Методика организации проектной деятельности школьников в области изобразительного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 15:31, дипломная работа

Описание работы

Актуальность дипломной работы заключается в том, что организация проектной деятельности рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, обучения и развития в социуме. В настоящее время в педагогике идет процесс осмысления новых явлений и методологии развития человека, способного не только быстро и осознанно сделать личный выбор, но и представить продукт собственной деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ….
1.1. Понятие и содержание проектной деятельности в процессе обучения изобразительному искусству………………………….…………….
1.2. Исследовательская деятельность как основа проектного метода………………………………………………………..……
1.3. Педагогическая поддержка как необходимое условие руководства проектной деятельностью учащихся…………………………………………….

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
2.1. Применение технологии личностно-ориентированного обучения в организации руководства художественными проектами учащихся…………
2.2. Способы и приемы творческой направленности детей в процессе выполнения художественных проектов…………………………………………..
2.3. Организация педагогической поддержки в процессе исследовательской деятельности учащихся ………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Методика организации исследовательской деятельности школьников в области изобразительного искусства..doc

— 353.50 Кб (Скачать файл)

Педагогическая поддержка на каждом уроке была реализована в ходе представления объема справочной литературы, научно-популярных журналов.На двух уроках представлены виртуальные экскурсии. Виртуальная экскурсия в музеи деревянного зодчества и виртуальная экскурсия по родному городу. Музей зодчества – это всегда музей под открытым небом, где можно увидеть не только постройки прежних веков, но внутренний интерьер, дворовые строения, ландшафтный дизайн. Древняя Русь славилась деревянным зодчеством. Самыми яркими примерами музеев деревянного зодчества являются Нижне-Синячихинский музей-заповедник деревянного зодчества, Музей народного деревянного зодчества «Витославлицы» и Суздаль. В ходе экскурсии рассказывается о каждом из этих музеев, наглядно показываются экспонаты: такие как: Спасо-Преображенская церковь в Нижне-Синячихинском музее, церковь Успения Богоматери в Музее народного деревянного зодчества «Витославлицы», изба крестьянина-середняка в Суздале и т.д.

Виртуальная экскурсия  по родному городу направлена на концентрацию внимания участников проекта на архитектурных памятниках их родины, выявление характерных особенностей строений, архитектурных форм, особенностей декора, определение собственной стилистической направленности. В рамках экскурсии рассматриваются Дом купца Коробейникова, мещанина С.Г. Сивова, Дом построила купчихи Машинской и т.д. Каждую экскурсию учащимся необходимо дополнить своими материалами, провести собственное исследование. Кроме того был проведен отбор и анализ произведений русских художников Максимова В.М., Маковского В.Е., Паленова В.Д., Рябушкина А.П., которые отразились в проведении урока-восприятия.

В рамках проведения урока-упражнения был разработан методический материал, который включал в себя описание и наглядное представление  различных приемов и форм работы в технике аппликация, а именно аппликация из бумаги, аппликация из ткани, аппликация из природных материалов. Перед началом работы учащимся необходимо было ознакомиться с техникой безопасности при работе с режущими инструментами и клеем. [Приложение 4] Аппликация — это наложение одного материала на другой или пришивание фрагментов на основной фон. Она может приклеиваться или пришиваться — в зависимости от выбранного материала. Бумажная аппликация может выполняться из различных видов бумаги: газетная, книжно-журнальная, обложечная, упаковочная, крашенная, глянцевая, мраморная, обойная, почтовая, чертежно-рисовальная, калька, пергаментная, картон и т.д. Бумажная аппликация включает в себя несколько приемов работы, а именно: обрезная, обрывная, накладная, модульная, ленточная, симметричная и силуэтная аппликация. Обрывная  аппликация –  прием, когда бумага разрывается на кусочки, из которых составляется изображение. Хороший способ для передачи особенностей фактуры образа. Кусочки можно обрывать как в хаотичном порядке, так и выщипывать, либо обрывать контурный рисунок. Накладная аппликация позволяет получить многоцветное изображение, наклеивая детали слоями, так чтобы каждая предыдущая деталь была меньше по размеру. При выполнении модульной аппликации образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм – рваных бумажек или вырезанных кружков, квадратиков, треугольников. Способ выполнения симметричной аппликации применяется для вырезания симметричных образов, имеющих симметричное строение, или для получения одинаковых изображений. Ленточная аппликация позволяет получить несколько одинаковых изображений, разрозненных или соединенных между собой. Силуэтная аппликация позволяет вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контору.

Аппликация  из ткани и фурнитуры предполагает использование различных видов и расцветок ткани, игл разных размеров, нитки всевозможных цветов, ножницы, как с обычными, так и с рельефными лезвиями, различные предметы швейной фурнитуры: застежки, молнии, кнопки, крючки, петли, пряжки, ленты, шнуры, пуговицы, тесьма и т.д. Работа с тканью дает возможность использовать различные способы изменения фактуры ткани при помощи крахмаления, желатинирования, жатки ткани и т.д. В работе с тканью необходимо учитывать ее характер. Совмещая в работе ткани различных фактур и плотности, можно добиться интересных эффектов. Работа с бархатными тканями одновременно и сложна и интересна. Бархат прекрасно подойдет и для основного фона работы, и поддержит более яркую деталь темным контуром или тенью. Фрагменты бархата необходимо проклеивать по контуру тонким слоем густого ПВА. Натуральный шелк — изумительный материал, легко драпирующийся в красивые складки. Но при работе с ним нужно учесть, что он сильно сыпется и край всегда необходимо обрабатывать. В случаях, когда край должен оставаться на виду, можно пройти по нему спичкой или булавкой, смоченной густым ПВА. Таким же клеем закрепляются повороты формы на объемных деталях. Из расписного шелка составляются букеты и кроны деревьев; из гладкого, прошитого объемными складками, вырастают горы и выкладываются фоны в натюрмортах. Накладывая послойно розовый шелк или шифон разных оттенков, можно создать лицо на полотне. Хлопчатобумажные материалы применяются в аппликационной техниках чаще всего. В них привлекает разнообразие расцветок, удобство и простота обработки, возможность легко сочетать их с другими тканями. Эти материалы легко можно клеить простыми клеями. Правда, тут есть свои особенности. Если на светлых тканях клей практически никогда не будет заметен, то темные, а особенно гладкие ткани, могут потемнеть от клея. Мучной клей после высыхания станет незаметен, а ПВА с избытком эмульсии оставит белые пятна. Перед это необходимо проверить на маленьком кусочке ткани. Холст служит плотной основой для аппликативных панно, но он может стать и главным действующим лицом. На гладкой фактуре холста с хорошо выраженным плетением нити прекрасно смотрятся объемные цветы, композиции из сукна, замши, гобелена. Холст прекрасно клеится ПВА и фиксируется на клею в жесткие объемные складки. Участие тяжелых тканей в работе с аппликацией невелико, если только не поставить себе задачу создать картину на основе плотных материалов. Обычно же их добавляют в качестве маленьких фрагментов. Прикреплять плотные ткани нужно дважды, предварительно проклеив и просушив первую проклейку. Из плотных тканей с ворсом, а также буклированных материалов можно делать объемные фигуры животных. Разнообразие трикотажных и синтетических тканей очень велико, но у них есть общие свойства, которые необходимо учитывать в работе с аппликацией. Часто это ткани с ярким, активным рисунком, поэтому важно обратить на это внимание. Встречаются привлекательные, но сомнительные цвета, использовать которые не стоит. Они могут придать всей работе оттенок плохого вкуса. Приклеивать синтетику нужно синтетическими клеями типа «Момент». Светлые ткани только пришивать — они могут пожелтеть от клея.

Аппликация  из ткани так же включает в себя несколько приемов работы. Одним  из таких приемов является создание складок и драпировок. Мягкие льющиеся материалы легко декорируются, укладываются красивыми складками. Этим можно и нужно пользоваться, если вы хотите придать объем фрагменту или всей композиции. Чтобы обогатить работу и разнообразить ее, можно использовать полосы ткани, нарезанные «лапшой». Из них составляют кроны деревьев, траву, выкладывают лепестки цветов и шкуру животных. Для «лапши» подходят несыпящиеся ткани типа трикотажа и синтетики, или ткани, прошедшие обработку желатином. Чтобы придать ткани более легкую фактуру, можно использовать прием продергивания нитей, для чего подходят ткани с четко выраженным плетением нити. Сделать бахрому по краю очень легко: только вытяните несколько поперечных или продольных нитей. Такая бахрома с разной высотой станет замечательной шерстью собаки на детском панно, ветками сосны, травой на лугу. Для создания объемных и полуобъемных композиций возможно использование картона, как готовой формы изделия. Еще одним приемом создания объемных композиций является плетение ткани в различные жгуты. На ярких декоративных панно будут хорошо смотреться стебли, сплетенные из шерстяных ниток или веревок в толстые косички.

Для аппликации из природных материалов используются камни, семена, растения, косточки, ракушки, крупа и т.д. Природные материалы  очень важно подготовить к  работе. Например, чтобы восстановить эластичность сухих цветов их окунают в воду на 2-3 минуты. В качестве дополнительных материалов и инструментов возможно использование шпагата, ниток, мешковины, цветного картона, клея ПВА, ножниц, линейки, карандаша и т.д. В качестве декорирования используется гипс, соленое тесто.

На основе представленного  методического материала была выбрана  основная техника выполнения проекта  – аппликация из книжно-журнальной бумаги, на основе чего были разработаны  упражнения, направленные на формирование навыков работы в данной технологии. [Приложение 5] Упражнения включают в себя отработку таких способов работы в технике бумажная аппликация как ленточная, обрывная, симметричная и силуэтная аппликация, развитие чувства цветовой гармонии путем создания цветовой растяжки.

Для наиболее успешного выполнения проекта, для участников был обозначен алгоритм проектной деятельности, который включал в себя следующие аспекты:

  1. Поиск и анализ не менее десяти литературных источников, связанных с изучением древнерусской архитектуры;
  2. Рассмотрение аналогов. Поиск наиболее удачных архитектурных форм, анализ создания художественного образа в работах художников;
  3. Создание серии графических эскизов и выбор наиболее удачного;
  4. Подбор необходимых для выполнения проекта материалов, изучение техники безопасности;
  5. Изучение особенностей работы в технике бумажная аппликация;
  6. Реализация отобранного эскиза на заданном формате в технике бумажная аппликация;
  7. Теоретическое преставление и публичная защита своего проекта.

В ходе теоретического описания проекта, участники были ознакомлены с основными требованиями к содержанию научной работы:

  1. Титульный лист научной работы содержит наименование образовательного учреждения, организующего научно-исследовательскую конференцию, направление, в котором была проведена научно-исследовательская работа, тема научной работы, фамилию, имя, отчество авторов, наименование учебного заведения, где выполнена работа, фамилия, имя, отчество, научного руководителя, город и год выполнения; [Приложение 6]
  2. Оглавление научной работы включает в себя наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал;
  3. Введение содержит оценку современного состояния решаемой проблемы обоснование необходимости проведения работы. Предполагает обязательное наличие актуальности, цели, задач и методов исследования;
  4. Основная часть состоит из глав (разделов), в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме. Автор работы должен делать ссылки на авторов и источник, из которого он заимствует материалы.
  5. Практическая часть должна иметь подробное описание методики ее выполнения, материалов, техники, этапов работы от поискового до заключительного;
  6. Заключение должно содержать краткие выводы по результатам выполненной работы , состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной работы.
  7. Список  литературы  должен содержать перечень не менее десяти источников по теме исследования и  дополнительно интернет-ресурсы.

В рамках руководства  проектом «Красота японской живописи»  была так же разработана педагогическая поддержка, которая включала в себя серию упражнений, состоящую из нескольких блоков: отработка основных штрихов, характерных для японской живописи, изображение растительности, изображение животных. [Приложение 7]

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бобонова, Е.Н. Программа развития учебно-исследова<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; fon

Информация о работе Методика организации проектной деятельности школьников в области изобразительного искусства