Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 15:31, дипломная работа
Актуальность дипломной работы заключается в том, что организация проектной деятельности рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, обучения и развития в социуме. В настоящее время в педагогике идет процесс осмысления новых явлений и методологии развития человека, способного не только быстро и осознанно сделать личный выбор, но и представить продукт собственной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ….
1.1. Понятие и содержание проектной деятельности в процессе обучения изобразительному искусству………………………….…………….
1.2. Исследовательская деятельность как основа проектного метода………………………………………………………..……
1.3. Педагогическая поддержка как необходимое условие руководства проектной деятельностью учащихся…………………………………………….
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
2.1. Применение технологии личностно-ориентированного обучения в организации руководства художественными проектами учащихся…………
2.2. Способы и приемы творческой направленности детей в процессе выполнения художественных проектов…………………………………………..
2.3. Организация педагогической поддержки в процессе исследовательской деятельности учащихся ………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………
--
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Омский государственный педагогический университет»
Факультет искусств
Кафедра изобразительного искусства и методики его преподавания
Допущена к защите
«__»_____________2013 г.
Зав. кафедрой
д.п.н., профессор
Ивахнова Любовь Александровна
____________(подпись)
Методика организации проектной деятельности школьников в области изобразительного искусства.
Выпускная квалификационная работа
Специальность изобразительное искусство
Выполнила: студентка 51 группы
очной формы обучения
Погодина Анастасия Дмитриевна
________________(подпись)
Научный руководитель
к.п.н., доцент
Колоколова Ольга Евгеньевна
________________(подпись)
Выпускная работа защищена
«__»_____________2013г.
Оценка___________
Председатель ГАК_______(
Омск, 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ….
1.1. Понятие и содержание проектной деятельности в процессе обучения изобразительному искусству………………………….…………….
1.2. Исследовательская деятельность как
основа проектного метода………………………………………………………..…
1.3. Педагогическая поддержка как необходимое условие руководства проектной деятельностью учащихся…………………………………………….
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
2.1. Применение технологии личностно-ориентированного обучения в организации руководства художественными проектами учащихся…………
2.2. Способы и приемы творческой направленности детей в процессе выполнения художественных проектов…………………………………………..
2.3. Организация педагогической поддержки в процессе исследовательской деятельности учащихся ………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность дипломной работы заключается в том, что организация проектной деятельности рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, обучения и развития в социуме.
В настоящее время в педагогике идет процесс осмысления новых явлений и методологии развития человека, способного не только быстро и осознанно сделать личный выбор, но и представить продукт собственной деятельности. Выполнение проектных исследовательских работ, по сравнению с другими формами образовательной деятельности, позволяет наиболее эффективно и последовательно осуществить разворот от традиционного подхода в обучении к новому, продуктивному образованию, направленному на развитие таких универсальных способностей и компетенций учащихся, как: способность к самообразованию, развитие навыков ориентации в информационных потоках, развитие умений ставить и решать проблемы.
В настоящее время становится всё более важным воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование. «Одаренность» происходит от слова «дар» и означает, прежде всего, особо благоприятные внутренние предпосылки развития. Выявление способных детей и работа с ними являются актуальной задачей школы. В законе РФ «Об образовании» указывается на необходимость развития творческих возможностей одарённых детей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. Сегодня необходимо предоставить каждому обучающемуся сферу деятельности, необходимую для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, способности к социальной адаптации и творческому самовыражению.
Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение изобразительного искусства, которое направленно:
- на развитие образного восприятия визуального мира и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;
- на гармонизацию
-на развитие способностей
к художественно-творческому
-на подготовку обучающегося
к осознанному выбору
Помимо учебных целей и задач, учитель в своей работе ставит перед учащимися и задачи, направленные на развитие и формирование навыков исследовательской деятельности.
На данном этапе состояние образования в России все острее обозначается проблема применения знаний. Учащиеся заканчивающие наши школы не всегда умеют их применять на практике. Отсюда все большее значение приобретает направление, предусматривающее участие школьников в научно- исследовательской и научно-практической деятельности. Именно это направление и формирует у учащихся умение и навыки практического применения теоретических знаний. Как ничто другое развивает мышление, логику, учит постановке целей, задач и поиску способов их достижения, с освоением различных методов. Все это приобретается на основе собственного опыта, что приводит к более глубокому осмыслению.
Для успешного осуществления проектного обучения требуется серьезная подготовка учителя к планированию и организации учебного проектирования, созданию дидактического, методического и материально-технического обеспечения. По существу, учитель должен уметь разрабатывать свои педагогические проекты. Таким образом, современная образовательная система, требующая передовых научно обоснованных технологий, может быть обогащена включением школьников в проектную деятельность, что и определяет актуальность ее исследования.
Цель дипломной работы разработка и научное обоснование методики организации различных форм проектной деятельности школьников в области изобразительного искусства.
Задачи дипломной работы:
1. Изучить проблему организации проектной деятельности в научно-теоретической литературе.
2. Выявить алгоритм организации проектной деятельности учащихся;
3. Разработать методическое обеспечение проектной деятельности учащихся в рамках изучения изобразительного искусства.
Объект дипломной работы: процесс выполнения исследовательского проекта.
Предмет дипломной работы: методика организации процесса выполнения художественно-творческих проектов.
Методическая значимость дипломной работы состоит в: обосновании методического обеспечения и алгоритма выполнения проектной деятельности учащихся.
Практическая значимость дипломной работы заключается в: возможности использования содержащихся в работе теоретических и методических материалов при организации руководства проектной деятельностью учащихся в области изобразительного искусства на уроке и в системе дополнительного образования.
Структура дипломной работы: дипломная работа включает в себя введение, две главы, заключение и приложения к работе.
Процедура выполнения дипломной работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Одной из основополагающих
характеристик современного человека,
действующего в пространстве культуры,
является его способность к проективной
деятельности. Проективная (или проектная)
деятельность относится к
разряду инновационной, так как предполагает
преобразование реальности, строится
на базе соответствующей технологии, которую
можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.
Актуальность овладения основами проектирования
обусловлена, во-первых, тем, что данная
технология имеет широкую область применения
на всех уровнях организации системы образования.
Во-вторых, владение логикой и технологией
социокультурного проектирования позволит
более эффективно осуществлять аналитические,
организационно-управленческие функции.[
http://bg-prestige.narod.ru/
Методологическая сущность понятия проектной деятельности основана на общепсихологическом понимании деятельности, которое сложилось в отечественной психологии в школе Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, В.Д. Шадрикова.
Деятельность в понимании А.Н. Леонтьева не есть отправление какого-то сугубо внутреннего (психического или физиологического) механизма, а процесс, организуемый предметом и внешней средой. В настоящее время отечественная психология выделяет четыре основных вида деятельности: общение, игра, учеба, труд. Каждому возрастному периоду присуща ведущая деятельность. [Насипов, с 33]
Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).
Задачи проектной деятельности:
Основным принципом организации проектной деятельности является то, что проект должен быть посильным для выполнения. Для этого необходимо создавать условия для успешного выполнения проектов, например, формировать соответствующую библиотеку, иллюстративный ряд по выбранной теме, вести поэтапную подготовку учащихся, обеспечить поддержку руководства проектом со стороны педагогов других предметов.
Логика построения деятельности учащихся при выполнении проектов должна соответствовать общей структуре проектирования. На этой основе выделяются основные этапы проектной деятельности: поисковый, подготовительный, творческий, заключительный.
На поисковом
этапе перед школьниками
На подготовительном этапе учащиеся проводят выбор и обоснование техники выполнения творческой работы. Завершающим элементом подготовительного этапа для художественно-творческих проектов является составление азбуки материала и его художественной обработки, выполнение упражнений в выбранной технике, и их творческая комбинаторика. В ходе творческого этапа учащийся осуществляет подбор необходимых материалов и непосредственное выполнение творческой работы. На заключительном этапе происходит окончательный контроль, корректирование проекта. Учащиеся проводят анализ результатов выполнения проекта.
В том случае, если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.
Анализ содержания деятельности учащихся при выполнении проектного задания позволяет сделать вывод о том, что проектная деятельность содержит в себе большие возможности для развития творческих способностей. Обязательная публичная презентация результатов работы (защита проектов) в той или иной форме является неотъемлемым принципом организации проектной деятельности.
В основу обучения школьников проектированию должны быть положены основные принципы творческой деятельности новаторов. Творчество школьников по своим психическим компонентам приближается к творческому процессу взрослых.
В общем виде процесс творческой деятельности учащихся можно разделить на те же стадии, что и процесс творческой деятельности взрослых: возникновение идеи или творческой задачи; решение задачи; реализация решения на практике. [Насипов, с 35]