Методика организации проблемного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 17:55, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – совершенствование учебного процесса, направленное на развитие познавательной деятельности учащихся.
Объект - процесс обучения школьников.
Предмет - проблемное обучение как фактор интеллектуального развития школьников на уроках русского языка.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3-5
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРОБЛЕМНОГО
ОБУЧЕНИЯ…………………………………………………………….6-19
I.1. Место проблемного обучения в педагогических
концепциях………………………………………………………6-10
I.2. Концептуальные основы проблемного обучения…………10-13
I.3. Функции проблемного обучения…………………………...13-19
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО
ОБУЧЕНИЯ…..........................................................................................20-37
II.1. Методы проблемного обучения……………………………20-24
II.2. Проблемные ситуации: понятие и типы, способы и правила создания…………………………………………………………..24-28
II.3. Этапы проблемного обучения ……………………………..28-32
II.4. Роль педагога в проблемном обучении …………………...32-37
ГЛАВА Ш. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ………………………38-59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..60-61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….62-63
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….64-86

Файлы: 1 файл

I. сущность и особенности проблемного обучения.doc

— 437.50 Кб (Скачать файл)

Под соснами, под ёлками бежит мешок с иголками. (Ёж)

Стоит Антошка на одной  ножке, шляпа есть, а головы нет. (Гриб)

Не будильник, а разбудет, запоёт – проснутся люди. (Петух)

 

Формирование понятия рода. Категория рода в русском языке является классификационной. Учащиеся получают представление о роде как об обязательной характеристике слова, используя жизненный опыт. Ребёнку известно, что все люди делятся на мужчин и женщин и соответственно слова, могут быть мужского и женского рода. Сначала примеры подбираются по половому признаку (девочка, мальчик), с постепенным абстрагированием этого понятия (средний род).

А.   Соответственно этому строятся уроки объяснения.

Русский язык 2 класс «Школа России»

Тема: Род имён существительных. Изучение нового материала.

Задание 1: - Выпишите из словаря слова, обозначающие животных и птиц:

Например: Волк, ворона, заяц, корова, лиса, петух, собака.

-На что заканчиваются эти  слова? Отметим это вот таким  квадратом

А) - Рассмотрим слово волк:

Серый волк лежал на дороге. За серым волком гнались собаки.

- Что изменилось в слове волк? волк(ом). Это мы и будем брать  в квадратик.

Б) - Рассмотрим слово лиса:

Рыжая лиса бежала по тропинке. Охотник увидел лису.

- Что изменилось в слове лиса? лис(у). Это и берём в квадратик.

(остальные слова аналогично)

Задание 2:Распределите эти слова в две группы по любому признаку.(направить их на возможность выделения мужского и женского рода)

Задание 3: - Замените слова волк и лиса на другие, более короткие (местоимения ОН и ОНА). Эти слова соотнести с понятием мужского и женского начала).

Задание 4: -Объясните мягкость слов: дверь, конь, тетрадь.

Дверь – она (ж.р.)

Конь – он (м.р.)

Тетрадь – она (ж.р.)

Вывод: имена существительные  могут быть мужского и женского рода.

Задание 5: Определить, являются ли данные слава мужского или женского рода: Окно, дерево, поле, здоровье. (нет)

- Выделите эти слова  в  отдельную группу, поставив к  ним слово ОНА. (Эти слова среднего  рода, обратить внимание на окончание).

- А если существительные употребляются лишь во множественном числе, можно ли определить род? ( Во множественном числе родовая принадлежность пропадает).

 

Грамматическая модель рода имени  существительного.

 

- Прочитайте пословицы:

 

Дерево ценят по плодам, человека по делам.

Ученье – лучшее богатство.

Старанье и труд всё  возьмут.

Лес и вода – брат и  сестра.

Растение – берегам  спасение.

 

- Как узнать род имён существительных?

(Чтобы узнать род имён существительных  во множественном числе, нужно  это существительное поставить  в единственное число).

 

Выпишите имена существительные  ж.р., м.р., ср.р.

 

Б.   Закрепление.

Русский язык 2 класс «Школа России»

Тема: Род имён существительных. Закрепление изученного материала.

 

Задание 1:

А) Выпишите в один столбик слова с нулевым окончанием, а в дугой с окончанием о, е. Какого они рода?

Село, поле, страна, вагон, лопата, богат, корабль, пассажир, море, товарищ, поход, диктант, канал, работа, радость, книга, одежда, мыло, полка.

 

Б) Подберите по два существительных  и женского и мужского рода. В  каждом укажите окончание.

 

В) По рядам: Придумайте по два предложения. в которых было бы имя существительное  ж.р., которое обозначает время года, явление природы, состояние.

 

Задание 2: Определите род имён существительных:

Ягоды, тракторы, орехи, поля, кузнецы, окна, моря, леса, школы, песни, волокна.

- Можно ли сразу определить  род? Почему?

 

Задание 3: Определите род имён существительных:

Седой туман поднимался над рекой. Недалеко от нас есть озеро. Наступила ранняя весна.

 

Задание 4: Выпишите имена существительные, определите род:

Меж редеющих верхушек

Показалась синева,

Зашумела у опушек

Ярко жёлтая листва.

Стала ель в лесу заметней-

Бережет густую тень.

Подосиновик последний

Сдвинул шапку набекрень.

 

Задание 4: Составить предложения, начиная с выделенных слов. К выделенным словам поставить вопрос и определить род:

 

Стал,  разгуливать, болоту, по, журавль.

Кукушка, бору, куковала, в.

Пролетела, цветами, над, бабочка, пёстрыми.

Парил, высоко, в, коршун, воздухе.

В.   Проверка.

Русский язык 2 класс «Школа России»

 Тема: Имя существительное. Обобщение изученного материала.

 

Задание 1: Как узнать,  является ли данное слово существительным? Что обозначает каждое слово и как оно называется в грамматике?

Метель, герой, бежать, красивый, ветер, почтальон, пушистая, силач, слон, чтение, рисовать, переход, плыть, страус, туча, перемена, слушать, бугун.

Задание 2: Выпишите одушевлённые имена существительные и определите род:

Из трубы шёл дым. В минуте шестьдесят секунд. Ястреб – хищная птица. Белый медведь  живёт на севере. На деревьях много  птичьих гнёзд. Крот – полезное животное. В ясную погоду на небе увидишь  много звёзд.

Задание 3: Составить рассказ из 3-5 преложений по картине (иллюстрация к сказке Г.Х.Андерсена «Ганс-Чурбан»).

Вопросы:

  • Кто изображен на картине?
  • Где они едут?
  • Что находится рядом?
  • Что он держит в руке?

Задание 4: Что такое имя существительное? Приведите примеры.

- Какие имена существительные пишутся с большой буквы?

- Как определит род имени  существительного?

- Определите род имён существительных:

Носки, столы, журналы, письма, коньки.

- По какому принципу я разделила  эти слова:

конь                    машина

собака                кровать

кошка                 осина          

медведь              дерево

девочка               бревно

 

Задание 5: Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Подчеркните существительные, которые отвечают на вопрос кто? У остальных существительных определите род:

Скоро растает сне. проснуться дерев.я набухнут почки побегут  руч.и прилетят гр.чи и скворцы  Саша и Ол.га повесят скворечники.

Задание 6: Из каждой группы слов составьте по два предложения:

  • Ярко, чирикают, солнце, громче, светит,воробьи.
  • Днём, замерзают, лёд, ночью, тает, лужи.

Задание 7: Подчеркните существительные, напишите одушевлённость и род:

Храбрый человек; пушистый кот;

злая собака; дождливая  осень.

Задание 8: Вставьте вместо точек слова, отвечающие на вопросы кто? что?

(кто?)……….познаётся в беде.

(кто?)……….сильна крыльями, а (кто?) ………дружбой.

(что?)………с гор потекла –  весну принесла.

Волга всем рекам………(кто?).

Весенний (что?)……целый год кормит.

Земля кормит людей, как (кто?)……..детей.

 

Задание 9: Спишите. Обозначьте начало и конец предложения. Подчеркните по 3 слова, отвечающие на вопросы кто? что?

Стало темнеть сгустились тучи грянул гром полил тёплый дождь  рыбаки поставили сети солнце село орали на пруду лягушки рыбаки вынули сеть там окуньки

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Изучив и проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу по технологии проблемного обучения, раскрыв сущность проблемного обучения, как педагогического явления, считаю, что поставленной цели - совершенствование учебного процесса, направленное на развитие познавательной деятельности учащихся, я добилась. У учащихся идёт формирование устойчивого интереса к учёбе, к знаниям, к самостоятельному поиску.

Однако уровень проблемности и  степень познавательной самостоятельности  различается в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся, от степени их обученности методам проблемного обучения. Не каждый ребёнок может увидеть выдвинутую мною (или возникшую в ходе урока) проблему, сформулировать ее, найти пути решения и решить эффективными приемами.

       Здесь  важно еще раз отметить, что  проблемное обучение не следует  рассматривать как самодостаточную  педагогическую технологию: это  комплекс методов, подход к  организации обучения, не исключающий  применение и других методов.

     Несколько выводов, интересующих меня с точки зрения изучения проблемного обучения.

     Так, исследование, в частности, показало, что существует значительный потенциал в активизации деятельности учащихся: уровень мотивации учебной деятельности, характеризующийся преобладанием внутренних мотивов учения составил от  69 баллов(макс) до 94 баллов(макс), а уровень развития познавательного интереса - от 59 баллов(макс)  до 80 баллов(макс) .

     Далее рассмотрим также результаты исследования уровня интеллектуального развития учащихся в разрезе тех заданий, на решение которых, по большей части, и направлено проблемное обучение. Результаты: 59 (макс) до 0,96 (макс).

    Данные исследования показали, что проблемное обучение обеспечивает значительное усиление познавательной активности у учащихся, прочное усвоение знаний и высокую их интеграцию - у подавляющего большинства, но недостаточно интенсивное освоение навыков творческого мышления. Причину недостаточного развития творческого мышления я вижу в бессистемности применявшегося проблемного обучения: степень развития навыков и умений творческого мышления зависит от разнообразия и суммарного числа упражнений в решении учебных проблем. Над этим я буду продолжать работать, чтобы, во-первых, такой вид обучения стал естественным, привычным для учащихся и, во-вторых, чтобы развивать творческие качества учащихся именно в тот период, когда детская психология этому наиболее благоприятствует.

     Здесь важно еще раз отметить, что проблемное обучение не следует рассматривать как самодостаточную педагогическую технологию: это комплекс методов, подход к организации обучения, не исключающий применение и других методов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Володин Н.Н., Чучалин  А.Г., Шухов В.С. Вопросы непрерывного  медицинского образования (проблемно-ориентированное обучение) // Лечащий врач. 2000. №3.

2. Геращенко И.Г., Зубарев  Ю.А., Шамардин А.И. Роль инноваций  в спортивной педагогике // Теория  и практика физической культуры. 1998. №4.

3. Кроль В.М. Психология  и педагогика. - М.: Высшая школа. 2001.

4. Крячко В.Б. Общая  педагогика и теория решения  изобретательских задач // Учителям  о ТРИЗ. 1999. №3.

5. Кужель С.С. Итоги  дискуссии «Роль преподавателей  во внедрении проблемно-поисковых  средств обучения» // Educational Technology & Society. 2002. №5.

6. Лептина И., Семенова  Н. Применение эффективных технологий  обучения // Учитель. 2003. №1.

7. Махмутов М.И. Организация  проблемного обучения в школе. - М.: Педагогика. 1977.

8. Обучение сотрудников  - классические теории обучения // Управление персоналом. 2000. №5.

9. Репкина Н.В. Сравнительный  анализ развития младших школьников  в условиях разных систем обучения // Сайт проекта Международная  ассоциация развивающего обучения, прямая ссылка - http://maro.newmail.ru/vestnik/opit_raboti/opit2.htm

10. Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение? Научно-популярный очерк. Томск: Пеленг. 1993.

11. Скосарев Ю.П. К  разработке модели системы проблемного  обучения в вузе // Сайт проекта  Интернет-конференции «Актуальные  проблемы медицинского образования», прямая ссылка - http://vgmu.vitebsk.net/intconf/sect3/1.htm

12. Снапковская С.В.  Проблемное обучение как средство  интенсификации педагогического  процесса в системе работы  кафедры педагогики и психологии // Сайт проекта Интернет-конференции  «Актуальные проблемы медицинского образования», прямая ссылка - http://vgmu.vitebsk.net/intconf/sect4/10.htm

13. Столяренко Л.Д. Педагогика. - Ростов н/Д: Феникс. 2003.

14. Холодная М.А. Задачи  интеллектуального воспитания учащихся  
в условиях современной школы // Сайт проекта «Математика, психология, интеллект», прямая ссылка - http://fp.nsk.fio.ru/works/022/mpi/psihol_2_2.htm

15. Хуторской А.В. Эвристическое  обучение: Теория, методология, практика. - М.: Международная педагогическая  академия. 1998.

16. Эрдниев П., Эрдниев  Б. Время биодидактики // Учительская газета. 2002. №19.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

Фрагмент урока  русского языка в 1 классе, программа « школа России».

 Тема: Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по разному: с маленькой и большой буквы.

1.Словарная работа.

Игра «Шифровальщики».

-Расшифруйте слово: КСОКБАККА.

(Записано слова «собака»)

- Как можно назвать собаку?

- Какие клички вы знаете?

    2.  Постановка проблемы.

- Запишите под диктовку предложение: У крыльца лежит собака.

(Дети пишут в тетрадях, а один ученик на доске)

- Поднимите руку, кто написал  так же, как на доске?

- А кто написал по другому?

- Какое слово? (Шарик, шарик)

(Оба варианта написания слова  записываю на доске)

- Посмотрите, одно и тоже слово  написано по разному. Какой  у вас возникает вопрос?

(Если дети испытывают затруднение,  прихожу на помощь):

Информация о работе Методика организации проблемного обучения