Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 18:08, реферат
Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие, активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, к сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы.
Включение разнообразных органов чувств в процесс наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания усвоились. Так как наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания, педагог должен регулировать его по времени, объему и содержанию
Введение………………………………………………………………………...3
Методика провидения длительных наблюдений со старшими дошкольниками……………………………………………………………4
Психические особенности внимания детей старшего возраста…….9
Организация длительного наблюдения……………………………….15
Методика проведения наблюдений разных видов…………………...18
Заключение…………………………………………………………………..23
Используемая литература………………………………………………….24
Суждения и умозаключения
о состоянии природы
Эстетическое отношения
ребенка к природе вызывается
совершенством, которое в ней
столь многообразно. С помощью
органов чувств и мышления, которые
находят опору в практической
деятельности в любом объекте
и явлении природы под
Художественное отражение
природы-следствие
Необходимо помнить о влиянии эмоций как движущей силе воображения и выразительности детского творчества.
Роль эмоционального фактора, как своеобразно личностного отношения к природе, в эстетико-экологическом воспитании детей старшего дошкольного возрасте чрезвычайно важна. Этот фактор играет важную оптимизирующую роль во всех необходимых процессах - восприятия, познания, мышления, отношения и отображения. В эстетическом мышлении детей эмоции и чувства необходимы, ибо они способствуют более глубокому пониманию и осознанию наблюдаемого, воодушевляют на творческое самовыражение.
Эмоциональный фактор чрезвычайно необходим для педагогической организации поиска и открытия прекрасного в природе. Это благоприятное условие, обстоятельство, ситуация, а также состояние, восхищаться красотой и величием природы. Если любовь к природе и восторг перед нею не приходят в детстве, то потом привить это чувство эти эмоции почти невозможно.
Чрезвычайно важно наполнять
детскую душу яркими эмоционально-эстетическими
и нравственными впечатлениями,
связанными с эстетической и экологией
природы. Здесь необходимо эмоционально
верно ориентировать ребенка
в природе, создавать условия
для радостных встреч с прекрасным
в этом мире красоты, пробуждать в
них светлые чувствования. Эмоциональный
фактор совершенствует эмоционально-эстетическое
отношение старшего дошкольника
к природе, обогащает эмоционально-
Эстетико-экологическое восприятие и познание, осмысление и суждение, их отражение происходят в той же системе-на эстетико-колонизированном содержании двух направлений: усиление эстетической ценности природы экологической зависимостью; формирование элементарного экологического мышления на основе эстетического восприятия, наблюдения и понимания природы во взаимосвязи с ее экологической обусловленностью.
Разработка педагогических основ эстетико-экологического воспитания старших дошкольников средствами природы в детском саду невозможна без учета психолого-педагогических аспектов данного воспитания детей пред школьного возрасте. В этой связи необходимо рассмотрение возрастных особенностей с выделением ключевых в исследуемом процессе, таких психолого-педагогических аспектов, как восприятие природы, в частности, эстетическое ее эстетическое познание, осмысление, а также эстетико-экологическое (познание, суждение, умозаключение), роль в этом эмоционального фактора.
3.Организация длительного наблюдения
Наблюдение — это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью ним наблюдения может быть усвоение разных знаний — установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных) сезонных явлений.
Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие, активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, к сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между,,, отдельными объектами и явлениями природы.
Включение разнообразных
органов чувств в процессе наблюдения
обеспечивает полноту и конкретность
формируемых знаний. Наблюдение необходимо
сопровождать точной речью воспитателя
и детей, чтобы полученные знания
усвоились. Так как наблюдение требует
сосредоточенности
Метод наблюдения в ознакомлении детей с природой является основным. Необходимость и значение его использования связаны, прежде всего, с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста. Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний — это представления, т. е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за ее объектами.
Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы. Познание связей и отношений формирует элементы материалистического миропонимания природы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.
Наблюдение природы является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей. Воспитатель использует разные виды наблюдения. Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавания особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе. Используется и наблюдение, способствующее формированию представлений о росте и развитии растений и животных, сезонных изменениях в природе.
Часто в процессе наблюдения бывает необходимо установить целое явление по отдельным его признакам. Например, определить по цвету, зрелый или незрелый плод; узнать по упавшему семени, какому дереву оно принадлежит, по следу — какое животное прошло, и т. д.
Наблюдение может проводиться
как с отдельными детьми, с небольшими
группами (в 3—6 человек), так и со
всей группой воспитанников. Это
зависит от цели и содержания наблюдения,
а также задач, стоящих перед
воспитателем. Так, на занятии можно
наблюдать за животными и растениями,
трудом взрослых. Работа с детьми в
этом случае организуется фронтально.
На экскурсии наблюдение организуется
со всеми детьми, с маленькими подгруппами
и с отдельными воспитанниками. В
уголке природы целесообразно
В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть индивидуальным, групповым и фронтальным. В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдение бывает эпизодическим, длительным и итоговым (обобщающим).
Подготовка к наблюдению. Прежде всего, воспитатель определяет место наблюдения в системе предстоящей работы по ознакомлению детей с природой, задачи (содержание знаний, умений и навыков в соответствии с программой), которые с наибольшей полнотой могут быть решены с помощью этого вида деятельности, Затем выбирает объект для наблюдения (растение, животное, объект неживой природы), который должен быть для детей интересным и в то же время доступным для восприятия.
Важно, чтобы растение или животное было в хорошем состоянии, чистым, здоровым. Животных перед наблюдением лучше не кормить. В этом случае они более активны: хорошо едят, двигаются. Это обеспечит лучшее сосредоточение детей на объекте, вызовет интерес к нему.
Воспитателю следует подготовить
все необходимые в ходе наблюдения
предметы: миски с кормом и водой,
тряпочки, щеточки, которыми пользуются
во время ухода за животными. Наблюдение
может проходить с
При наблюдении за такими животными, как кролик, черепаха, следует на паркетный пол или пол из линолеума постелить коврик (половичок), чтобы животное передвигалось без труда. Пространство, в котором будет находиться животное, нужно огородить.
Общие требования к организации наблюдения. Каждый вид наблюдений требует своеобразного руководства со стороны воспитателя. Вместе с тем есть общие требования для проведения всех видов наблюдений.
1. Цель и задача наблюдения
должны быть поставлены четко
и конкретно. Во всех случаях
задача должна иметь
2. Для каждого наблюдения
воспитателю необходимо
3. В организации наблюдений
следует предусматривать
4. Наблюдение должно
5. Наблюдение должно возбудить
интерес детей к природе,
6. Знания, полученные детьми
в процессе наблюдений, должны
закрепляться, уточняться, обобщаться
и систематизироваться с
7. В результате каждого
наблюдения у детей должно
быть сформировано
4.Методика проведения наблюдений разных видов.
Распознающее наблюдение.
Руководство наблюдением
Выбор объекта наблюдения осуществляется воспитателем в зависимости от требований программы детского сада. При этом чтобы правильно отобрать доступные для наблюдения объекты, необходимо учитывать уровень развития наблюдательности у воспитанников данной группы. В выборе объектов воспитатель руководствуется и сроками наступления различных явлений в природе местного края. Далее педагог конкретизирует объем знаний, которые необходимо сформировать у детей в результате предстоящего, а также последующих (повторных) наблюдений.
Информация о работе Методика провидения длительных наблюдений со старшими дошкольниками