Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 17:55, курсовая работа
Цель работы – совершенствование учебного процесса, направленное на развитие познавательной деятельности учащихся.
Объект - процесс обучения школьников.
Предмет - проблемное обучение как фактор интеллектуального развития школьников на уроках русского языка.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3-5
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРОБЛЕМНОГО
ОБУЧЕНИЯ…………………………………………………………….6-19
I.1. Место проблемного обучения в педагогических
концепциях………………………………………………………6-10
I.2. Концептуальные основы проблемного обучения…………10-13
I.3. Функции проблемного обучения…………………………...13-19
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО
ОБУЧЕНИЯ…..........................................................................................20-37
II.1. Методы проблемного обучения……………………………20-24
II.2. Проблемные ситуации: понятие и типы, способы и правила создания…………………………………………………………..24-28
II.3. Этапы проблемного обучения ……………………………..28-32
II.4. Роль педагога в проблемном обучении …………………...32-37
ГЛАВА Ш. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ………………………38-59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..60-61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….62-63
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….64-86
Задание 7: Подчеркните существительные, напишите одушевлённость и род:
Храбрый человек; пушистый кот;
злая собака; дождливая осень.
Задание 8: Вставьте вместо точек слова, отвечающие на вопросы кто? что?
(кто?)……….познаётся в беде.
(кто?)……….сильна крыльями, а (кто?) ………дружбой.
(что?)………с гор потекла – весну принесла.
Волга всем рекам………(кто?).
Весенний (что?)……целый год кормит.
Земля кормит людей, как (кто?)……..детей.
Задание 9: Спишите. Обозначьте начало и конец предложения. Подчеркните по 3 слова, отвечающие на вопросы кто? что?
Стало темнеть сгустились тучи грянул гром полил тёплый дождь рыбаки поставили сети солнце село орали на пруду лягушки рыбаки вынули сеть там окуньки
Приложение 11.
Цели урока:
Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысления блока новой учебной информации, применении её в знакомой и новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: проблемный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
Оборудование: сигнальные карточки, индивидуальные карточки, конверты с заданиями,
приложения 1,2.
Ход урока
I. Организационный момент.
- приветствие
- эмоциональный настрой
- Здравствуйте, дети. Сегодня
у нас необычная встреча. К
нам пришли гости. Давайте
- рефлексия
Знаю все |
Знаю, но не все о склонениях существительных |
Не знаю |
II. Подготовка к основному этапу урока.
Словарная работа.
Игра "Будь внимательным"
Распознавание слов с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне.
Учитель называет по 2 слова, дети записывают только то, написание которого нельзя проверить. (1 ученик работает на доске)
Дерево, берёза; стакан, ведро; зерно, пшеница; ягода, черника; овца, заяц; автомобиль, водитель; командир, боец.
- На какие 2 группы можно разделить эти слова? (1 склонения и 2 склонения)
- Какие существительные относятся к 1 склонению? 2 склонению? Приведите примеры.
- Что надо знать,
чтобы правильно определить, к
какому склонению относится
- С какой целью каждому из вас необходимо хорошо и быстро научиться узнавать, к какому склонению относится имя существительное? (Чтобы правильно писать окончания существительных).
III. Актуализация знаний учащихся (постановка проблемы).
Распределение имён существительных в 2 столбика, учитывая тип склонения.
Работа в парах.
У детей – конверт с набором карточек со словами, которые нужно распределить на 2 группы, учитывая тип склонения. В конверте 2 слова лишних (3 склонения).
календарь, пень, янтарь, степь
камень, пекарь, гусь, рожь
- У каких слов не определили склонение? Почему? Как вы думаете, относятся они к какому-нибудь другому склонению? К какому? (В ходе обсуждения дети выясняют, что есть существительные 3 склонения, называют их признаки).
- Кто догадался,
как будет звучать тема нашего
урока? (3 склонение имён
- Ещё раз
назовите признаки имён
IV. Усвоение новых знаний.
- Проверим ваши предположения и узнаем, какие существительные относятся к 3 склонению.
* Работа по учебнику.
Откройте учебники на стр. 98. Прочитайте в учебнике, какие имена существительные относятся к 3 склонению. Что нужно знать, чтобы определить, относятся ли имена существительные к 3 склонению?
V. Первичная проверка понимания.
Распознавание склонения имён существительных, имеющих одинаковые окончания (проверка проводится с помощью сигнальных карточек).
Лагерь, картофель, вермишель, гвоздь, прорубь, местность, корабль, пристань, зритель.
- К какому склонению
могут относиться имена
VI. Первичное закрепление.
1) Найди и запомни.
Учитель поочерёдно показывает карточки, на каждой из них - 5 существительных, одно из которых 3 склонения. Задача детей: прочитав на карточке все 5 слов, найти существительные 3 склонения, запомнив всю цепочку слов 3 склонения, записать её (приложения 1)
Ученики записывают: лошадь, степь, рожь, мышь, пыль.
Оздоровительная минутка 1 (коррекция зрения)
(Указка с бабочкой на кончике и тренажёр )
Прилетела бабочка,
Села на указку,
Попытайтесь вслед за ней
Пробежаться глазками.
2) Собери пословицы.
Индивидуальная работа.
Дети собирают пословицы из половинок (работая в группах), находят слова 3 склонения, записывают 1 пословицу (приложение 2).
-Объясните значение пословицы.
3) Самостоятельная работа.
Работа по карточкам (по вариантам). Определи склонение.
1 вариант.
Капуста, ночь, зверь, мышь, дерево.
2 вариант.
Брат, печь, река, море, яблоня.
Оздоровительная минутка 2
«Не ошибись, пожалуйста»
Я буду подавать команды, но выполнять их надо только тогда, когда я скажу волшебное слово «пожалуйста»
1. Встаньте, пожалуйста.
2. Поднимите руки.
3. Будьте добры, потопайте.
4. Похлопайте, пожалуйста.
5. Тихонько сядьте.
6. Попрыгайте, пожалуйста.
7. Тихонечко сядьте, пожалуйста.
VII. Контроль ЗУН.
Заполнение таблицы по теме (презентация)
Определите, какие существительные к какому склонению относятся, сделайте краткие выводы.
VIII. Итог урока.
- С чем познакомились сегодня на уроке? (Мы познакомились с существительными, которые относятся к 3 склонению).
- И какие же существительные относятся к 3 склонению? (Имена существительные ж.р. с мягкой и твёрдой основой, имеющие в начальной форме нулевое окончание)
- Приведите примеры существительных 3 склонения?
Рефлексия.
Знаю все |
Знаний о склонениях существительных стало больше |
Знаю, но не все |
Не знаю |
IX. Домашнее задание.
Стр. 98 правило
Стр. 100 упр. 64
Приложение 12.
Конспект урока русского языка, 4 класс по программе «Школа России» с использованием элементов проблемного обучения как способа активизации познавательной деятельности учащихся.
Тема: «Имя числительное как часть речи».
Цель урока:
I. Инсценировка по Ф. Кривину "Имя числительное".
Тысяча (обращаясь к Прилагательному): Миллион извинений! Я отниму у вас не больше одной минуты.
Прилагательное (любезно): Пожалуйста. Слушаю Вас.
Тысяча: Помогите мне устроиться в предложении. Мне нужно немного, самую малость, только бы приткнуться где-нибудь с краешку.
Прилагательное: Чем же я могу вам помочь?
Тысяча: О, ведь вы здесь - самое большое слово, наверное, самый главный член предложения.
Прилагательное: К сожалению, я не главный член. Я всего лишь определение. Вон видите - самое короткое слово? В нём всего четыре буквы. А ведь это подлежащее - главный член предложения.
Тысяча: Так вот оно какое, подлежащее!.. (Подойдя к Подлежащему). Здравствуйте!
Существительное: Здравствуйте! Меня зовут Существительное. А ваше имя?
Тысяча: Числительное. У меня к вам просьба: помогите мне устроиться в предложении.
Существительное: Право не знаю, как вам помочь. Все свободные места у нас заняты. Правду говоря, ведь я даже не знаю ваших качеств.
Тысяча: Зачем вам качества! У меня есть количество - и этого достаточно.
Существительное: Количество? Что ж, это тоже неплохо. Знаете что? Я оставлю вас при себе, это будет для вас самое подходящее место.
Какой частью речи является слово "тысяча"?
Как вы это определили?
II. Записывается тема урока.
Сообщаю, что на сегодняшнем уроке надо знать их общее значение, морфологические признаки, синтаксическую роль в предложении; уметь находить числительные в тексте; различать количественные и порядковые числительные.
III. Объяснение нового материала.
Числительные играют важную роль в жизни людей. Числами измеряется количество предметов, расстояние, время, величина предметов, их вес, стоимость. По частоте употребления числительное занимает 8 место. Самые частые числительные: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, десять. Частота употребления числительных в речи подтверждается большим количеством фразеологизмов, в которых они используются.
IV. Чтение фразеологизмов с объяснением их значения.
3 - 4 фразеологизма записываются в тетрадях.
На один зуб (мало), семь потов сошло (очень устал), из первых рук (достоверно), опять двадцать пять (всё сначала), как свои пять пальцев (знать очень хорошо), как две капли воды (очень похожи).
V. Числительные также употребляются в образной речи.
Показываю таблицы с предложениями, ученики вставляют пропущенные числительные, определяют жанр устного народного творчества.
……. одёжек, все без застёжек. (Загадка)
….. раз отмерь, ….. раз отрежь. (Пословица)
Кто не спит у нас в квартире?
Всем на свете нужен сон!
Кто не спит, тот выйдет вон! (Считалка)
Обманули простака
На …... кулака! (Дразнилка)
Трое трубачей трубили в трубы. (Скороговорка)
VI. Знакомство с терминологией урока, ученики записывают их в тетрадь.
Художественный стиль,
научный стиль,
точность,
конкретность.
VII. Учащимся предлагается прочитать тексты, определить стили речи текстов.
Текст №1 (записан на доске)
Произведения читают, называя каждый множитель в родительном падеже. Например: 175*60 - произведение ста семидесяти пяти и шестидесяти.
Текст №2 (оформлен на плакате).
Санкт-Петербург - один из красивейших городов России. По количеству м…стов он стоит на втором месте после Венеции. Если все м…сты города выт…нуть в одну линию, то общая прот…жённость составить одиннадцать километров. Шесть цепных мостов были построены в девятнадцатом веке.
VIII. После определений стилей речи текстов ученики делают вывод, чем отличается научный стиль от художественного (точность, конкретность).
Какие числительные встречаются в тексте №2? (Один, на втором, в одну, одиннадцать, шесть, в девятнадцатом)
На какие вопросы отвечают эти числительные?
IX. Запись на доске и в тетрадях:
Число |
Количество предметов |
Порядок при счёте |
два |
два ученика |
второй ученик |
По данному образцу внести прописью в графы, где нужно добавить существительные
- Что такое имя числительное?
X. Вывод делают ученики, пользуясь таблицей.
XI. Переписать художественный текст в тетради, вставить пропущенные буквы, объяснить запятую в 3 предложении, подчеркнуть числительные как члены предложения.
Работа выполняется сильными учениками у доски по цепочке, в случае затруднения помогает учитель.
Вывод учителя: Количественное числительное может быть любым членом предложения. Сочетание количественного числительного (в И. и В.п.) с существительным ( в Р.п.) является одним членом предложения.
XII.
I вариант.
Выписать словосочетания шесть мостов, определить разряд числительного и падеж;
II вариант.
Выписать словосочетание в девятнадцатом веке, определить разряд числительного и его род, число, падеж.
XIII. Ученики I варианта делают вывод: количественные числительные изменяются по падежам.
Ученики II варианта делают вывод: порядковые числительные изменяются по родам, числам и падежам.
Информация о работе Методика организации проблемного обучения