Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 15:31, дипломная работа
Актуальность дипломной работы заключается в том, что организация проектной деятельности рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, обучения и развития в социуме. В настоящее время в педагогике идет процесс осмысления новых явлений и методологии развития человека, способного не только быстро и осознанно сделать личный выбор, но и представить продукт собственной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ….
1.1. Понятие и содержание проектной деятельности в процессе обучения изобразительному искусству………………………….…………….
1.2. Исследовательская деятельность как основа проектного метода………………………………………………………..……
1.3. Педагогическая поддержка как необходимое условие руководства проектной деятельностью учащихся…………………………………………….
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
2.1. Применение технологии личностно-ориентированного обучения в организации руководства художественными проектами учащихся…………
2.2. Способы и приемы творческой направленности детей в процессе выполнения художественных проектов…………………………………………..
2.3. Организация педагогической поддержки в процессе исследовательской деятельности учащихся ………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………
Ребенок может решить задачу совершенно самостоятельно, и обычно учитывается только такое, самостоятельное решение. Но может быть и так, что ребенок нуждается для решения в наводящем вопросе, указании на способ решения и т.д. Тогда возникает подражание, конечно, «не механическое, автоматическое, бессмысленное, а разумное, основанное на понимании подражательное выполнение какой-либо интеллектуальной операции». Подражание — это все, «что ребенок не может выполнить самостоятельно, но чему он может обучиться или что может выполнить под руководством или в сотрудничестве...».
Но ведь «то, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно. То самое, что ребенок может сейчас выполнять лишь в сотрудничестве, а завтра уже самостоятельно — это и есть знаменитая зона ближайшего развития.[выготский]
По мнению большинства современных специалистов в области педагогической психологии, одним из ведущих факторов, обеспечивающих позитивную динамику развития детской одаренности, выступает исследовательское поведение, активизируемое исследовательским обучением. Этим объясняется столь высокое внимание к теории и методике исследовательского обучения в теоретических и методических работах, посвященных проблемам обучения одаренных детей (А.М. Матюшкин, Дж. Рензулли, X. Пассов, Н.Б. Шумакова и др.). Поэтому исследовательские методы обучения активно используются в практике работы школ для одаренных детей. [савенков]
При организации образовательного процесса на основе исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования исследования. При проектировании исследовательской деятельности учащихся в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. Эта модель характеризуется наличием нескольких стандартных этапов, присутствующих в любом научном исследовании независимо от той предметной области, в которой оно развивается.
В исследовательской работе по изобразительному искусству необходимо ориентироваться на наличие у учащихся знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения данного вида деятельности. Детей следует обучать основам самостоятельной деятельности, развивать нестандартное мышление. Учитель должен помогать ребятам в выборе темы для исследования, снабжать детей всякого рода материалами, справочниками, инструментами и т.д., обсуждать различные способы преодоления возникших затруднений, путем косвенных наводящих вопросов, одобрять или не одобрять деятельность учащихся на всех этапах работы.
Первый этап,
диагностика, представляет собой выявление
детей, предрасположенных к
Для определения
возможности реализации
В ходе исследовательской и проектной работы учащимся приходится иметь дело с различными видами информационных ресурсов Интернета, прежде всего, электронными публикациями. Ребят необходимо учить свободно ориентироваться в огромном количестве информационного материала. Ученик должен обладать определенными компетентностями. Умение работать с рекомендованной литературой является основой научного исследования. Необходимо читать материал последовательно, т.е. необходимо читать источник по порядку, досконально изучать все термины и понятия. Для того, чтобы разобраться в каждом термине или понятии, необходимо найти ему в подтверждение практический пример или практическое объяснение. Кроме того, ученик должен уметь критически осмысливать материал, представленный в книге т.е. самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы. Определяя верность или ложность того или иного понятия, необходимо ставить себе следующие вопросы. – Какое понятие даёт наиболее объективное представление по существу изучаемого вопроса? – Какое мнение из представленных в литературе наиболее объективно? – Подтверждается ли теоретическое положение фактическим материалом? Необходимо структурирование только того материала, который «работает» на гипотезу. Безжалостный отказ от всего лишнего, на которое потрачено, возможно, много времени, и который, возможно, представляет очень большой интерес.
Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.
Исследовательская деятельность может быть представлена как в виде часов школьного компонента, так и во внеурочной деятельности, а именно: в виде курсов, входящих в базисный учебный план, в блока элективных курсов, системы теоретической и практической подготовки, самостоятельных исследований при проведении выездных мероприятий в каникулярное время. На основе технологии исследовательской деятельности могут быть реализованы элементы моделей профильного обучения как на базе общеобразовательного учреждения, так и в кооперации с учреждениями дополнительного и высшего профессионального образования. Исследовательская деятельность может с успехом применятся в школах, гимназиях и лицеях, колледжах и профессиональных учебных заведениях. [Филимонов,C. 49-51]
Современная организация урока позволяет использовать исследовательский метод обучения на различных возрастных этапах при изучении самых различных предметов. Факультативные занятия предполагают углубленное изучение предмета и дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности.
При организации
учебной деятельности школьников учитель
должен иметь в виду, что у него
большой выбор методов и
Основным видами исследовательской деятельности, используемой на уроке, являются учебно-исследовательская, научно-исследовательская, реферативная, проблемно-реферативная, экспериментально - творческая натуралистическая и описательная.
Главным смыслом в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний.
Учебно-исследовательская деятельность подразумевает ознакомление учащихся с различными методами выполнения исследовательских работ, способами сбора, обработки и анализа полученного материала, а так же направлена на выработку умения обобщать данные и формулировать результат. Учебное исследование предполагает такую познавательную деятельность, в которой школьники используют приемы, соответствующие методам изучаемой науки, не ограничиваются усвоением новых знаний, а вносят в творческий процесс свое оригинальное решение, находят новые вопросы в уже известном, используют широкий круг источников, применяют более совершенные, по сравнению с программными, методы познавательной деятельности. При таких условиях исследовательская деятельность школьников приближается к научной, однако сохраняет отличительные признаки: тематика определена требованиями школьной программы и предполагает получение субъективной научной новизны - достоверного результата, обладающего новизной только для данного исследователя.
При этом развитие исследовательской деятельности учащихся нормируется выработанными научным сообществом традициями с учетом специфики учебного исследования – опыт, накопленный в научном сообществе, используется через задание системы норм деятельности.
Как уже отмечалось, под
исследовательской деятельность
Следующей безусловной формой исследовательской деятельности является необходимость доказанности и обоснования позиции, данных, способов достижения результатов и прочих атрибутов исследования, необходимость постоянной проверки результатов исследовательской деятельности на предмет их истинности.
В науке исследование выступает как производство. Категория «производство» в широком смысле – это из чего-то получается иное. В узком смысле – изготовление продукта, пользующегося спросом. У ребенка исследование является не производством, а выступает средством ориентации в окружающей действительности. Ориентировочный рефлекс не является непосредственным средством обеспечения жизнедеятельности. []
Под термином "научно-исследовательская работа" понимается творческая работа, выполненная под руководством учителя. Она включает в себя составление обоснованного плана действий, которые формируются и уточняются на протяжении всего периода выполнения работы. Результаты фиксируются в виде описания, изготовления технологических карт, графиков. Итоги работы учащихся должны быть реалистичными, т.е. теоретическая проблема должна завершаться ее конкретным решением, а практическая - ее результатом. Совокупность всех этих материалов и готового решения и составляет научную работу учащихся.
Ценность научно-
Целью научно-исследовательской деятельности должны стать воспитание образованной, всесторонне развитой и творческой личности. Научно-исследовательская деятельность позволяет решать следующие задачи:
Главное при
организации научно-
Так же в классификацию
видов исследовательской