделить эти слова? (1 склонения и 2 склонения)
- Какие существительные относятся к 1 склонению? 2 склонению? Приведите примеры.
- Что надо знать, чтобы правильно определить, к какому склонению относится имя существительное?
- С какой целью каждому
из вас необходимо хорошо и
быстро научиться узнавать, к
какому склонению относится
III. Актуализация знаний учащихся (постановка проблемы).
Распределение имён существительных в 2 столбика, учитывая тип склонения.
Работа в парах.
На доске записаны слова, которые нужно распределить на 2 группы, учитывая тип склонения. (2 слова лишних - 3 склонение).
календарь, пень, янтарь, степь
камень, пекарь, гусь, рожь
- У каких слов не
определили склонение? Почему? Как
вы думаете, относятся они
к какому-нибудь другому
- Кто догадался,
как будет звучать тема нашего
урока? (3 склонение имён
- Ещё раз
назовите признаки имён
IV. Усвоение новых знаний.
- Проверим ваши предположения и узнаем, какие существительные относятся к 3 склонению.
* Работа по учебнику.
Откройте учебники
на стр. 98. Прочитайте в учебнике,
какие имена существительные
относятся к 3 склонению. Что
нужно знать, чтобы определить,
относятся ли имена
V. Первичная проверка понимания.
Распознавание склонения имён существительных, имеющих одинаковые окончания (проверка проводится с помощью сигнальных карточек).
Лагерь, картофель, соль, вермишель, гвоздь, дочь, прорубь, местность, корабль, пристань, зритель, ночь.
- К какому склонению
могут относиться имена
(1, 2, 3 скл.)
Оздоровительная минутка 1
«Не ошибись, пожалуйста»
Я буду подавать команды, но выполнять их надо только тогда, когда я скажу волшебное слово «пожалуйста»
1. Встаньте, пожалуйста.
2. Поднимите руки.
3. Будьте добры, потопайте.
4. Похлопайте, пожалуйста.
5. Тихонько сядьте.
6. Попрыгайте, пожалуйста.
7. Тихонечко сядьте, пожалуйста.
VI. Первичное закрепление.
1) Найди и запомни.
Учитель поочерёдно показывает карточки, на каждой из них - 5 существительных, одно из которых 3 склонения. Задача детей: прочитав на карточке все 5 слов, найти существительные 3 склонения, запомнив всю цепочку слов 3 склонения, записать её (приложения 1)
Ученики записывают: лошадь, степь, рожь, мышь, пыль.
Оздоровительная минутка 2 (коррекция зрения)
(Указка с бабочкой на кончике и тренажёр )
Прилетела бабочка,
Села на указку,
Попытайтесь вслед за ней
Пробежаться глазками.
2) Собери пословицы.
Индивидуальная работа.
Дети собирают пословицы из половинок (работая в группах), находят слова 3 склонения, записывают 1 пословицу (приложение 2).
-Объясните значение пословицы.
3) Самостоятельная работа.
Работа по вариантам. Определи склонение.
1 вариант.
Капуста, ночь, зверь, мышь, дерево.
2 вариант.
Брат, печь, река, море, яблоня.
VII. Итог урока.
- С чем познакомились сегодня на уроке? (Мы познакомились с существительными, которые относятся к 3 склонению).
- И какие же существительные относятся к 3 склонению? (Имена существительные ж.р. с мягкой и твёрдой основой, имеющие в начальной форме нулевое окончание)
- Приведите примеры существительных 3 склонения?
IX. Домашнее задание.
Стр. 98 правило
Стр. 100 упр. 64
Для интеллектуального развития учащихся использую такие задания:
Информация о работе Методика организации проблемного обучения