Методика преподования дисциплины экономика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 15:11, курсовая работа

Описание работы

Эффективность образовательного процесса во много определяется методикой преподавания. Методика, в самом общем смысле слова, — это способ обучения определенному учебному предмету. Если образование в области естественных наук менее подвержено изменениям из-за динамики общественной жизни, то экономическое образование самым непосредственным образом реагирует на изменение общественного развития. Поэтому все актуальнее становится проблема совершенствования методики преподавания экономики.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….. 3
1. Особенности методики преподавания дисциплины « Экономика предприятия» на уровне среднего специального образования…………………………………………………………………….
5
1.1. Организация и проведение обучения на уровне среднего специального образования в учреждениях образования Республики Беларусь………………………………………………………………………...
5
1.2. Принципы и методы преподавания экономических дисциплин……. 10
1.3. Содержание и особенности методики преподавания дисциплины «Экономика предприятия»……………………………………………………
12
2. Конспект учебного (теоретического) занятия по дисциплине «Экономика предприятия» по теме «Понятие, структура и занятость трудовых ресурсов»…………………………………………………………...
19
Заключение…………………………………………………………………….. 30
Список использованной литературы………………………………………… 33

Файлы: 1 файл

курсач по методике.docx

— 168.48 Кб (Скачать файл)

В программе сформулированы цели и результаты изучения каждой темы с учетом уровня усвоения содержания материала.

В результате изучения дисциплины учащиеся должны знать:

  • отраслевую структуру промышленности Республики Беларусь;
  • организационно-правовые формы предприятий;
  • производственные ресурсы предприятий и возможности их использования;
  • сущность и состав издержек производства, прибыли и рентабельности предприятия;
  • основы планирования на предприятии;
  • методы определения экономической эффективности производства;
  • экономические основы функционирования современной организации (предприятия);
  • производственную и организационную структуру предприятия, роль и взаимодействие составляющих его компонентов;
  • методику расчета основных экономических показателей, характеризующих деятельность предприятия;
  • основные виды стратегий развития деятельности предприятия

должны уметь:

  • производить расчет основных технико-экономических показателей деятельности предприятия;
  • определять потребность предприятия в оборотных средствах, трудовых ресурсах;
  • определять прибыль и рентабельность предприятия;
  • рассчитывать показатели эффективности хозяйственной деятельности предприятия.

Тематический план программы  носит рекомендательный характер. Предметные (цикловые) комиссии учебных заведений  при необходимости могут вносить  в него обоснованные изменения, которые  рассматриваются па заседании комиссии и утверждаются заместителем директора  по учебной работе.[ 16, с. 82-85] .

Примерный тематический план представлен в таблице.

 

Количество часов

 

   

В том числе  на

Раздел и тема

Всего

практические

     

раб

оты

 

I ва-

П ва-

I ва-

П ва-

 

риант

риант

риант

риант

Введение

2

2

   

Раздел 1. Предприятие в условиях рынка

12

18

2

2

1.1. Характеристика изучаемой  отрасли

4

4

   

1.2. Предприятие  как субъект хозяйствования

4

8

2

2

1.3. Формы общественной  организации производства

4

6

   

Раздел 2. Производственные ресурсы предприятия

30

42

14

20

2.1. Производственные  фонды предприятия

12

14

6

6

2.2. Трудовые ресурсы  предприятия. Производительность

4

8

2

4

труда

       

2.3. Техническое нормирование  труда

8

10

4

6

2.4. Трудовые доходы  работников предприятия

5

9

2

4

Обязательная  контрольная работа № 1

1

1

   

Раздел 3. Организация производства

10

14

2

4

3.1. Организация  производственного процесса

4

8

2

4

3.2. Организация  технической подготовки производства

4

4

   

3.3. Организация  системы управления качеством

2

2

   

продукции

       

Раздел 4. Управление производством и реализацией

46

64

14

22

продукции

       

4.1. Основы планирования  и прогнозирования произ-

2

2

   

водства

       

4.2. План экономического  и социального развития

4

8

   

предприятия. Бизнес-план

       

4.3. Производственная  программа и производственная

4

6

2

2

мощность предприятия

       

4.4. Материально-техническое  обеспечение производства

4

4

2

2

4.5. План по труду

4

6

2

4

4.6. Затраты на  производство и реализацию продукции

6

8

2

4

4.7. Налогообложение предприятия

4

6

2

2

4.8. Ценообразование,  прибыль и рентабельность

7

9

4

6

Обязательная  контрольная работа № 2

1

1

   

4.9. Финансы предприятия

4

4

   

4.10. Инвестиции и инновации

2

6

 

2

4.11. Организация учета  и отчетности

2

2

   

4.12. Анализ хозяйственной  деятельности

2

2

   

Курсовое проектирование

20

20

   

Итого

120

160

32

48


 

 

Объем дисциплины и виды учебной нагрузки представлены в  таблице

 

 

Вид учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость дисциплины

120

Аудиторные занятия, в  т.ч.

Лекции 

Практические, семинарские  и контрольные занятия

76

46

30

Самостоятельная работа, в  т.ч.

Реферат

44

20

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

экзамен


 

В учебной практике сложились  вполне оправдавшие себя следующие  формы учебного процесса в преподавании общественных наук:

    • лекции,
    • самостоятельная работа,
    • семинарские занятия,
    • консультации,
    • зачеты,
    • экзамены,
    • различные формы внеклассной работы.

Ни одна из этих форм не может  быть признана универсальной, способной  заменить другие. Формы учебного процесса находятся во взаимосвязи, взаимообусловленности  и логической последовательности. Методика одной формы работы оказывает  существенное влияние на другую.

В этой связи по-прежнему актуальной остается такая форма  устного общения преподавателя  с аудиторией с целью передачи научных знаний как урок-лекция.

Лекция как форма учебного процесса имеет ряд отличительных  черт, в частности:

-она дает целостное и логичное освещение основных положений учебной дисциплины;

-вооружает учащихся методологией изучения данной науки;

-лучше и полнее других форм компенсирует устаревание или отсутствие современных учебников и учебных пособий, оперативно знакомит с последними данными наук;

-органично сочетает обучение с воспитанием;

-нацеливает учащихся на самостоятельную работу и определяет основные ее направления.

Лекционная форма преподавания обладает рядом достоинств:

-это наиболее экономичный способ обучения, эффективна по степени усвоения,

-одно из наиболее действенных средств формирования мировоззрения и убеждений,

-средство прямого личного воздействия учителя на большую аудиторию одновременно.

Однако лекция не свободна и от недостатков, в частности:

-она не может совершенно отходить от базовых трудов, учебников, аксиом и истин;

-она обеспечивает лишь самую минимальную обратную связь от учащихся к учителю;

-наконец, чем многочисленнее лекционная аудитория, тем слабее влияние лектора на конкретного обучаемого.

В определенной степени остроту  названных противоречий снимает  возможность применения в учебном  процессе нетрадиционных видов чтения лекций.

Вместо того чтобы "транслировать" обучающимся факты и их взаимосвязь, можно предложить им проанализировать ситуацию (проблему) и осуществить  поиск путей изменения данной ситуации к лучшему.

Современные учебные лекции принято делить на 4 вида:

  1. Обзорная лекция, направленная на восстановление полученных знаний или знакомство с каким-то новым слабоизученным материалом для формирования целостного знания.
  2. Проблемная лекция подает материал как проблему или комплекс проблем, комплекс различных точек зрения на ту или иную сторону. Конкретного решения ситуации нет, его надо искать вместе и преподавателю, и учащимся (метод конкретных ситуаций).
  3. Предметная лекция является разделом или частью изучаемого теоретического курса. Она вполне может содержать в себе вопросы и какую-либо обзорную информацию.
  4. Установочная лекция, главная задача которой систематизация имеющихся у учащихся знаний, акцентирование внимания на наиболее сложных проблемах, рекомендации по самостоятельной работе и информация об используемой литературе.

Как бы ни рознились учебные  лекции по форме и виду, их объединяют общие требования, предъявляемые  к этому виду занятий.

Лекция должна:

    • быть яркой и убедительной и безукоризненной в научном отношении;
    • выходить за рамки даже самою нового и качественного учебника;
    • учить мыслить, а не состоять из готовых ответов и рецептов;

быть грамотной и логичной.

Специфику и место семинара как формы практического занятия  в системе учебного процесса можно  определить такими обстоятельствами:

-на семинарские, практические занятия отводится ныне от 1/3 до 1/2 всего времени, выделяемого на изучение экономических дисциплин;

-из всех форм учебной работы семинары предоставляют наиболее благоприятные возможности для углубленного изучения экономической теории, выработки самостоятельного творческого мышления у учащихся;

-успех семинара зависит не только и не столько от преподавателей, сколько от учащихся.

Основные функции семинара (в порядке приоритетности) могут  быть обозначены так:

А) Учебно-познавательная функция - закрепление, расширение, углубление знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы.

Б) Обучающая функция - школа публичного выступления, развитие навыков отбора и обобщения информации.

В) Стимулирующая функция означает стимул к дальнейшей пробе своих творческих сил и подготовку к более активной и целеустремленной работе.

Г) Воспитывающая функция - формирование мировоззрения и убеждений, воспитание самостоятельности, смелости, научного поиска, состязательности.

Д) Контролирующая функция состоит в проверке уровня знаний и качеством самостоятельной работы учащихся.

Исключительно многообразны виды проведения семинарских, практических занятий. Рассмотрим наиболее распространенные из них:

Контрольно-обучающий семинар - занятие, в ходе которого осуществляется фронтальный опрос, письменные классные контрольные работы. Главная цель - максимальный охват обучаемых контролем.

Обучающий семинар - это занятие, на котором в центре внимания - самостоятельные  выступления учащихся.

Творческий семинар - это  занятие, максимально обеспечивает творческую самостоятельность обучаемых  в форме дискуссии, пресс-конференции, диспута, публичной защиты рефератов.

Практическое занятие. Оно  может проводиться по изучению конкретного  литературного источника, в виде деловой (ролевой) игры, решения задач  с использованием ИКТ, экскурсии  или встречи с учеными, практиками, преподавателями и учащимися  других школ.

Кроме лекции и семинаров еще и самостоятельная работа учащихся.

Роль преподавателя в  организации и руководстве самостоятельной  работой включает в себя:

-обучение самостоятельной работе в ходе лекций, практических, семинарских занятий, на консультациях;

-управление самостоятельной работой: разработка и доведение заданий на самостоятельную работу, оказание помощи в повышении эффективности и качества работы;

-контроль за самостоятельной работой: как непосредственный, так и опосредованный через контрольно-проверочные мероприятия;

 -коррекция самостоятельной работы: групповая и индивидуальная.

В методике естественных дисциплин  накопилось достаточное количество проблем, которые нужно решать. Среди  них такие, как проблема интеграции разветвлённой системы естественнонаучных знаний, обновление методов, средств  и форм организации обучения. Эта  проблема тесно связана с разработкой  и внедрением в учебный процесс  новых педагогических технологий. Обновление образования требует использования  нетрадиционных методов и форм организации  обучения, в том числе интегрированных  уроков по разным предметам, в результате  проведения которых у детей возникает  более целостное восприятие мира, формируется как раз тот деятельностный подход в обучении, о котором много  говорится.

 Понятие активизации  учебы как обеспечение усиленной  деятельности тех, кто учит  и учится, предусматривает расширение  применения методов и форм  активного обучения, которые основаны  на развитии познавательной активности  студентов, их творческих способностей  и опыта социального общения,  сближении процесса учебы с  решением практических хозяйственных  заданий и привитии навыков  научно-исследовательского подхода  к их решению. Это - логическое  синтезирование учебного материала  в форме конспектов-схем, проблемного  изложения на лекциях, разбора  производственных ситуаций, учебных  игр, творческих студенческих  групп и тому подобное.

 Следует отметить, что  активизация познавательной деятельности  достигается при любой форме  занятий, хотя форма значительной  мерой определяет уровень познавательной  активности студентов. Чем ближе  учебный процесс к исследовательскому, тем большей является заинтересованность  и активность студентов. 

 Необходимо, чтобы учебная  информация была актуальной, значимой, научно достоверной и аргументированной,  ее следует давать в дидактично  оптимальных вариантах, чтобы  студенты максимально поняли  и усвоили ее. Нецелесообразно  перегружать студентов второстепенными  знанятиями во вред пониманию  сути дисциплины. Центр веса учебного  процесса необходимо перенести  на формирование творческого,  продуктивного мышления.

 Формированию нетрадиционного,  то есть творческого мышления  способствует такой методический  прием, как депрофесионализация,  то есть требование раскрыть  взаимосвязь между какими-то социально-экономическими  понятиями или явлениями в  форме ассоциаций, аналогий, рисунков-схем  и тому подобное.

Информация о работе Методика преподования дисциплины экономика предприятия