Методика организации проблемного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 17:55, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – совершенствование учебного процесса, направленное на развитие познавательной деятельности учащихся.
Объект - процесс обучения школьников.
Предмет - проблемное обучение как фактор интеллектуального развития школьников на уроках русского языка.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3-5
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРОБЛЕМНОГО
ОБУЧЕНИЯ…………………………………………………………….6-19
I.1. Место проблемного обучения в педагогических
концепциях………………………………………………………6-10
I.2. Концептуальные основы проблемного обучения…………10-13
I.3. Функции проблемного обучения…………………………...13-19
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО
ОБУЧЕНИЯ…..........................................................................................20-37
II.1. Методы проблемного обучения……………………………20-24
II.2. Проблемные ситуации: понятие и типы, способы и правила создания…………………………………………………………..24-28
II.3. Этапы проблемного обучения ……………………………..28-32
II.4. Роль педагога в проблемном обучении …………………...32-37
ГЛАВА Ш. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ………………………38-59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..60-61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….62-63
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….64-86

Файлы: 1 файл

I. сущность и особенности проблемного обучения.doc

— 437.50 Кб (Скачать файл)

    1. Например, работая по теме непроизносимые согласные в корне слова предъявляю ученикам противоречивые факты

Даю слова: вестник, весть, известие, известный.

Предъявляю первый факт: прочитайте эти слова орфографически.(читают).

Предъявляю второй факт: прочитайте эти слова орфоэпически. (испытывают затруднение, возникает  проблемная ситуация)

- Что вас удивило?  Что интересного заметили? (везде  «т» пишется, но не везде произносится)

- Какой же у вас  возникает вопрос? (почему в некоторых  словах «т» не произносится?

     Ставлю проблему (задание на ошибку):

- Запишите слово «грустный»(возможен  вариант «грусный»)

Предъявляю научный  факт:

- Проверим написание  по словарю (грустный)

- Как сначала вы  написали? (без «т», как слышали).

- А как надо? (с «т»)

- Что же это за  звук, если он не произносится? (непроизносимый)

- А где же стоит непроизносимый согласный «т»? (между согласными)

-Как нам проверить  эту гипотезу? Как можно поработать с этими словами? (можно выписать слова в два столбика, где произносится и где не произносится и подчеркнуть буквы между которыми стоит «т»).

     Поиск решения проблемы.

- В каких же словах  «т» не произносится? (в словах  с приставкой)

- Вы согласны с этой гипотезой? (слово известие тоже с приставкой)

- Значит дело не  в приставке? («т» не произносится  в прилагательных известный)

-Вы с этой гипотезой  согласны? Может посмотрим на  существительные? (слово вестник)

-Значит дело не  в частях речи.

2.  Даю задание, невыполнимое вообще, например, задаю вопрос:

- Что такое склонение? (изменение по падежам)

Побуждаю к осознанию:

- Какие части речи  мы научились склонять? (имена  существительные и прилагательные).

Побуждение к проблеме:

- Попробуйте просклонять  глагол прыгать. (испытывают затруднения, проблемная ситуация)

- Получилось? (нет).

- В чем затруднение? (глаголы не склоняются)

- Какой возникает вопрос? (как изменяются глаголы?- учебная проблема на вопрос.)

3. Использую на своих  уроках подводящий к теме диалог:

    Даю задание:

- Прочитайте слова: Дарья, Софья, Илья.

- Что они обозначают? (имена)

- Что надо помнить  при написании имён? (пишем их  с заглавной буквы)

- Что общего в этих  словах? (разделительный Ь)

- В каких случаях  пишется разделительный Ь? (середине слова между согласной и гласной)

- Какая же будет  тема урока? (повторение написания  заглавной буквы в именах и  разделительного Ь)

4. Сообщение темы с мотивирующим приёмом.

- Сегодня мы познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г.Граубина, сказал:

Такой падеж, как…………….

Я с детства не терплю:

Давать, делиться чем-нибудь

С друзьями не люблю!

- Кто догадался, о  каком падеже идёт речь? (о дательном)

- Назовите тему нашего  урока.

 

     «Открытие» детьми нового знания строится на основе некоторой мыслительной операции, поэтому в этап актуализации знаний надо включить задания, тренирующие эту мыслительную операцию. Мышление необходимо привести в «форму». Поэтому в актуализацию знаний  включаю задания типа: найди лишнее, раздели на группы, сравни и укажи отличие, задания для развития вариативного мышления, внимания, памяти.

Фрагмент урока  русского языка в 1 классе, программа « школа России».

 Тема: Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по разному: с маленькой и большой буквы.

1.Словарная работа.

Игра «Шифровальщики».

-Расшифруйте слово: КСОКБАККА.

(Записано слова «собака»)

- Как можно назвать собаку?

- Какие клички вы знаете?

    2.  Постановка проблемы.

- Запишите под диктовку предложение: У крыльца лежит собака.

(Дети пишут в тетрадях, а один ученик на доске)

- Поднимите руку, кто написал  так же, как на доске?

- А кто написал по другому?

- Какое слово? (Шарик, шарик)

(Оба варианта написания слова  записываю на доске)

- Посмотрите, одно и тоже слово  написано по разному. Какой у вас возникает вопрос?

(Если дети испытывают затруднение,  прихожу на помощь):

- Прочитайте тему урока.

- Чему мы сегодня будем учится?

    3. Поиск решения.

- Выясним, каким может быть  шарик? (воздушным, кличка собаки, круглый предмет)

- Вернёмся к нашему предложению. От чего зависит, какую букву мы выберем?

(На доске появляются 2 картинки: воздушный шарик и собачка)

- Посмотрите на картинку с  воздушным шариком (маленькая  буква).

- А теперь посмотрите на картинку  с собачкой (большая буква).

- От чего же зависит выбор буквы? (От значения слова).

 

Учитывая сложность изучения грамматического  материала необходимо так построить  учебную деятельность, чтобы учащиеся  не потеряли интереса к предмету  и  были заинтересованы в изучении родного языка. При этом нельзя забывать о доступности столь абстрактного материала как грамматика. Оптимальным решением поставленной задачи может служить введение элементов проблемного обучения. Например, при изучении темы «Имя существительное» 3 класс, по программе «Школа России». При изучении этой темы важнейшими являются следующие понятия: предметность, одушевлённость и неодушевлённость, родовая принадлежность и изменение по числам.

Русский язык 2 класс «Школа России»

Тема: Общее понятие об имени существительном. Изучение нового материала

 

Задание 1: Сравните правый и левый столбик.

 

Я ученик второго класса.                        Я второго класса.

В пенале лежат ручки.                              В пенале лежат.

Я кладу в портфель тетради.                  Я кладу в портфель.

- Обе ли записи слов являются предложением?

- Если нет, то почему?

- Какое слово нужно добавить, чтобы оно стало предложением?

- Выпишите пропущенные слова,  задавая им вопрос.

Вывод: слова, обозначающие предмет, отвечающие на вопросы кто? Что? называются именами существительными.

 

Задание 2: Дана цепочка слов:

Машина, самолёт, Маша, Жучка, Ангара, Чита, лопата, Мурка, Москва.

- Можно ли среди этих слов  выделить две группы?

- Если можно, то по какому  принципу? (по написанию)

- Одни слова с большой буквы,  а другие с маленькой. Почему?

- В какие группы можно определить? (по именам; название городов,  рек; клички животных).

- На какой вопрос отвечают  все эти слова?

Вывод: имена собственные- отвечают на вопрос что? Кто?- это существительные  имена людей и клички животных отвечают на вопрос кто? Все остальные имена собственные отвечают на вопрос что?

 

Формирование грамматических ЗУН  осуществляется на различных этапах урока, таких как объяснение нового материала (знания), закрепление (формирование умений и навыков) и проверка. На всех этих этапах не только возможно, но и необходимо использовать проблемную ситуацию, т.к. каждый раз решаются иные задачи и достигаются различные результаты.

Формирование понятия о предмете. На начальных уроках, посвященных имени существительному, даётся представление о предметности, понимаемое не только, как конкретный предмет, но и о предметах выделяемых абстрагированием мышления, что вызывает затруднение в понимании. Например: темнота, холод и др. Наибольшее понимание достигается путём комбинированного использования вопросов и различных форм наглядности. Вопросами побуждаю учеников осмыслить новое для них явление, выделить в нём основные признаки и сформулировать правило. Наглядность позволяет яснее представить особенности изучаемых явлений.

А.   На уроках объяснения предлагаю задания, позволяющие ученикам самостоятельно вывести правило о том, что обозначает имя существительное. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2.)

Б.   Уроки закрепления по данной теме призваны решать задачи по умению выделять имена существительные от других частей речи. На этапе закрепления основным средством создания проблемной ситуации служит интеграция вопросов и практических методов.

Русский язык 2 класс «Школа России»

Тема: Общее понятие об имени существительном. Закрепление изученного материала.

 

Задание 1: Из данных слов выпишите существительные:

 

Холодно, смелый, нос, радость, кошка, сорока, воробей.

 

Задание 2: Рассмотрите картинки.

 

- Задайте вопрос к верхним  картинкам.

 - Задайте вопрос к нижним картинкам.

- Чем эти слова отличаются  друг от друга?

В.   Проверкой осуществляется контроль за прочностью усвоения знаний, также за сформированностью грамматических  умений и навыков. Ведущим средством  проблемности на данном этапе является задание в виде текстов, где нужно  не только выбрать правильный ответ, но и обосновать его.

 

Русский язык 2 класс «Школа России»

Тема: Общее понятие об имени существительном. Контроль за прочностью усвоения полученных знаний.

 

 

Задание 1: Подчеркните в тексте имена существительные и объясните  ваш выбор:

 

Шёл сильный снег. Дороги замело. Выглянуло солнце и снег перестал.

 

Задание 2: Придумайте по 5 существительных  на тему природы, школы, посуды.

 

Задание 3: Одной чертой подчеркните  имена существительные, а двумя  собственные имена существительные:

 

От аллеи идёт тропинка. Брат работает на лесопильне. Оля ушла с тётей Лизой. Пришло письмо от бабушки.

 

В русском языке категория одушевлённости, неодушевлённости не представляет особых трудностей.

       А.   Задания при объяснении.

Русский язык 2 класс «Школа России»

Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Изучение нового материала.

 

 

Задание 1: Сравните слова: дом, кот.

 

- Может ли кот совершать действия? Докажите это (бегать, прыгать)

- Может ли дом совершать какие-то  действия самостоятельно? (Дом может строиться, стоять, ломаться, но все эти действия совершаются над ним кем-нибудь).

- На какой вопрос отвечают  слова кот и дом?

Вывод: слова, отвечающие на вопрос кто? являются одушевлёнными. Слова, отвечающие на вопрос что? являются неодушевлёнными.

 

Задание 2: Сравните слова:

Кот, самолёт, конь, машина, самокат,заяц.

- Чем они отличаются? (По способу  передвижения: кот- сам, самолётом  управляют и т.д.)

- Задайте вопрос к каждому  слову.

Вывод: если предмет передвигается  сам в пространстве, то он одушевлённый (живой) и отвечает на вопрос Кто?

Если предмет не может  передвигаться самостоятельно, то он неодушевлённый, отвечает на вопрос Что?

 

Б.    Закрепление.

Русский язык 2 класс «Школа России»

Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Закрепление изученного материала.

 

Задание 1: Разделите слова на две группы:

Конь, машина, волк, велосипед, самокат, лось, ролики, вертолёт.

- По какому признаку вы разделили  эти слова? Повторите правило.

 

Задание 2: Выпишите сначала имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? затем – на вопрос что?

Октябрь, внучка, зима, темнота, трава, лыжник, дождь, грачи, собака, оттепель, корова, хищник, гром, сова.

- По какому признаку вы разделили  эти слова?

 

Задание 3: По рядам запишите по 3 предложения, которые имели бы существительное, которое можно увидеть в воде, в траве, на улице, и отвечало бы на вопрос кто?

- Проверьте с объяснением: Почему  поставили вопрос кто?

 

Задание 4: Вспомните, что вы знаете об имени существительном. Распределите слова в две группы. Запишите каждую группу в отдельный столбик. Объясните, свой выбор. По какому правилу?

Народ, пилот, полёт, завод, город, поезд, год, ответ, свет.

 

Задание 5: Запишите предложения:

Пришла зима. С севера подул студёный ветер. С неба посыпались снежинки. Растут сугробы.

- Подчеркните имена существительные. Поставьте к ним вопрос.

- Двумя чертами подчеркните  существительные, которые обозначают  явления природы.

 

В.    Задания для проверки.

Русский язык 2 класс «Школа России»

Тема: Имена существительные собственные и нарицательные. Контроль за прочностью усвоения полученных знаний.

 

Задание 1: -Что вы знаете о существительном?

Машина, цветок, корова, Мурка, часы, Алла, Жучка, сорока.

(имена собственные, одушевленные  и неодушевленные)

- В какие группы вы можете объединить слова?

 

Задание 2: - На какой вопрос отвечают одушевленные предметы?

- На какой вопрос отвечают  неодушевленные предметы?

- Выпишите в один столбик  одушевленные, а в другой неодушевленные  предметы:

Брат, мама, корабль, овраг, мороз, внук, река, бабушка, шуба, дуб, котёнок, Коля, сосед, урок, сирень, товарищ, воробей, день, рама.

Задание 3: - Выделите имя существительное: два, двойка, удвоить.

- Посмотрите на карточку. Что  на ней изображено? (цифра 2- двойка). Какой вопрос можно задать? (вопрос - что?- двойка).

- А что изображено на этих  карточках? (2 яблока, 2 карандаша).

- Какой вопрос можно задать  к слову два? (сколько яблок?  сколько карандашей?).

- Задайте вопрос к слову двойка. (Я получил двойку.Что?)

Вывод: Двойка – это  существительное, так как отвечает на вопрос что?

Задание 4: - Отгадайте загадки, запишите по столбикам кто? что?

Посреди двора стоит  копна, спереди вилы, сзади метла. (Корова)

Белое одеяло весь мир  покрыло, стало тепло – в речку  утекло. (Снег)

Кто зимой белый, а  летом серый? (Заяц)

Информация о работе Методика организации проблемного обучения