Методика организации проектной деятельности школьников в области изобразительного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 15:31, дипломная работа

Описание работы

Актуальность дипломной работы заключается в том, что организация проектной деятельности рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, обучения и развития в социуме. В настоящее время в педагогике идет процесс осмысления новых явлений и методологии развития человека, способного не только быстро и осознанно сделать личный выбор, но и представить продукт собственной деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ….
1.1. Понятие и содержание проектной деятельности в процессе обучения изобразительному искусству………………………….…………….
1.2. Исследовательская деятельность как основа проектного метода………………………………………………………..……
1.3. Педагогическая поддержка как необходимое условие руководства проектной деятельностью учащихся…………………………………………….

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
2.1. Применение технологии личностно-ориентированного обучения в организации руководства художественными проектами учащихся…………
2.2. Способы и приемы творческой направленности детей в процессе выполнения художественных проектов…………………………………………..
2.3. Организация педагогической поддержки в процессе исследовательской деятельности учащихся ………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Методика организации исследовательской деятельности школьников в области изобразительного искусства..doc

— 353.50 Кб (Скачать файл)

Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака - самостоятельного выбора. Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обоих задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся. []

Функции учителя  при проектном обучении заключаются  в том, чтобы доставить своим  ученикам возможность продолжения их деятельного участия в реальном и окружающем их мире, - мире игры, спорта, рассказывания, естественных явлений социального общения и занятий;

 

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА  ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ

 

2.1. Применение  технологии личностно-ориентированного обучения в проектной деятельности учащихся

Технологии  художественных проектов реализуются через принципы личностно-ориентированного обучения и способствует гуманизации учебно-воспитательного процесса. Главной задачей учителя является создание развивающей среды, условий для эффективного развития личности каждого ребенка. Учащийся при этом рассматривается как активный участник процесса познания, а не как объект, пассивно воспринимающий информацию. Построение учебного процесса на проектной основе существенно отличается от традиционного обучения. В отличии от традиционного обучения, где целью является усвоение знаний, выработка умений и навыков учебного материла, проектное обучение направленно на развитие активной творческой личности, способной самостоятельно приобретать новые знания и умения. Главными мотивами обучения школьника становятся не получение отметки, наказания или приказания, а радость творчества, самосовершенствование, уверенность в себе, приращение знаний и умений. Положительной стороной проектного обучения так же является преобладание активных методов обучения: проблемных бесед, диспутов, совместного поиска, методов организации творческого мышления, - над репродуктивными: повторение, заучивание, действия по образцу. Статус учителя из всезнающего непререкаемого начальника переходит в помощника, советчика, консультанта, старшего друга. Учитель не ограничивается лишь сообщением знаний, демонстрацией умений, проверкой и оценкой качества их усвоения. Функциями учителя так же становятся организация, координация и активизация творческого процесса решения учащимися проблем, познавательных и практических задач. В свою очередь, учащиеся не только усваивают знания, приобретают умения и воспроизводят их по требованию учителя, но осваивают способы приобретения знаний, стремятся к совершенствованию себя и окружающего мира. Результатом проектного обучения можно считать развитую творческую личность, способную самостоятельно приобретать знания и умения, применяя их в новой ситуации.

В ходе изучения темы было проведено руководство различными видами художественных проектов: научно-исследовательская работа на тему «Художественный образ русской избы» и выпускная дипломная работа на тему «Красота японской живописи». Целью данных проектов являлось овладение исследовательскими, коммуникативными, проектировочными умениями. Для реализации этой цели был реализован подход личностно-ориентированного образования. Важнейшей особенностью личностно-ориентированного образования изначально является признание целостности человеческой личности, невозможности ее расчленения на «личностную» и «когнитивную» сферы. [Калинникова, с 23]

Личностно-ориентированный  подход в рамках обучения изобразительному искусству направлен на формирование творческой личности, раскрытия своеобразия каждого ребенка, учитывая его собственную волю и жизненные устремления, приоритет комплексного воспитания человека перед дифференцированным процессом его обучения через использование всех видов деятельности детей (игровой, трудовой, художественной, учебной), когда коллективная ее форма постепенно становится индивидуальной. Соответственно этому содержание личностно ориентированного образования должно включать, по крайней мере, следующие обязательные компоненты: аксиологический, когнитивный, деятельностно-творческий и личностный. На основе данных компонентов сформировались этапы выполнения проекта: поисковый, подготовительный, творческий и заключительный.

Поисковый этап основан на аксиологическом компоненте технологии личностно-ориентированного образования. Аксиологический компонент имеет целью введение учащихся в мир ценностей и оказание им помощи в выборе личностно-значимой системы ценностных ориентаций.

Для определения  личностно-значимой системы ценностных отношений учащихся было разработано  и проведено анкетирование. [Приложение 1] В результате проведения анкетирования было выяснено, что приоритетными мотивами выполнения проектной работы учащиеся считают саморазвитие  и реализация уже имеющихся умений и навыков. По мнению школьников, на данном этапе они положительно оценивают свои возможности для выполнения данной работы, считают, что школа реализовала достаточный уровень подготовки, на котором основывается успешное выполнение данного проекта.

Исследование  приоритетных ценностных ориентаций показало следующие результаты: приоритетными ценностями учащиеся считают семейные ценности, здоровье и уверенность в себе, а развлечения, материальные ценности и общественное признание являются наименее значимыми для участников проекта. Интерес к работе и красота природы и искусства, жизненная мудрость так же имеют высокое значение в системе ценностных отношений школьников и в направленности выполнения творческого проекта (рис. 1).

На основании  полученных результатов анкетирования  выстраивалась педагогическая поддержка в ходе поискового этапа и анализа проблемы. Проблема – это теоретический или практический вопрос, требующий разрешения. Организация поиска проблемы проходила в ходе совместного рассмотрения различных областей жизнедеятельности человека.

 

 

Рис. 1. 

 

Подготовительный  этап

Когнитивный компонент  содержания обеспечивает школьников научными знаниями о человеке, культуре, истории, природе, ноосфере как основе духовного  развития.

Деятельностно-творческий компонент способствует формированию и развитию у учащихся разнообразных способов деятельности, творческих способностей, необходимых для самореализации личности в труде, научной, художественной и других видах деятельности.

Личностный  компонент обеспечивает самопознание, развитие рефлексивной способности, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования, нравственного самоопределения, формирует жизненную позицию.[Бондаревская]

 

2.2. Способы  и приемы творческой активизации  детей

В процессе выполнения проектов реализуется определенная часть программы, которая предусматривает комплексную самостоятельную работу учащихся. Учитель должен учитывать основные принципы и требования к выбору учащимися объектов проектной деятельности.

Основные принципы учебного проектирования:

- опора на  интерес детей, а также ранее  усвоенный материал;

- возможно большая  самостоятельность учащихся;

- творческая  направленность;

- практическая  осуществимость проекта;

- связь с  потребностями общества.

Учащиеся видят  перед собой конечный результат  – вещь, которой они

могут пользоваться в быту, которую они сделали  своими руками, вложили в нее свою душу, а ради этого стоит потрудиться. Создание прекрасного своими руками возвеличивает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно. Выполнение творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые нетиповые задачи, выявить деловые качества работника нового типа.[Н]

В ходе руководства  творческим проектом «Художественный  образ русской избы» активизация  творческой деятельности детей включала в себя несколько этапов.

Первым этапом активизации явилось определение  потребностей и опора на интерес детей, а также ранее усвоенный материал. На этой ступени процесса проектирования учащиеся поощрялись в свободном самовыражении. Делался упор на развитие дивергентного и конвергентного мышления. Последнее используется при оценке возможностей для выбора наиболее подходящего в данных обстоятельствах решения. Для развития дивергентного мышления (процесса выдвижения различных и в равной мере правильных идей относительно одного и того же объекта или при решении одной и той же задачи) учащиеся должны придумать как можно больше разнообразных проблем и их решений. Этот процесс находил свое отражение посредством быстрых зарисовок идей и написания аннотаций к ним. Однако учащиеся испытывали трудности в выдвижении идей, относительно темы проекта. Для преодоления этих трудностей, участникам проекта на выбор был предложен список тем из разных областей обучения изобразительному искусству, анализируя который, они могли выбрать наиболее интересную и актуальную для них, либо могли синтезировать новую идею посредством комбинации лучших характеристик нескольких предыдущих. Были предложены такие темы, как «Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве русских классиков», «Особенности русского народного костюма в Сибири», «История развития моды», «Красота подводного мира в изобразительном искусстве», «Влияние книжной иллюстрации на интерес школьников к чтению», «Русское деревянное зодчество» и т.д. В процессе выбора идей необходимо было решить, какая из них наиболее подходит для дальнейшей проработки, выслушать мнения всех участников проекта.

В процессе проработки выбранной идеи до этапа реализации учащиеся использовали большое количество различных операций: эскизирование, экспериментирование с материалами, выполнение упражнений, проработку деталей и т.д. Принималось большое количество решений. Для развития разнонаправленности идей, участникам проекта оказывалась педагогическая поддержка, которая включала в себя предоставление объема справочной литературы, научно-популярных журналов, проведение виртуальной экскурсии, анализ и восприятие произведений изобразительного искусства и т.д.

Основной тематикой  проекта был выбран «Художественный образ русской избы», в связи с тем, что учащиеся затрагивали эту тему в рамках уроков изобразительного искусства, им хотелось более подробно познакомиться с особенностями деревянного зодчества в России и проявить уже сложившиеся знания. При обсуждении проекта в качестве техники выполнения была выбрана аппликация, так как выполнение аппликаций является редким техническим приемом на уроках изобразительного искусства в данном классе, при этом очень интересным и необычным для выбранной тематики. При утверждении темы проекта учитывались индивидуальные способности участников проекта, их возможности выполнения данной работы. На основе изучения характеристики класса [Приложение 2], учащиеся были отнесены к среднему уровню работоспособности, что говорит о способности школьников длительно трудиться, однако не всегда выполнять все тщательно и аккуратно, в полном объеме. Это обуславливало необходимость непосредственного контроля в ходе выполнения проекта, в том числе и этапа постановки цели исследования.

Итогом этапа поиска и анализа проблемы, в ходе совместного обсуждения, стало определение цели проекта: знакомство с характерными особенностями русского деревянного зодчества, путем выполнения серии аппликационно-живописных композиций. В связи с этим были сформулированы задачи выполнения проекта:

  1. Изучить теоретический материал по данной теме.
  2. Познакомится с аналогами
  3. Рассмотреть и ознакомиться с различными вариантами выразительных средств в работе с выбранной техникой.
  4. Создать серю аппликационно-живописных композиций.

Самооценка  является важной составляющей всего  проекта. Проведение анкетирования  помогло учащимся провести самооценку этапа целеполагания.

Результаты  рефлексии дали следующие результаты___________

Анализ и  оценка проектной деятельности учащихся проводится учителем последовательно на всех этапах проектирования, в том числе и на этапе постановки цели исследования. Выставляя оценку за этот этап, обращалось внимание на активность учащегося в поиске и анализе проблемы, актуальность и способе выбора темы проекта в условиях ограниченности ресурсов, инициативу в подборе и обработке необходимой информации. Реальность выполнения изделия, его оригинальность, логику выбора и эффективность технологии изготовления.

 

2.3. Организация  педагогической поддержки в ходе  выполнения творческих проектов

Успех учебного проектирования школьников во многом зависит от уровня его методического и материального обеспечения. Информационно-методическое обеспечение включает в себя:

- справочную  литературу, научно-популярные журналы,  каталоги выставок и др.;

- наглядные  пособия (схемы, таблицы, плакаты), нужные для проведения занятий  и самостоятельной работы учащихся;

- алгоритм проектной  деятельности;

- образцы оформления  планов и отчетов учащихся;

- образцы конструкторской  и технологической документации;

- материалы  по технике безопасности, охране  труда и экологической

безопасности.

В рамках разработки педагогической поддержки творческого проекта «Художественный образ русской избы» учащихся 7 класса БОУ г. Омска «Гимназия №85» было разработано тематическое планирование учебного проекта. (в приложения) Занятия с учащимися проводились в форме блока факультативных занятий, рассчитанных на 17 часов.

 

№ занятия

Кол-во учебных часов

Тема  занятия

Используемые  формы и методы обучения

Интеграция  содержания

Внутри-предметная

Меж-предметная

1

2

Входная диагностика  знаний. Осознание проблемы, формулировка темы, цели и задач проекта.

  • проблемная беседа;
  • диалог;
  • анкетирование.
   

2

2

Урок-исследование

«Что мы знаем  о русской избе?»

  • виртуальная экскурсия;
  • игра;
  • исследование;
  • сравнительный анализ.

Дпи

История;

Информатика

3

1

Урок –путешевствие

«Деревянное зодчество  нашего города»

  • - «мозговой штурм»;
  • виртуальная экскурсия;
  • исследование;
  • сравнительный анализ.

Региональный  компонент

История

4

1

Урок- восприятие

«Деревянное зодчество  в произведениях русских художников»

  • беседа
  • самостоятельная практическая работа в группах

История искусств;

Композиция.

Литература

5

2

Урок – упражнение

«Чудо-аппликация»

  • Диалог;
  • Исследование;
  • Самостоятельная работа;

Композиция

 

6

8

Выполнение  проекта

  • Самостоятельная работа
  • Диалог.

Композиция;

Живопись;

Рисунок;

Дпи.

 

7

1

Оценка и  анализ проекта 

  • Обсуждение
  • Рефлексия
   

Информация о работе Методика организации проектной деятельности школьников в области изобразительного искусства