Методика преподавания ИЗО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 13:58, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявление возможностей применения графических материалов и техник при выполнении рисунков на уроках изобразительного искусства в начальных классах.
Задачи исследования:
1.Систематизировать знания об эстетическом воспитании в начальных классах общеобразовательной школы.
2.Раскрыть методику выполнения графических работ на уроках изобразительного искусства в начальных классах.

Содержание работы

Введение 4 Глава I. Эстетическое воспитание в начальных классах общеобразовательной школы.
1.1 Эстетика как наука 7
1.2 Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте на уроках изобразительного искусства 10
Выводы по главе I
Глава II. Графические работы на уроках изобразительного искусства в начальных классах
2.1 Графика как вид искусства 14
2.1.1 Рисунок – вид графики 17
2.1.2 Гравюра – вид графики 20
2.2 Графические художественные материалы и техники 24
2.2.1 Технологии в графике 27
2.2.2 Выразительные средства графики 29
2.3 Виды графических рисунков в программе начальной школы и методика их выполнения 31
Выводы по главе II
Глава III. Опытно – экспериментальная работа по теме «Особенности проведения графических работ»
3.1 Констатирующий эксперимент 35
3.2 Формирующий эксперимент 37
3.3 Контрольный эксперимент 39
Заключение 43
Список использованных источников 46

Файлы: 1 файл

методика преподавания изо.docx

— 111.42 Кб (Скачать файл)

Сущностные нравственно-эстетические качества личности  закладываются  в раннем периоде детства и  сохраняются в более или менее  неизменном  виде  на всю жизнь.  Нельзя  или,  по  крайней  мере,  чрезвычайно  трудно  научить  юношу, взрослого человека доверию  к людям, если его  в  детстве  часто обманывали. Трудно быть доброму  тому, кто в  детстве не  приобщился  к  сочувствию, не пережил детскую  непосредственную и потому  неизгладимо  сильную  радость  от доброты к другому человеку.  Нельзя  вдруг во   взрослой   жизни   стать мужественным, если в дошкольном  и младшем школьном  возрасте  так и не научился решительно высказывать свое мнение и смело поступать.  Конечно, течение жизни что-то меняет  и вносит  свои  коррективы.  Но именно в дошкольном и младшем школьном  возрасте  эстетическое  воспитание является основой всей дальнейшей воспитательной работы. Одной из особенностей  младшего  школьного  возраста  является  приход ребенка в школу. У него появляется новый ведущий вид деятельности учеба. Главным человеком для ребенка становится учитель. «Для  ребят  в  начальной школе учитель - самый главный человек. Все для  них  начинается  с  учителя, который помог преодолеть первые трудные шаги в  жизни...».  Через  него дети познают  мир,  нормы  общественного  поведения. Взгляды  учителя, его вкусы, предпочтения становятся их  собственными.  Из  педагогического  опыта А.С.  Макаренко  известно,  что  общественно  значимая   цель,   перспектива движения  к  ней,  при  неумелой  постановке  перед  детьми   оставляют   их равнодушными. И наоборот. Яркий пример последовательной и убежденной  работы самого  педагога,  его  искренняя  заинтересованность  и   энтузиазм   легко поднимают детей на дела.[1]

 С младшего школьного  возраста происходят  изменения   в  мотивационной сфере.  Мотивы  отношения  детей  к  искусству,   красоте   действительности осознаются  и дифференцируются. Д.Б. Лихачев  отмечает в своей работе,  что   к познавательному  стимулу   в  этом  возрасте  добавляется   новый,  осознанный мотив. Это  проявляется в том, что «…одни  ребята  относятся  к  искусству   и действительности именно эстетически.  Они  получают  удовольствие  от  чтения книг, слушания музыки, рисования, просмотра фильма. Они   еще  не  знают,  что это  и есть эстетическое отношение.  Но  в  них  сформировалось  эстетическое отношение к искусству   и  жизни.  Тяга  к  духовному   общению  с  искусством постепенно  превращается для них в потребность.  Другие  дети  общаются  с   искусством  вне  собственно   эстетического отношения.  Они получив рекомендацию прочитать книгу или посмотреть фильм,  читают и смотрят их без глубокого постижения сути, лишь  для того,  чтобы иметь о нем общее представление». А бывает,  что читают,  смотрят или слушают из соображений. Знание педагогом истинных мотивов отношения детей к искусству помогает  сосредоточить   внимание  на формировании   подлинно эстетического отношения. Чувство красоты природы, окружающих людей,  вещей  создает  в  ребенке особые  эмоционально-психические  состояния,   возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность,  мышление,  память.  В раннем детстве ребята  живут непосредственной, глубоко эмоциональной жизнью. Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти,  нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения. [24]

Таким образом, младший школьный возраст - это  особенный  возраст  для эстетического  воспитания,  где  главную  роль  в  жизни  школьника   играет учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги  способны  не  только  основывать прочный  фундамент  эстетически  развитой   личности,   но   и   посредством эстетического воспитания заложить  подлинное  мировоззрение  человека,  ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка  к  миру  и  происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.[3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе  I.

 

Эстетика изучает чувственное  познание окружающей действительности и имеет дело с ее разными сторонами: с природой, обществом, человеком  и его деятельностью в жизненных  различных сферах. Так же  эстетика изучает отношение искусства к действительности, отражение действительности в искусстве, художественное творчество, раскрывает законы, управляющие всеми видами искусства. Таким образом, эстетика – это наука об эстетическом, о сущности и законах эстетического познания и эстетической деятельности человека, наука об общих законах развития искусства.

Эстетическое воспитание, целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Таким образом, младший школьный возраст - это  особенный  возраст  для эстетического  воспитания,  где  главную  роль  в  жизни  школьника   играет учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги  способны  не  только  основывать прочный  фундамент  эстетически  развитой   личности,   но   и   посредством эстетического воспитания заложить  подлинное  мировоззрение  человека,  ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка  к  миру  и  происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Графические работы на уроках изобразительного искусства в начальных классах.

2.1 Графика как  вид искусства

Графика (греч. graphike, от grapho — пишу, черчу, рисую), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения (гравюру, литографию и др.), основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.                                                                               

Термин «Графика как вид изобразительного искусства» первоначально употреблялся лишь применительно к письму и каллиграфии. Новое значение он получил в конце 19 — начале 20 вв. в связи с бурным развитием полиграфии и распространением каллиграфически чёткого, контрастного линейного рисунка, наиболее удобного для фотомеханического воспроизведения в книге и журнале.[18]

Тогда Графика определилась как искусство, в основе которого лежит линия, или как искусство чёрного и белого. Такое понимание Графика как вид изобразительного искусства в дальнейшем было расширено. Также Графика использует штрих и пятно, контрастирующие с белой (реже цветной или чёрной) поверхностью бумаги. Графика не исключает и применения цвета.

Наиболее общий отличительный  признак Графики — особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого во многом выполняет фон бумаги, «воздух белого листа», по выражению советского мастера графики В. А. Фаворского. Пространственное ощущение создают не только не занятые изображением участки листа, но часто (например, в рисунках акварелью) и проступающий под красочным слоем фон бумаги.

Графике как виду  изобразительного искусства могут быть свойственны тщательность объёмно-пространственного построения, интерес к повествованию, обстоятельность штудирования натуры, выявления структуры предмета.

Ёмкость образа в Графике часто достигается экономией и концентрацией художественных средств, изобразительными графическими метафорами, что позволяет сравнивать Графику с поэзией. Поэтому в Графике наряду с завершенными композициями самостоятельную художественную ценность имеют натурные наброски, эскизы произведения живописи, скульптуры, архитектуры (рисунки Микеланджело, Л. Бернини в Италии, Рембрандта в Голландии, В. И. Баженова в России, О. Родена во Франции).[20]

Активную роль в Графике играют фактура используемых материалов, специфика графической техники приёмов. Особое место занимают в Графике неизобразительные элементы — чисто декоративные мотивы, орнамент, текст, представляющий собой систему графических знаков. Графика обладает широчайшим диапазоном функций, видов, жанров, художественных средств, создающих в своей совокупности неограниченные возможности для изображения и образного истолкования мира, выражения чувства и мысли художника. Различны и способы общения зрителя с произведениями Графики— от массового воздействия плаката до интимного восприятия наброска, иллюстрации, миниатюрных произведений Графики , требующих внимательного рассматривания вблизи. Важными особенностями Графики  являются её способность быстро откликаться на актуальные события, удобство тиражирования во многих экземплярах, возможность последовательного раскрытия замысла в ряде изображений. Эти качества были широко использованы в агитационной и сатирической политической Графике бурное развитие которой падает на годы крупных исторических событий («летучие листки» Крестьянской войны 1524—26 в Германии, гравюры Великой французской революции, лубки Отечественной войны 1812, плакаты Гражданской и Великой Отечественной войн). В 20 в. Графика развивается как демократическое искусство большого социального звучания, обращенное к массовому зрителю; вместе с тем в Графике определилась тенденция индивидуалистического эстетизма, узко формальных и технических экспериментов. По технике Графику разделяют на рисунок и печатную Графику. По назначению различаются станковая, книжная и газетно-журнальная, прикладная Графика и плакат. Одна из основных областей применения Графики — книга.  В древнем мире появился шрифт, также относимый к Графике поскольку буква является графическим знаком. Книжная графика   включает иллюстрации.  Сравнительно молодая область Графики — плакат. [19]

Связь Графики с современной жизнью, возможности, открываемые перед ней развитием полиграфии, создают условия для возникновения всё новых видов графического искусства. [17]

На сегодняшний день графика  является универсальным видом изобразительного искусства, использующимся при оформлении полиграфической продукции, наружной рекламы, а также изображения  на одежде и рисунки мультипликационных фильмов.

Таким образом, связь графики  с современной жизнью, возможности, открываемые перед ней развитием  полиграфии, создают условия для  возникновения всё новых видов  графического искусства.[9]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.1 Рисунок –  вид графики

Самые разные по своему характеру  и назначению изобретения, выполненные  различными художественными материалами, называют рисунками.[16]

Основные  виды рисунка:

- Набросок  часто служит подготовительным целям, но может носить и самостоятельный характер. Главное в нем – быстрота исполнения и концентрированное воплощение замысла. Если рисунок «набросан» с натуры, он лучше всего удержит свежесть впечатления;

     - Эскиз всегда имеет подготовительный характер, даже если работа, в конце концов, не осуществилась. В нем художник намечает общее расположение групп и фигур, распределение света и тени, основные конструктивные элементы будущей композиции.

- Этюд связан с изучением натуры и является проработкой деталей композиции в отдельных рисунках. 

Рисунок – широко распространенный вид искусства и первый, с которым  сталкивается человек в своем  эстетическом опыте.[17]

Архитектурные и дизайнерские проекты, иллюстрации в художественных книгах и учебниках, различные элементы оформления научных трудов, карикатуры в журналах и газетах, эскизы моделей  костюмов, наброски  и разработанные  композиции, зарисовки и схемы  орнаментов, а также многие другие изображения можно объединить словом рисунок.

Рисовать можно графитным  карандашом на бумаге и картоне, углем  на стене, фломастером на стекле, тушью  и пером на ткани, краской на ткани, краской на холсте, золотом на металлическом  подносе, палочкой на песке, карандашом на лице и другими материалами.

Рисунок помогает художнику  в изучении натуры и постижении секретов её изображения на плоскости или  на объемном предмете, в декоративной переработке натурных объектов, При  воспроизведении жизненных наблюдений и фантастических идей, сюжетов. Рисунок рассматривается как вид графики и как самостоятельное явление искусства. [16]

Графика – это изображение (рисунок), выполненное художником на бумаге или картоне с помощью  карандаша, пера, угля, кисти, а также  рисунок, воспроизведенный с помощью  специальных приспособлений и машин  печатающих его в большом количестве экземпляров. [7]

Рисунок относится к уникальной графике потому, что каждый рисунок  является единственным в своем роде  Рисунок – основной вид графики. Как правило, графическое изображения  выполняется на листе бумаги. Художнику  порой достаточно очень простых  средств – графитного карандаша  или шариковой ручки, чтобы сделать  графический рисунок .

Рисунок как вид графики  занимает особое положение в мире изобразительного искусства, так как  рисунок – структурная основа любого изображения: графического, живописного, скульптурного, декоративного. Рисунок  – средство познания и изучения действительности. Многочисленные виды рисунка различаются по технике, методам и характеру, по назначению, жанрам и темам. Рисунок может  служить учебным, вспомогательным  целям, участвовать в создании произведений разных видов искусств и украшать интерьер.

Самостоятельное значение имеет:

- Станковый рисунок – выполненное на мольберте (станке художника), на отдельном листе, тщательно проработанное художественное  произведение . Это могут быть рисунки различных жанров: портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, мифологический рисунок и др. Темы для рисунков подсказывают сама жизнь, история или фантазия.

- Академический рисунок – многочасовую работу с подробной передачей конструкции и светотени объектов – выполняют слушатели Академии художеств и студенты высших специальных учебных  заведений. Такая система обучения сложилась с конца XVI в. и, как правило, включает копирование «оригиналов» признанных мастеров, рисование с гипсовых античных слепков и затем с живой натуры.

- Учебный рисунок – включает рисование с натуры, рисование по памяти и воображению. Он составляет основу художественного образования. Например, для рисования с натуры предлагаются разнообразные геометрические тела, гипсовые орнаменты, натюрморты, объекты мира техники и природы. Не только с натуры, но и по памяти рекомендуется рисовать фигуру человека, пейзаж, архитектурные постройки и др. Воображение помогает запечатлеть невиданные края и фантастические образы.  Как правило, учебные задания по рисунку соответствуют программным задачам, их выполняют по мере нарастания сложности под контролем педагога.

Итак, искусство рисунка, как и любое другое искусство, создается с помощью особого  языка. Им необходимо овладеть, чтобы  наилучшим образом понимать рисунок  и научиться рисовать. Искусство  рисунка связано с различными, порой очень существенными изменениями  в его характере, однако, начиная  с эпохи  Возрождения, до наших  дней оно не утратило своего самостоятельного значения.  [16]

Информация о работе Методика преподавания ИЗО