Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 13:58, курсовая работа
Цель: выявление возможностей применения графических материалов и техник при выполнении рисунков на уроках изобразительного искусства в начальных классах.
Задачи исследования:
1.Систематизировать знания об эстетическом воспитании в начальных классах общеобразовательной школы.
2.Раскрыть методику выполнения графических работ на уроках изобразительного искусства в начальных классах.
Введение 4 Глава I. Эстетическое воспитание в начальных классах общеобразовательной школы.
1.1 Эстетика как наука 7
1.2 Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте на уроках изобразительного искусства 10
Выводы по главе I
Глава II. Графические работы на уроках изобразительного искусства в начальных классах
2.1 Графика как вид искусства 14
2.1.1 Рисунок – вид графики 17
2.1.2 Гравюра – вид графики 20
2.2 Графические художественные материалы и техники 24
2.2.1 Технологии в графике 27
2.2.2 Выразительные средства графики 29
2.3 Виды графических рисунков в программе начальной школы и методика их выполнения 31
Выводы по главе II
Глава III. Опытно – экспериментальная работа по теме «Особенности проведения графических работ»
3.1 Констатирующий эксперимент 35
3.2 Формирующий эксперимент 37
3.3 Контрольный эксперимент 39
Заключение 43
Список использованных источников 46
2.2.2 Выразительные средства графики
Язык графики и главные выразительные средства – это линия, штрих, контур, пятно и тон. Активно участвует в создании общего впечатления от произведения графики белый лист бумаги. [16]
Одним из отличительных признаков
графики является особое отношение
изображаемого предмета к пространству.
Добиться выразительного рисунка можно
даже при использовании только черного
цвета. Именно поэтому графику часто
называют искусством черного и белого.
Однако это не исключает применения
в графике цвета. Цвет подчиняется
особенностям изображения, присущим рисунку.
Формы и пространство строятся преимущественно
с помощью линий, штрихов и
пятен, скрытые участки фона могут
разрушать непрерывность
Рисунок пером или карандашом в основном состоит из линий – длинных или коротких, волнистых или отрывистых, толстых или тонких. Линии отличаются по своему характеру. Линия может быть лихой, смелой или строгой, обстоятельной. Она может очерчивать контур, как упругая проволока, выявляя изображение. Линия бывает :
- Чертежная линия –
это линия одной толщины
- Живописная линия –
это линия, которая из самой
тонкой, светлой, прерывистой
Штрихи должны быть легкими, чуткими и выразительными. [15] Штриховка – это нанесение штрихов различной толщины и силы нажима, а значит и степени черноты на том или ином расстоянии друг от друга. [8] Существует несколько видов штриховки:
- Косая;
- Крестом;
- Штриховка по форме.
При рисовании самое главное - правильный контур. Рисовать его надо осторожно, внимательно, не давить карандашом или пером бумагу. Пером можно выполнять и декоративные рисунки, построенные на изящном контуре.[15]
Пятно – основное средство изображения на плоскости. Художник на плоскости наносит разнообразные пятна – большие и маленькие, округлые и протяженные. Они могут, изгибаясь перетекать друг в друга, а могут быть твердо очерченными, но при этом они обязательно светлые или темные – черное и белое – два полюса изобразительных возможностей графики. Важным выразительным средством являются тональные переходы – иногда почти незаметные, мягкие перетекания, а иногда резкие, контрастные пятна.[17].
Таким образом, графика – прекрасная возможность экспериментировать и искать новые выразительные средства.
2.3 Виды графических рисунков в программах Кузина В.С, Неменского Б.М, Шпикаловой Т.Я.
Программа Кузина Владимира Сергеевича предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.
В основу программы положены:
- тематический принцип
планирования учебного
- единство воспитания
и образования, обучения и
- яркая выраженность
- система учебно-творческих
заданий по изобразительному
искусству как важное средство
нравственного, трудового и
- система межпредметных связей (чтение, русский язык, история, музыка, труд, природоведение), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
- соблюдение преемственности
в изобразительном творчестве
младших школьников и
- направленность содержания
программы на активное
Для выполнения творческих
заданий учащиеся могут выбирать
разнообразные художественные материалы:
карандаш, акварель, гуашь, сангину
или уголь, тушь, фломастеры, цветные
мелки, кисть, перо, палочку и др.
Выразительные рисунки
Данная программа рассчитана на обучение с шести лет с учетом одного часа в неделю. Но можно добавить один час из вариативной части Базисного учебного плана.
Программа Неменского Бориса Михайловича является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.
Цель программы Шпикаловой Тамары Яковлевны: формирование целостной личности на основе высших гуманитарных ценностей средствами изобразительного искусства и художественного труда на народных традициях.
Отличительные особенности курса:
-раскрываются доступные
пониманию учащихся исконные
общерусские художественно-
-активная творческая
деятельность учащихся
-учащиеся учатся видеть
и ценить мир искусства «рядом»
Программа построена с учетом интегрированного подхода, который отражен в её структуре:
- изобразительная деятельность;
- из образовательной области
«Технология» или из
Выводы по главе II
На сегодняшний день графика является универсальным видом изобразительного искусства. Таким образом, связь графики с современной жизнью, является созданием условий для возникновения всё новых видов графического искусства.
Рисунок – широко распространенный вид искусства и первый, с которым сталкивается человек в своем эстетическом опыте. Рисунок относится к уникальной графике потому, что каждый рисунок является единственным в своем роде Рисунок – основной вид графики. Таким образом, рисунок, как и любое другое искусство, создается с помощью особого языка.
Гравюра – это один из видов графики, включающий изображение, полученное в результате оттиска на бумаге с печатной формы – доски из металла, дерева или линолеума с нанесенным на нее углубленным рисункам. Гравюра более сложный вид графики, по сравнению с рисунком.
Главные выразительные средства графики – это линия, штрих, контур, пятно и тон. Активно участвует в создании общего впечатления от произведения графики белый лист бумаги.
Таким образом, графика – прекрасная возможность экспериментировать и искать новые выразительные средства.
Глава III. Опытно – экспериментальная работа по теме «Особенности проведения графических работ на уроках изобразительного искусства в начальной школе»
Тема исследования: Особенности проведения графических работ на уроках изобразительного искусства в начальной школе.
Мы выдвигали гипотезу о том, что при использовании нетрадиционных графических техник повысится интерес к урокам изобразительного искусства, увеличится разнообразие и улучшится качество детских рисунков.
Предполагаемый результат: применение нетрадиционной графической техники вызовет у детей интерес к изобразительной деятельности.
Этапы экспериментальной работы:
Участники эксперимента: учащиеся второго класса.
База эксперимента: Кислянская СОШ.
Сроки эксперимента: с 14 января по 11 февраля.
Оформление результатов экспериментальной работы: ВКР.
3.1 Констатирующий эксперимент
Цель: Выявить исходный уровень сформированности у учащихся навыков работы графическими и живописными материалами.
Задачи: 1. Выявить знания о графике как виде искусства, о графических материалах и техниках и грунтографии.
2. Изучить практические умения и навыки детей работы в карандаше, цвете.
Место проведения: Кислянская СОШ.
Дата проведения: 28 января.
Участники эксперимента:
Бажуков Евгений
Байманов Влад
Варлаков Максим
Коровина Юля
Курова Любовь
Маюров Андрей
Надикта Лилия
Осипов Евгений
Першин Александр
Хайдукова Ирина
Яковлев Данил
Методы: анализ продуктов творческой деятельности, анализ, синтез.
Описание проведения эксперимента: Для того, чтобы изучить практические умения и навыки детей, а так же выявить знания о графике как виде искусства, о графических материалах и техниках, мы провели беседу и уроки, где дети должны были отразить в рисунках своё предпочтение к графическому или живописному исполнению работы по одной и той же теме. В результате беседы выявилось следующее: дети не имели представления о графике и особенностях графических рисунков. Проведённые уроки показали, что графика не вызвала интерес у детей. Все рисунки были выполнены в цвете.(Приложение № 3)
3.2 Формирующий эксперимент
Цель: Выявить пути совершенствования навыков выполнения графических работ.
Задачи: опираясь на данные констатирующего эксперимента, разработать систему конспектов формирования знания и умения в выполнении графических работ в нетрадиционных техниках.
Место проведения: Кислянская СОШ.
Дата проведения: 4 февраля.
Участники проведения:
Бажуков Евгений
Байманов Влад
Варлаков Максим
Коровина Юля
Курова Любовь
Маюров Андрей
Надикта Лилия
Осипов Евгений
Першин Александр
Хайдукова Ирина
Яковлев Данил
Разработка конспектов уроков по теме исследования (приложение № 1 )
Дата |
Тема урока |
Приёмы, методы, средства. |
28.01 |
Беседа о графике и грунтографии. |
Словесный. |
04.02 |
«Зимние развлечения». Подготовка грунта. |
Практический |
11.02 |
«Зимние развлечения». Работа над изображением. |
Практический |
11.02 |
Анкетирование |
Анализ и синтез |
Мы провели урок, в начале которого была проведена беседа о графике как виде искусства, чтобы вызвать интерес был подготовлен наглядный материал, иллюстрации, методические рисунки. (Приложение № 2).
Мы провели систему уроков по той же теме, но ребятам было предложено выполнить работы в технике грунтографии. Чтобы детям было легче выполнять работу, я показала методику рисования объектов композиции. Не смотря на то, что работа трудная, дети работали с интересом, особенно им понравилось появление изображения по мягкому восковому грунту. Работы получились выразительные. В конце работы мы провели анкетирование с целью выявления интереса к новому виду работы. (Приложение № 4)
3.3 Контрольный эксперимент
Цель: выявить итоговый уровень сформированности знаний о графических материалах и различных техниках графических работ.