Методика преподавания ИЗО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 13:58, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявление возможностей применения графических материалов и техник при выполнении рисунков на уроках изобразительного искусства в начальных классах.
Задачи исследования:
1.Систематизировать знания об эстетическом воспитании в начальных классах общеобразовательной школы.
2.Раскрыть методику выполнения графических работ на уроках изобразительного искусства в начальных классах.

Содержание работы

Введение 4 Глава I. Эстетическое воспитание в начальных классах общеобразовательной школы.
1.1 Эстетика как наука 7
1.2 Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте на уроках изобразительного искусства 10
Выводы по главе I
Глава II. Графические работы на уроках изобразительного искусства в начальных классах
2.1 Графика как вид искусства 14
2.1.1 Рисунок – вид графики 17
2.1.2 Гравюра – вид графики 20
2.2 Графические художественные материалы и техники 24
2.2.1 Технологии в графике 27
2.2.2 Выразительные средства графики 29
2.3 Виды графических рисунков в программе начальной школы и методика их выполнения 31
Выводы по главе II
Глава III. Опытно – экспериментальная работа по теме «Особенности проведения графических работ»
3.1 Констатирующий эксперимент 35
3.2 Формирующий эксперимент 37
3.3 Контрольный эксперимент 39
Заключение 43
Список использованных источников 46

Файлы: 1 файл

методика преподавания изо.docx

— 111.42 Кб (Скачать файл)

Задачи: сравнить и проанализировать рисунки, полученные в результате констатирующего и формирующего экспериментов (Приложение12)

Место проведения: Кислянская СОШ.

Дата проведения: 11 февраля.

Участники эксперимента:

Бажуков Евгений

Байманов Влад

Варлаков Максим

Коровина Юля

Курова Любовь

Маюров Андрей

Надикта Лилия

Осипов Евгений

Першин Александр

Хайдукова Ирина

Яковлев Данил

Методы: Анкетирование.

Сравнительный анализ результатов: Сравнив рисунки, полученные на уроках в результате констатирующего и формирующего экспериментов, и, проведя анкетирование,  мы пришли к выводу о том, что наша гипотеза нашла подтверждение. При использовании нетрадиционной графической техники – грунтографии рисунки были  выполнены качественно. (Приложение №)

 Таким образом, исходя  из сравнительного анализа результатов  и выводов констатирующего, формирующего  и контрольного эксперимента, можно  сделать общий вывод: с младшими  школьниками необходимо вести  целенаправленную и систематическую  работу по знакомству с изобразительным  искусством,  развитию их нравственных  качеств, эстетического восприятия  графики и по культурному развитию  в целом. 

В результате анкетирования  мы составили графики и выявили  следующее, что самым сложным  ребята назвали построение сюжета в  карандаше  - 42%. При чем из этого труднее было нарисовать человека - 82%. На последний вопрос, в какой технике больше понравилось работать, выбрали работу в технике грунтографии 82% школьников. Краски никто не хотел использовать, несмотря на то, что в констатирующем эксперименте выполнили в цвете все работы по предложенной теме.

 

Вопрос 1

 

 

Вопрос 2

Вопрос 3

 

Вопрос 4

 

Вопрос 5

 

 

 

Заключение

Эстетическое воспитание действительно занимает важное место  во всей  системе учебно-воспитательного  процесса, так как за ним  стоит  не  только  развитие эстетических качеств человека, но и всей личности  в  целом:  ее  духовных потребностей,  нравственных  идеалов,  личных  и общественных представлений, мировоззрения.

      Все эти  качества в человеке  развиваются   под  воздействием  различных

факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая  нас действительность: быт, семья, межличностные  отношения,  -  все,  что  может быть  прекрасным.  Как  основной  носитель  прекрасного,   искусство   также является средством эстетического воспитания.

Эстетика изучает чувственное  познание окружающей действительности и  имеет дело с ее разными сторонами: с природой, обществом, человеком и его деятельностью в жизненных различных сферах. Таким образом, эстетика наука о сущности и законах эстетического познания и эстетической деятельности человека, наука об общих законах развития искусства.

Эстетическое воспитание, целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве.

 Таким образом, младший  школьный возраст - это  особенный   возраст  для эстетического   воспитания,  где  главную   роль  в  жизни  школьника   играет учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги  способны  не  только  основывать прочный   фундамент  эстетически  развитой   личности,   но   и   посредством  эстетического воспитания заложить  подлинное  мировоззрение   человека,  ведь именно в этом  возрасте формируется отношение  ребенка  к  миру  и   происходит развитие сущностных  эстетических качеств будущей  личности.

 На сегодняшний день графика является универсальным видом изобразительного искусства. Таким образом, связь графики с современной жизнью, является созданием условий для возникновения всё новых видов графического искусства.

Рисунок – широко распространенный вид искусства и первый, с которым  сталкивается человек в своем  эстетическом опыте. Рисунок относится  к уникальной графике потому, что  каждый рисунок является единственным в своем роде  Рисунок –  основной вид графики. Таким образом, рисунок, как и любое другое искусство, создается с помощью особого  языка.

Гравюра – это один из видов графики, включающий изображение, полученное в результате оттиска  на бумаге с печатной формы –  доски из металла, дерева или линолеума  с нанесенным  на нее углубленным рисункам.  Гравюра более сложный вид графики, по сравнению с рисунком. 

Главные выразительные средства графики – это линия, штрих, контур, пятно и тон. Активно участвует  в создании общего впечатления от произведения графики белый лист бумаги.

Таким образом, графика –  прекрасная возможность экспериментировать и искать новые выразительные  средства.   

В какой раз мы доказали себе, что графика   как вид  изобразительного искусства, изучается  в начальных классах. Познакомились  подробно с программами: Кузина В.С, Неменского Б.М, Шпикаловой Т.Я., изучили виды графических работ, выполняемых в каждой из программ.

Таким образом, знакомство детей  с графикой как видом искусства    открывает им окно  в мир прекрасного  и доброго.

      Воздействие  эстетических явлений жизни и  искусства на  личность  может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. Анализируя литературу,  мы  сделали  вывод,  что искусство   является   основным    средством    эстетического    воспитания.

Экспериментальная работа показала, что и познавательный интерес к искусству у младших школьников довольно велик, а  наличие  интереса  -  это  первое  из  условий успешного воспитания. Кроме того, материал  по искусству  обладает большим эмоциональным потенциалом. Именно сила эмоционального  воздействия  является  путем проникновения в детское  сознание,  и  средством  формирования  эстетических качеств личности.

      Таким   образом,   наша   гипотеза,   заявленная   в   начале   работы,

подтвердилась. Действительно, при использовании нетрадиционных графических техник у детей повышается интерес к урокам изобразительного искусства, увеличивается  разнообразие и улучшается качество детских выполненных  работ. 

    

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Абрамович, Г.Л. Основы эстетического воспитания./ Г.Л. Абрамович. – М.: 2001.
  2. Борев, Ю.Б. Эстетика: учебник ./ Ю.Б. Борев. – М.: Высш.школа, 2002.
  3. Буров, А.И. Эстетическое воспитание школьников./ А.И. Буров., Б.Т.    Лихачев. – М.: 2002.
  4. Ветров, В.Н. Методика обучения рисованию. / В.Н. Ветров. – М.: Московская типография № 2, 2000.
  5. Грушевицкая, Т.Г. Словарь по мировой художественной культуре: Учеб. Пособие для студентов средних и высших пед. учеб. заведений. / Т.Г. Грушевицкая. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  6. Кривцун, О.А. Эстетика: учебник. – М.: Аспект Пресс, 2000.
  7. Кузин, В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. / В. С. Кузин. – М.: Просвещение, 1999.
  8. Кузин, В. С. Комплект «Изобразительное искусство». 1 – 4 классы. / ВС. Кузин, Э.И. Кубышкина. – М.: Дрофы, 2005.
  9. Левитан, Е.С. Современная графика. / Е.С. Левитан. – М.: Просвещение, 2005.
  10. Лихачев, Б.Т. Сущность, принципы и система эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы./ Ю.Т. Лихачев., В.В. Квятковский. – М.: 2003.
  11. Мелик, А.А. Общественно – педагогический и научно – методический журнал. / под ред. А.А. Мелик – Пашаев. – М.: Искусство в школе, 2000.
  12. Неменский, Б.М. О проблемах эстетического воспитания: книга для учителя./ Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 2001.
  13. Нешумова, Б.В. Основы декоративного искусства в школе: учебное пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. институтов./ Б. В. Нешумова, Е.Д. Щедрина. – М.: Просвещение, 2000.
  14. Петрова,  И.А.Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. Часть 2. / И.А. Петрова, Е.О. Яременко. – М.: Просвещение, 2001.
  15. Рожкова, Е. Е. Изобразительное искусство./ Е. Е. Рожкова. – М.: Просвещение, 2003.
  16. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. / Н.М. Сокольникова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  17. Сапожникова, Т. Практическая работа на уроках ИЗО/ Т. Сапожникова // Искусство, 2008.-№9. – с 18-19.
  18. Сидоров, А.А. Графика первого десятилетия 1917 – 1927./ А.А. Сидоров. – М.: Просвещение, 2001.
  19. Фаворский, В.А. О графике как основе книжного искусства в сборнике: Искусство книги. / В.А. Фаворский. – М.: Просвещение, 2004.
  20. Чегодаев, А. Д. Русская графика. / А.Д. Чегодаев. – М.: Просвещение, 1999.
  21. Яковлев, Е.Г. Эстетика: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2003.
  22. http:// Studentam. net. ua / con tent / viem / 3740/ 83 /
  23. http:// Libsib.ru/ estetika/ estetika – как наука./     
  24. http:// www. ege – center.ru/ vospit iskuss.htm/

 

 

 

 

 


Информация о работе Методика преподавания ИЗО