Методика провидения длительных наблюдений со старшими дошкольниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 18:08, реферат

Описание работы

Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие, активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, к сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы.
Включение разнообразных органов чувств в процесс наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания усвоились. Так как наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания, педагог должен регулировать его по времени, объему и содержанию

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3

Методика провидения длительных наблюдений со старшими дошкольниками……………………………………………………………4

Психические особенности внимания детей старшего возраста…….9

Организация длительного наблюдения……………………………….15

Методика проведения наблюдений разных видов…………………...18

Заключение…………………………………………………………………..23
Используемая литература………………………………………………….24

Файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 53.84 Кб (Скачать файл)

Обобщающие занятия  позволяют  интенсивно развивать  интеллект  детей  - умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы.

Занятия комплексного типа решают разные задачи развития детей  и строятся на разных видах деятельности. Они особенно полезны в работе со старшими дошкольниками. Например, в конце осени проводится итоговое занятие, на котором формируется  представление об осеннем сезоне.

Первая часть занятия  решает познавательные задачи и развивает  интеллектуальные способности дошкольников. Воспитатель уточняет и обобщает представления детей об осени, выделяя  характерные ее особенности. Важную роль в этом процессе играет календарь  природы, который дети с воспитателем вели ежемесячно по одной неделе.

Вторая часть занятия  предполагает иные программные задачи и другой вид деятельности для  дошкольников. К занятию организуется специальная небольшая выставка на тему осени: репродукции, фотографии, пейзажи, натюрморты, графика, поделки.

Таким образом, специфической  чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами  природы, живое общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Исследователи выделяют четыре группы методов, использование которых  ведет к повышению уровня экологической  воспитанности детей, развитию экологической  направленности их личности, развитию познавательного интереса и как  следствие познавательных процессов  детей. Это метод создания и поддержания  необходимых условий для жизни  живых существ, наблюдение, метод  «отраженной природы», словесно-литературный метод.

  Формы экологического воспитания, влияющие на развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста, представляют собой некоторые типы занятий, где проводится обучение детей дошкольного возраста. Это занятия такого типа, как первично-ознакомительные, углубленно-познавательные,  обобщающие,  комплексные.

 

 

 

  1. Психические особенности внимания  детей старшего возраста

 

В основные компоненты эстетико-экологического воспитания в пред школьных группах  детского сада включаются: эмоционально - психологический настрой, азы эстетических знаний о природе, элементарная экологическая  информация, простейшие эстетико-экологические  знания, понятия, представления и  суждения, отражение эстетики и экологии природы в собственном творчестве, конкретно - тематическом общении, гуманно-эстическое отношение и поведение, деятельность на благо природы.

Старшие дошкольники приобщаются  к прекрасному в природе, познают  ее красоту, зависящую от окружающей среды, делают заключение о жизнеустойчивости, жизнеспособности наблюдаемого объекта  природы в данных условиях, общаются на эту тему, испытывают потребность  в изобразительно-творческом отражении  своих эстетико-экологических впечатлений, знаний, понятий и представлений, эстетико-экологических суждений. Перечисленные  компоненты эстетико-экологического воспитания старших дошкольников успешно реализуются  при условии учета психолого - возрастных особенностей детей и  определении психолого-педагогических подходов в этом процессе.

Психологические особенности  старшего дошкольного возраста. В  дошкольном возрасте происходит развитие личности, а именно таких ее важных сторон как эмоционально-мотивационная  регуляция, формирование основных личностных качеств (даже внутренней позиции), психологические  новообразования (в познавательных процессах восприятия, внимания, памяти, мышления, речи общения, проявлении индивидуальности). Соответственно этим сторонам личности у старшего дошкольника происходит развитие мотивов (познавательных учения, касающихся приобретения знаний, умений и навыков; самоутверждения, успеха, результата, самооценки, демонстрации своего достоинства, способностей, изобразительного действия, привлекательной деятельности; мотивов общения и деятельности) В этом возрасте дети способны к  самосознанию, руководствуются определенными  нравственными нормами, способны даже к нравственной само регуляции. Усиливается  процесс общения, наблюдения и подражания, особенно через систему поощрений. Важны и необходимы оценки поведения. Здесь особенное значение имеют  сюжетно-ролевые игры. Активизируется само регуляция, личностная и нравственная. Складывается определённая нравственная позиция. Наблюдается стремление к  признанию и одобрению, потребность  в достижении успехов, целеустремленность, самостоятельность, ответственность, чувство долга. Определяется отношение  к окружающим (не только в игровых  ситуациях, но и в реальной жизни). Старший дошкольник в состоянии  разумно объяснить свои поступки. У него формируются начала нравственного  самосознания и нравственной само регуляции  поведения. У старшего дошкольники  формируются личностные качества, самосознание, волевая регуляция поведения, «внутренние позиции», система отношений к себе, людям, окружающему миру. Внутренняя позиция-исходное начало для волевых качеств (независимости, настойчивости, самостоятельности, целеустремленности).Старший дошкольник склонен к самоанализу, к принятию на себя ответственности за то, что происходит вокруг, делает все возможное, чтобы добиться поставленной цели. Демонстрирует качества личности. Готов видеть в людях положительное, подражать им. Формируется характер, особенно такие важные качества личности, как инициативность, воля, независимость, самостоятельность (не только в играх, но и в жизни

«В старшем дошкольном возрасте ребенок обучается общаться, взаимодействовать с окружающими  людьми в совместной с ними деятельности, усваивает элементарные правила  и нормы группового поведения, усваивает  элементарные правила и нормы  группового поведения, что позволяет  ему в дальнейшем хорошо сходиться  с людьми налаживать с ними нормальные деловые и личные отношения» [3] Старший  дошкольных способен правильно оценить  себя, свои успехи, неудачи, личностные качества (в игре, учении, труде, общении). Особенно важно, что в старшем  дошкольном возрасте формируется эмоционально-психологическая, интеллектуально-творческая и познавательно-деятельностная сферы личности.

«Возрастные особенности  старших дошкольников» более  широко рассматривается психологическая  характеристика этого возраста, в  том числе в обобщенном виде, на основе чего, в целях их оптимального эстетико-экологического воспитания старших  дошкольников на вооружение берутся  следующие психологические особенности  данного вопроса: активность и непосредственность эмоций, яркая проявленность чувств; наблюдательность с выделением существенного, сравнением, обобщением, установлением  причинно-следственных связей, устойчивость внимания; обостренность о чуткости восприятия, его целенаправленность; хорошая память, управляемое мышление, его логичность; способность к  логической речи, рассуждению, умозаключению, логическому высказыванию своего мнения, к оценочному отношению; способность  к наглядно-образному мышлению, на основе которого формируются обобщенные знания; различие жанровых особенностей, форм и выразительно-изобразительных  средств литературы и искусства; способность и активность к художественному  творчеству, при этом чувство цвета, ритма, форма, композиции; индивидуальное самовыражение; способность к импровизации, сочинительству; любовь к игровой  ролевой деятельности, ее разнообразие, богатство содержания, в отчество, воображение, фантазия; познавательно-практическая деятельность, поисковая, «исследовательская»,; активность, инициатива, самоорганизация, дисциплина, культура деятельности, самоконтроль и самооценка; управляемость волевой  сферой, само регуляция; потребность  в общении, групповая солидарность, коллективизм; трудолюбие, труд для  других, уважение к труду, видение его результатов; планирование игры, занятий, труда; формированией, формирование нравственных принципов, норм поведения и отношений с окружающими

Психолого - педагогические аспекты восприятия природы, ее эстетического  познания и осмысления (мышления) роль в этом эмоционального фактора.

Эстетическое восприятие природы - эстетическое созерцание, целенаправленное и целостное восприятие объекта  или явления природы как эстетической ценности, которые сопровождаются эстетическим переживанием и суждением (По словарю  «Эстетика».-173,49-50).

Важно научить старшего дошкольника  содержательному восприятию природы, ее эстетическому видению, с положительным  переживанием и эмоциональным откликом. Главное-путем живого созерцания и  эмоционально-эстетического» видения» заставить заговорить о прекрасном в природе, его судьбе и приумножении. Для этого необходимо:

- непосредственному восприятию природы предварять необходимый багаж знаний подключением к нему уже имеющегося познавательного опыта; конечной целью при этом является возбуждение интереса и желание встречи с конкретно - прекрасным объектом и явлением в природе;

- целенаправленное воспитание чувства прекрасного в « реальном» эстетическом восприятии природы с рассуждением о ней, о ее обусловленности;

- управляемое восприятие объекта, явления природы, как конкретно-образные ощущения, так и целостное впечатление (с рассмотрением и осмысление с деталей, качеств и признаков до их единства в звучании гармонии композиционного целого), с рассуждением о том, при каких условиях и обстоятельствах нарушается эта гармония; объяснение процветания природы взаимосвязью,

взаимообусловленностью  и взаимовлиянием экологических  ситуаций, условий и структур в  целом;

- избирательное эстетическое  восприятие ребенком, отвечающее  его интересам, осторожно направляемое  педагогом на эстетико-экологическое  содержание этого восприятия;

- эстетическое отражение  восприятие природы во взаимосвязи  с экологической идеей в посильном  художественном творчестве.

Эстетико-экологическое  восприятие природы-своеобразный познавательный процесс, в результате которого рождается  целостный эстетический «образ»  объекта, явления природы и умозаключение  о его экологическом благополучии. Этот процесс требует развития остроты  зрения, слуха, обоняния, осязания и  особенно эстетического переживания, мышления, ориентирующихся на эстетического  чувство природы, на определение  эстетических особенностей и свойств  целостного эстетического « образа»  природы, а также - экологических  знаний и практического опыта  в этой области.

Природа как специфический  предмет эстетического познания требует особых методов ее освоения и тончайших приемов эмоционально - психологического влияния на ребенка.

Знания детей о природе, ее эстетике возникают первоначально  в виде эстетических образов, ощущений и восприятий, затем перерабатываются в сознании в эстетические представления  и понятия и сохраняются в  памяти. Такие знания организуют природой. Элементарные знания о природе вообще, ее эстетике поднимают практику эстетического  восприятия, осмысления и отражения  природе на более высокий уровень  осознанности, повышают уверенность  старшего дошкольника в этом процессе.

Красоте в природе требует  знания законов природы: соответствия формы содержанию, закона меры, гармонии, закона выразительности, что в доходчивой форме необходимо довести до сознания воспитанников. Дошкольникам старшего возраста известны элементарные знания о причинах явлений (дождь, снег, периоды  суток, разные времена года, отдельные  состояния и стихии природы и  т. п.), они знают и наблюдают  красоту во всем, например, в хмуром небе-воде-земле, весеннем цветении, в  строении листьев, в пении птиц, окраске  цветов и т.д. Имеют представление  об основных экологических балансах в природе, могут осмыслить взаимосвязь  эстетического в природе с  экологическим (по следам ярких примеров). Эстетические знания о природе приобретаются  не только в общении с нею, а  также посредством ее изучения в  художественном отражении и фольклоре. В литературе и искусстве, в кино и на телеэкране. Во всем этом главное-мышление.

Мышление-не только неразрывно связанный с речью пси химический процесс открытия старшим дошкольников в природе нового, но и процесс  опосредованного и обобщенного  отражения природы в ходе ее познания. Возникает на основе непосредственного  общения с природной, из чувственного познания. Это-отражения воспринимаемого  объекта, явления природы. В мышлении о природе подключается процесс  эмоциональных и волевых сторон личности ребенка. Первое достигается  побуждением и мотивом; второе-достижением  поставленной цели.

В старшем дошкольном возрасте дети способны к таким формам мыслительного  процесса, как суждение и умозаключение. Эстетико-экологическое мышления требует  управляемого мышления по установлению связи между эстетикой природы  и экологией. Ребёнок должен высказать  свое мнение по поводу критического мира, находящихся на грани вымирания, высказать свое отношение к такому явлению и убедить товарища, окружающих в своем мнении, приводя другие, уже известные ему факты. Кроме  того, старшему дошкольнику необходимо сделать вывод из этих же данных и фактов - умозаключение о последствиях варварского отношения к природоведе  естественной красоте.

Информация о работе Методика провидения длительных наблюдений со старшими дошкольниками