Методика провидения длительных наблюдений со старшими дошкольниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 18:08, реферат

Описание работы

Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие, активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, к сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы.
Включение разнообразных органов чувств в процесс наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания усвоились. Так как наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания, педагог должен регулировать его по времени, объему и содержанию

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3

Методика провидения длительных наблюдений со старшими дошкольниками……………………………………………………………4

Психические особенности внимания детей старшего возраста…….9

Организация длительного наблюдения……………………………….15

Методика проведения наблюдений разных видов…………………...18

Заключение…………………………………………………………………..23
Используемая литература………………………………………………….24

Файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 53.84 Кб (Скачать файл)

Суждения и умозаключения  о состоянии природы основываются на памяти, представлении, понятиях о  ней. Здесь важно сохранить в  памяти ребенок образы и явления, воспринятые природе, а также дать о них обобщенные знания. При этом необходимы яркие, наглядные представления, убедительные факты ипримеры. Используется способность старших дошкольников к наглядно-образному мышлению,т.е. обращение к уже имеющимся у них наглядных образов посредством « зрительных» представлений.

Эстетическое отношения  ребенка к природе вызывается совершенством, которое в ней  столь многообразно. С помощью  органов чувств и мышления, которые  находят опору в практической деятельности в любом объекте  и явлении природы под руководством или самостоятельно дети различают  форму и содержания, в их точной взаимосвязи и взаимодействии, способны понять, что совершенство в природе  выражает в высокой степени черты  и особенности конкретного рода, вида при условиях, необходимых для  его существования и развития. Эстетическое отношение ребенка  к природе, которое рождается  в процессе ощущения прекрасного-высшая духовная радость, которая требует  выхода в художественно-образное оформление. Так появляются яркие и самобытные рисунки и поделки из различных  материалов, в том числе и природных-как  образцы эстетического отношения  к воспринятой природе. Наблюдения показали, что на этом цель эстетического  отношения детей к природе  не прерывается она приобретает  новое звено отношения-действенно - практического (по охране), преобразовывающего (по созданию красоты непосредственно  в природе).

Художественное отражение  природы-следствие пробудившегося интереса к ней активного эстетического  познания, вызывает многие формы художественного  выражения красоты в природе. И надо помочь ребенку через искусство  глубже осознать свои мысли и чувства: поддержать эмоционально-творческое настроение, помочь увидеть прекрасное в природе  во всем его многообразии, способствовать радости от этой встречи, поддержать и поощрить желание выразить свои чувства и переживания в художественной форме, помочь отразить эстетические качества художественного образа природы (форму, линию, ритм, композицию (конструкцию), красоту цветосочетания) доступными изобразительными средствами, приветствовать в рисунке «ситуации», которых  раскрываются пространственные, логические взаимосвязи, взаимозависимости: причинные, целевые, временные, влияющие на эстетическую выразительность образов.

Необходимо помнить о  влиянии эмоций как движущей силе воображения и выразительности  детского творчества.

Роль эмоционального фактора, как своеобразно личностного  отношения к природе, в эстетико-экологическом  воспитании детей старшего дошкольного  возрасте чрезвычайно важна. Этот фактор играет важную оптимизирующую роль во всех необходимых процессах - восприятия, познания, мышления, отношения и  отображения. В эстетическом мышлении детей эмоции и чувства необходимы, ибо они способствуют более глубокому  пониманию и осознанию наблюдаемого, воодушевляют на творческое самовыражение.

Эмоциональный фактор чрезвычайно  необходим для педагогической организации  поиска и открытия прекрасного в  природе. Это благоприятное условие, обстоятельство, ситуация, а также  состояние, восхищаться красотой и  величием природы. Если любовь к природе  и восторг перед нею не приходят в детстве, то потом привить это  чувство эти эмоции почти невозможно.

Чрезвычайно важно наполнять  детскую душу яркими эмоционально-эстетическими  и нравственными впечатлениями, связанными с эстетической и экологией  природы. Здесь необходимо эмоционально верно ориентировать ребенка  в природе, создавать условия  для радостных встреч с прекрасным в этом мире красоты, пробуждать в  них светлые чувствования. Эмоциональный  фактор совершенствует эмоционально-эстетическое отношение старшего дошкольника  к природе, обогащает эмоционально-психологическую  сферу его морального сознания, формирует  эстетическую культуру. Эстетическое прозрение задается на всю жизнь. Поэтому эмоционально организованные «исследовательские походы и путешествия» в мир великой красоты природы  обязательны и необходимы для  полноценного развития личности старшего дошкольника.

Эстетико-экологическое  восприятие и познание, осмысление и суждение, их отражение происходят в той же системе-на эстетико-колонизированном содержании двух направлений: усиление эстетической ценности природы экологической  зависимостью; формирование элементарного  экологического мышления на основе эстетического  восприятия, наблюдения и понимания  природы во взаимосвязи с ее экологической  обусловленностью.

Разработка педагогических основ эстетико-экологического воспитания старших дошкольников средствами природы  в детском саду невозможна без  учета психолого-педагогических аспектов данного воспитания детей пред школьного  возрасте. В этой связи необходимо рассмотрение возрастных особенностей с выделением ключевых в исследуемом  процессе, таких психолого-педагогических аспектов, как восприятие природы, в  частности, эстетическое ее эстетическое познание, осмысление, а также эстетико-экологическое (познание, суждение, умозаключение), роль в этом эмоционального фактора.

 

 

 

 

 

3.Организация длительного наблюдения

 

Наблюдение — это  специально  организованное  воспитателем,  целенаправленное, более или менее длительное и  планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью  ним наблюдения может быть усвоение разных знаний — установление свойств  и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения  и развития объектов (растений, животных) сезонных явлений.

Для успешного достижения  поставленной  цели воспитатель  продумывает и  использует специальные  приемы, организующие, активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, к сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между,,, отдельными объектами и явлениями природы.

Включение разнообразных  органов чувств в процессе наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя  и детей, чтобы полученные знания усвоились. Так как наблюдение требует  сосредоточенности произвольного  внимания, педагог должен регулировать его по времени, объему и содержанию.

Метод наблюдения в ознакомлении детей с природой является основным. Необходимость и значение его  использования связаны, прежде всего, с характером знаний, доступных детям  дошкольного возраста. Основной запас  накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний — это представления, т. е. образы воспринятых им ранее  объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку  использовать его в практической и познавательной деятельности. А  для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за ее объектами.

Наблюдение позволяет  показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в  простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения  природных явлений доступны непосредственному  наблюдению, зримы. Познание связей и  отношений формирует элементы материалистического  миропонимания природы. Систематическое  использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач  умственного воспитания.

Наблюдение природы является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия  на детей. Воспитатель использует разные виды наблюдения. Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавания особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе. Используется и наблюдение, способствующее формированию представлений о росте и развитии растений и животных, сезонных изменениях в природе.

Часто в процессе наблюдения бывает необходимо установить целое  явление по отдельным его признакам. Например, определить по цвету, зрелый или незрелый плод; узнать по упавшему семени, какому дереву оно принадлежит, по следу — какое животное прошло, и т. д.

Наблюдение может проводиться  как с отдельными детьми, с небольшими группами (в 3—6 человек), так и со всей группой воспитанников. Это  зависит от цели и содержания наблюдения, а также задач, стоящих перед  воспитателем. Так, на занятии можно  наблюдать за животными и растениями, трудом взрослых. Работа с детьми в  этом случае организуется фронтально. На экскурсии наблюдение организуется со всеми детьми, с маленькими подгруппами  и с отдельными воспитанниками. В  уголке природы целесообразно проводить  наблюдение с отдельными детьми или  с небольшими подгруппами.

В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть индивидуальным, групповым  и фронтальным. В зависимости  от поставленных воспитателем целей  наблюдение бывает эпизодическим, длительным и итоговым (обобщающим).

Подготовка к наблюдению. Прежде всего, воспитатель определяет место наблюдения в системе предстоящей  работы по ознакомлению детей с природой, задачи (содержание знаний, умений и  навыков в соответствии с программой), которые с наибольшей полнотой могут  быть решены с помощью этого вида деятельности, Затем выбирает объект для наблюдения (растение, животное, объект неживой природы), который  должен быть для детей интересным и в то же время доступным для  восприятия.

Важно, чтобы растение или  животное было в хорошем состоянии, чистым, здоровым. Животных перед наблюдением  лучше не кормить. В этом случае они  более активны: хорошо едят, двигаются. Это обеспечит лучшее сосредоточение детей на объекте, вызовет интерес  к нему.

Воспитателю следует подготовить  все необходимые в ходе наблюдения предметы: миски с кормом и водой, тряпочки, щеточки, которыми пользуются во время ухода за животными. Наблюдение может проходить с использованием специальных приборов (термометр, лупа и т. д.). Необходимо продумать и  организацию детей: как разместить их, чтобы объект хорошо был виден  всем, чтобы можно было свободно подойти к нему и действовать  с ним — покормить, поиграть. Следует  предусмотреть и хорошее освещение 96 объекта. Лучше, если свет падает слева  или из-за спины (не слепит глаза).

При наблюдении за такими животными, как кролик, черепаха, следует на паркетный пол или пол из линолеума  постелить коврик (половичок), чтобы  животное передвигалось без труда. Пространство, в котором будет  находиться животное, нужно огородить.

Общие требования к организации  наблюдения. Каждый вид наблюдений требует своеобразного руководства со стороны воспитателя. Вместе с тем есть общие требования для проведения всех видов наблюдений.

1. Цель и задача наблюдения  должны быть поставлены четко  и конкретно. Во всех случаях  задача должна иметь познавательный  характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный  вопрос.

2. Для каждого наблюдения  воспитателю необходимо отбирать  небольшой круг знаний. Представления  об объектах природы формируются  у детей постепенно, в результате  многократных встреч с ними. Каждое  наблюдение должно давать детям  новые знания, постепенно расширяя  и углубляя первоначальные представления.

3. В организации наблюдений  следует предусматривать системность,  что обеспечит их взаимосвязь.  В результате у детей сформируется  полное, глубокое представление  об окружающей природе.

4. Наблюдение должно способствовать  развитию умственной и речевой  активности детей. Активизация  умственной деятельности достигается  разнообразными приемами: постановка  конкретной и доступной задачи  наблюдения, использование обследовательских  действий как способа наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание  результатов наблюдения, сравнение  одного объекта с другим, предъявление  вопросов разной степени сложности  (вопросы должны будить мысль  ребенка).

5. Наблюдение должно возбудить  интерес детей к природе, желание  как можно больше узнать о  ней.

6. Знания, полученные детьми  в процессе наблюдений, должны  закрепляться, уточняться, обобщаться  и систематизироваться с помощью  других методов и форм работы. Такими способами могут быть  рассказ воспитателя, чтение книги  о природе, рисование и лепка,  ведение календарей природы, беседы  об увиденном.

7. В результате каждого  наблюдения у детей должно  быть сформировано представление  или элементарное понятие о  том или ином объекте природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Методика проведения наблюдений разных видов.

 

Распознающее наблюдение. Руководство наблюдением складывается из подготовки воспитателя и детей, проведения самого наблюдения и закрепления, полученных детьми представлений.

Выбор объекта наблюдения осуществляется воспитателем в зависимости  от требований программы детского сада. При этом чтобы правильно отобрать доступные для наблюдения объекты, необходимо учитывать уровень развития наблюдательности у воспитанников данной группы. В выборе объектов воспитатель руководствуется и сроками наступления различных явлений в природе местного края. Далее педагог конкретизирует объем знаний, которые необходимо сформировать у детей в результате предстоящего, а также последующих (повторных) наблюдений.

Информация о работе Методика провидения длительных наблюдений со старшими дошкольниками