Методика проведения лекционных занятий по разделу “Ремонт ходовой части тракторов” при изучении дисциплины ”Ремонт машин”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 22:56, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей курсовой работы является разработка лекций по теме "Ремонт ходовой части тракторов".
Основная задача дисциплины - выбор ресурсосберегающих технологий восстановления с.х. техники; обоснование оптимального режимов нанесения покрытий и последующей механической обработки; разработка технологической документации на восстановление деталей; обоснование норм времени на проведение ремонтных работ; обоснование ресурсосберегающих технологий восстановления деталей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМЕ " Ремонт ходовой части тракторов "
1.1Типы лекционных занятий
1.2 Дидактические принципы лекционного занятия. Методы изложения лекционного материала
2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМЕ " Ремонт ходовой части тракторов " СО СТУДЕНТАМИ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Методика организации лекционного занятия по теме " Ремонт ходовой части тракторов "
2.2 Тематическое планирование курса
2.3 Планы конспекты занятий
2.4 Анализ проведенных занятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК ПО ПЕДАГОГИКЕ.doc

— 413.50 Кб (Скачать файл)

 

При изложении материала  преподаватель учитывал принципы наглядности, активности, посильности и научности, последовательности изложения.

 

Методы применялись  разнообразные, соответствующие задачам  урока, типу урока, возрастным особенностям учащихся.

 

Из-за недавнего развития восстановления напылением , преподаватель использовал довольно ограниченный запас наглядных пособий и видеофильмов.

 

В процессе занятия активно  применялись технические средства обучения (компьютер), которые использовались с целью просмотра презентации. Темп, дикция и эмоциональность преподавателя были на достаточном уровне, педагог точно употреблял научную терминологию, имел контакт с аудиторией.

 

Преподаватель постоянно  контролировал обстановку на занятии. При этом он использовал различные методы и средства обучения с учетом особенностей восприятия информации учащимися. Во второй части занятия студенты участвовали в беседе, отвечали на вопросы преподавателя.

 

Оформление доски, санитарные требования, (освещение в аудитории, климат) соблюдались, как и правила техники безопасности при работе с ТСО.

 

Большинство поставленных задач на занятии были решены. Недостатком  занятия можно назвать отсутствие видеофильма, недостаточная продуманность  оформления доски. В остальном явных  недостатков в области организации и проведения занятия не наблюдалось

 

Общая оценка занятия  – 4 (хорошо).

 

Таблица 3 Показатели успешности занятия

Показатели

Критерии успешности

Оценка в баллах

1

2

3

4

1

Оснащение занятия

Оформление доски

4

Наличие ТСО

4

Наличие дидактических  средств (плакатов, карточек и т.д.)

3

Средняя оценка:

4,1

2

Содержание

занятия

Соответствие содержания занятия программе 

4

Работа с формированием  понятийного аппарата

4

Осуществление межпредметных  связей

4

Средняя оценка:

4

3

Организация занятия

Начало занятия (своевременность, расход времени на организационную  часть и т.д.)

4

Готовность учителя  и учащихся к занятию

5

Оценка структуры занятия  и целесообразности разбивки времени  на каждый этап

5

Выполнение плана занятия

5

Достижение поставленных целей занятия

5

Своевременность окончания  занятия

5

Средняя оценка:

5

4

Проведение

занятия

Постановка целей и  мотивация учащихся, разъяснение  значимости изучаемого материала

4

Логика перехода от одного этапа к другому

5

Актуализация знаний учащихся, связь нового материала  с ранее изученным и имеющимся  опытом

5

Средняя оценка:

4,7

5

Реализация принципов

обучения

Принцип сознательности и активности

3

Принцип научности

5

Принцип доступности  обучения

5

Принцип наглядности

4

Принцип систематичности  и последовательности

5

Характер познавательной деятельности учащихся (репродуктивный, творческий)

4

Принцип индивидуализации и дифференциации обучения

4

Средняя оценка:

4,3

6

Методы обучения

Методы активизации познавательной деятельности

5

Выбор методов в соответствии с целями и задачами урока

5

Учет возрастных особенностей учащихся

4

Методы развития самостоятельности  и творческой активности

5

Методы воспитания учащихся

4

Методика инструктирования (вводный, текущий, заключительный)

4

Методы организации  эффективного показа трудовых приемов (расчленение на отдельные действия, замедление темпа, сочетание с наглядностью и объяснением и т. п.)

5

Средняя оценка:

4.6

7

Контроль

Непрерывность контроля

5

Организация само- и взаимоконтроля учащихся

5

Объективность оценки

5

Учет всех критериев  оценки

5

Комментирование оценки

5

Дополнительный контроль за работой отстающих учащихся

5

Средняя оценка:

5

8

Поведение преподавателя на занятии

Внешний вид

5

Умение владеть коллективом

4

Речь преподавателя

4

Педагогический такт

5

Средняя оценка:

4.5

9

Работа учащихся

Активность

5

Организованность

5

Дисциплинированность

5

Средняя оценка:

5


 

 

 

Полученный график позволяет увидеть и оценить качество проектирования занятия, наглядно продемонстрировать успехи и недостатки выполненной разработки.

 

 

 

Как мы видим, наиболее низкие баллы получили показатель "содержание занятия". Во многом учащиеся освоили  новый материал, но при этом можно наблюдать не совсем эффективное использование методов и средств обучения со стороны педагога.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

Для достижения поставленной в моей курсовой работе цели, а именно, разработки лекционных занятий по дисциплине "Ремонт машин" раздела " ремонт ходовой части тракторов ", я решал ряд задач:

 

- исследовал особенности  применения принципов наглядности  и доступности;

 

- изучил особенности  и методику преподавания раздела  "Ремонт машин"

 

- на основе выявленных  закономерностей составил календарно – тематический план дисциплины и разработал планы – конспекты занятий

 

- провел анализ одного  из занятий;

 

В результате изучения проблемы я пришел к следующим выводам:

 

Одним из главных правил проведения лекционного занятия  по ремонту машин является необходимость совпадения темпа сообщения информации преподавателем и скорости усвоения этой информации учащимися. Скорость информации, сообщаемой преподавателем, должна учитывать особенности возраста, подготовленности и общего развития учащихся.

 

В процессе обучения необходимо ориентировать учащихся прежде всего  на понимание изучаемого материала, а не на запоминание.

 

Введение при изучении раздела "ремонта ходовой части тракторов" наглядного материала должно учитывать по крайней мере два следующих психологических момента: 1) какую конкретную роль наглядный материал должен выполнять в усвоении и 2) в каком отношении находится предметное содержание данного наглядного материала к предмету, подлежащему осознанию и усвоению.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1. Бойко, В.В. Диалог  лектора со слушателями: психологические  аспекты [Текст] / В.В. Бойко - СПб.; 1987. – 66 c.

 

2. Вербицкий, А.А. Активное  обучение в высшей школе: контекстный  подход [Текст] / А.А. Вербицкий - М.; 1991.

 

3. Гузеев, В.В. Методы и организационные формы обучения [Текст] / В.В. Гузеев – М.; 2006. –128 с.

 

4.Карамян, Г.Г. Теория  и мастерство лекционного преподавания  в высшей школе [Текст] / Г.Г.  Карамян - Ереван, 1983.

 

5. Карклина, Л.Д. Методика  подготовки к лекции [Текст] / Л.Д. Карклина – М.; 1977. –18 с.

 

6. Качалова, Л.П. Педагогические  технологии [Текст] / Л.П.Качалова, В.И.Телеева. - Шадринск, 2001.

 

7. Кожевников, К.П. Методика  подготовки лекций [Текст] / К.П. Кожевников  – М.; 1976. –30 с.

 

8. Кругликов, Г.И. Методика  преподавания технологии с практикумом: [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Г.И.Кругликов. – М.: Издательский центр "Академия", 2002.- 480 с.

 

9. Лавриненко-Омецинская, Е.Д. Рецензия лекции… Нужна  ли? И какая? [Текст] / Е.Д. Лавриненко-Омецинская – М.; 1990. – 65 с.

 

10. Настольная книга  учителя технологии [Текст]: справ. - метод. пособие /Сост. А.В. Марченко.- М.:АСТ: Астрель, 2005.- 430 с.

 

11. Смольянинов, И.Ф.  Советы начинающему лектору [Текст] / И.Ф. Смольянинов – Л.; 1980. –  23 с.

 

12. Столяренко, А.М. Курс  лекций [Текст] / А.М. Столяренко - М.; 2006.

 

13. Фокин, Ю.Г. Преподавание  и воспитание в высшей школе  [Текст] / Ю.Г. Фокин. - М.; 2006


Информация о работе Методика проведения лекционных занятий по разделу “Ремонт ходовой части тракторов” при изучении дисциплины ”Ремонт машин”