Методика провидения длительных наблюдений со старшими дошкольниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 18:08, реферат

Описание работы

Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие, активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, к сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы.
Включение разнообразных органов чувств в процесс наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания усвоились. Так как наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания, педагог должен регулировать его по времени, объему и содержанию

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3

Методика провидения длительных наблюдений со старшими дошкольниками……………………………………………………………4

Психические особенности внимания детей старшего возраста…….9

Организация длительного наблюдения……………………………….15

Методика проведения наблюдений разных видов…………………...18

Заключение…………………………………………………………………..23
Используемая литература………………………………………………….24

Файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 53.84 Кб (Скачать файл)

  Важно продумать, как будет организовано наблюдение: со всеми детьми или с подгруппой, у всех ли детей будет раздаточный материал (ветки, семена, овощи, фрукты) или только у воспитателя. Не менее важна подготовка объектов наблюдения. Нельзя проводить наблюдение за неспокойным животным, которое боится детей. Вначале нужно продумать, как обеспечить спокойную обстановку во время наблюдения, где поставить клетку с птицей или аквариум, чтобы детям было хорошо видно, а воспитатель мог бы свободно действовать с объектом.

У детей должен быть интерес  к предстоящему наблюдению. Приемы, вызывающие интерес, разнообразны: например, накануне наблюдения за рыбкой воспитатель  может предложить детям помыть вместе с ним и зарядить аквариум или, перед тем как показать им кролика, почистить овощи для него. Интерес  у детей пробуждается после беседы о том животном, которое будет  принесено в группу, загадывания  загадок о нем.

Проводя наблюдение, воспитатель  строит свою деятельность, учитывая три  основных этапа. На первом этапе необходимо, чтобы воспитанники получили общее  представление об объекте. Детям  дается время для его подробного осмотра. Воспитанники должны удовлетворить  свое любопытство, узнать, что это  такое, выразить к нему свое отношение.

На втором этапе воспитатель, учитывая возрастные возможности детей, использует разнообразные приемы для  выявления свойств, качеств, признаков  объекта, особенностей поведения и  образа жизни животного, состояния  растения и т. д., устанавливает необходимые  связи.

Воспитатель задает детям  вопросы, загадывает загадки, предлагает обследовать предмет, сравнить один с другим. Широко используются трудовые действия, игровые приемы, а также  стихи, отрывки из художественных произведений. Это вызывает у детей эмоциональное  отношение к наблюдаемому объекту.

Наблюдая за животным, дошкольники  узнают о его поведении, разнообразных  проявлениях. Рассматривание растения начинается с выделения наиболее ярких его частей (цветок, стебель, листья). Затем по порядку рассматриваются особенности их внешнего строения (величина, форма, характер поверхности и т. д.). Воспитатель, таким образом, приучает детей вести наблюдение планомерно.

На третьем этапе подводится итог наблюдения, обобщаются полученные знания.

Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим. Таким образом, формируется система  знаний, умений и навыков детей.-

 

Конспект занятия  «Наблюдение за кроликом» в средней  группе

Цель. Познакомить детей  с внешним видом и особенностями  поведения кролика (зверек с белой  или серой пушистой, мягкой шерстью, длинными ушами; глаза большие, красные; зубы острые; хвост короткий; задние ноги длиннее передних; передвигается  прыжками; грызет овощи, ветки). Дать знания о способах ухода за животным (кормить  два раза в день, чистить клетку).

Подвести к пониманию, что кролик — домашнее животное: живет возле людей, человек за ним ухаживает; из кроличьего пуха вяжут  теплые шарфики, шапки, варежки.

Учить детей наблюдать  за животным, пользоваться словами, обозначающими  признаки и действия животного. Развивать  дальнейший интерес и заботливое отношение к животным.

Организация занятия. Детей  посадить полукругом. Приготовить корм для кролика: капусту, морковь, свеклу, ветки осины. Огородить пространство, чтобы дать возможность кролику  передвигаться.

Ход занятия. Загадать детям  загадку о кролике или предложить посмотреть, что лежит на подносе: для кого приготовлено угощение? Как  догадались? Внести кролика. Дать ему  возможность подвигаться. Спросить детей: что делает кролик?

Взять кролика на руки или  посадить в мелкую корзинку. Предложить ребятам погладить животное и  сказать, какая у него шерстка. Пока дети гладят кролика, спросить каждого: кого гладишь? Какая шерстка у  кролика?

Снова выпустить животное на пол. Предложить детям посмотреть, что будет делать кролик, если кто-то из них хлопнет в ладоши. Спросить: что сделал кролик? Какие у него уши? Предложить воспитанникам покормить  животное: разложить корм на некотором  расстоянии (1 —1,5 м). Спросить: что делает кролик? Как он ест? Какие у него зубы? Что он больше всего любит?

Поместить животное в корзинку и прикрыть. Показать детям пуховую  шапочку, шарфик, варежки. Дать потрогать  вещи. Объяснить, что они сделаны  из пуха кролика.

Спросить, знают ли дети, где живут кролики, кто за ними ухаживает. Если они не знают, рассказать об этом. Можно использовать картину  «Крольчатник». В конце занятия спросить, как дети будут ухаживать за кроликом.

Наблюдение с использованием раздаточного материала. Начиная со средней группы во время наблюдения, часто используют раздаточный материал. Каждый ребенок или два-три воспитанника получают для рассматривания набор  объектов: овощи, фрукты, ветки деревьев и кустарников, листья, цветы и  т. д. Такая организация занятия  довольно эффективна. Она способствует формированию у детей более полных, конкретных представлений о природе, развитию дифференцированного восприятия. Особое место в наблюдении с использованием раздаточного материала отводится  обследованию объектов природы, сравнению  их между собой, определению признаков  различия и сходства. Однако такое  наблюдение предполагает сочетание  индивидуальной работы с детьми с  коллективной, что усложняет его  организацию. Проводя такие занятия, воспитатель должен учитывать требования охраны природы, побуждать детей  к бережному отношению к ней.

 

Конспект занятия  «Рассматривание веток с почками» в подготовительной к школе группе

Цель. Учить детей узнавать и называть ветки березы, тополя, яблони и сирени по цвету коры, характеру  ее поверхности (гибкая, гладкая, шероховатая), величине, цвету, расположению, запаху почек. Учить сравнивать ветки по определенным признакам. Воспитывать  интерес к наблюдениям.

Организация занятия. Поставить  на каждый стол по одной вазе с набором  веток. У воспитателя — набор  таких же веток.

Ход занятия. Спросить у детей,: какие деревья растут на участке? Какие кустарники они видели на участке? Как можно узнать летом березу, тополь, яблоню, сирень?

Далее объяснить цель занятия: «Сегодня я научу вас отличать березу, тополь, яблоню и сирень по веткам без листьев и цветов».

Показать детям ветки, стоящие перед ними в вазах. Дать задание: поднять названную воспитателем ветку, объяснить, как ее узнали. Подтвердить  правильные ответы. Дать возможность  всем воспитанникам отыскать такую  же ветку и показать ее.

Затем предложить положить на стол две ветки рядом (береза и  тополь) и ответить на вопросы: как  узнали, что это ветки березы, тополя? Какая поверхность коры на ощупь? Предложить осторожно согнуть  ветки: узнать, гибкие они или хрупкие. Сравнить их по толщине,: какая тоньше? Определить, одинаковые ли у них  почки. Если они разные, сказать, чем  отличаются. С помощью обследовательских  действий установить величину почек, их запах, цвет.

Далее предложить детям положить перед собой ветки яблони и  сирени, сравнить их между собой  и ответить, чем они отличаются (задание аналогично предшествующему). Предложить детям поставить ветки  в четыре вазы: в каждую — ветку одного вида. Дать задание: понаблюдать, какие ветки быстрее распустятся.

В заключение занятия прочитать  детям рассказ Н. М. Павловой «Зимняя  пирушка».

Длительное наблюдение. Содержание длительных наблюдений многообразно: рост и развитие растений, установление их основных изменений, развитие животных и птиц (попугай, канарейка, курица, кролик, кошка), сезонные наблюдения за неживой и живой природой и  т. д. Организуя длительное наблюдение, воспитатель должен знать основные этапы (стадии) роста и развития растения или животного. В соответствии с  ними наблюдение разбивается на систему  эпизодических. Каждое эпизодическое  наблюдение проводится, когда изменения  проявились у объекта достаточно ярко.

Воспитатель побуждает детей  каждый раз рассмотреть объект, сравнить его состояние с тем, что было раньше, определить признаки, по которым  изменение хорошо заметно. Запомнить  детям происходящие с объектом изменения  помогают рисунки, модели, гербарии, которые  показывают во время каждого эпизодического наблюдения. В итоге следует воспроизвести  весь цикл роста и развития объекта. Поэтому обязательно проводится заключительное наблюдение. Оно может  быть организовано в виде рассказов  детей: «Как у нас выросли бобы»  или «Что происходило с деревьями  в разные сезоны».

 

Наблюдение за ростом гороха (с детьми старшей  группы)

  Первое наблюдение за семенами гороха следует объединить с формированием знаний о необходимости влаги для прорастания семян. Каждый из детей получает несколько семян гороха. Воспитатель проводит их рассматривание, обращая внимание на величину горошин, их форму, цвет, характер поверхности, твердость. Детям предлагается зарисовать семя гороха в дневнике наблюдений.

Далее организуется опыт, объясняющий  детям необходимость влаги для  прорастания семян гороха. Семена гороха замачивают и ставят перед  детьми задачу: наблюдать за их изменением.

Следующее наблюдение проводится при появлении  проростков  на семенах.

Воспитатель предлагает сравнить сухие и проросшие семена. Обращает внимание на цвет и увеличение семян  в размере, появление проростков и т. д. Помогает установить связь  между изменениями, которые произошли, и наличием влаги. Предлагает детям  зарисовать все изменения. Организует посадку семян в почву и  дает задание: проследить, какие изменения  произойдут. Последующие наблюдения проводятся при появлении листьев, формировании взрослого растения, появлении  бутонов и цветков, и, наконец, плодов-стручков.

При каждом наблюдении воспитатель  вначале обращает внимание на то, какие изменения произошли. Затем помогает детям связать изменения со способами ухода за растением. С этой целью задает вопросы: что делать, чтобы горох хорошо рос? Зачем нужно подвязывать горох? Зачем рыхлить почву (поливать, пропалывать)? После каждого наблюдения следует зарисовать процесс роста и развития. Можно изготовить гербарий.

В заключительном наблюдении воспитатель помогает детям воспроизвести  весь цикл развития гороха от семени до нового семени. Детям предлагают разложить  картинки (рисунки) в том порядке, как рос горох, и рассказать о  последовательности изменений, которые  произошли.

Воспитатель стремится к  тому, чтобы обследовательские действия детей были осознанными. С этой целью  обследовательские действия используются для проверки полученных в ходе наблюдения впечатлений. Воспитатель с помощью  вопросов побуждает детей к осознанию  способа получения знаний: как  ты об этом узнал? Проверь. Широко используются трудовые действия, обеспечивающие формирование навыков и умений по уходу за растениями и животными. Хорошо, если воспитатель  загадывает детям загадки, читает стихи, рассказывает интересные истории, так  как все это способствует расширению знаний дошкольников. Особое место  среди педагогических методов и  приемов занимают вопросы поискового характера. Именно они помогают детям  понять взаимосвязь между наблюдаемыми явлениями природы. Заканчивается  наблюдение обобщением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

На этапе дошкольного  детства складывается начальное  ощущение окружающего мира: ребенок  получает эмоциональное впечатления  о природе, накапливает представления  о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются  первоосновы мышления, сознания, культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают культурой: понимают общие  для всех людей проблемы и беспокоятся  по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир, помогают наладить взаимоотношения  с ним.                                                                                                                                            В работе с дошкольниками по их воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.                                                                                                                      Рабата с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая  литература

 

  1. Ашиков В. Семицветик - программа культурно-экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 2.
  2. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. - 2002. - № 5.
  3. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. 2003. - №7.
  4. Николаева С. Ознакомление дошкольников с неживой природой // Воспитание дошкольников. - 2000. - №7.
  5. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дед. сада.: кн. для воспитателей дед. сада. - М.: Просвещение, 2004. - 208 с.
  6. Остапенко Е.Л. Формирование начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода наблюдения // http://www.student.bestfinds.ru/metodic-material.php?id=5572
  7. Рыжова Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 7.

Информация о работе Методика провидения длительных наблюдений со старшими дошкольниками