Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 22:56, курсовая работа
Целью нашей курсовой работы является разработка лекций по теме "Ремонт ходовой части тракторов".
Основная задача дисциплины - выбор ресурсосберегающих технологий восстановления с.х. техники; обоснование оптимального режимов нанесения покрытий и последующей механической обработки; разработка технологической документации на восстановление деталей; обоснование норм времени на проведение ремонтных работ; обоснование ресурсосберегающих технологий восстановления деталей.
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМЕ " Ремонт ходовой части тракторов "
1.1Типы лекционных занятий
1.2 Дидактические принципы лекционного занятия. Методы изложения лекционного материала
2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМЕ " Ремонт ходовой части тракторов " СО СТУДЕНТАМИ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Методика организации лекционного занятия по теме " Ремонт ходовой части тракторов "
2.2 Тематическое планирование курса
2.3 Планы конспекты занятий
2.4 Анализ проведенных занятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
При изложении материала преподаватель учитывал принципы наглядности, активности, посильности и научности, последовательности изложения.
Методы применялись разнообразные, соответствующие задачам урока, типу урока, возрастным особенностям учащихся.
Из-за недавнего развития восстановления напылением , преподаватель использовал довольно ограниченный запас наглядных пособий и видеофильмов.
В процессе занятия активно
применялись технические
Преподаватель постоянно контролировал обстановку на занятии. При этом он использовал различные методы и средства обучения с учетом особенностей восприятия информации учащимися. Во второй части занятия студенты участвовали в беседе, отвечали на вопросы преподавателя.
Оформление доски, санитарные требования, (освещение в аудитории, климат) соблюдались, как и правила техники безопасности при работе с ТСО.
Большинство поставленных
задач на занятии были решены. Недостатком
занятия можно назвать
Общая оценка занятия – 4 (хорошо).
Таблица 3 Показатели успешности занятия
№ |
Показатели |
Критерии успешности |
Оценка в баллах | |
1 |
2 |
3 |
4 | |
1 |
Оснащение занятия |
Оформление доски |
4 | |
Наличие ТСО |
4 | |||
Наличие дидактических средств (плакатов, карточек и т.д.) |
3 | |||
Средняя оценка: |
4,1 | |||
2 |
Содержание занятия |
Соответствие содержания занятия программе |
4 | |
Работа с формированием понятийного аппарата |
4 | |||
Осуществление межпредметных связей |
4 | |||
Средняя оценка: |
4 | |||
3 |
Организация занятия |
Начало занятия (своевременность, расход времени на организационную часть и т.д.) |
4 | |
Готовность учителя и учащихся к занятию |
5 | |||
Оценка структуры занятия и целесообразности разбивки времени на каждый этап |
5 | |||
Выполнение плана занятия |
5 | |||
Достижение поставленных целей занятия |
5 | |||
Своевременность окончания занятия |
5 | |||
Средняя оценка: |
5 | |||
4 |
Проведение занятия |
Постановка целей и мотивация учащихся, разъяснение значимости изучаемого материала |
4 | |
Логика перехода от одного этапа к другому |
5 | |||
Актуализация знаний учащихся, связь нового материала с ранее изученным и имеющимся опытом |
5 | |||
Средняя оценка: |
4,7 | |||
5 |
Реализация принципов обучения |
Принцип сознательности и активности |
3 | |
Принцип научности |
5 | |||
Принцип доступности обучения |
5 | |||
Принцип наглядности |
4 | |||
Принцип систематичности и последовательности |
5 | |||
Характер познавательной деятельности учащихся (репродуктивный, творческий) |
4 | |||
Принцип индивидуализации и дифференциации обучения |
4 | |||
Средняя оценка: |
4,3 | |||
6 |
Методы обучения |
Методы активизации познавательной деятельности |
5 | |
Выбор методов в соответствии с целями и задачами урока |
5 | |||
Учет возрастных особенностей учащихся |
4 | |||
Методы развития самостоятельности и творческой активности |
5 | |||
Методы воспитания учащихся |
4 | |||
Методика инструктирования (вводный, текущий, заключительный) |
4 | |||
Методы организации эффективного показа трудовых приемов (расчленение на отдельные действия, замедление темпа, сочетание с наглядностью и объяснением и т. п.) |
5 | |||
Средняя оценка: |
4.6 | |||
7 |
Контроль |
Непрерывность контроля |
5 | |
Организация само- и взаимоконтроля учащихся |
5 | |||
Объективность оценки |
5 | |||
Учет всех критериев оценки |
5 | |||
Комментирование оценки |
5 | |||
Дополнительный контроль за работой отстающих учащихся |
5 | |||
Средняя оценка: |
5 | |||
8 |
Поведение преподавателя на занятии |
Внешний вид |
5 | |
Умение владеть коллективом |
4 | |||
Речь преподавателя |
4 | |||
Педагогический такт |
5 | |||
Средняя оценка: |
4.5 | |||
9 |
Работа учащихся |
Активность |
5 | |
Организованность |
5 | |||
Дисциплинированность |
5 | |||
Средняя оценка: |
5 |
Полученный график позволяет увидеть и оценить качество проектирования занятия, наглядно продемонстрировать успехи и недостатки выполненной разработки.
Как мы видим, наиболее низкие баллы получили показатель "содержание занятия". Во многом учащиеся освоили новый материал, но при этом можно наблюдать не совсем эффективное использование методов и средств обучения со стороны педагога.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для достижения поставленной в моей курсовой работе цели, а именно, разработки лекционных занятий по дисциплине "Ремонт машин" раздела " ремонт ходовой части тракторов ", я решал ряд задач:
- исследовал особенности
применения принципов
- изучил особенности
и методику преподавания
- на основе выявленных закономерностей составил календарно – тематический план дисциплины и разработал планы – конспекты занятий
- провел анализ одного из занятий;
В результате изучения проблемы я пришел к следующим выводам:
Одним из главных правил проведения лекционного занятия по ремонту машин является необходимость совпадения темпа сообщения информации преподавателем и скорости усвоения этой информации учащимися. Скорость информации, сообщаемой преподавателем, должна учитывать особенности возраста, подготовленности и общего развития учащихся.
В процессе обучения необходимо ориентировать учащихся прежде всего на понимание изучаемого материала, а не на запоминание.
Введение при изучении раздела "ремонта ходовой части тракторов" наглядного материала должно учитывать по крайней мере два следующих психологических момента: 1) какую конкретную роль наглядный материал должен выполнять в усвоении и 2) в каком отношении находится предметное содержание данного наглядного материала к предмету, подлежащему осознанию и усвоению.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бойко, В.В. Диалог
лектора со слушателями:
2. Вербицкий, А.А. Активное
обучение в высшей школе:
3. Гузеев, В.В. Методы и организационные формы обучения [Текст] / В.В. Гузеев – М.; 2006. –128 с.
4.Карамян, Г.Г. Теория
и мастерство лекционного
5. Карклина, Л.Д. Методика подготовки к лекции [Текст] / Л.Д. Карклина – М.; 1977. –18 с.
6. Качалова, Л.П. Педагогические технологии [Текст] / Л.П.Качалова, В.И.Телеева. - Шадринск, 2001.
7. Кожевников, К.П. Методика подготовки лекций [Текст] / К.П. Кожевников – М.; 1976. –30 с.
8. Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Г.И.Кругликов. – М.: Издательский центр "Академия", 2002.- 480 с.
9. Лавриненко-Омецинская, Е.Д. Рецензия лекции… Нужна ли? И какая? [Текст] / Е.Д. Лавриненко-Омецинская – М.; 1990. – 65 с.
10. Настольная книга учителя технологии [Текст]: справ. - метод. пособие /Сост. А.В. Марченко.- М.:АСТ: Астрель, 2005.- 430 с.
11. Смольянинов, И.Ф.
Советы начинающему лектору [
12. Столяренко, А.М. Курс лекций [Текст] / А.М. Столяренко - М.; 2006.
13. Фокин, Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе [Текст] / Ю.Г. Фокин. - М.; 2006