Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 15:31, дипломная работа
Актуальность дипломной работы заключается в том, что организация проектной деятельности рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, обучения и развития в социуме. В настоящее время в педагогике идет процесс осмысления новых явлений и методологии развития человека, способного не только быстро и осознанно сделать личный выбор, но и представить продукт собственной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ….
1.1. Понятие и содержание проектной деятельности в процессе обучения изобразительному искусству………………………….…………….
1.2. Исследовательская деятельность как основа проектного метода………………………………………………………..……
1.3. Педагогическая поддержка как необходимое условие руководства проектной деятельностью учащихся…………………………………………….
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
2.1. Применение технологии личностно-ориентированного обучения в организации руководства художественными проектами учащихся…………
2.2. Способы и приемы творческой направленности детей в процессе выполнения художественных проектов…………………………………………..
2.3. Организация педагогической поддержки в процессе исследовательской деятельности учащихся ………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………
Главные идеи авторов проектного обучения состоят в следующем:
Таким образом, проектная деятельность – это метод обучения, который может быть использован в изучении любого предмета, в том числе и в рамках обучения изобразительному искусству, может применятся как на уроках, так и в системе дополнительного образования. Всякая проектная деятельность всегда уникальна, так как она направленная на достижение целей самих учащихся и предполагает использование их опыта. В ходе проектной деятельности эффективно формируется большое количество компетенций. Проект дает школьникам опыт в любой сфере деятельности. Кроме того, проектная деятельность позволяет органично соединить ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации школьников.[Чанилова].
В основе проектной деятельности лежит метод проектов, разработанный в педагогике еще в начале XXвека. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании. Метод проектов – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий (проектов). Основой метода проектов были педагогические концепции американского педагога, психолога, ведущего представителя философии прагматизма Джона Дьюи, американский философ и педагог. Автор более 30 книг и 900 научных статей по философии, социологии, педагогике и другим дисциплинам. Джон Дьюи окончил Вермонтский университет, был профессором Мичиганского, Чикагского и Колумбийского университетов. В 1919 году стал одним из основателей «Новой школы социальных исследований» в Нью-Йорке. Стоял во главе «Лиги независимого политического действия». Его взгляды выражались в том, что вся деятельность школьника должна ориентироваться на формирование его мышления, в основе которого лежит личный опыт. Он разработал теорию воспитания, направленную на формирование личности, приспособленной к жизни и практической деятельности. [Насипов 5]
Продолжателем школы Дж.Дьюи был другой американский педагог и психолог В.Килпатрик. Он полагал, что весь учебный процесс в школе должен представлять собой ряд опытов, связанных таким образом, чтобы знания, приобретаемые в результате одного, служили развитию и обогащению последующих. Обучение по этому должно осуществляться через организацию целевых актов, включавших в себя постановку проблемы, составление плана ее реализации и оценку выполнения. Учащиеся должны были сами проектировать то, чем им предстояло заниматься. Особое внимание уделялось выбору деятельности, посредством которой приобретались знания. Материал для обучения черпался из повседневной жизни. Ученики сами выбирали то, что должно стать содержанием учебной работы; учитель лишь оказывал им помощь в исполнении задуманного. Килпатрик выделял четыре вида проектов: созидательный (производительный), потребительский (рассчитанный на изготовление предметов потребления), проблемный (преодолевающий интеллектуальные затруднения) и проект – упражнение. Использование этих проектов, по мнению автора, не только подготавливает ребенка к жизни по окончании школы, но и помогает ему организовать жизнь в настоящем. Он дал следующую оценку метода проектов: «Это метод планирования целесообразной (целеустремленной) деятельности в связи с разрешением какого-нибудь учебно-школьного задания в реальной жизненной обстановке».
Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале XX века. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
Им были определены основные элементы метода проектов, среди которых:
1. Реальный опыт ребенка, который должен быть выявлен педагогом.
2. Организованный
опыт (организация для учащихся
занятий на основе того, что
знает педагог об опыте
деятельности).
3. Соприкосновение
с накопленным человеческим
4. Упражнения, дающие нужные ребенку навыки.
Развитие метода проектов в школах России связано с именами других отечественных педагогов – В.Н. Шульгин, Е.Г. Кагаров, М.В. Крупенина, В.В. Игнатьев и другие. [Насипов, с 5-6]
Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко, но недостаточно продуманно и последовательно внедряться в школу, поэтому метод проектов впоследствии был осужден и исключен из школьной практики. С тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в образовании.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. [Полат, с 66]
Использование метода проектов в обучении изобразительному искусству позволяет не на словах, а на деле реализовать деятельностный подход, способствовать применению знаний и умений, полученных при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения, и интегрировать их в процессе работы над проектом. [Насипов, с 26]
Метод проектов
всегда ориентирован на самостоятельную
деятельность учащихся - индивидуальную,
парную, групповую,- которую учащиеся
выполняют в течение
Метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но если это метод, то он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Внешний результат проектной деятельности можно будет увидеть, осмыслить, измерить, применить на практике. Внутренний результат представляет собой уникальный опыт деятельности и является достояние учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности, выступающие как личностно-значимые для учащихся.
В этом случае главным мерилом ценности образовательного процесса, построенного на методе проектов, становиться «степень заинтересованности индивида, степень увлечения поставленной им целью». И второе ключевое условие – «наиболее педагогически ценная деятельность – это деятельность, порождающая новую деятельность». Каждый проект должен приводить к формированию новых целей обучения у самого школьника.
Основные требования к использованию метода проектов:
. определение
проблемы и вытекающих из нее
задач исследования (использование
в ходе совместного
. обсуждение
способов оформления конечных
результатов (презентаций,
• выводы, выдвижение новых проблем исследования. [Полат, с 67-68]
Типологию проектов
можно так же разделить на урочную
и внеурочную формы. В соответствии с методом, доминирующим
в проекте, можно выделить следующие типы
проектов, используемые в системе классных
часов: исследовательские, творческие,
игровые, ознакомительно-
Одним из типов проектов являются исследовательские проекты. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования тему, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.
Так же, можно выделить творческие проекты. Следует оговориться, что проект всегда требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. Но при определении типа проекта выделяется доминирующий аспект. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, вначале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Таким результатом могут быть: совместная газета, сочинение, видеофильм, спектакль, игра, праздник, экспедиция и т.п. Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма или спектакля, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и прочего.
Кроме того, в отдельную группу выделяются ролевые, игровые проекты. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержание проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуации. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.
Ознакомительно-ориентировочные (информационные) проекты – это тип проектов изначально направленнный на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо придуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы.
Структура подобного проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность, источники информации, проведение «мозгового штурма», обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), результат (статья, реферат, доклад, видео и прочее). Презентация. Такие проекты часто интегрируются с исследовательскими проектами и становятся их органичной частью, модулем.
Можно выделить так же практико-ориентировочные (прикладные) проекты. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов, то есть оформления результатов проектной деятельности и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта.
Все данные виды проектов могут использоваться и в системе внеклассного обучения. Так же к ним можно добавить межпредметные проекты. Это – либо небольшие проекты, затрагивающие 2 – 3 предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций. Кроме того, по характеру контактов проекты можно квалифицировать как региональные и международные. По количеству участников можно выделить индивидуальные и групповые проекты.
В реальной жизни чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих, а также других проектов. Однако метод исследовательских проектов занимает центральное место и вместе с тем вызывает наибольшие трудности. Он основан на развитии умения осваивать окружающий мир на базе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования. Метод проектов требует изменения позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся, на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. [Насипов, с30-32]