Методика организации проектной деятельности школьников в области изобразительного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 15:31, дипломная работа

Описание работы

Актуальность дипломной работы заключается в том, что организация проектной деятельности рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, обучения и развития в социуме. В настоящее время в педагогике идет процесс осмысления новых явлений и методологии развития человека, способного не только быстро и осознанно сделать личный выбор, но и представить продукт собственной деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ….
1.1. Понятие и содержание проектной деятельности в процессе обучения изобразительному искусству………………………….…………….
1.2. Исследовательская деятельность как основа проектного метода………………………………………………………..……
1.3. Педагогическая поддержка как необходимое условие руководства проектной деятельностью учащихся…………………………………………….

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
2.1. Применение технологии личностно-ориентированного обучения в организации руководства художественными проектами учащихся…………
2.2. Способы и приемы творческой направленности детей в процессе выполнения художественных проектов…………………………………………..
2.3. Организация педагогической поддержки в процессе исследовательской деятельности учащихся ………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Методика организации исследовательской деятельности школьников в области изобразительного искусства..doc

— 353.50 Кб (Скачать файл)

Ребенок может решить задачу совершенно самостоятельно, и  обычно учитывается только такое, самостоятельное  решение. Но может быть и так, что  ребенок нуждается для решения  в наводящем вопросе, указании на способ решения и т.д.  Тогда возникает подражание,  конечно, «не механическое, автоматическое, бессмысленное, а разумное, основанное на понимании подражательное выполнение какой-либо интеллектуальной операции». Подражание —  это все, «что ребенок не может выполнить самостоятельно,  но чему он может обучиться или что может выполнить под руководством или в сотрудничестве...».

Но ведь «то, что сегодня  ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно. То самое, что ребенок может сейчас выполнять лишь в сотрудничестве, а завтра уже самостоятельно — это и есть знаменитая зона ближайшего развития.[выготский]

По мнению большинства  современных специалистов в области педагогической психологии, одним из ведущих факторов, обеспечивающих позитивную динамику развития детской одаренности, выступает исследовательское поведение, активизируемое исследовательским обучением. Этим объясняется столь высокое внимание к теории и методике исследовательского обучения в теоретических и методических работах, посвященных проблемам обучения одаренных детей (А.М. Матюшкин, Дж. Рензулли, X. Пассов, Н.Б. Шумакова и др.). Поэтому исследовательские методы обучения активно используются в практике работы школ для одаренных детей. [савенков]

При организации образовательного процесса на основе исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования исследования. При проектировании исследовательской деятельности учащихся в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. Эта модель характеризуется наличием нескольких стандартных этапов, присутствующих в любом научном исследовании независимо от той предметной области, в которой оно развивается.

В исследовательской работе по изобразительному искусству необходимо ориентироваться на наличие у учащихся знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения данного вида деятельности. Детей следует обучать основам самостоятельной деятельности, развивать нестандартное мышление. Учитель должен помогать ребятам в выборе темы для исследования, снабжать детей всякого рода материалами, справочниками, инструментами и т.д., обсуждать различные способы преодоления возникших затруднений, путем косвенных наводящих вопросов, одобрять или не одобрять деятельность учащихся на всех этапах работы.

Первый этап, диагностика, представляет собой выявление  детей, предрасположенных к исследовательской  работе. На этом этапе роль учителя  является доминирующей. Необходимо тесное взаимодействие учителя и учащихся. Далее следует непосредственно подготовка исследовательской работы. Учитель, выступая в роли консультанта, помогает учащимся в определении темы, целей и постановке задач исследования. Определение сферы учебных интересов учащихся проходит в последовательности от «широкого к узкому». Например, в последовательности образовательная область – предмет – раздел – тема – подтема - проблема.

 Для определения  возможности реализации исследования, учащимся предлагается работа  с литературными источниками и их поиск. На этом этапе учащиеся составляют список литературы по исследуемому вопросу; изучают теорию и историю проблемы по литературным источникам; осмысляют собранный материал.

В ходе исследовательской  и проектной работы учащимся приходится иметь дело с различными видами информационных ресурсов Интернета, прежде всего, электронными публикациями. Ребят необходимо учить свободно ориентироваться в огромном количестве информационного материала. Ученик должен обладать определенными компетентностями. Умение работать с рекомендованной литературой является основой научного исследования. Необходимо читать материал последовательно, т.е. необходимо читать источник по порядку, досконально изучать все термины и понятия. Для того, чтобы разобраться в каждом термине или понятии, необходимо найти ему в подтверждение практический пример или практическое объяснение. Кроме того, ученик должен уметь критически осмысливать материал, представленный в книге т.е. самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы. Определяя верность или ложность того или иного понятия, необходимо ставить себе следующие вопросы. – Какое понятие даёт наиболее объективное представление по существу изучаемого вопроса? – Какое мнение из представленных в литературе наиболее объективно? – Подтверждается ли теоретическое положение фактическим материалом?  Необходимо структурирование только того материала, который «работает» на гипотезу. Безжалостный отказ от всего лишнего, на которое потрачено, возможно, много времени, и который, возможно, представляет очень большой интерес.

Главным результатом  исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий  ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.

Исследовательская деятельность может быть представлена как в виде часов школьного компонента, так и во внеурочной деятельности, а именно: в виде курсов, входящих в базисный учебный план, в блока элективных курсов, системы теоретической и практической подготовки, самостоятельных исследований при проведении выездных мероприятий в каникулярное время. На основе технологии исследовательской деятельности могут быть реализованы элементы моделей профильного обучения как на базе общеобразовательного учреждения, так и в кооперации с учреждениями дополнительного и высшего профессионального образования. Исследовательская деятельность может с успехом применятся в школах, гимназиях и лицеях, колледжах и профессиональных учебных заведениях. [Филимонов,C. 49-51]

Современная организация  урока позволяет использовать исследовательский метод обучения на различных возрастных этапах при изучении самых различных предметов. Факультативные занятия предполагают углубленное изучение предмета и дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности.

При организации  учебной деятельности школьников учитель  должен иметь в виду, что у него большой выбор методов и приёмов  организации исследования. Он может  давать домашние задания исследовательского характера, планировать исследования как фрагменты уроков, проводить уроки- исследования, организовывать систему занятий по исследованию определённой темы (проблемы) с текущими консультациями, промежуточным контролем и конечным результатом - защитой реферата или проекта по изученной проблеме.

Основным видами  исследовательской  деятельности, используемой на уроке, являются учебно-исследовательская, научно-исследовательская, реферативная, проблемно-реферативная, экспериментально - творческая натуралистическая и описательная.

Главным смыслом в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний.

Учебно-исследовательская  деятельность подразумевает ознакомление учащихся с различными методами выполнения исследовательских работ, способами сбора, обработки и анализа полученного материала, а так же направлена на выработку умения обобщать данные и формулировать результат. Учебное исследование предполагает такую познавательную деятельность, в которой школьники используют приемы, соответствующие методам изучаемой науки, не ограничиваются усвоением новых знаний, а вносят в творческий процесс свое оригинальное решение, находят новые вопросы в уже известном, используют широкий круг источников, применяют более совершенные, по сравнению с программными, методы познавательной деятельности. При таких условиях исследовательская деятельность школьников приближается к научной, однако сохраняет отличительные признаки: тематика определена требованиями школьной программы и предполагает получение субъективной научной новизны - достоверного результата, обладающего новизной только для данного исследователя.

При этом развитие исследовательской  деятельности учащихся  нормируется выработанными научным сообществом традициями с учетом специфики учебного исследования – опыт, накопленный в научном сообществе, используется через задание системы норм деятельности.

Как уже отмечалось, под  исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением. В исследовательской деятельности учащихся задается определенный способ эволюции функциональных позиций ее участников. В типичной образовательной ситуации, которая, как правило, определяет характер учебного процесса, реализуется стандартная позиционная схема «учитель» - «ученик». Первый транслирует знания, второй их усваивает; все это происходит в рамках отработанной классно-урочной схемы. При развитии исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются с реалиями : нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе, чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это инициирует начало эволюции от объект-субъектной парадигмы образовательной деятельности – направленности действия от учителя к ученику к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является пара «коллега-коллега». Вторая пара «наставник – младший товарищ» предполагает ситуацию передачи навыков практической деятельности, связанных с освоением действительности от учителя, ими обладающего, к ученику. Эта передача происходит в тесном личностном контакте, обусловленном высоким личностным авторитетом «наставника» и специалиста, педагога, ее носителя. Главным результатом рассмотренной позиционной эволюции является расширение границ толерантности участников исследовательской деятельности.

Следующей безусловной  формой исследовательской деятельности является необходимость доказанности и обоснования позиции, данных, способов достижения результатов и прочих атрибутов исследования, необходимость  постоянной проверки результатов исследовательской деятельности на предмет их истинности.

В науке исследование выступает как производство. Категория  «производство» в широком смысле – это из чего-то получается иное. В узком смысле – изготовление продукта, пользующегося спросом. У ребенка исследование является не производством, а выступает средством ориентации в окружающей действительности. Ориентировочный рефлекс не является непосредственным средством обеспечения жизнедеятельности. []

Под термином "научно-исследовательская  работа" понимается творческая работа, выполненная под руководством учителя. Она включает в себя составление обоснованного плана действий, которые формируются и уточняются на протяжении всего периода выполнения работы. Результаты фиксируются в виде описания, изготовления технологических карт, графиков. Итоги работы учащихся должны быть реалистичными, т.е. теоретическая проблема должна завершаться ее конкретным решением, а практическая - ее результатом. Совокупность всех этих материалов и готового решения и составляет научную работу учащихся.

Ценность научно-исследовательской  работы в том, что школьники получают возможность посмотреть на различные  проблемы с позиции ученых, ощущающих  весь спектр требований к научному исследованию еще до поступления  в вуз.

Целью научно-исследовательской деятельности должны стать воспитание образованной, всесторонне развитой и творческой личности. Научно-исследовательская деятельность позволяет решать следующие задачи:

  1. развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой при выполнении наблюдений и опытов;
  2. развитие абстрактного мышления, необходимого учащемуся;
  3. развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;
  4. развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях, в кружках;
  5. сформировать чувство ответственности за порученное дело;
  6. воспитать уверенность в себе, сознание значимости выполненной работы;
  7. привить желание в дальнейшем заниматься научно-исследовательской работой.

Главное при  организации научно-исследовательской  деятельности, следовать следующему правилу – никакого принуждения  и насилия над личностью ребёнка. Главный критерий – личный интерес и личная увлечённость.[]

Так же в классификацию  видов исследовательской деятельности входят реферативная и проблемно-реферативная деятельность. Этимология слова «реферат» связана с понятием «референция», т. е. с реально существующими, уже готовыми для деятельности объектами. На одних и тех же источниках можно выполнить и реферативную и исследовательскую работу. Реферат ни в коем случае не должен отражать субъективных взглядов референта на излагаемый вопрос, а также давать оценку тексту. Цель реферата состоит в том, чтобы акцентировать внимание на новых сведениях и определить целесообразность обращения к изначальному тексту.

Информация о работе Методика организации проектной деятельности школьников в области изобразительного искусства