Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 17:55, курсовая работа
Цель работы – совершенствование учебного процесса, направленное на развитие познавательной деятельности учащихся.
Объект - процесс обучения школьников.
Предмет - проблемное обучение как фактор интеллектуального развития школьников на уроках русского языка.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3-5
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРОБЛЕМНОГО
ОБУЧЕНИЯ…………………………………………………………….6-19
I.1. Место проблемного обучения в педагогических
концепциях………………………………………………………6-10
I.2. Концептуальные основы проблемного обучения…………10-13
I.3. Функции проблемного обучения…………………………...13-19
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО
ОБУЧЕНИЯ…..........................................................................................20-37
II.1. Методы проблемного обучения……………………………20-24
II.2. Проблемные ситуации: понятие и типы, способы и правила создания…………………………………………………………..24-28
II.3. Этапы проблемного обучения ……………………………..28-32
II.4. Роль педагога в проблемном обучении …………………...32-37
ГЛАВА Ш. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ………………………38-59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..60-61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….62-63
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….64-86
Под соснами, под ёлками бежит мешок с иголками. (Ёж)
Стоит Антошка на одной ножке, шляпа есть, а головы нет. (Гриб)
Не будильник, а разбудет, запоёт – проснутся люди. (Петух)
Формирование понятия рода. Категория рода в русском языке является классификационной. Учащиеся получают представление о роде как об обязательной характеристике слова, используя жизненный опыт. Ребёнку известно, что все люди делятся на мужчин и женщин и соответственно слова, могут быть мужского и женского рода. Сначала примеры подбираются по половому признаку (девочка, мальчик), с постепенным абстрагированием этого понятия (средний род).
А. Соответственно этому строятся уроки объяснения.
Русский язык 2 класс «Школа России»
Тема: Род имён существительных. Изучение нового материала.
Задание 1: - Выпишите из словаря слова, обозначающие животных и птиц:
Например: Волк, ворона, заяц, корова, лиса, петух, собака.
-На что заканчиваются эти слова? Отметим это вот таким квадратом
А) - Рассмотрим слово волк:
Серый волк лежал на дороге. За серым волком гнались собаки.
- Что изменилось в слове волк? волк(ом). Это мы и будем брать в квадратик.
Б) - Рассмотрим слово лиса:
Рыжая лиса бежала по тропинке. Охотник увидел лису.
- Что изменилось в слове лиса? лис(у). Это и берём в квадратик.
(остальные слова аналогично)
Задание 2:Распределите эти слова в две группы по любому признаку.(направить их на возможность выделения мужского и женского рода)
Задание 3: - Замените слова волк и лиса на другие, более короткие (местоимения ОН и ОНА). Эти слова соотнести с понятием мужского и женского начала).
Задание 4: -Объясните мягкость слов: дверь, конь, тетрадь.
Дверь – она (ж.р.)
Конь – он (м.р.)
Тетрадь – она (ж.р.)
Вывод: имена существительные могут быть мужского и женского рода.
Задание 5: Определить, являются ли данные слава мужского или женского рода: Окно, дерево, поле, здоровье. (нет)
- Выделите эти слова в
отдельную группу, поставив к
ним слово ОНА. (Эти слова среднего
рода, обратить внимание на
- А если существительные
Грамматическая модель рода имени существительного.
- Прочитайте пословицы:
Дерево ценят по плодам, человека по делам.
Ученье – лучшее богатство.
Старанье и труд всё возьмут.
Лес и вода – брат и сестра.
Растение – берегам спасение.
- Как узнать род имён существительных?
(Чтобы узнать род имён
Выпишите имена
Б. Закрепление.
Русский язык 2 класс «Школа России»
Тема: Род имён существительных. Закрепление изученного материала.
Задание 1:
А) Выпишите в один столбик слова с нулевым окончанием, а в дугой с окончанием о, е. Какого они рода?
Село, поле, страна, вагон, лопата, богат, корабль, пассажир, море, товарищ, поход, диктант, канал, работа, радость, книга, одежда, мыло, полка.
Б) Подберите по два существительных и женского и мужского рода. В каждом укажите окончание.
В) По рядам: Придумайте по два предложения. в которых было бы имя существительное ж.р., которое обозначает время года, явление природы, состояние.
Задание 2: Определите род имён существительных:
Ягоды, тракторы, орехи, поля, кузнецы, окна, моря, леса, школы, песни, волокна.
- Можно ли сразу определить род? Почему?
Задание 3: Определите род имён существительных:
Седой туман поднимался над рекой. Недалеко от нас есть озеро. Наступила ранняя весна.
Задание 4: Выпишите имена существительные, определите род:
Меж редеющих верхушек
Показалась синева,
Зашумела у опушек
Ярко жёлтая листва.
Стала ель в лесу заметней-
Бережет густую тень.
Подосиновик последний
Сдвинул шапку набекрень.
Задание 4: Составить предложения, начиная с выделенных слов. К выделенным словам поставить вопрос и определить род:
Стал, разгуливать, болоту, по, журавль.
Кукушка, бору, куковала, в.
Пролетела, цветами, над, бабочка, пёстрыми.
Парил, высоко, в, коршун, воздухе.
В. Проверка.
Русский язык 2 класс «Школа России»
Тема: Имя существительное. Обобщение изученного материала.
Задание 1: Как узнать, является ли данное слово существительным? Что обозначает каждое слово и как оно называется в грамматике?
Метель, герой, бежать, красивый, ветер, почтальон, пушистая, силач, слон, чтение, рисовать, переход, плыть, страус, туча, перемена, слушать, бугун.
Задание 2: Выпишите одушевлённые имена существительные и определите род:
Из трубы шёл дым. В минуте шестьдесят секунд. Ястреб – хищная птица. Белый медведь живёт на севере. На деревьях много птичьих гнёзд. Крот – полезное животное. В ясную погоду на небе увидишь много звёзд.
Задание 3: Составить рассказ из 3-5 преложений по картине (иллюстрация к сказке Г.Х.Андерсена «Ганс-Чурбан»).
Вопросы:
Задание 4: Что такое имя существительное? Приведите примеры.
- Какие имена существительные пишутся с большой буквы?
- Как определит род имени существительного?
- Определите род имён
Носки, столы, журналы, письма, коньки.
- По какому принципу я
конь машина
собака кровать
кошка осина
медведь дерево
девочка бревно
Задание 5: Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Подчеркните существительные, которые отвечают на вопрос кто? У остальных существительных определите род:
Скоро растает сне. проснуться дерев.я набухнут почки побегут руч.и прилетят гр.чи и скворцы Саша и Ол.га повесят скворечники.
Задание 6: Из каждой группы слов составьте по два предложения:
Задание 7: Подчеркните существительные, напишите одушевлённость и род:
Храбрый человек; пушистый кот;
злая собака; дождливая осень.
Задание 8: Вставьте вместо точек слова, отвечающие на вопросы кто? что?
(кто?)……….познаётся в беде.
(кто?)……….сильна крыльями, а (кто?) ………дружбой.
(что?)………с гор потекла – весну принесла.
Волга всем рекам………(кто?).
Весенний (что?)……целый год кормит.
Земля кормит людей, как (кто?)……..детей.
Задание 9: Спишите. Обозначьте начало и конец предложения. Подчеркните по 3 слова, отвечающие на вопросы кто? что?
Стало темнеть сгустились тучи грянул гром полил тёплый дождь рыбаки поставили сети солнце село орали на пруду лягушки рыбаки вынули сеть там окуньки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив и проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу по технологии проблемного обучения, раскрыв сущность проблемного обучения, как педагогического явления, считаю, что поставленной цели - совершенствование учебного процесса, направленное на развитие познавательной деятельности учащихся, я добилась. У учащихся идёт формирование устойчивого интереса к учёбе, к знаниям, к самостоятельному поиску.
Однако уровень проблемности и степень познавательной самостоятельности различается в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся, от степени их обученности методам проблемного обучения. Не каждый ребёнок может увидеть выдвинутую мною (или возникшую в ходе урока) проблему, сформулировать ее, найти пути решения и решить эффективными приемами.
Здесь
важно еще раз отметить, что
проблемное обучение не
Несколько выводов, интересующих меня с точки зрения изучения проблемного обучения.
Так, исследование, в частности, показало, что существует значительный потенциал в активизации деятельности учащихся: уровень мотивации учебной деятельности, характеризующийся преобладанием внутренних мотивов учения составил от 69 баллов(макс) до 94 баллов(макс), а уровень развития познавательного интереса - от 59 баллов(макс) до 80 баллов(макс) .
Далее рассмотрим также результаты исследования уровня интеллектуального развития учащихся в разрезе тех заданий, на решение которых, по большей части, и направлено проблемное обучение. Результаты: 59 (макс) до 0,96 (макс).
Данные исследования показали, что проблемное обучение обеспечивает значительное усиление познавательной активности у учащихся, прочное усвоение знаний и высокую их интеграцию - у подавляющего большинства, но недостаточно интенсивное освоение навыков творческого мышления. Причину недостаточного развития творческого мышления я вижу в бессистемности применявшегося проблемного обучения: степень развития навыков и умений творческого мышления зависит от разнообразия и суммарного числа упражнений в решении учебных проблем. Над этим я буду продолжать работать, чтобы, во-первых, такой вид обучения стал естественным, привычным для учащихся и, во-вторых, чтобы развивать творческие качества учащихся именно в тот период, когда детская психология этому наиболее благоприятствует.
Здесь важно еще раз отметить, что проблемное обучение не следует рассматривать как самодостаточную педагогическую технологию: это комплекс методов, подход к организации обучения, не исключающий применение и других методов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Володин Н.Н., Чучалин
А.Г., Шухов В.С. Вопросы
2. Геращенко И.Г., Зубарев
Ю.А., Шамардин А.И. Роль инноваций
в спортивной педагогике // Теория
и практика физической
3. Кроль В.М. Психология и педагогика. - М.: Высшая школа. 2001.
4. Крячко В.Б. Общая педагогика и теория решения изобретательских задач // Учителям о ТРИЗ. 1999. №3.
5. Кужель С.С. Итоги
дискуссии «Роль
6. Лептина И., Семенова
Н. Применение эффективных
7. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. - М.: Педагогика. 1977.
8. Обучение сотрудников - классические теории обучения // Управление персоналом. 2000. №5.
9. Репкина Н.В. Сравнительный
анализ развития младших
10. Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение? Научно-популярный очерк. Томск: Пеленг. 1993.
11. Скосарев Ю.П. К
разработке модели системы
12. Снапковская С.В.
Проблемное обучение как
13. Столяренко Л.Д. Педагогика. - Ростов н/Д: Феникс. 2003.
14. Холодная М.А. Задачи
интеллектуального воспитания
в условиях современной школы // Сайт проекта
«Математика, психология, интеллект»,
прямая ссылка - http://fp.nsk.fio.ru/works/
15. Хуторской А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. - М.: Международная педагогическая академия. 1998.
16. Эрдниев П., Эрдниев Б. Время биодидактики // Учительская газета. 2002. №19.
Приложение 1.
Фрагмент урока русского языка в 1 классе, программа « школа России».
Тема: Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по разному: с маленькой и большой буквы.
1.Словарная работа.
Игра «Шифровальщики».
-Расшифруйте слово: КСОКБАККА.
(Записано слова «собака»)
- Как можно назвать собаку?
- Какие клички вы знаете?
2. Постановка проблемы.
- Запишите под диктовку
(Дети пишут в тетрадях, а один ученик на доске)
- Поднимите руку, кто написал так же, как на доске?
- А кто написал по другому?
- Какое слово? (Шарик, шарик)
(Оба варианта написания слова записываю на доске)
- Посмотрите, одно и тоже слово написано по разному. Какой у вас возникает вопрос?
(Если дети испытывают
Информация о работе Методика организации проблемного обучения