Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 18:08, реферат
Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие, активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, к сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы.
Включение разнообразных органов чувств в процесс наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания усвоились. Так как наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания, педагог должен регулировать его по времени, объему и содержанию
Введение………………………………………………………………………...3
Методика провидения длительных наблюдений со старшими дошкольниками……………………………………………………………4
Психические особенности внимания детей старшего возраста…….9
Организация длительного наблюдения……………………………….15
Методика проведения наблюдений разных видов…………………...18
Заключение…………………………………………………………………..23
Используемая литература………………………………………………….24
Обобщающие занятия позволяют интенсивно развивать интеллект детей - умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы.
Занятия комплексного типа решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Они особенно полезны в работе со старшими дошкольниками. Например, в конце осени проводится итоговое занятие, на котором формируется представление об осеннем сезоне.
Первая часть занятия решает познавательные задачи и развивает интеллектуальные способности дошкольников. Воспитатель уточняет и обобщает представления детей об осени, выделяя характерные ее особенности. Важную роль в этом процессе играет календарь природы, который дети с воспитателем вели ежемесячно по одной неделе.
Вторая часть занятия предполагает иные программные задачи и другой вид деятельности для дошкольников. К занятию организуется специальная небольшая выставка на тему осени: репродукции, фотографии, пейзажи, натюрморты, графика, поделки.
Таким образом, специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, живое общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Исследователи выделяют четыре группы методов, использование которых ведет к повышению уровня экологической воспитанности детей, развитию экологической направленности их личности, развитию познавательного интереса и как следствие познавательных процессов детей. Это метод создания и поддержания необходимых условий для жизни живых существ, наблюдение, метод «отраженной природы», словесно-литературный метод.
Формы экологического воспитания, влияющие на развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста, представляют собой некоторые типы занятий, где проводится обучение детей дошкольного возраста. Это занятия такого типа, как первично-ознакомительные, углубленно-познавательные, обобщающие, комплексные.
В основные компоненты эстетико-экологического
воспитания в пред школьных группах
детского сада включаются: эмоционально
- психологический настрой, азы эстетических
знаний о природе, элементарная экологическая
информация, простейшие эстетико-экологические
знания, понятия, представления и
суждения, отражение эстетики и экологии
природы в собственном
Старшие дошкольники приобщаются
к прекрасному в природе, познают
ее красоту, зависящую от окружающей
среды, делают заключение о жизнеустойчивости,
жизнеспособности наблюдаемого объекта
природы в данных условиях, общаются
на эту тему, испытывают потребность
в изобразительно-творческом отражении
своих эстетико-экологических
Психологические особенности
старшего дошкольного возраста. В
дошкольном возрасте происходит развитие
личности, а именно таких ее важных
сторон как эмоционально-
«В старшем дошкольном
возрасте ребенок обучается общаться,
взаимодействовать с
«Возрастные особенности
старших дошкольников» более
широко рассматривается
Психолого - педагогические аспекты восприятия природы, ее эстетического познания и осмысления (мышления) роль в этом эмоционального фактора.
Эстетическое восприятие
природы - эстетическое созерцание, целенаправленное
и целостное восприятие объекта
или явления природы как
Важно научить старшего дошкольника содержательному восприятию природы, ее эстетическому видению, с положительным переживанием и эмоциональным откликом. Главное-путем живого созерцания и эмоционально-эстетического» видения» заставить заговорить о прекрасном в природе, его судьбе и приумножении. Для этого необходимо:
- непосредственному восприятию природы предварять необходимый багаж знаний подключением к нему уже имеющегося познавательного опыта; конечной целью при этом является возбуждение интереса и желание встречи с конкретно - прекрасным объектом и явлением в природе;
- целенаправленное воспитание чувства прекрасного в « реальном» эстетическом восприятии природы с рассуждением о ней, о ее обусловленности;
- управляемое восприятие объекта, явления природы, как конкретно-образные ощущения, так и целостное впечатление (с рассмотрением и осмысление с деталей, качеств и признаков до их единства в звучании гармонии композиционного целого), с рассуждением о том, при каких условиях и обстоятельствах нарушается эта гармония; объяснение процветания природы взаимосвязью,
взаимообусловленностью и взаимовлиянием экологических ситуаций, условий и структур в целом;
- избирательное эстетическое
восприятие ребенком, отвечающее
его интересам, осторожно
- эстетическое отражение
восприятие природы во
Эстетико-экологическое
восприятие природы-своеобразный познавательный
процесс, в результате которого рождается
целостный эстетический «образ»
объекта, явления природы и
Природа как специфический
предмет эстетического познания
требует особых методов ее освоения
и тончайших приемов
Знания детей о природе, ее эстетике возникают первоначально в виде эстетических образов, ощущений и восприятий, затем перерабатываются в сознании в эстетические представления и понятия и сохраняются в памяти. Такие знания организуют природой. Элементарные знания о природе вообще, ее эстетике поднимают практику эстетического восприятия, осмысления и отражения природе на более высокий уровень осознанности, повышают уверенность старшего дошкольника в этом процессе.
Красоте в природе требует знания законов природы: соответствия формы содержанию, закона меры, гармонии, закона выразительности, что в доходчивой форме необходимо довести до сознания воспитанников. Дошкольникам старшего возраста известны элементарные знания о причинах явлений (дождь, снег, периоды суток, разные времена года, отдельные состояния и стихии природы и т. п.), они знают и наблюдают красоту во всем, например, в хмуром небе-воде-земле, весеннем цветении, в строении листьев, в пении птиц, окраске цветов и т.д. Имеют представление об основных экологических балансах в природе, могут осмыслить взаимосвязь эстетического в природе с экологическим (по следам ярких примеров). Эстетические знания о природе приобретаются не только в общении с нею, а также посредством ее изучения в художественном отражении и фольклоре. В литературе и искусстве, в кино и на телеэкране. Во всем этом главное-мышление.
Мышление-не только неразрывно
связанный с речью пси
В старшем дошкольном возрасте
дети способны к таким формам мыслительного
процесса, как суждение и умозаключение.
Эстетико-экологическое
Информация о работе Методика провидения длительных наблюдений со старшими дошкольниками