Методика преподования дисциплины экономика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 15:11, курсовая работа

Описание работы

Эффективность образовательного процесса во много определяется методикой преподавания. Методика, в самом общем смысле слова, — это способ обучения определенному учебному предмету. Если образование в области естественных наук менее подвержено изменениям из-за динамики общественной жизни, то экономическое образование самым непосредственным образом реагирует на изменение общественного развития. Поэтому все актуальнее становится проблема совершенствования методики преподавания экономики.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….. 3
1. Особенности методики преподавания дисциплины « Экономика предприятия» на уровне среднего специального образования…………………………………………………………………….
5
1.1. Организация и проведение обучения на уровне среднего специального образования в учреждениях образования Республики Беларусь………………………………………………………………………...
5
1.2. Принципы и методы преподавания экономических дисциплин……. 10
1.3. Содержание и особенности методики преподавания дисциплины «Экономика предприятия»……………………………………………………
12
2. Конспект учебного (теоретического) занятия по дисциплине «Экономика предприятия» по теме «Понятие, структура и занятость трудовых ресурсов»…………………………………………………………...
19
Заключение…………………………………………………………………….. 30
Список использованной литературы………………………………………… 33

Файлы: 1 файл

курсач по методике.docx

— 168.48 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………..

3

1. Особенности методики преподавания дисциплины « Экономика предприятия» на уровне среднего специального образования…………………………………………………………………….

 

 

5

    1. Организация и проведение обучения на уровне среднего специального образования в учреждениях образования Республики Беларусь………………………………………………………………………...

 

 

5

    1. Принципы и методы преподавания экономических дисциплин…….

10

    1. Содержание и особенности методики преподавания дисциплины «Экономика предприятия»……………………………………………………

 

12

2. Конспект  учебного (теоретического) занятия по дисциплине «Экономика предприятия» по теме «Понятие, структура и занятость трудовых ресурсов»…………………………………………………………...

 

 

19

Заключение……………………………………………………………………..

30

Список использованной литературы…………………………………………

33


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

 

 

Эффективность образовательного процесса во много определяется методикой преподавания. Методика, в самом общем смысле слова, — это способ обучения определенному учебному предмету. Если образование в области естественных наук менее подвержено изменениям из-за динамики общественной жизни, то экономическое образование самым непосредственным образом реагирует на изменение общественного развития. Поэтому все актуальнее становится проблема совершенствования методики преподавания экономики.

Роль и значение методики преподавания экономики предприятия в современных условиях возрастает. Это поясняется рядом факторов:

  • любой специалист выступает не только исполнителем, но и творцом, следовательно, он должен уметь квалифицированно и четко довести свои идеи и замыслы до подчиненных и коллег;
  • экономическое, идеологическое, политическое настолько переплелись, что очень важно уметь выделять и разрабатывать экономические задачи;
  • экономическая практика нуждается в теоретическом обосновании и теоретически подкованных специалистах.

Методика преподавания экономических  дисциплин  – фактор повышения  качества экономического обучения и  образования в целом. Методика преподавания экономически предприятия как экономической дисциплины синтезирует в себе не только базовые экономические знания и закономерности, но и психологические и социально-политические закономерности восприятия этих знаний.

 Основная проблема  методики преподавания экономических дисциплин, – каким образом обучить экономике разные возрастные группы населения, как интересно и результативно передать обучаемым экономические знания, навыки и умения.

 Качество успеха процесса  обучения зависит от того, как  передать тот или иной учебный  материал и насколько серьезным  и профессиональным будет результат  обучения. Важный методический подход  в обучении проявляется в формировании  у учащихся потребности учиться.  В процессе обучения экономике предприятия можно организовать работу обучаемых по решению проблемных ситуаций, а также самостоятельной исследовательской деятельности.

 Современная система  подготовки конкурентоспособных  специалистов по экономике требует  усовершенствования системы оценивания  навыков и умений, которые лучшим  образом проявляются не при  оценке качества усвоения понятийно-категориального  аппарата и навыков решения  типовых экономических заданий,  а при проведении интерактивных  занятий. Применение интерактивных методик позволяет активизировать возможности учащихся. Современная культура обучения должна помочь людям раскрыть свои таланты, не только информировать учащихся, но и научить их применять экономическую информацию в практической жизни.

Объектом исследования работы является методика преподавания занятия.

Предметом исследования выступает методика преподавания дисциплины «Экономика предприятия».

Цель курсовой работы –  изучить основы методики преподавания экономических дисциплин в частности дисциплины «Экономика предприятия».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть организацию и проведение обучения на уровне среднего специального образования в учреждениях образования Республики Беларусь;
  2. Изучить  принципы и методы преподавания экономических дисциплин;
  3. Рассмотреть особенности методики преподавания дисциплины «Экономика предприятия» на уровне среднего специального образования.
  4. Изучить и проанализировать формы учебного процесса, используемые в преподавании дисциплины «Экономика предприятия»
  5. Составить конспект  учебного (теоретического) занятия по предмету «Экономика предприятия» по теме «Понятие, структура и занятость трудовых ресурсов»
  6. Привести обоснованные выводы в результате изучения темы курсовой работы.

При выполнении курсовой работы были использованы различные методы исследования: сравнительного анализа, педагогического проектирования, и т.д.

Тема достаточно разработана  в литературе, поэтому в  работе использовались различные  источники: учебная, научная литература, журналы, нормативные акты и интернет-сайты.

Работа выполнена по варианту №25.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности  методики  преподавания  дисциплины  «Экономика предприятия»   на  уровне   среднего специального образования

 

 

    1.  Организация и проведение обучения на уровне среднего специального образования в учреждениях образования Республики Беларусь

 

 

 

Система образования –  совокупность взаимодействующих компонентов, направленных на достижение целей образования.

Система образования в Республике Беларусь осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом об образовании Республики Беларусь, принятым 13 января 2011 года, а также на основе других нормативно-правовых актах. В кодексе решена задача кодификации общественных отношений в сфере образования, сформирована самостоятельная отрасль права – образовательного. Уточнена структура национальной системы образования. Обновлены название и содержание уровней образования.

В соответствии с Кодексом образование подразделяется на основное, дополнительное и специальное.

Система образования включает в себя систему дошкольного образования, систему общего среднего образования, систему профессионально-технического образования, систему среднего специального образования, систему высшего образования, систему послевузовского образования, систему дополнительного образования  детей и молодежи, систему дополнительного  образования взрослых, систему специального образования.

Среднее специальное образование  является одним из уровней основного  образования. Поучение среднего специального образования осуществляется в результате реализации образовательных программ основного образования.

Научно-методическое обеспечение  образования осуществляется в целях  обеспечения получения образования, повышения качества образования  и основывается на результатах фундаментальных  и прикладных научных исследований в сфере образования.

Среднее специальное  образование — уровень основного  образования, направленный на развитие личности учащегося, курсанта, получение  ими специальной теоретической  и практической подготовки, завершающийся  присвоением квалификации специалиста (рабочего) со средним специальным  образованием.

В настоящее  время в республике действуют 121 учреждение среднего специального образования  государственной формы собственности  и 11 учреждений частной формы собственности. Общее количество учащихся в учреждениях  среднего специального образования  составляет 167,6 тыс. человек.

Среднее специальное  образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена: непосредственных организаторов и руководителей  первичных звеньев производства, помощников специалистов высшей квалификации, самостоятельных исполнителей определенного  квалифицированного труда, требующего не только профессиональных умений и  навыков, но и соответствующей теоретической  подготовки.

Среднее специальное  образование сочетается с дальнейшей общеобразовательной подготовкой, духовным и физическим развитием  учащихся.

Среднее специальное  образование осуществляется в техникумах, училищах, колледжах и иных средних  специальных учебных заведениях, в том числе соединенных с  учебными заведениями иных типов (профессионально-техническими или высшими).

Среднее специальное  образование завершается выпускными квалификационными экзаменами с  защитой дипломного проекта, иными  формами итоговой аттестации учащихся. Лицам, успешно закончившим среднее  специальное учебное заведение, присваивается соответствующая  квалификация и выдается диплом установленного образца.

В современных  условиях среднее специальное образование  является одним из важнейших источников формирования кадрового потенциала отраслей экономики и социальной сферы в Республике Беларусь, гарантом интеллектуального, культурного и  духовно-нравственного развития молодежи.

В отраслях экономики и социальной сфере  занято свыше 900 тыс. работников со средним специальным образованием, или около 23 процентов от общего количества работающего населения, в том числе в сферах здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения – 43,8 процента, культуры – 38 процентов, промышленности – 20,2 процента, строительстве – 17,6 процента, сельском хозяйстве – 17 процентов.

В целях  дальнейшего развития структуры  подготовки специалистов (рабочих) со средним специальным образованием для обеспечения кадрами наукоемких экспортоориентированных и импортозамещающих  производств, активно развивающихся  отраслей экономики (строительство, энергетика, транспорт, лесная и деревообрабатывающая промышленность, перерабатывающие отрасли, аграрно-промышленный комплекс, здравоохранение, образование, сфера обслуживания и  информационные технологии) разработана  Государственная программа развития среднего специального образования  на 2011–2015 годы (далее – Государственная программа).

Основная  цель Государственной программы – повышение качества среднего специального образования в соответствии с современными потребностями развития личности, общества и государства.

Основная  задача Государственной программы – подготовка квалифицированных конкурентоспособных специалистов (рабочих) со средним специальным образованием согласно заказам отраслей экономики и социальной сферы.

Реализация  мероприятий Государственной программы  позволит:

сбалансировать  обеспечение отраслей экономики  и социальной сферы квалифицированными специалистами (рабочими) со средним  специальным образованием с учетом складывающейся демографической ситуации и структурных изменений, происходящих в этих отраслях;

повысить  качество подготовки выпускников, уровень  их адаптации к современному производству и обеспечить закрепление выпускников  в организациях;

совершенствовать  материально-техническое, научно-методическое и кадровое обеспечение подготовки кадров в учреждениях, реализующих  образовательные программы среднего специального образования.

Качественные  изменения в образовательном  процессе будут достигнуты за счет совершенствования механизма взаимодействия системы среднего специального образования  с отраслями экономики и социальной сферы путем формирования заказа на подготовку специалистов (рабочих) со средним специальным образованием на основе заключения соответствующих  договоров; разработки и введения новых  специальностей, образовательных стандартов, учебно-программной документации; оснащения  учреждений, реализующих образовательные  программы среднего специального образования, новейшей техникой и оборудованием; повышения профессионального уровня педагогов; повышения уровня идеологической и воспитательной работы с учащимися.

Среднее специальное образование  – уровень основного образования, направленный на развитие личности учащегося, курсанта, получение ими специальной  теоретической и практической подготовки, завершающийся присвоением квалификации специалиста со средним специальным  образованием, рабочего со средним  специальным образованием.

Система среднего специального образования включает в себя:

  • участников образовательного процесса при реализации образовательных программ среднего специального образования;
  • образовательные программы среднего специального образования;
  • учреждения среднего специального образования;
  • иные учреждения образования, реализующие образовательные программы среднего специального образования;
  • государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы среднего специального образования;
  • учебно-методические объединения в сфере среднего специального образования;
  • организации, обеспечивающие проведение практических занятий, прохождение практики учащимися, курсантами;
  • организации – заказчики кадров;
  • республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации и физических лиц в пределах их полномочий в сфере среднего специального образования.

Информация о работе Методика преподования дисциплины экономика предприятия