Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 17:55, курсовая работа
Цель работы – совершенствование учебного процесса, направленное на развитие познавательной деятельности учащихся.
Объект - процесс обучения школьников.
Предмет - проблемное обучение как фактор интеллектуального развития школьников на уроках русского языка.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3-5
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРОБЛЕМНОГО
ОБУЧЕНИЯ…………………………………………………………….6-19
I.1. Место проблемного обучения в педагогических
концепциях………………………………………………………6-10
I.2. Концептуальные основы проблемного обучения…………10-13
I.3. Функции проблемного обучения…………………………...13-19
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО
ОБУЧЕНИЯ…..........................................................................................20-37
II.1. Методы проблемного обучения……………………………20-24
II.2. Проблемные ситуации: понятие и типы, способы и правила создания…………………………………………………………..24-28
II.3. Этапы проблемного обучения ……………………………..28-32
II.4. Роль педагога в проблемном обучении …………………...32-37
ГЛАВА Ш. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ………………………38-59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..60-61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….62-63
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….64-86
- Прочитайте тему урока.
- Чему мы сегодня будем учится?
3. Поиск решения.
- Выясним, каким может быть шарик? (воздушным, кличка собаки, круглый предмет)
- Вернёмся к нашему предложению. От чего зависит, какую букву мы выберем?
(На доске появляются 2 картинки: воздушный шарик и собачка)
- Посмотрите на картинку с воздушным шариком (маленькая буква).
- А теперь посмотрите на
- От чего же зависит выбор буквы? (От значения слова).
Приложение 2.
Русский язык 2 класс «Школа России»
Тема: Общее понятие об имени существительном. Изучение нового материала
Задание 1: Сравните правый и левый столбик.
Я ученик второго класса.
В пенале лежат ручки.
Я кладу в портфель тетради. Я кладу в портфель.
- Обе ли записи слов являются предложением?
- Если нет, то почему?
- Какое слово нужно добавить, чтобы оно стало предложением?
- Выпишите пропущенные слова, задавая им вопрос.
Вывод: слова, обозначающие предмет, отвечающие на вопросы кто? Что? называются именами существительными.
Задание 2: Дана цепочка слов:
Машина, самолёт, Маша, Жучка, Ангара, Чита, лопата, Мурка, Москва.
- Можно ли среди этих слов выделить две группы?
- Если можно, то по какому принципу? (по написанию)
- Одни слова с большой буквы, а другие с маленькой. Почему?
- В какие группы можно
- На какой вопрос отвечают все эти слова?
Вывод: имена собственные- отвечают на вопрос что? Кто?- это существительные имена людей и клички животных отвечают на вопрос кто? Все остальные имена собственные отвечают на вопрос что?
Приложение 3.
Русский язык 2 класс «Школа России»
Тема: Общее понятие об имени существительном. Закрепление изученного материала.
Задание 1: Из данных слов выпишите существительные:
Холодно, смелый, нос, радость, кошка, сорока, воробей.
Задание 2: Рассмотрите картинки.
- Задайте вопрос к верхним картинкам.
- Задайте вопрос к нижним картинкам.
- Чем эти слова отличаются друг от друга?
Задание 3: Выпишите имена собственные:
Фамилия Сидоров, Озеро Байкал, Гора Эльбрус, Пустыня Сахара, Республика Бурятия, Река Обь.
Приложение 4.
Русский язык 2 класс «Школа России»
Тема: Общее понятие об имени существительном. Контроль за прочностью усвоения полученных знаний.
Задание 1: Подчеркните в тексте
имена существительные и
Шёл сильный снег. Дороги замело. Выглянуло солнце и снег перестал.
Задание 2: Придумайте по 5 существительных на тему природы, школы, посуды.
Задание 3: Одной чертой подчеркните
имена существительные, а двумя
собственные имена
От аллеи идёт тропинка. Брат работает на лесопильне. Оля ушла с тётей Лизой. Пришло письмо от бабушки.
Приложение 5.
Русский язык 2 класс «Школа России»
Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Изучение нового материала.
Задание 1: Сравните слова: дом, кот.
- Может ли кот совершать
- Может ли дом совершать какие-
- На какой вопрос отвечают слова кот и дом?
Вывод: слова, отвечающие на вопрос кто? являются одушевлёнными. Слова, отвечающие на вопрос что? являются неодушевлёнными.
Задание 2: Сравните слова:
Кот, самолёт, конь, машина, самокат,заяц.
- Чем они отличаются? (По способу передвижения: кот- сам, самолётом управляют и т.д.)
- Задайте вопрос к каждому слову.
Вывод: если предмет передвигается сам в пространстве, то он одушевлённый (живой) и отвечает на вопрос Кто?
Если предмет не может передвигаться самостоятельно, то он неодушевлённый, отвечает на вопрос Что?
Приложение 6.
Русский язык 2 класс «Школа России»
Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Закрепление изученного материала.
Задание 1: Разделите слова на две группы:
Конь, машина, волк, велосипед, самокат, лось, ролики, вертолёт.
- По какому признаку вы разделил
Задание 2: Выпишите сначала имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? затем – на вопрос что?
Октябрь, внучка, зима, темнота, трава, лыжник, дождь, грачи, собака, оттепель, корова, хищник, гром, сова.
- По какому признаку вы разделили эти слова?
Задание 3: По рядам запишите по 3 предложения, которые имели бы существительное, которое можно увидеть в воде, в траве, на улице, и отвечало бы на вопрос кто?
- Проверьте с объяснением:
Задание 4: Вспомните, что вы знаете об имени существительном. Распределите слова в две группы. Запишите каждую группу в отдельный столбик. Объясните, свой выбор. По какому правилу?
Народ, пилот, полёт, завод, город, поезд, год, ответ, свет.
Задание 5: Запишите предложения:
Пришла зима. С севера подул студёный ветер. С неба посыпались снежинки. Растут сугробы.
- Подчеркните имена существительные. Поставьте к ним вопрос.
- Двумя чертами подчеркните
существительные, которые
Приложение 7.
Русский язык 2 класс «Школа России»
Тема: Имена существительные собственные и нарицательные. Контроль за прочностью усвоения полученных знаний.
Задание 1: -Что вы знаете о существительном?
Машина, цветок, корова, Мурка, часы, Алла, Жучка, сорока.
(имена собственные,
- В какие группы вы можете объединить слова?
Задание 2: - На какой вопрос отвечают одушевленные предметы?
- На какой вопрос отвечают неодушевленные предметы?
- Выпишите в один столбик одушевленные, а в другой неодушевленные предметы:
Брат, мама, корабль, овраг, мороз, внук, река, бабушка, шуба, дуб, котёнок, Коля, сосед, урок, сирень, товарищ, воробей, день, рама.
Задание 3: - Выделите имя существительное: два, двойка, удвоить.
- Посмотрите на карточку. Что на ней изображено? (цифра 2- двойка). Какой вопрос можно задать? (вопрос - что?- двойка).
- А что изображено на этих карточках? (2 яблока, 2 карандаша).
- Какой вопрос можно задать к слову два? (сколько яблок? сколько карандашей?).
- Задайте вопрос к слову двойка. (Я получил двойку.Что?)
Вывод: Двойка – это существительное, так как отвечает на вопрос что?
Задание 4: - Отгадайте загадки, запишите по столбикам кто? что?
Посреди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла. (Корова)
Белое одеяло весь мир покрыло, стало тепло – в речку утекло. (Снег)
Кто зимой белый, а летом серый? (Заяц)
Под соснами, под ёлками бежит мешок с иголками. (Ёж)
Стоит Антошка на одной ножке, шляпа есть, а головы нет. (Гриб)
Не будильник, а разбудет, запоёт – проснутся люди. (Петух)
Приложение 8.
Русский язык 2 класс «Школа России»
Тема: Род имён существительных. Изучение нового материала.
Задание 1: - Выпишите из словаря слова, обозначающие животных и птиц:
Например: Волк, ворона, заяц, корова, лиса, петух, собака.
-На что заканчиваются эти слова? Отметим это вот таким квадратом
А) - Рассмотрим слово волк:
Серый волк лежал на дороге. За серым волком гнались собаки.
- Что изменилось в слове волк? волк(ом). Это мы и будем брать в квадратик.
Б) - Рассмотрим слово лиса:
Рыжая лиса бежала по тропинке. Охотник увидел лису.
- Что изменилось в слове лиса? лис(у). Это и берём в квадратик.
(остальные слова аналогично)
Задание 2:Распределите эти слова в две группы по любому признаку.(направить их на возможность выделения мужского и женского рода)
Задание 3: - Замените слова волк и лиса на другие, более короткие (местоимения ОН и ОНА). Эти слова соотнести с понятием мужского и женского начала).
Задание 4: -Объясните мягкость слов: дверь, конь, тетрадь.
Дверь – она (ж.р.)
Конь – он (м.р.)
Тетрадь – она (ж.р.)
Вывод: имена существительные могут быть мужского и женского рода.
Задание 5: Определить, являются ли данные слава мужского или женского рода: Окно, дерево, поле, здоровье. (нет)
- Выделите эти слова в отдельную группу, поставив к ним слово ОНА. (Эти слова среднего рода, обратить внимание на окончание).
- А если существительные
Грамматическая модель рода имени существительного.
- Прочитайте пословицы:
Дерево ценят по плодам, человека по делам.
Ученье – лучшее богатство.
Старанье и труд всё возьмут.
Лес и вода – брат и сестра.
Растение – берегам спасение.
- Как узнать род имён
(Чтобы узнать род имён существительных во множественном числе, нужно это существительное поставить в единственное число).
Выпишите имена
Приложение 9.
Русский язык 2 класс «Школа России»
Тема: Род имён существительных. Закрепление изученного материала.
Задание 1:
А) Выпишите в один столбик слова с нулевым окончанием, а в дугой с окончанием о, е. Какого они рода?
Село, поле, страна, вагон, лопата, богат, корабль, пассажир, море, товарищ, поход, диктант, канал, работа, радость, книга, одежда, мыло, полка.
Б) Подберите по два существительных и женского и мужского рода. В каждом укажите окончание.
В) По рядам: Придумайте по два предложения. в которых было бы имя существительное ж.р., которое обозначает время года, явление природы, состояние.
Задание 2: Определите род имён существительных:
Ягоды, тракторы, орехи, поля, кузнецы, окна, моря, леса, школы, песни, волокна.
- Можно ли сразу определить род? Почему?
Задание 3: Определите род имён существительных:
Седой туман поднимался над рекой. Недалеко от нас есть озеро. Наступила ранняя весна.
Задание 4: Выпишите имена существительные, определите род:
Меж редеющих верхушек
Показалась синева,
Зашумела у опушек
Ярко жёлтая листва.
Стала ель в лесу заметней-
Бережет густую тень.
Подосиновик последний
Сдвинул шапку набекрень.
Задание 4: Составить предложения, начиная с выделенных слов. К выделенным словам поставить вопрос и определить род:
Стал, разгуливать, болоту, по, журавль.
Кукушка, бору, куковала, в.
Пролетела, цветами, над, бабочка, пёстрыми.
Парил, высоко, в, коршун, воздухе.
Приложение 10.
Русский язык 2 класс «Школа России»
Тема: Имя существительное. Обобщение изученного материала.
Задание 1: Как узнать, является ли данное слово существительным? Что обозначает каждое слово и как оно называется в грамматике?
Метель, герой, бежать, красивый, ветер, почтальон, пушистая, силач, слон, чтение, рисовать, переход, плыть, страус, туча, перемена, слушать, бугун.
Задание 2: Выпишите одушевлённые имена существительные и определите род:
Из трубы шёл дым. В минуте шестьдесят секунд. Ястреб – хищная птица. Белый медведь живёт на севере. На деревьях много птичьих гнёзд. Крот – полезное животное. В ясную погоду на небе увидишь много звёзд.
Задание 3: Составить рассказ из 3-5 преложений по картине (иллюстрация к сказке Г.Х.Андерсена «Ганс-Чурбан»).
Вопросы:
Задание 4: Что такое имя существительное? Приведите примеры.
- Какие имена существительные пишутся с большой буквы?
- Как определит род имени существительного?
- Определите род имён
Носки, столы, журналы, письма, коньки.
- По какому принципу я
конь машина
собака кровать
кошка осина
медведь дерево
девочка бревно
Задание 5: Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Подчеркните существительные, которые отвечают на вопрос кто? У остальных существительных определите род:
Скоро растает сне. проснуться дерев.я набухнут почки побегут руч.и прилетят гр.чи и скворцы Саша и Ол.га повесят скворечники.
Задание 6: Из каждой группы слов составьте по два предложения:
Информация о работе Методика организации проблемного обучения