Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 18:08, реферат
Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие, активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, к сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы.
Включение разнообразных органов чувств в процесс наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания усвоились. Так как наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания, педагог должен регулировать его по времени, объему и содержанию
Введение………………………………………………………………………...3
Методика провидения длительных наблюдений со старшими дошкольниками……………………………………………………………4
Психические особенности внимания детей старшего возраста…….9
Организация длительного наблюдения……………………………….15
Методика проведения наблюдений разных видов…………………...18
Заключение…………………………………………………………………..23
Используемая литература………………………………………………….24
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Используемая
литература………………………………………………….
Введение
Наблюдение — это специально организованное воспитателем
целенаправленное, более или менее длительное
и планомерное, активное восприятие детьми
объектов и явлений природы. Целью наблюдения
может быть усвоение разных знаний — установление
свойств и качеств, структуры и внешнего
строения предметов, причин изменения
и развития объектов (растений, животных)
сезонных явлений.
Для успешного
достижения поставленной цели воспитатель
продумывает и использует специальные приемы, организующие,
активное восприятие детей: задает вопросы,
предлагает обследовать, к сравнивать
объекты между собой, устанавливать связи
между отдельными объектами и явлениями
природы.
Включение
разнообразных органов чувств в процесс
наблюдения обеспечивает полноту и конкретность
формируемых знаний. Наблюдение необходимо
сопровождать точной речью воспитателя
и детей, чтобы полученные знания усвоились.
Так как наблюдение требует сосредоточенности
произвольного внимания, педагог должен
регулировать его по времени, объему и
содержанию
Актуальность темы. В России наблюдается интенсивное развитие системы непрерывного формирование концептуального видение этого направления (И.Д. Зверев, Н.М. Мамедов, И.Т. Суравегина, А.Н. Захлебный, Б.Т. Лихачев, Н.С. Дежникова, И.В. Цветкова, Г.А. Ягодин, С.Н. Глазачев). Признается всеми: начальным звеном системы является сфера дошкольного воспитания, т.к. именно в этот период у ребенка складывается первое мироощущение - он получает эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливает представления о разных формах жизни, формируется основа мышления, сознания и культуры.
Методика экологического воспитания ориентирована на биоэкологию, что выдвигает необходимость создания определенных условий, главной особенностью которых является привнесение объектов живой природы в предметное окружение ребенка. Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, живое общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы через книги, слайды, картины, беседы имеет второстепенное значение: его задача расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы.
Можно выделить четыре группы
методов, комплексное использование
которых ведет к повышению
уровня экологической воспитанности
детей, развитию экологической направленности
их личности и развитию у дошкольника
интереса к познанию окружающего, а
также непосредственно
Метод создания и поддержания
необходимых условий для жизни
живых существ - главный метод
экологического воспитания детей.
Данный метод направлен на формирование
у них практических навыков и
умений. Отслеживание объектов - результатов
выращивания позволяет
Наблюдение - метод чувственного познания природы. Данный метод обеспечивает непосредственный контакт с природой, живыми объектами, окружающей средой. При использовании метода наблюдения развивается внимание, умение анализировать, сравнивать, делать выводы и др.
«Организация длительных наблюдений (циклов) - это условие досконального познания взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их морфофункциональной приспособленности. Наблюдение - это главный способ формирования у дошкольников конкретных (сенсорных) представлений о природе, основа образного мышления. Представления, полученные посредством наблюдения, становятся содержательной основой многих видов детской деятельности: игровой, изобразительной, труда в природе, общения с ней, речевой».
Метод «отраженной природы» занимает значительное место в системе экологического воспитания. Работа с календарями природы, знакомство с изопродукцией, восприятие произведений искусства, создающихся профессионалами, предметов народного промысла, в которых отражены мотивы природы - позволяют уточнить, закрепить и расширить представления детей, полученные при непосредственном контакте с природой. Метод наглядно доказывает, что природа вдохновляет людей, воздействует на их чувства, побуждает создавать прекрасное. Не только сама природа, отраженная различными способами в предметах и произведениях искусства, но и деятельность людей, их создающих, становятся центром внимания дошкольников. Одним из вариантов «метода отраженной природы» являются игровые обучающие ситуации, которые воспитатель включает в разные формы экологической работы с детьми. При использовании метода, дошкольники у дошкольников также развивается внимание, при получении и переработки новой информации – память и мышление.
Словесно-литературный метод
выделяется в самостоятельный из
метода отраженной природы в силу
большой специфики речевой
Методы лишь условно (теоретически) разделены на группы. В практике воспитателем они используются в комплексе в рамках той или иной конкретной технологии.
Формы экологического воспитания
представляют собой некоторые типы
занятий, где проводится обучение детей
дошкольного возраста. В настоящее
время проводится совершенствование
занятий в различных аспектах.
Осуществляется поиск форм интеграции
разных видов деятельности, способов
привнесения игры в процесс обучения,
поиск нетрадиционных форм организации
детей. В экологическом воспитании
детей занятия выполняют
Занятия первично-ознакомительного
типа посвящаются ознакомлению детей
с видами животных, растений, условиями
жизни и обитания, которые не представлены
в ближайшем природном
Этот тип занятий со старшими дошкольниками может быть достаточно сложным. С ними можно рассматривать картины природы, далекие от их опыта, выходить за пределы изображенного сюжета, рассматривать одновременно несколько картин. Картины помогают сформировать представления об экосистеме леса, ее обитателях, о приспособленности лесных животных к жизни в этой экосистеме. Например, дошкольниками можно показать, как белка передвигается в лесу по деревьям (т. е. как приспособлено строение ее ног в этой среде), чем она питается в холодное время года, как поедает корм (т.е. как приспособлена в этой среде в сфере питания), как и где, устраивает себе гнездо, как выводит потомство, как она защищается от врагов, как у нее происходит смена шерсти во время линьки, и какую приспособительную функцию в ее жизни выполняет этот процесс. Показывая одновременно картины о жизни белки в осенне-зимний и летне-весенний периоды, дошкольникам можно таким образом представить панораму событий в разные сезоны, показать приспособленность типично лесного животного к сезонно меняющимся условиям жизни. С помощью этих же картин можно продемонстрировать рост и развитие бельчат, заботу матери о них, постепенное взросление.
Конечно, неоценимую помощь могут оказать слайды, видеофильмы в ознакомлении детей с их экосистемами, недоступными для их восприятия, - морем, пустыней, Арктикой. Наглядность в сочетании с эмоциональными пояснениями воспитателя расширяют кругозор детей, формируют новые образы о природе.
На занятиях первично-ознакомительного типа можно рассматривать живые объекты природы, но только если они там оказались случайно, или поселились ненадолго. Потом вместе с детьми можно отнести животное в лес (например, ежа). Если животное долго живет в детском саду, то для знакомства с ним планируются циклы наблюдений, которые помогут накопить детям постепенные знания.
Занятия углубленно-познавательного типа направлено на выявление и показ детям связи между растениями, животными и внешней средой, к в которой они нуждаются (зависимость жизни и роста растений от факторов внешней среды; приспособленность животных к среде обитания, их маскировочная окраска, способы передвижения, защита от врагов). К ним относятся длительное наблюдение (цикл), элементарное экспериментирование с объектами природы, демонстрация моделей, вскрывающих связи, целенаправленная, логично построенная беседа, подводящая детей к пониманию причинных связей в природе. Занятия проводятся в качестве закрепительных мер, когда необходимо уточнить и расширить понятия и представления детей в результате наблюдений за живым объектом».
Углубленно-познавательное занятие - завершающее звено той или иной локальной системы работы с детьми. Например, формируя представления о значении внешних факторов природной среды для растений, можно вырастить одновременно два растения, находящихся в одинаковом температурном, световом и водном режиме, но в разной почве - в одной земля, в другой песок.
Такие занятия активно
способствуют умственному воспитанию
дошкольников. Способствуют развитию
познавательных процессов детей. Дошкольники
обучаются устанавливать
Занятия обобщающего типа - целью их является выделение ряда существенных признаков для группы знакомых объектов, и на их основе формируют обобщенное представление. Обобщения должны строиться на различных конкретных знаниях, систематически приобретаемых детьми на протяжении всего дошкольного возраста, а также получаемых в процессе многократных наблюдений за объектами в природе.
Так, например, формируются представления о культурных и дикорастущих растениях на основе следующих признаков: различное место произрастания, самосев дикорастущих и выращивание человеком культурных растений, особенности ухода за ними, значение культурных и дикорастущих растений в жизни человека.
Формирование обобщенных представлений происходит в процессе специальной беседы, стержнем которой является система вопросов. Их специфика состоит в следующем: формулировки носят общий характер, так как они охватывают не одно, а ряд конкретных явлений; содержание вопросов направлено на выявление тех существенных и характерных признаков, на основе которых строится обобщенное представление; каждому признаку соответствует специальный вопрос. Важное место занимает также определенная формулировка выводов - собственно построение обобщений: частных по каждому значимому признаку и затем общего, который дает обобщенное представление. Беседа ведется в строго определенной последовательности вопросов, ответов, выводов - это алгоритм формирования обобщенного знания: Чтобы он достиг цели необходимо обучение дошкольников процедурам его применения. Именно поэтому важна вторая часть занятия, которая посвящается анализу новых ситуаций: дети оценивают аналогичные явления с позиций сформированного обобщенного представления и делают вывод: относятся они к категории данного обобщения или нет. И в этом случает логика построения беседы, имеет решающее значение. Формирование обобщенных представлений происходит при пользовании словесного метода работы с детьми. Беседа с ними осуществляется в строго определенной последовательности вопросов, ответов, выводов - это алгоритм формирования обобщенного знания.
Информация о работе Методика провидения длительных наблюдений со старшими дошкольниками