Методика организации проблемного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 17:55, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – совершенствование учебного процесса, направленное на развитие познавательной деятельности учащихся.
Объект - процесс обучения школьников.
Предмет - проблемное обучение как фактор интеллектуального развития школьников на уроках русского языка.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3-5
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРОБЛЕМНОГО
ОБУЧЕНИЯ…………………………………………………………….6-19
I.1. Место проблемного обучения в педагогических
концепциях………………………………………………………6-10
I.2. Концептуальные основы проблемного обучения…………10-13
I.3. Функции проблемного обучения…………………………...13-19
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО
ОБУЧЕНИЯ…..........................................................................................20-37
II.1. Методы проблемного обучения……………………………20-24
II.2. Проблемные ситуации: понятие и типы, способы и правила создания…………………………………………………………..24-28
II.3. Этапы проблемного обучения ……………………………..28-32
II.4. Роль педагога в проблемном обучении …………………...32-37
ГЛАВА Ш. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ………………………38-59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..60-61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….62-63
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….64-86

Файлы: 1 файл

I. сущность и особенности проблемного обучения.doc

— 437.50 Кб (Скачать файл)

- Прочитайте тему урока.

- Чему мы сегодня будем учится?

    3. Поиск решения.

- Выясним, каким может быть  шарик? (воздушным, кличка собаки, круглый предмет)

- Вернёмся к нашему предложению. От чего зависит, какую букву мы выберем?

(На доске появляются 2 картинки: воздушный шарик и собачка)

- Посмотрите на картинку с  воздушным шариком (маленькая  буква).

- А теперь посмотрите на картинку  с собачкой (большая буква).

- От чего же зависит выбор буквы? (От значения слова).

Приложение 2.

Русский язык 2 класс «Школа России»

Тема: Общее понятие об имени существительном. Изучение нового материала

 

Задание 1: Сравните правый и левый столбик.

 

Я ученик второго класса.                        Я второго класса.

В пенале лежат ручки.                              В пенале лежат.

Я кладу в портфель тетради.                  Я кладу в портфель.

- Обе ли записи слов являются  предложением?

- Если нет, то почему?

- Какое слово нужно добавить, чтобы оно стало предложением?

- Выпишите пропущенные слова, задавая им вопрос.

Вывод: слова, обозначающие предмет, отвечающие на вопросы кто? Что? называются именами существительными.

 

Задание 2: Дана цепочка слов:

Машина, самолёт, Маша, Жучка, Ангара, Чита, лопата, Мурка, Москва.

- Можно ли среди этих слов  выделить две группы?

- Если можно, то по какому  принципу? (по написанию)

- Одни слова с большой буквы,  а другие с маленькой. Почему?

- В какие группы можно определить? (по именам; название городов,  рек; клички животных).

- На какой вопрос отвечают  все эти слова?

Вывод: имена собственные- отвечают на вопрос что? Кто?- это существительные  имена людей и клички животных отвечают на вопрос кто? Все остальные  имена собственные отвечают на вопрос что?

 

 

 

Приложение 3.

Русский язык 2 класс «Школа России»

Тема: Общее понятие об имени существительном. Закрепление изученного материала.

 

Задание 1: Из данных слов выпишите существительные:

 

Холодно, смелый, нос, радость, кошка, сорока, воробей.

 

Задание 2: Рассмотрите картинки.

 

- Задайте вопрос к верхним картинкам.

 - Задайте вопрос к нижним картинкам.

- Чем эти слова отличаются  друг от друга?

 

Задание 3: Выпишите имена собственные:

Фамилия Сидоров, Озеро  Байкал, Гора Эльбрус, Пустыня Сахара, Республика Бурятия, Река Обь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4.

Русский язык 2 класс «Школа России»

Тема: Общее понятие об имени существительном. Контроль за прочностью усвоения полученных знаний.

 

 

Задание 1: Подчеркните в тексте имена существительные и объясните  ваш выбор:

 

Шёл сильный снег. Дороги замело. Выглянуло солнце и снег перестал.

 

Задание 2: Придумайте по 5 существительных  на тему природы, школы, посуды.

 

Задание 3: Одной чертой подчеркните  имена существительные, а двумя  собственные имена существительные:

 

От аллеи идёт тропинка. Брат работает на лесопильне. Оля ушла с тётей Лизой. Пришло письмо от бабушки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5.

Русский язык 2 класс «Школа России»

Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Изучение нового материала.

 

 

Задание 1: Сравните слова: дом, кот.

 

- Может ли кот совершать действия? Докажите это (бегать, прыгать)

- Может ли дом совершать какие-то  действия самостоятельно? (Дом может  строиться, стоять, ломаться, но все  эти действия совершаются над  ним кем-нибудь).

- На какой вопрос отвечают  слова кот и дом?

Вывод: слова, отвечающие на вопрос кто? являются одушевлёнными. Слова, отвечающие на вопрос что? являются неодушевлёнными.

 

Задание 2: Сравните слова:

Кот, самолёт, конь, машина, самокат,заяц.

- Чем они отличаются? (По способу  передвижения: кот- сам, самолётом  управляют и т.д.)

- Задайте вопрос к каждому слову.

Вывод: если предмет передвигается  сам в пространстве, то он одушевлённый (живой) и отвечает на вопрос Кто?

Если предмет не может  передвигаться самостоятельно, то он неодушевлённый, отвечает на вопрос Что?

 

 

 

 

 

 

Приложение 6.

Русский язык 2 класс «Школа России»

Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Закрепление изученного материала.

 

Задание 1: Разделите слова на две группы:

Конь, машина, волк, велосипед, самокат, лось, ролики, вертолёт.

- По какому признаку вы разделили эти слова? Повторите правило.

 

Задание 2: Выпишите сначала имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? затем – на вопрос что?

Октябрь, внучка, зима, темнота, трава, лыжник, дождь, грачи, собака, оттепель, корова, хищник, гром, сова.

- По какому признаку вы разделили эти слова?

 

Задание 3: По рядам запишите по 3 предложения, которые имели бы существительное, которое можно увидеть в воде, в траве, на улице, и отвечало бы на вопрос кто?

- Проверьте с объяснением: Почему  поставили вопрос кто?

 

Задание 4: Вспомните, что вы знаете об имени существительном. Распределите слова в две группы. Запишите каждую группу в отдельный столбик. Объясните, свой выбор. По какому правилу?

Народ, пилот, полёт, завод, город, поезд, год, ответ, свет.

 

Задание 5: Запишите предложения:

Пришла зима. С севера подул студёный ветер. С неба посыпались снежинки. Растут сугробы.

- Подчеркните имена существительные. Поставьте к ним вопрос.

- Двумя чертами подчеркните  существительные, которые обозначают  явления природы.

 Приложение 7.

Русский язык 2 класс «Школа России»

Тема: Имена существительные собственные и нарицательные. Контроль за прочностью усвоения полученных знаний.

 

Задание 1: -Что вы знаете о существительном?

Машина, цветок, корова, Мурка, часы, Алла, Жучка, сорока.

(имена собственные, одушевленные  и неодушевленные)

- В какие группы вы можете  объединить слова?

 

Задание 2: - На какой вопрос отвечают одушевленные предметы?

- На какой вопрос отвечают  неодушевленные предметы?

- Выпишите в один столбик  одушевленные, а в другой неодушевленные предметы:

Брат, мама, корабль, овраг, мороз, внук, река, бабушка, шуба, дуб, котёнок, Коля, сосед, урок, сирень, товарищ, воробей, день, рама.

Задание 3: - Выделите имя существительное: два, двойка, удвоить.

- Посмотрите на карточку. Что на ней изображено? (цифра 2- двойка). Какой вопрос можно задать? (вопрос - что?- двойка).

- А что изображено на этих  карточках? (2 яблока, 2 карандаша).

- Какой вопрос можно задать  к слову два? (сколько яблок?  сколько карандашей?).

- Задайте вопрос к слову двойка. (Я получил двойку.Что?)

Вывод: Двойка – это  существительное, так как отвечает на вопрос что?

Задание 4: - Отгадайте загадки, запишите по столбикам кто? что?

Посреди двора стоит  копна, спереди вилы, сзади метла. (Корова)

Белое одеяло весь мир покрыло, стало тепло – в речку утекло. (Снег)

Кто зимой белый, а  летом серый? (Заяц)

Под соснами, под ёлками бежит мешок с иголками. (Ёж)

Стоит Антошка на одной  ножке, шляпа есть, а головы нет. (Гриб)

Не будильник, а разбудет, запоёт – проснутся люди. (Петух)

Приложение 8.

Русский язык 2 класс «Школа России»

Тема: Род имён существительных. Изучение нового материала.

Задание 1: - Выпишите из словаря слова, обозначающие животных и птиц:

Например: Волк, ворона, заяц, корова, лиса, петух, собака.

-На что заканчиваются эти слова? Отметим это вот таким квадратом

А) - Рассмотрим слово волк:

Серый волк лежал на дороге. За серым волком гнались собаки.

- Что изменилось в слове волк? волк(ом). Это мы и будем брать в квадратик.

Б) - Рассмотрим слово лиса:

Рыжая лиса бежала по тропинке. Охотник увидел лису.

- Что изменилось в слове лиса? лис(у). Это и берём в квадратик.

(остальные слова аналогично)

Задание 2:Распределите эти слова в две группы по любому признаку.(направить их на возможность выделения мужского и женского рода)

Задание 3: - Замените слова волк и лиса на другие, более короткие (местоимения ОН и ОНА). Эти слова соотнести с понятием мужского и женского начала).

Задание 4: -Объясните мягкость слов: дверь, конь, тетрадь.

Дверь – она (ж.р.)

Конь – он (м.р.)

Тетрадь – она (ж.р.)

Вывод: имена существительные  могут быть мужского и женского рода.

Задание 5: Определить, являются ли данные слава мужского или женского рода: Окно, дерево, поле, здоровье. (нет)

- Выделите эти слова  в  отдельную группу, поставив к  ним слово ОНА. (Эти слова среднего рода, обратить внимание на окончание).

- А если существительные употребляются  лишь во множественном числе,  можно ли определить род? ( Во  множественном числе родовая  принадлежность пропадает).

 

Грамматическая модель рода имени  существительного.

 

- Прочитайте пословицы:

 

Дерево ценят по плодам, человека по делам.

Ученье – лучшее богатство.

Старанье и труд всё  возьмут.

Лес и вода – брат и  сестра.

Растение – берегам  спасение.

 

- Как узнать род имён существительных?

(Чтобы узнать род имён существительных во множественном числе, нужно это существительное поставить в единственное число).

 

Выпишите имена существительные  ж.р., м.р., ср.р.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 9.

 

Русский язык 2 класс «Школа России»

Тема: Род имён существительных. Закрепление изученного материала.

 

Задание 1:

А) Выпишите в один столбик слова с нулевым окончанием, а в дугой с окончанием о, е. Какого они рода?

Село, поле, страна, вагон, лопата, богат, корабль, пассажир, море, товарищ, поход, диктант, канал, работа, радость, книга, одежда, мыло, полка.

 

Б) Подберите по два существительных  и женского и мужского рода. В  каждом укажите окончание.

 

В) По рядам: Придумайте по два предложения. в которых было бы имя существительное  ж.р., которое обозначает время года, явление природы, состояние.

 

Задание 2: Определите род имён существительных:

Ягоды, тракторы, орехи, поля, кузнецы, окна, моря, леса, школы, песни, волокна.

- Можно ли сразу определить  род? Почему?

 

Задание 3: Определите род имён существительных:

Седой туман поднимался над рекой. Недалеко от нас есть озеро. Наступила ранняя весна.

 

Задание 4: Выпишите имена существительные, определите род:

Меж редеющих верхушек

Показалась синева,

Зашумела у опушек

Ярко жёлтая листва.

Стала ель в лесу заметней-

Бережет густую тень.

Подосиновик последний

Сдвинул шапку набекрень.

 

Задание 4: Составить предложения, начиная с выделенных слов. К выделенным словам поставить вопрос и определить род:

 

Стал,  разгуливать, болоту, по, журавль.

Кукушка, бору, куковала, в.

Пролетела, цветами, над, бабочка, пёстрыми.

Парил, высоко, в, коршун, воздухе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 10.

 Русский язык 2 класс «Школа России»

 Тема: Имя существительное. Обобщение изученного материала.

 

Задание 1: Как узнать,  является ли данное слово существительным? Что обозначает каждое слово и как оно называется в грамматике?

Метель, герой, бежать, красивый, ветер, почтальон, пушистая, силач, слон, чтение, рисовать, переход, плыть, страус, туча, перемена, слушать, бугун.

Задание 2: Выпишите одушевлённые имена существительные и определите род:

Из трубы шёл дым. В минуте шестьдесят секунд. Ястреб – хищная птица. Белый медведь  живёт на севере. На деревьях много  птичьих гнёзд. Крот – полезное животное. В ясную погоду на небе увидишь  много звёзд.

Задание 3: Составить рассказ из 3-5 преложений по картине (иллюстрация к сказке Г.Х.Андерсена «Ганс-Чурбан»).

Вопросы:

  • Кто изображен на картине?
  • Где они едут?
  • Что находится рядом?
  • Что он держит в руке?

Задание 4: Что такое имя существительное? Приведите примеры.

- Какие имена существительные пишутся с большой буквы?

- Как определит род имени  существительного?

- Определите род имён существительных:

Носки, столы, журналы, письма, коньки.

- По какому принципу я разделила  эти слова:

конь                    машина

собака               кровать

кошка                 осина          

медведь              дерево

девочка               бревно

 

Задание 5: Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Подчеркните существительные, которые отвечают на вопрос кто? У остальных существительных определите род:

Скоро растает сне. проснуться дерев.я набухнут почки побегут  руч.и прилетят гр.чи и скворцы  Саша и Ол.га повесят скворечники.

Задание 6: Из каждой группы слов составьте по два предложения:

  • Ярко, чирикают, солнце, громче, светит,воробьи.
  • Днём, замерзают, лёд, ночью, тает, лужи.

Информация о работе Методика организации проблемного обучения