Методика преподавания ИЗО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 13:58, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявление возможностей применения графических материалов и техник при выполнении рисунков на уроках изобразительного искусства в начальных классах.
Задачи исследования:
1.Систематизировать знания об эстетическом воспитании в начальных классах общеобразовательной школы.
2.Раскрыть методику выполнения графических работ на уроках изобразительного искусства в начальных классах.

Содержание работы

Введение 4 Глава I. Эстетическое воспитание в начальных классах общеобразовательной школы.
1.1 Эстетика как наука 7
1.2 Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте на уроках изобразительного искусства 10
Выводы по главе I
Глава II. Графические работы на уроках изобразительного искусства в начальных классах
2.1 Графика как вид искусства 14
2.1.1 Рисунок – вид графики 17
2.1.2 Гравюра – вид графики 20
2.2 Графические художественные материалы и техники 24
2.2.1 Технологии в графике 27
2.2.2 Выразительные средства графики 29
2.3 Виды графических рисунков в программе начальной школы и методика их выполнения 31
Выводы по главе II
Глава III. Опытно – экспериментальная работа по теме «Особенности проведения графических работ»
3.1 Констатирующий эксперимент 35
3.2 Формирующий эксперимент 37
3.3 Контрольный эксперимент 39
Заключение 43
Список использованных источников 46

Файлы: 1 файл

методика преподавания изо.docx

— 111.42 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.2 Гравюра –  вид графики

Вид искусства графики, включающий изображение, полученное в результате оттиска на бумаге с печатной формы  – доски из металла, дерева или  линолеума с нанесенным  на нее углубленным рисункам, называется гравюра. Гравюра более сложный вид графики, по сравнению с рисунком.  [7]

Гравюра известна с 6—7 вв. в  Китае, с 14—15 вв. в Европе.

Различается выпуклая и углубленная  гравюра.

- В выпуклой гравюре все свободные от рисунка участки доски с помощью ножей, стамесок, долот или резцов (штихелей) углубляются на 2—5 мм. Рисунок возвышается над фоном, образуя рельеф с плоской поверхностью. Краска на неё накладывается тампонами или накатывается валиком, после чего к доске вручную или прессом равномерно придавливается бумага, на которую переходит изображение.

К выпуклой гравюре относятся:

Гравюра на дереве (ксилография)

«Обрезная» ксилография (где на досках продольного распила из мягких пород дерева  линии и пятна рисунка обрезаются ножом, а дерево между ними выбирается долотом) присущи контрастные соотношения белого и чёрного, обобщенность рисунка, зачастую приобретающего повышенно эмоциональное звучание.

«Торцовая» ксилография (где на досках поперечного распила из твёрдых пород дерева прорезаются штихелем тонкие штрихи, выходящие белыми в оттиске) комбинации штрихов позволяют создавать тон разной насыщенности, что часто использовалось для репродуцирования живописи и тонального рисунка.

Гравюра на линолеуме (линогравюра). Сходная по технике линогравюра  обычно более контрастна и часто  имеет крупный неровный штрих.

Рельефная гравюра на металле (пластины из меди, латуни, олова или  свинца обрабатывались штихелем), применявшаяся  до конца 15 в.

     - В углублённой гравюре рисунок механический или химический (протравливание кислотой) средствами углубляется в металлической пластине (из меди, латуни, цинка, железа, стали); краска набивается тампонами в углубления, и доска, покрытая влажной бумагой, прокатывается между валами печатного станка.

Резцовая гравюра (Taille-douce) - разновидность углубленной гравюры, имеющая чёткую чисто линейную  структуру (прорезание штихелем линий в поверхности металла), причём направлением линий и их меняющейся толщиной выразительно передаётся пластика изображаемого предмета. 
Техника выполнения резцовой гравюры  требует большего мастерства: на ровной  и тщательно отполированной металлической доске художник  вырезал специальным  инструментом – резцом или штихелем  заранее нанесенный рисунок. 

После этого в доску  втиралась краска, снимались ее излишки, и можно было печатать лист. Резцовая гравюра на металле появилась в середине XV века. Древнейшей резцовой гравюрой на меди считается «Бичевание Христа»,  выполненная неизвестным немецким мастером в 1446 году.  А первым, хотя и анонимным, наиболее заметным мастером резцовой гравюры является «Мастер игральных карт», работавший в Базеле и в верховьях Рейна. Многие виды углублённой гравюры  — отдельно или в различных сочетаниях с другими  видами — часто служили репродукционным целям. Прямо имитируют карандашный рисунок гравюры карандашной манерой (разновидность пунктирной манеры) и мягким лаком (рисование карандашом на бумаге, положенной на покрытую жирным лаком доску; лак прилипает в местах рисунка к бумаге и снимается вместе с ней, обнажая для травления поверхность доски). Традиционные материалы в наше время часто заменяются новыми: дерево — пластиком, металл — оргстеклом и т. д.

Как выпуклая, так и углублённая  гравюра может быть цветной. Краски могут наноситься тампонами на разные участки одной доски. При другом способе каждая краска наносится  на особую обработанную лишь в соответствующих частях доску, а изображение возникает в результате последовательного оттискивания всех досок на одном листе.

К гравюре  относят также и литографию («плоская гравюра»), создание которой не связано с процессами гравирования. Она была  изобретена в 1798 в Германии А. Зенефельдером. [9]

Литография (Lifhographie  от лито... и ... графия ), способ печати, при котором оттиски получаются переносом краски под давлением с плоской (нерельефной) печатной формы непосредственно на бумагу; произведение, выполненное литографским способом; предприятие, специализирующееся на печатании  таким способом.  Литография явилась прообразом плоской печати. Печатной формой в Литографии служит гладкая (для воспроизведения перовой графики) или зернистая (для воспроизведения карандашного рисунка) поверхность камня.

Литографский  камень - это известняк довольно твердый и однородный, его   добывают в Баварии и режут на пластины разной толщины.  На полированный камень наносится рисунок жирным карандашом,  камень промывают водой. Затем камень покрывают тушью и проглаживают валиком: тушь пристает лишь к жирным пятнам рисунка, но не пристает к частям  смоченным водой. Затем делается отпечаток. Чтобы улучшить качество отпечатка производят травление камня кислотой, что повышает впитывание воды. Литографы пользуются жирными веществами смешанными с пигментами (в основном сажей) что усиливает эффекты.   Жирное вещество - это литографский карандаш или специальная тушь, которая наносится с помощью кисти или пера. Художник может также процарапать рисунок, и получить  таким образом белые штрихи на черном фоне. Нередко изображение переводится на камень с рисунка, выполненного на специальной литографской бумаге — корнпапире. [13]

Гравюра использует присущие графическим искусствам средства художественной выразительности  ( контурная линия, штрих, пятно, тон, иногда также цвет ) и применяется в характерных для графики целях — для выполнения иллюстраций, шрифта и украшений в книгах и других  печатных изданиях, альбомов, станковых листов (эстампов), лубков, листовок, экслибрисов, произведений прикладного назначения и т. д. [19]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Графические  художественные материалы и техники

Для рисования, как правило, не требуется сложных приспособлений. Каждому приходилось рисовать карандашами, фломастерами или авторучками на бумаге. Поговорим о бумаге.  Как  известно, бумагу в основном делают из массы специальным образом обработанных древесных волокон с добавлением минеральных (каолина, мела) и проклеивающих веществ, красителей.  Бумага была изобретена в Китае в 1 в. до н.э. Ее делали из древесного луба, а во 2 в. н.э – из шелковых волокон.

Существуют разные сорта  бумаги:

- Плотная белая бумага  – ватман или полуватман –  высший сорт бумаги с шероховатой  поверхностью, она прочная и хорошо  проклеена нужна для работы карандашом или красками.

- Бумага, покрытая ровным  слоем мела с небольшим количеством  связующих веществ, - мелованная, или  меловая, бумага. Хорошо воспринимает  краску; штрих и  линия приобретают  отчетливость; тушь ложится очень  ровно и плотно. Возможна ретушь  по готовому рисунку, т.е. внесение  изменений и исправлений с  помощью иглы, скальпеля, ножа.

- Цветная бумага дает  рисунку тоновую среду, по ней  можно работать одновременно  и темным, и светлым.

Для выполнения заданий по рисунку наиболее предпочтительны  графитные и цветные карандаши, фломастеры, акварель, тушь, соус, цветные  мелки, а также уголь, сангина, пастель. Каждый художественный материал имеет  свои особые качества.

Графитный карандаш удобен как в учебных, так и в творческих работах. [16]

Существуют два основных вида этого карандаша:

- графитный стержень в  деревянной оболочке.

- Стержень без оболочки, который вставляется в разнообразные  держатели. 

Карандаши выпускаются различной  твердости и обозначаются соответственно буквами – М(мягкий), Т(твердый) и цифрами показывающими степень  твердости и мягкости. На импортных карандашах проставляются буквы В(мягкий), Н(твердый), Е(средний) и соответствующие цифры.

Уголь позволяет добиваться нужных контрастов света и тени, дает четкую и бархатную линию. [7]

Им можно работать двумя  способами:

- Линии;

- Штрихи с применением  тональной тушевки.

Сангина материал красно – коричневого цвета. Другое название этого материала  - красный мел. Она вырабатывается в виде круглых или квадратных палочек разных оттенков.

Соус , или, как раньше называли , «черный мел», внешне похож на сангину: он бывает черного, серого и коричневого цвета. [16]

Перо один из распространенных способов графического изображения, особенно при выполнении  набросков и зарисовок с натуры, первоначальных эскизов, композиций, элементов журнальной и книжной графики. [7]

Перо – главный инструмент европейского рисунка. С VI в. в употребление входит гусиное перо. В XVI в. обращаются к тростниковому перу. Металлическое перо -  с XIX в. [16]

Кисть тонкие беличьи, собачьи кисти использовали для нанесения отмывок мягким расплывчатым слоем и для рисования тонкими линиями, наподобие пера.  Хорошие материалы для рисунка кистью – черная и цветная тушь. Акварель только серая или коричневая. 

Тушь изготовлялась из сажи, полученной при сжигании хвойной древесины, растительных масел и смол. Сохраняет неизменным глубокий черный цвет, при разбавлении в воде дает серый.

Акварель соединение чистых пигментов со связующим – гуммиарабиком, растворимое в воде. Дает прозрачный цветовой слой на белой бумаге, не позволяет вносить изменения в рисунок.

Гуашь разновидность акварели с примесью белил, что делает краску плотной, непрозрачной. Применяется чаще всего вместе с акварелью.

Пастель натуральные пигменты разных цветов в виде порошка, смешанные с мелом и другими добавками и отпрессованные в виде палочек или карандашей. [17]

Знание художественных материалов и разных техник работы с ними поможет  наилучшим образом реализовать  свои творческие замыслы в небольшом  наброске или законченном рисунке. Тонкое понимание особенностей той  или иной техники рисунка, овладение  ими раскроют своеобразие их художественной выразительности. [16]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.1 Технологии  в графике

Занятия графикой развивают  пространственное воображение и  неординарное мышление, как впрочем, и все другие виды изобразительного искусства. Но именно графика привлекает детей больше всего разнообразием  техник, простотой исполнения.

Техника рисования  карандашом.

 Для рисования карандаш  должен быть заточен очень  остро и длинно (от 1,3 см до 3 см) конической формы. Ошибочно проведенные  линии  удаляются мягкой резинкой.[16] 

Чтобы движения руки и пальцев  во время рисования были более  свободными, не кладите кисть руки на бумагу, а пользуйтесь как точкой опоры только мизинцем. Короткие линии  проводятся движением пальцев, а  длинные – движением руки. Все  линии проводятся сначала очень  легко, чтобы была возможность поправить. Контурный, то есть чисто линейный карандашный  рисунок располагает большими возможностями. Пользуясь только линиями, очертанием формы изображаемого предмета можно  дать почувствовать его положение  в пространстве, его объем и  характер поверхности(фактуру). Карандашные линии могут иметь различный тон – от самого светлого до самого темного, быть различными по толщине резкими и расплывчатыми, сплошными и прерывающимися. Усиливая или ослабляя нажим на карандаш, линиями можно предавать большую или меньшую степень черноты.  [4]

Техника рисования  углем.

«Прессованный уголь »  работать лучше на мало проклеенной бумаге с ровной шероховатой поверхностью, которая хорошо держит уголь, годится оберточная бумага, обратная сторона обоев и т.д. Трудности  рисования углем заключаются в том, что уголь легко стирается и осыпается при малейшем прикосновении руки. Чтобы не повредить рисунок, приходится работать с большой осторожностью. Можно применять следующий прием. Вначале весь рисунок покрывается тонким слоем угля. На этом ровном фоне, как на серой бумаге, намечается контур, затем тампоном (кусочком ваты), снимается уголь в светлых местах. В дальнейшем углем усиливается, где нужно, общий тон и наносятся тени, мякишем хлеба или резинкой выбираются самые светлые места. Рисунки, исполненные углем, крайне не прочны. Уголь легко осыпается, поэтому законченные рисунки углем фиксируются фиксативом. Самый простой фиксатив можно приготовить из жидкого обезжиренного молока с примесью небольшого количества сахара. Фиксатив наносится на рисунок, положенный горизонтально на стол, из пульверизатора. Так же можно пропитать уголь маслом. Уголь опускается на одну – две минуты в растительное масло. Рисунок таким углем хорошо держится на бумаге, как фиксированный.

Техника рисования  пером, палочкой.

Перо – очень выразительное  и своеобразное выразительное средство. Но техника его требует от художника  безупречного чувство рисунка. В  основе рисования пером лежит  линия. Пером можно работать контуром; в ажурно-кружевном характере, где  из линий как бы сплетается, орнамент. Можно работать и точками, и пунктиром  и штрихом. При этом характер выразительности  изображения будет в каждом случае различным. Работать пером лучше  всего по гладкой бумаге, можно  пользоваться и мелованными видами ее. Для рисования используются самые  разнообразные перья. Вместо стального  пера можно пользоваться и другими  инструментами: гусиным пером, остро  заточенной палочкой или спичкой  с прорезью на конце, бамбуковой палочкой, заточной «лопаточкой», или с несколькими  прорезами на конце.[11]

Информация о работе Методика преподавания ИЗО