Методика проведения лекционных занятий по разделу “Ремонт ходовой части тракторов” при изучении дисциплины ”Ремонт машин”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 22:56, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей курсовой работы является разработка лекций по теме "Ремонт ходовой части тракторов".
Основная задача дисциплины - выбор ресурсосберегающих технологий восстановления с.х. техники; обоснование оптимального режимов нанесения покрытий и последующей механической обработки; разработка технологической документации на восстановление деталей; обоснование норм времени на проведение ремонтных работ; обоснование ресурсосберегающих технологий восстановления деталей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМЕ " Ремонт ходовой части тракторов "
1.1Типы лекционных занятий
1.2 Дидактические принципы лекционного занятия. Методы изложения лекционного материала
2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМЕ " Ремонт ходовой части тракторов " СО СТУДЕНТАМИ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Методика организации лекционного занятия по теме " Ремонт ходовой части тракторов "
2.2 Тематическое планирование курса
2.3 Планы конспекты занятий
2.4 Анализ проведенных занятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК ПО ПЕДАГОГИКЕ.doc

— 413.50 Кб (Скачать файл)

 

Подбор иллюстративного  материала по теме "Ремонт ходовой части тракторов" может быть немаловажным этапом подготовки лекции. Таблицы, диапозитивы, рисунки, схемы необходимо не только тщательно отобрать, но определить и зафиксировать их последовательность при чтении лекции. При этом такие материалы предназначены для осмотра студентами, более тщательное изучение их во время лекции не предполагается.

 

Принцип научности обучения предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной  науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией. Принцип научности  требует, чтобы содержание образования, реализуемое на лекционных занятиях по дисциплине "Материаловедение" было направлено на ознакомление обучаемых с объективными научными фактами, явлениями, законами, основными теориями и концепциями, приближаясь к раскрытию ее современных достижений и перспектив развития.

 

Имея прямое отношение  к содержанию образования, принцип  научности требует использования  дополнительного материала, содержащего  сведения о глобальных проблемах  и современных достижениях. Последовательное осуществление принципа научности  означает ориентацию процесса обучения на формирование у учащихся концептуального видения мира и создание его адекватного и реалистического образа.

 

Принцип научности имеет  отношение и к методам обучения. В соответствии с ним педагогическое взаимодействие должно быть направлено на развитие у учащихся познавательной активности, креативного мышления, творчества.

 

Принцип фундаментальности  и прикладной направленности обучения требует основательной теоретической  и практической подготовки студентов. В традиционной дидактике он формулировался как связь обучения с жизнью, теории с практикой.

 

Фундаментальность в  обучении предполагает научность, полноту  и глубину знаний. Она обусловлена  характером современной научно-технической  революции, требующей от человека высокоинтеллектуальной мобильности, исследовательского склада мышления, желания и умения постоянно пополнять свои знания по мере происходящих в жизни и деятельности изменений. Фундаментальные знания обладают способностью медленнее устаревать, чем знания конкретные. Они апеллируют не столько к памяти, сколько к мышлению человека.

 

Фундаментальность обучения требует систематичности содержания по основным отраслям знаний, оптимального соотношения их теоретичности и  практичности, а практическая направленность - моделирования и экстраполяции этих знаний на реальные ситуации в жизни и деятельности человека.

 

Организация и методика проведения лекционного занятия  не могут избираться произвольно. Они  регламентированы действием закономерностей  психологического и педагогического характера, знание которых позволяет сформулировать организационно-методические принципы обучения: преемственности, последовательности и систематичности; единства группового и индивидуального обучения; соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых; сознательности и творческой активности; доступности при достаточном уровне трудности; наглядности; продуктивности и надежности.

 

Выбор последовательности и логики изложения материала  – один из этапов работы над лекцией. Определяя логику построения лекции, следует четко определить каким методом изложения вы будете пользоваться - методом индукции, дедукции или аналогии.

 

Индуктивный метод состоит  в движении от частного к общему. Индукция может быть полной, когда  обобщение делается из анализа всех без исключения характеристик, параметров или других данных об изучаемом явлении или предмете. Недостатком ее является громоздкость, так как приходится иногда оперировать с большим числом данных. Поэтому более распространена индукция неполная, когда обобщения делают на основании некоторых (не исчерпывающих, но достаточных) данных.

 

Дедуктивный метод изложения  состоит в движении от общего к  частному. Дедукцией пользуются в  том случае, если известна какая-либо общая закономерность и на ее основе подлежит анализу отдельные проявления этой закономерности.

 

Метод аналогии основан  на вынесении заключения об изучаемом  явлении по сходству с другими  известными явлениями. Это сходство может быть установлено по нескольким признакам, которые должны быть существенными и характеризовать явление с различных сторон.

 

Вместе с тем, не должно быть чрезмерного увлечения в  лекции "критическим анализом", для этого имеются научные  конференции и научная литература, которую следует предложить студентам  для дополнительного изучения.

 

 

2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ  ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМЕ "Ремонт ходовой части тракторов" СО СТУДЕНТАМИ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

 

2.1 Методика организации  лекционного занятия по теме "Ремонт ходовой части тракторов"

 

 

 

В педагогической литературе рекомендуется использовать лекционную модель (расширенный план лекции), которая используется при чтении лекции. Лекционная модель может печататься в нескольких экземплярах, в ней расставляются все обходимые логические ударения, помещаются нужные иллюстрации.

 

Вводную часть лекции целесообразно  начинать с формулировки ее темы и  цели, чтобы избежать ее декларативности  и неопределенности в изложении  материала. Сообщение плана лекции обеспечивает на 10-12% более полное запоминание  материала, чем на той же лекции, но без оглашения плана.

 

Основная часть лекции. Необходимо максимально использовать первые 15-20 минут - период "глубокого" внимания слушателей. Далее наступают утомление  и снижение внимания. Максимальное падение работоспособности студентов  отмечается многими исследователями примерно к 40-й минуте лекции. Чтобы преодолеть этот критический период, в арсенале лектора должны быть свои приемы. Возможен переход на шутливый тон изложения. Можно задать вопрос аудитории и попросить любого студента ответить на него. Можно прочесть какую-либо цитату и в это время позволить слушателям сделать минутную гимнастику для пальцев и даже поговорить с соседом.

 

Затем необходимо вернуть аудиторию  к прежнему ритму работы. Целесообразно  предварительно рассчитывать скорость подачи информации. Задача лектора состоит в том, чтобы увлечь слушателей и превратить непроизвольное внимание в произвольное. Это обычно достигается через пробуждение и поддерживание у слушателей интереса к лекции и предполагает:

 

- включение всех теоретических суждений в систему конкретных примеров и понятий, знакомых студентам, иллюстрирующих связь излагаемого материала с практикой;

 

- обращение к параллельно читаемым  дисциплинам;

 

- иллюстрацию значения конкретной  дисциплины в системе научного  знания;

 

- апелляцию к непосредственным  интересам аудитории ("Курсовые  работы будут строиться на  основных положениях сегодняшней  лекции..."); "Материал по данной  тематике отсутствует в имеющихся  учебниках, по которым вы готовитесь  к экзаменам..." и т.д.).

 

Необходимо отметить, что и поныне важным и во многом универсальным средством наглядности остается меловая доска, использование которой также имеет свои правила и преимущества. Важно помнить, что аудитория сначала обращает внимание на то, как написано, а потом - что написано на доске. Заполнять доску следует слева направо и сверху вниз так, как мы пишем на листе бумаги. Обычные размеры досок таковы, что при использовании самой нижней ее части некоторые студенты в большой аудитории (более 70 человек) вынуждены приподниматься с мест, поэтому эту часть доски следует использовать по возможности реже.

 

Проводить горизонтальные или слабонаклонные линии лектору  труднее, чем вертикальные или круто  наклонные. Объясняется это тем, что он расположен относительно чертежа  несимметрично. В противном случае лектор должен был бы стоять спиной к аудитории, а это недопустимо. Надо следить за тем, чтобы горизонтальная линия не "ушла" вверх или вниз, и чтобы в ней не появился излом. Прямоугольник изобразить проще, чем окружность. Последнюю не рекомендуется вычерчивать полностью, не отрывая мела от доски. Удобнее составить ее из двух полуокружностей. Периодически следует контролировать свое написание на доске, отходя на несколько шагов назад и в сторону, чтобы увидеть доску в отдалении.

 

Следует помнить, что  изображенное на доске, как правило, переносится слушателями в конспекты. Поэтому представляемая на доске  информация должна быть в виде упрощенных схем, уменьшающих шансы аудитории  запутаться в них и неправильно  скопировать. Наиболее важные слова необходимо выделять рамкой, другим цветом или иным образом.

 

Вести запись молча нежелательно, так как при этом теряется контакт, с аудиторией и не рационально  расходуется время. Более целесообразно  начать объяснение одновременно с вычерчиванием. Необходимо, чтобы студенты вначале уяснили суть изображенного, а лишь после этого начали перерисовывать в конспект. Вытирать доску следует лишь слегка влажной тряпкой (поролоном), одновременно продолжая свою речь.

 

Для повышения познавательной активности студентов лектор может использовать ряд приемов:

 

- постановка перед  студентами вопросов - риторических  или требующих реального ответа;

 

- включение в лекцию  элементов беседы;

 

- предложение сформулировать  те или иные положения или  определения;

 

- разбивка аудитории на микро группы, которые проводят краткие обсуждения и обмениваются их результатами;

 

- использование раздаточного  материала, в том числе конспектов  с печатной основой и др.

 

Повышению познавательной активности студентов способствует умение лектора доходчиво отвечать на вопросы. На лекции при ответах на вопросы не снижается значение особенностей публичного выступления: ответ лучше дать сразу, четко, и в расчете на реакцию всей аудитории, в значительной мере экспромтом. Один неудачный ответ может ухудшить впечатление от всей лекции. У студентов не без оснований распространено мнение, что в ответах на вопросы наиболее отчетливо проявляется эрудиция преподавателя.

 

Тщательно надо продумать  заключительную часть лекции, повторить  ее положения, а на следующей лекции начать именно с них. Заключительная часть лекции предполагает подведение итогов, обобщение прочитанного и уже знакомого из самостоятельно изученного студентами материала, формулировку выводов и т.д. Здесь преследуется цель ориентировать студентов на самостоятельную работу. Для этого может быть рекомендована литература по изучаемой проблематике, разъяснено, какие вопросы выносятся на семинарские занятия, а какие необходимо изучить самостоятельно. В самом конце лекции следует ответить на вопросы студентов, возможно поступившие в форме записок (о такой возможности надо предупредить студентов заранее). Со студентами, проявившими интерес к теме лекции, желательно побеседовать после ее окончания, пригласить их на консультацию для продолжения разговора. Отвечая на наивные или нелепые вопросы надо щадить самолюбие студента, малейшая бестактность при этом может привести к потере контакта с аудиторией. Научить же людей чему-либо можно лишь, сохраняя с ними хорошие отношения.

 

Обратная связь лектора  и аудитории осуществляется с целью контроля прочности усвоения знаний. Первая функция такого контроля - способ получения лектором представления об учебном процессе с целью внесения необходимых корректив. Вторая - способ психологического воздействия на студентов, активизирующий их продуктивную деятельность.

 

При чтении лекций текущий  контроль осуществляется спонтанно  по типу несловесной, подсознательной  обратной связи, то есть тех сигналов, которые слушатель предлагает лектору, не осознавая это (взгляды, выражение удивления, припоминания).

 

В аудиториях, оборудованных  современными компьютерными системами, организация такой работы не вызывает особых трудностей. В случае отсутствия подобных условий можно использовать раздаточный материал (карточки, тесты, шаблоны и т.д.), которые лектор раздает перед опросом и собирает после него. Раздача и сбор карточек в потоке из 100 студентов, как показывает опыт, продолжается всего 5 минут, выполнение студентами контрольных заданий - 10-12 минут, восстановление обстановки для прочтения лекции - 1-3 минуты.

 

 

Организация текущего контроля успеваемости требует расчленения  учебного материала на сравнительно небольшие дозы. При определении  рационального размера этих доз  руководствуются двумя факторами: интервалом между смежными опросами (частота опросов) и содержанием задания в соответствии с системой разбивки курса лекций на темы. Опыт показывает, что рациональный интервал соответствует в среднем одному опросу за 6-8 часов лекций. В тоже время желательно, чтобы каждый опрос включал одну тему целиком или одну ее часть, имеющую самостоятельное значение.

 

Важно очень внимательно  проанализировать круг вопросов, которые  должны быть усвоены студентами. К  их числу следует отнести всю  новую информацию, а также известную  студентам, которую вы объединили в качественно новую систему.

 

После заключительной лекции преподаватель может подвести итоги  своей работы по отзывам студентов  о лекциях, а также по структуре  данной оценки, с помощью которой  можно в дальнейшем целенаправленно  совершенствовать лекционный курс. Для достижения этого можно провести анкетирование студентов, посещавших все лекции, дающее возможность сравнительно объективно оценить основные качества всех ваших лекций.

 

С этой целью готовится  нужное количество анкет с указанием  в них всех названий лекций в той последовательности, в которой они читались. Общая оценка лекции может представлять собой сумму пяти дифференцированных оценок (1-научность, 2-доступность, 3-связь с практикой, 4-манера чтения, 5-активность аудитории). Графа "Ваши пожелания" дает слушателям возможность высказать дополнительно и нестандартные мнения о лекции. Если лекционный курс читали разные лекторы, то в анкету после графы "Название лекции" вводится графа "Фамилия лектора". На семинаре преподаватель предлагает студентам на следующее занятие принести конспекты лекций. К анкетированию лекции допускают только студентов, которые присутствовали на ней и имеют ее конспект.

 

Преподаватель объясняет, как нужно провести анкетирование, обратив внимание на структуру дифференцированной оценки. Высшим баллом каждой из пяти дифференцированных оценок является 1. Оценивающие могут делить его на десятые доли в зависимости от их мнения. Высшим общим баллом каждой из лекций будет 5 (отлично). Одну анкету лучше давать на всю группу. Это дает возможность студентам обсудить каждый параметр лекции и избежать необъективного суждения.

Информация о работе Методика проведения лекционных занятий по разделу “Ремонт ходовой части тракторов” при изучении дисциплины ”Ремонт машин”