Методика преподавания ИЗО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 13:58, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявление возможностей применения графических материалов и техник при выполнении рисунков на уроках изобразительного искусства в начальных классах.
Задачи исследования:
1.Систематизировать знания об эстетическом воспитании в начальных классах общеобразовательной школы.
2.Раскрыть методику выполнения графических работ на уроках изобразительного искусства в начальных классах.

Содержание работы

Введение 4 Глава I. Эстетическое воспитание в начальных классах общеобразовательной школы.
1.1 Эстетика как наука 7
1.2 Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте на уроках изобразительного искусства 10
Выводы по главе I
Глава II. Графические работы на уроках изобразительного искусства в начальных классах
2.1 Графика как вид искусства 14
2.1.1 Рисунок – вид графики 17
2.1.2 Гравюра – вид графики 20
2.2 Графические художественные материалы и техники 24
2.2.1 Технологии в графике 27
2.2.2 Выразительные средства графики 29
2.3 Виды графических рисунков в программе начальной школы и методика их выполнения 31
Выводы по главе II
Глава III. Опытно – экспериментальная работа по теме «Особенности проведения графических работ»
3.1 Констатирующий эксперимент 35
3.2 Формирующий эксперимент 37
3.3 Контрольный эксперимент 39
Заключение 43
Список использованных источников 46

Файлы: 1 файл

методика преподавания изо.docx

— 111.42 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение                                                                                                                 4     Глава I. Эстетическое воспитание в начальных классах общеобразовательной школы.                                                                                                              

1.1 Эстетика как наука                                                                                 7                                                

1.2 Особенности эстетического  воспитания в младшем школьном  возрасте на уроках изобразительного искусства                                      10

Выводы по главе I

Глава II. Графические работы на уроках изобразительного искусства в начальных классах

2.1 Графика  как вид искусства                                                                 14

2.1.1 Рисунок – вид графики                                                              17

2.1.2 Гравюра – вид графики                                                             20

2.2 Графические художественные материалы и техники                          24

           2.2.1 Технологии в графике                                                               27               

                  2.2.2  Выразительные средства графики                                          29

2.3 Виды графических рисунков в программе начальной школы и методика их выполнения                                                                                                       31

Выводы по главе II

Глава III. Опытно – экспериментальная работа по теме «Особенности проведения графических работ»

3.1 Констатирующий эксперимент                                                           35

3.2 Формирующий  эксперимент                                                                37

3.3 Контрольный эксперимент                                                                    39

Заключение                                                                                                            43

Список использованных источников                                                                  46

Приложение:

Конспекты

Методические рисунки

Рисунки детские

Листы анкетирования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

      «Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно  еще  очень  наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в  наших  взрослых  руках.  Какими  мы

сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И  не  только  они.  Таким

будет и общество через 30  -  40  лет,  общество,  построенное  ими  по  тем представлениям, которые мы у них создадим». [22]

Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает,  что будут

любить и ненавидеть, чем  восторгаться и гордиться, чему будут  радоваться,  а

что презирать люди через 30 -  40  лет.  Это  теснейшим  образом  связано  с мировоззрением будущего общества. Формирование же  любого  мировоззрения  не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды.  Без эстетического  отношения  мировоззрение  не  может  быть  подлинно  цельным, способным объективно и во всей  полноте  охватить  действительность. «Как невозможно  себе  представить  человеческое   общество   без   истории   его культурного и художественного развития, точно так же невозможно  представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов»[6]

Прекрасное в жизни  — и средство и результат эстетического  воспитания. Оно концентрируется  в искусстве, художественной литературе, неразрывно связано с природой, общественной и трудовой деятельностью, бытом  людей, их взаимоотношениями. Система  эстетического воспитания в целом  использует все эстетические явления  действительности. Особое значение при  этом придается восприятию и пониманию  прекрасного в трудовой деятельности, развитию у человека способности  вносить красоту в процесс  и результаты труда. 
Важнейшей частью эстетического воспитания является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия средства искусства, формирующее специальные способности и развивающее дарования в определенных его видах—изобразительном, музыкальном, вокальном, хореографическом, театральном, декоративно-прикладном и др. [21]

Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей  создает в   ребенке   особые эмоционально  психические состояния, возбуждает непосредственный интерес  к  жизни,  обостряет  любознательность,  развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.[10]

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в  окружающей  действительности призвана система  эстетического  воспитания.  Для  того  чтобы  эта  система воздействовала на  ребенка  наиболее  эффективно  и  достигала  поставленной цели. Б.М. Неменский выделил следующую ее особенность: «Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего единой, объединяющей  все предметы, все внеклассные занятия, всю  общественную  жизнь  школьника,  где каждый  предмет,  каждый  вид  занятия  имеет  свою  четкую  задачу  в  деле формирования эстетической культуры и личности школьника».[6]

      Из всего  вышесказанного, можно предположить,  что,  приобщая  младшего

школьника к  богатейшему  опыту  человечества,  накопленному  в  искусствах,

можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне  развитого современного человека.

Это предположение и определило тему моего исследования: «Методика выполнения графических работ на уроках изобразительного искусства в начальных классах».

Объект исследования: процесс обучения в начальных классах.

Предмет исследования: применение графических техник и материалов на уроках ИЗО в начальной школе.

Цель: выявление возможностей применения графических материалов и техник  при выполнении рисунков на уроках изобразительного искусства в начальных классах.

Задачи исследования:

1.Систематизировать знания  об эстетическом воспитании в  начальных классах общеобразовательной  школы.

2.Раскрыть методику выполнения графических работ на уроках изобразительного искусства в начальных классах.

3. Рассмотреть особенность  графики как вида искусств.

4. Изучить  особенность  графических  рисунков   на  уроках изобразительного искусства  в начальных классах.

5. Провести опытно-экспериментальную работу  по  исследованию

 уровня интереса младших  школьников к искусству.

Гипотеза: при использовании нетрадиционных графических техник повысится интерес к урокам изобразительного искусства, увеличится  разнообразие и улучшится качество детских рисунков.

Методы исследования:

  1. Педагогический эксперимент;
  2. Анализ и синтез;
  3. Анкетирование;
  4. Беседа;

Предполагаемый  результат:  применение нетрадиционной графической техники вызовет у детей интерес к изобразительной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Эстетическое воспитание в начальных классах общеобразовательной школы

1.1 Эстетика как  наука

 Эстетика (от греческого  слова “aisthetikos” – относящийся к чувственному восприятию) – наука, изучающая законы и особенности художественного восприятия объективного мира, природу и сущность прекрасного, безобразного, возвышенного, низменного.

Предметом эстетики является человеческая чувственность , ответственная за целостное , образное постижение мира. [5]

Эстетика – наука об исторически обусловленной сущности общечеловеческих ценностей, их порождении, восприятии, оценке и освоении. Это  философская наука о наиболее общих принципах эстетического  освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве. [2]

Это философская наука  о наиболее общих принципах эстетического  освоении мира в процессе любой деятельности человека , и прежде всего в искусстве, где оформляются, закрепляются и достигают высшего совершенства результаты освоения мира по законам красоты. 

История эстетики насчитывает  тысячелетия. Она сформировалась гораздо  раньше, чем появился сам термин эстетика. В ходе развития этой науки  менялись не только эстетические взгляды, но и круг изучаемых ее. [22] 

Основные этапы развития эстетики как науки

Предыстория развития эстетики это мифология. Именно она была источником философского знания. В ее рамках впервые  ставились вопросы о красоте, об искусстве, о том, как связаны  между собой эти феномены.               Первый этап развития теоретической эстетики начался в древней Греции в VI в. до н. э. и завершился в новое время, в начале ХУ111 столетия.  Особенность этого самого большого периода истории эстетики в том, что, хотя она в это время не стала еще самостоятельной дисциплиной, рассуждения о сущности прекрасного и о законах искусства (художественного творчества), о границах искусств носили теоретический характер.                                                                                                           Второй этап истории эстетики (с XVIII но середину XIX в.) период по сравнению с первым этапом небольшой, но очень насыщенный, емкий. Именно на этом этапе эстетика утвердилась как самостоятельная и необходимая часть философии. Это период немецкой классической философии.                                                                                                        Третий этап истории эстетики начался в середине XIX в. и продолжается до сих пор. На особенности эстетики этого периода активно влияют позитивизм, социология. Для этого этапа характерна атака на спекулятивную эстетику. Так, позитивизм стремился вывести эстетику за пределы философии, превратить ее в экспериментальную науку. С другой стороны, атропологический  материализм критиковал идеалистическую эстетику. Ее же подвергал критике марксизм, претендуя на построение подлинно научной эстетической теории. [6]

Природа эстетического и  его многообразие в действительности и в искусстве, принципы эстетического  отношения к миру, сущность и закономерность искусства. Эстетика выражает систему  эстетических взглядов общества, которые  накладывают свою печать на весь облик  материальной и духовной деятельности людей .[21]

Эстетика изучает чувственное  познание окружающей действительности и имеет дело с ее разными сторонами: с природой, обществом, человеком  и его деятельностью в жизненных  различных сферах. С точки зрения эстетической ценности в обыденной  жизни мы оцениваем красивые цветы, величественные здания, высокие моральные  поступки людей, прекрасные произведения художественной культуры. Разнообразные  эстетические отношения, возникающие  у человека к повседневности.    

Сегодня, как и в момент возникновения, в центре внимания эстетики стоят два главных феномена: совокупность всех явлений, процессов и отношений, обозначаемых как эстетические, так и искусство в его сущностных основаниях.

Особенность эстетики как  науки заключается в том, что  она не имеет своей эмпирической базы, а использует материал других наук. Дело в том, что эстетика это  наука особого рода, причем не только наука: в чем-то она совпадает  с наукой. А в чем-то выходит  за ее пределы. Говоря об эстетике как  о науке, нельзя забывать о ее своеобразии.[23]

Наиболее тесно эстетика связана с искусством и выступает  методологий для искусствоведческих дисциплин. Искусство как плод художественного  творчества становится предметом исследования эстетической науки. Эстетика изучает  отношение искусства к действительности, отражение действительности в искусстве, художественное творчество, раскрывает законы, управляющие всеми видами искусства.[21]

Таким образом, эстетика –  это наука об эстетическом, о сущности и законах эстетического познания и эстетической деятельности человека, наука об общих законах развития искусства. [10]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте на уроках изобразительного искусства

Эстетическое воспитание, целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека.[12]

Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы  взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на  эстетическое воспитание детей дошкольного и  младшего школьного  возраста.  Б.Т. Лихачев пишет: «Период дошкольного  и младшего школьного детства  является едва ли  не самым решающим  с точки зрения  эстетического  воспитания  и  формирования нравственно-эстетического  отношения  к  жизни».  Автор  подчеркивает,   что именно в  этом  возрасте  осуществляется  наиболее  интенсивное  формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства  личности.[10]

Информация о работе Методика преподавания ИЗО