Методика преподования дисциплины экономика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 15:11, курсовая работа

Описание работы

Эффективность образовательного процесса во много определяется методикой преподавания. Методика, в самом общем смысле слова, — это способ обучения определенному учебному предмету. Если образование в области естественных наук менее подвержено изменениям из-за динамики общественной жизни, то экономическое образование самым непосредственным образом реагирует на изменение общественного развития. Поэтому все актуальнее становится проблема совершенствования методики преподавания экономики.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….. 3
1. Особенности методики преподавания дисциплины « Экономика предприятия» на уровне среднего специального образования…………………………………………………………………….
5
1.1. Организация и проведение обучения на уровне среднего специального образования в учреждениях образования Республики Беларусь………………………………………………………………………...
5
1.2. Принципы и методы преподавания экономических дисциплин……. 10
1.3. Содержание и особенности методики преподавания дисциплины «Экономика предприятия»……………………………………………………
12
2. Конспект учебного (теоретического) занятия по дисциплине «Экономика предприятия» по теме «Понятие, структура и занятость трудовых ресурсов»…………………………………………………………...
19
Заключение…………………………………………………………………….. 30
Список использованной литературы………………………………………… 33

Файлы: 1 файл

курсач по методике.docx

— 168.48 Кб (Скачать файл)

Для совершенствования научно-методического  обеспечения среднего специального образования и подготовки специалистов со средним специальным образованием, рабочих со средним специальным  образованием Министерством образования  Республики Беларусь (республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, имеющими в подчинении учреждения среднего специального образования) и  местными исполнительными и распорядительными  органами соответственно могут создаваться  учебно-методические объединения в  сфере среднего специального образования  на республиканском и (или) областном (города Минска) уровнях.

Учебно-методические объединения  в сфере среднего специального образования  создаются по направлениям образования, специальностям.

В состав учебно-методических объединений в сфере среднего специального образования могут  входить педагогические работники  учреждений образования, реализующих  образовательные программы среднего специального образования и аккредитованных  на соответствие заявленному виду учреждения образования, представители организаций  – заказчиков кадров и иных организаций.

Основными функциями учебно-методических объединений в сфере среднего специального образования являются:

  • участие в разработке и совершенствовании образовательных стандартов среднего специального образования;
  • участие в разработке и совершенствовании учебно-программной документации образовательных программ среднего специального образования;
  • разработка предложений о совершенствовании подготовки кадров с учетом потребностей рынка труда.

Решения учебно-методических объединений в сфере среднего специального образования носят  рекомендательный характер.

Положение об учебно-методическом объединении в сфере среднего специального образования утверждается Министерством образования Республики Беларусь.

Научно-методическое обеспечение  среднего специального образования  включает в себя:

—учебно-программную документацию образовательных программ среднего специального образования;

— программно-планирующую документацию воспитания;

— учебно-методическую документацию;

— учебные издания;

— информационно-аналитические материалы.

Научно-методическое обеспечение  среднего специального образования  осуществляют:

1. организации, осуществляющие  научно-методическое обеспечение  среднего специального образования;

2. учреждения среднего  специального образования;

3. иные учреждения образования,  реализующие образовательные программы  среднего специального образования;

4. учебно-методические объединения  в сфере среднего специального  образования;

5. организации – заказчики  кадров;

6. республиканские органы  государственного управления, иные  государственные организации, подчиненные  Правительству Республики Беларусь, иные организации и физические  лица в пределах их полномочий  в сфере среднего специального  образования.

Учебно-программная документация образовательных программ среднего специального образования включает в себя учебные планы и учебные  программы.

Учебные планы подразделяются на:

  • типовые учебные планы по специальностям (направлениям специальностей);
  • типовые учебные планы по специализациям;
  • учебные планы учреждений образования, реализующих образовательные программы среднего специального образования, по специальностям (направлениям специальностей) и специализациям;
  • экспериментальные учебные планы учреждений образования, реализующих образовательные программы среднего специального образования, по специальностям (направлениям специальностей) и специализациям;
  • индивидуальные учебные планы.

Учебные программы подразделяются на:

  • типовые учебные программы по учебным дисциплинам;
  • типовые учебные программы по практике;
  • учебные программы учреждений образования, реализующих образовательные программы среднего специального образования, по учебным дисциплинам;
  • учебные программы учреждений образования, реализующих образовательные программы среднего специального образования, по практике;
  • экспериментальные учебные программы учреждений образования, реализующих образовательные программы среднего специального образования, по учебным дисциплинам;
  • экспериментальные учебные программы учреждений образования, реализующих образовательные программы среднего специального образования, по практике.

 

 

 

    1.  Принципы и методы преподавания экономических дисциплин

 

 

 

В настоящее время накоплен огромный опыт преподавания экономических дисциплин. Проблема общественного развития, рост объема информации, повышения требований студенческой аудитории – все это обязывает и самых опытных преподавателей систематически совершенствовать свое педагогическое мастерство. В преподавании общественных наук необходимо различать 2 момента: теоретическую направленность преподавания и методику преподавания. Направленность преподавания определяется характером той науки, которая преподается, ее значимостью и возможностью практического использования в интересах общества, а также степенью теоретической подготовленности и идейной убежденности преподавателей. Методика преподавания должна обеспечить педагогические приемы, с помощью которых можно довести до студента теоретическое содержание изучаемой науки. В методике преподавания общественных наук следует различать общее, особенное и частное. Преподавание всех общественных наук ведется на основе общих методических требований. В тоже время для преподавания каждой из этих наук необходима своя, особенная методика, отражающая специфику содержания данной науки.

При всей свободе творчества педагог должен придерживаться важнейших  требований методики, выделенных как  принципы обучения. Принципы определяют требования к содержанию, организации  и методике процесса обучения. Система  принципов преподавания экономических дициплин, в том числе и дисциплины «Экономика предприятия» следующая:

- принцип научности преподавания  – научное изложение материала  с учетом последних достижений, аргументированный отказ от устаревших  экономических концепций и взглядов;

-принцип практической направленности – учебного процесса подразумевает раскрытие особенностей развития экономики в современных условиях, использование практических наработок в области учебного курса, психологическую подготовку к будущей практической работе;

-принцип систематичности и последовательности изложения материала;

- принцип доступности  обучения по глубине, объему  и наглядности с учетом экономической  грамотности обучаемых;

- принцип наглядности;

- принцип коллективизма  и индивидуального подхода к  обучению, учитывающий индивидуальные  особенности обучаемых (успевающих  и отстающих).

Цели обучения успешно  и рационально достигаются, если применяются соответствующие методы обучения.

Метод обучения – способ совместной деятельности преподавателя  и обучаемого в образовательных  целях. Различают методы обучения по:

-источнику передачи знаний (словесные, наглядные, практические);

-степени участия субъектов  образовательного процесса в  создании учебного материала  (академический, активный, интерактивный);

-способу передачи информации  в учебном процессе (прямое, исследование, моделирование, совместное).

Методическая теория выдвигает  следующие особенности преподавания экономических дисциплин:

 А) необходимость аргументации и доказательности экономических процессов.

 Б) привлечение статистических материалов, сравнительных таблиц и графиков

 В процессе преподавания  экономических дисциплин в качестве  иллюстраций постоянно используются  цифры и факты из практики.

 Т.о. в преподавании  экономических дисциплин используются  следующие методы: Статистический (сравнительный  анализ, математический, графических  изображений); соцопрос (анкетирование,  интервью).

Изучение экономических  дисциплин должно основываться на поиске информации, направленной на формирование экономического мышления. Источниками  экономической информации являются:

  • газеты, журналы, книги – печатные средства экономической информации;
  • лекции, доклады, семинары и другие устные средства экономической информации;
  • радио, телевидение, записи на аудио и видео дисках и др.
  • интернет.

 По содержанию среди  источников информации можно  выделить:

  • персональные труды теоретиков экономической науки. Используя эти источники необходимо учитывать особенности периода написания работы).
  • справочники, дающие базовые понятия экономических категорий.
  • статистические источники, позволяющие с помощью цифр и их сравнения аргументировать экономические процессы.
  • учебники и учебные пособия, содержащие наиболее полное, последовательное и логическое изложение экономической дисциплины
  • экономическая периодика – газеты, журналы (монографии, статьи, тезисы докладов, авторефераты), экономические новости, являющиеся оперативным, актуальным источником информации.
  • законодательные акты.

 Успех в работе может  принести только использование  источников во всем их объеме  и разнообразии.

Особенности видов экономической  информации можно рассматривать  с точки зрения фактической, оценивающей  и рекомендационно-практической информации. Фактическая экономическая информация является учебным материалом, информацией  для размыления и дискуссий. Оценивающая  экономическая информация – анализ новых научных идей, взглядов и  концепций. Рекомендационно-практическая информация связана с использованием конкретных приемов, механизмов и принципов, обеспечивающих принятие эффективных  экономических решений и достижением  конкретных результатов экономической  деятельности.

Цифровая информация –  важная составная форма выражения  и анализа экономических знаний, выражающая количественную характеристику экономических явлений и проблем  Оптимальное количество цифр для  успешного усвоения цифровой информации – 5-7 цифр.

 

 

 

    1.  Содержание и особенности методики преподавания дисциплины «Экономика предприятия»

 

 

 

Эффективность образовательного процесса во многом определяется методикой преподавания.

Методика — отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучения определенному учебному предмету (предметам).

Предметом методики преподавания является сам процесс обучения определенной учебной дисциплины

Уровень подготовки и эффективность  обучения любой дисциплине находится  в прямой зависимости от взаимодействия звена "учитель-ученик". Экономика  в этом плане не исключение. Ничем  не заменить атмосферу творчества, возникающую при непосредственном общении преподавателя и учащихся.

Основными целями изучения дисциплины «Экономика предприятия» являются формирование знаний учащихся по экономическим проблемам развития предприятия, развитие у них экономического мышления и чувства ответственности за результаты производственно-финансовой деятельности предприятия.

Основными задачами изучения дисциплины являются обеспечение такого уровня экономических знаний, который  позволил бы выпускнику свободно владеть  экономическими понятиями и категориями; подготовка специалистов, способных  анализировать текущую деятельность предприятия, планировать и прогнозировать его развитие, выбирать наиболее эффективные способы решения проблем.

Дисциплина «Экономика предприятия» является дисциплиной общепрофессионального  цикла, тесно связанной с такими дисциплинами, как «Основы экономической  теории», «Маркетинг», «Менеджмент», «Бухгалтерский учет», «Организация и планирование производства», «Технология отрасли» и др.

Информация о работе Методика преподования дисциплины экономика предприятия