Методика преподования дисциплины экономика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 15:11, курсовая работа

Описание работы

Эффективность образовательного процесса во много определяется методикой преподавания. Методика, в самом общем смысле слова, — это способ обучения определенному учебному предмету. Если образование в области естественных наук менее подвержено изменениям из-за динамики общественной жизни, то экономическое образование самым непосредственным образом реагирует на изменение общественного развития. Поэтому все актуальнее становится проблема совершенствования методики преподавания экономики.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….. 3
1. Особенности методики преподавания дисциплины « Экономика предприятия» на уровне среднего специального образования…………………………………………………………………….
5
1.1. Организация и проведение обучения на уровне среднего специального образования в учреждениях образования Республики Беларусь………………………………………………………………………...
5
1.2. Принципы и методы преподавания экономических дисциплин……. 10
1.3. Содержание и особенности методики преподавания дисциплины «Экономика предприятия»……………………………………………………
12
2. Конспект учебного (теоретического) занятия по дисциплине «Экономика предприятия» по теме «Понятие, структура и занятость трудовых ресурсов»…………………………………………………………...
19
Заключение…………………………………………………………………….. 30
Список использованной литературы………………………………………… 33

Файлы: 1 файл

курсач по методике.docx

— 168.48 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

  1. Конспект  учебного (теоретического) занятия по предмету «Экономика предприятия»

 

 

 

Тема: Понятие, структура и занятость трудовых ресурсов.

Цель: формирование знаний о понятии трудовых ресурсов и их необходимости в народном хозяйстве.

Задачи  занятия:

- обучающая: формирование знаний о сущности трудовых ресурсов; рассмотрение структуры трудовых ресурсов; определение понятия занятости и описание ее видов.

- развивающая: развитие произвольного внимания, долговременной и оперативной памяти, аналитического и логического мышления;

- воспитательная: воспитание дисциплинированности, ответственности, самостоятельности.

Оснащение занятия: дидактический материал – устройства для светопроекции; устройства для усиления записи и воспроизведения звука — устройства для озвучивания учебных помещений; доски — для написания мелом

Тип занятия: урок формирования новых знаний.

Форма (вид) занятия: лекция.

План занятия

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели лекции.

3. Актуализация знаний.

4. Изложение нового материала.

4.1. Сущность и значение трудовых ресурсов.

4.2. Структура трудовых ресурсов.

4.3. Определение занятости трудовых ресурсов.

5. Дополнительные разъяснения.

6. Подведение итогов.

7. Выдача домашнего задания.

 

Схема технологической карты  урока.

 

Этап урока

Метод обучения

Средство обучения

Форма обучения

1. Организационный  момент

Беседа

Слово педагога

Фронтальная

2. Сообщение  темы и цели  лекции

Рассказ

Слово педагога

Фронтальная

3. Актуализация  знаний.

Беседа

Слово педагога, дидактический материал

Фронтальная

4. Изложение  нового материала.

Лекция

Слово педагога, дидактический материал

Фронтальная

 

 

5. Дополнительные  разъяснения

Беседа

Слово педагога

Фронтальная

6. Подведение  итогов.

Беседа, рассказ

Слово педагога

Фронтальная


 

Ход занятия:

1. Организационный момент. Приветствие учащихся; проводится проверка присутствия учащихся на занятии, а также их готовность к занятию.

2. Сообщение темы и цели лекции.

3. Актуализация знаний. Фронтальный устный опрос по базовым знаниям:

- что такое труд?

- что такое рынок труда?

- роль трудовые ресурсы в народном хозяйстве?

- проблемы формирования и использования трудовых ресурсов в Республике Беларусь?

Метод обучения: беседа.

4. Изложение нового материала. Метод обучения – лекция.

Рынок труда – это система экономических отношений по поводу купли-продажи рабочей силы. Как и на других рынках (капиталов, товаров, ценных бумаг), на нем действует закон спроса и предложения: спрос существует в виде потребности в рабочей силе, а предложение – в наличии рабочей силы, которая хочет изменить свое состояние. Отличительной чертой рынка труда является добровольность работника и работодателя и обеспечение государственных социальных гарантий.

Величина рынка труда  зависит от трудовых ресурсов и масштабов  развития производительных сил.

Трудовые ресурсы — экономически активное, трудоспособное население, т. е. часть населения, обладающая необходимым физическим развитием, здоровьем, образованием, квалификацией и профессиональными знаниями для работы в народном хозяйстве.

Трудовые ресурсы включают в себя все трудоспособное население. Трудоспособное население — это совокупность людей, способных к труду по возрасту и состоянию здоровья. Границы трудоспособного возраста устанавливаются законодательством о труде. В РБ трудоспособным населением считается возраст: для мужчин — 16–59 лет; для женщин —– 16–54. Все остальное население считается нетрудоспособным по возрастному критерию. Оно делится на две специфические группы: население в дорабочем возрасте (10–15) и население в послерабочем возрасте (мужчины 60 лет и старше, женщины 55 лет и старше). Первая из них является источником возмещения убыли и пополнения трудовых ресурсов в будущем. Вторая — «пенсионная нагрузка» на работающее население.

Население трудоспособного  возраста не все способно к труду. Поэтому оно делится на трудоспособное население и нетрудоспособное население  трудоспособного возраста. Не участвуют  в общественном производстве учащиеся трудоспособного возраста, обучающиеся  с отрывом от производства в ВУЗах  и СПТУ, лица, находящиеся на военной  службе, часть населения, занятая  в своем домашнем хозяйстве, уходом за детьми и по др. причинам).

Ко второй группе относится  население трудоспособного возраста, имеющего I и II группы инвалидности и  лица, получающие пенсию на льготных условиях.

 

                             

Рис. 1. − Трудовые ресурсы и экономически активное население

Экономически  активное население – часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность экономически активного населения включает занятых и безработных, измеряется по отношению к обследуемому периоду. Для того чтобы определить экономическую активность населения, рассматривается ее уровень:

                                         ,

 

где УЭА – уровень экономической активности населения;

dЭА – доля численности экономически активного населения;

ЧН – общая численность населения.

Экономически  неактивное население – это население, которое не входит в состав рабочей силы, включая лиц младшего возраста, установленного для измерения экономически активного населения. Величина экономически неактивного населения измеряется по отношению к обследуемому периоду и включает следующие категории:

• учащиеся и студенты, слушатели  и курсанты, посещающие дневные учебные  заведения (включая дневные аспирантуры  и докторантуры);

• лица, получающие пенсии по старости и на льготных условиях, а  также получающие пенсии из-за потери кормильца при достижении им пенсионного  возраста;

• лица, получающие пенсии по инвалидности (1, 2, 3 групп);

• лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками и т.п.;

• отчаявшиеся найти работу, т.е. лица, прекратившие поиск работы, исчерпав все возможности ее получения, но которые могут и готовы работать;

• другие лица, которым нет  необходимости работать, независимо от источника дохода.

Трудовые ресурсы, привлеченные работодателем в производство и  взаимодействующие с материальными  ресурсами (оборудованием, сырьем, материалами  и т.д.), становятся очень важным фактором производства. Без труда работников предприятие не может производить  продукцию.

 Более того, в развитом  рынке все конкуренты имеют  возможность оснастить производство  современной техникой, применить  совершенные технологии примерно  на одинаковом уровне. Поэтому  выиграть конкуренцию может лишь  тот собственник, который сумел  привлечь к работе людей, обладающих  высокими профессиональными и  деловыми качествами, иначе говоря, использовал «человеческий фактор»  с высокой степенью отдачи.

 По характеру участия  в производственной деятельности  работники подразделяются на  следующие группы:

- работники основной  деятельности (производственный персонал);

- работники не основной  деятельности.

 К первой группе  относятся работники предприятия,  занятые в производственной сфере.  Ко второй – занятые в социально-культурной  сфере, состоящей на балансе  предприятия (жилищно-коммунальное  хозяйство, дошкольные учреждения, дома отдыха, клубы, редакция газеты, стадион и т.д.). Соотношение работников  связи основной и не основной  деятельности составляет примерно 97% и 3% соответственно.

 По признаку выполняемых  функций работники основной деятельности  классифицируются по следующим  категориям:

1) рабочие - функции этих  работников заключаются в выполнении  определенных операций по изготовлению  продукции и не требуют специального  образования.

 Основные рабочие непосредственно  заняты в изготовлении продукции.  В отрасли связи различают  две подгруппы основных рабочих:

- рабочие связи, занятые  обработкой обмена и предоставлением  услуг связи потребителям, то  есть непосредственной работой  с абонентами и клиентами: телефонисты,  телеграфисты, операторы почтовой  связи, почтальоны, доставщики телеграмм;

- рабочие связи, занятые  эксплуатационно-техническим обслуживанием  средств связи: монтеры, антенщики-мачтовики,  аккумуляторщики, кабельщики-спайщики.

 Вспомогательные рабочие  трудятся во  производствах и  обслуживающих хозяйствах предприятия:  водители, кладовщики, грузчики, столяры  и др.;

2) специалисты – функции  этих работников требуют специальных  знаний и образования. Специалисты  трудятся как непосредственно  в производственных подразделениях: техники, механики, инженеры, так  и в функциональных, административных  подразделениях: экономисты; бухгалтеры, инспекторы по кадрам; специалисты  производственных и научных лабораторий  и отделов; инженеры по качеству  и НОТ; инженеры по ОТ; специалисты  по маркетингу, социологи, юристы  и др.;

3) руководители – к  ним относятся руководитель предприятия,  его заместители, главные специалисты  (главный инженер, главный бухгалтер,  главный экономист), начальники цехов,  отделов и их заместители, старшие  мастера и мастера;

4) технические исполнители  – эти работники выполняют  работу по подготовке, оформлению  и хранению документации: делопроизводители,  табельщики, секретари, машинистки, учетчики, архивариусы, копировщики;

5) младший обслуживающий  персонал – вахтеры, сторожи,  уборщики.

 Структура трудовых ресурсов – это соотношение различных групп работников по какому-либо признаку. Знание структуры необходимо для определения направлений их эффективного использования.

Структура трудовых ресурсов многогранна. Она включает различные компоненты, характеризующие те или иные стороны трудовых ресурсов. Рассмотрим ее составляющие:

                   

 

Структура трудовых ресурсов по полу имеет важное значение для формирования эффективной структуры занятости по сферам приложения труда в профессионально-отраслевом и территориальном разрезах и определяется путем выявления соотношений мужчин и женщин, занятых в общественном производстве, домашнем и личном хозяйстве, на учебе с отрывом от производства и т.д. Она различается по территории страны и сферам занятости.

Половая структура трудовых ресурсов характеризуется соотношением численности мужчин и женщин. В  целом по Республике Беларусь удельный вес мужчин на предприятиях составляет 47%,женщин – 53%. Такое соотношение  считается нормальным для экономически развитых стран.

Возрастная структура трудовых ресурсов предполагает выделение следующих основных возрастных групп: молодежь в возрасте 16-29 лет; лица от 30 до 49 лет; лица предпенсионного возраста (мужчины 50-59 лет, женщины 50-54 года); лица пенсионного возраста (мужчины 60 лет и старше, женщины 55 лет и старше). Трудовая активность считается тем выше, чем большую долю в составе работников занимают лица 20-49 лет и чем большую долю составляют мужчины.

Уровень образования трудовых ресурсов – важнейшая их качественная характеристика. Он определяется средним числом лет обучения, численностью учащихся и студентов, удельным весом специалистов с высшим образованием и другими показателями общества. Уровень образования характеризуется такими показателями, как процент грамотности, среднее число лет обучения, распределение населения по группам.

Соотношение между отдельными группами работников основной деятельности образует структуру работников по категориям персонала. На различных типах предприятий такое соотношение не одинаково и определяется характером создаваемых услуг и уровнем технической оснащенности производства. Так, на предприятиях почтовой связи наибольший удельный вес занимают рабочие по обработке обмена и обслуживанию потребителей. На предприятиях электросвязи преобладают рабочие и специалисты по эксплуатационно – техническому обслуживанию оборудования и сооружений связи. На радиопредприятиях основной состав штата – специалисты. В условиях научно-технического прогресса в отрасли связи, особенно в электросвязи, увеличивается доля работников, занятых обслуживанием и управлением технических средств.

Информация о работе Методика преподования дисциплины экономика предприятия