Методика работы с картами на уроках истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 09:06, реферат

Описание работы

При работе с картами следует учесть, что учащимся бывает сложно соотнести общую и тематическую карты. Поэтому на уроке в начале изучения темы следует иметь две карты, показывающие местоположение того или иного объекта (государства) на общей карте, например карте мира, а потом уже на тематической. Применение карт целесообразно с использованием разных видов наглядности, например аппликаций

Содержание работы

1 Особенности использования картографических материалов в процессе обучения истории
1.1 Особенности использования картографических материалов в процессе обучения истории
1.2 Использование картографического материала в процессе обучения истории
2 Понятие и методы использования исторической карты в процессе обучения истории
2.1 Историческая карта как условно-географическое пособие
2.2 Основные приемы работы с картографическим материалом в обучении истории
2.2.1 Методы работы с настенной картой
2.2.2 Методы работы с картосхемами
2.2.3 Методы работы с контурной картой
2.2.4 Разработка урока с использованием исторических карт

Файлы: 1 файл

ксюша.docx

— 63.87 Кб (Скачать файл)

 

План:

1 Особенности  использования картографических  материалов в процессе обучения  истории

    1. Особенности использования картографических материалов в процессе обучения истории
    2. Использование картографического материала в процессе обучения истории
  1. Понятие и методы использования исторической карты в процессе обучения истории
    1. Историческая карта как условно-географическое пособие
    2. Основные приемы работы с картографическим материалом в обучении истории
      1. Методы работы с настенной картой
      2. Методы работы с картосхемами
      3. Методы работы с контурной картой
      4. Разработка урока с использованием исторических карт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ

    

      Исторические события происходят как во времени, так и в пространстве. Лишь в связи с определенными пространственными условиями могут быть поняты многие исторические события. Отнесение событий к конкретному пространству и описание географической среды, в которой оно произошло, называется локализацией.

       Локальность исторических событий изучается при помощи таких схематических пособий, как исторические карты, планы местности, картосхемы. Все они применяются для демонстрационных целей и помогают выявить связи между историческими событиями, их сущность и динамику. Схематические пособия применяются как источник исторических знаний и как средство их систематизации. Особое место занимают контурные карты, помогающие в усвоении исторического материала.

     В отличие от других наглядных пособий, например учебных картин, карты не дают конкретизированного наглядного представления о событиях, а лишь воспроизводят пространственно-временные структуры, используя абстрактный язык символов.

     Исторические карты создаются на географической основе и представляют собой уменьшенные обобщенные образно-знаковые изображения исторических событий или периодов. Изображения даются на плоскости в определенном масштабе с учетом пространственного расположения объектов. Карты в условной форме показывают размещение, сочетания и связи исторических событий и явлений, отбираемых и характеризуемых в соответствии с назначением данной карты.

 

 

       1.1   Особенности   использования   картографических   материалов   в процессе обучения истории

    Современный     этап     развития     картографической     науки,     требования, предъявляемые современным обществом к картографической подготовке выпускников общеобразовательных учреждений Российской Федерации, предопределили необходимость разработки усовершенствованной системы картографических знаний и умений в школьной истории. В качестве главных ориентиров при разработке содержания данной системы необходимо рассматривать основные положения работ выдающихся картографов, в первую очередь А.М. Берлянта, посвященных школьной картографии, а методика формирования картографических знаний и умений должна опираться на накопленный богатейший опыт методистов - картографов: В.П. Буданова, Н.М. Яковлева, Г.Ю. Грюнберга, М.В. Студеникина, и др., а также исследования, направленные на разработку приемов учебной работы с картами на уроках истории.

      Исторические события происходят как во времени, так и в пространстве. Лишь в связи с определенными пространственными условиями могут быть поняты многие исторические события. Отнесение событий к конкретному пространству и описание географической среды, в которой оно произошло, называется локализацией.

     Локальность исторических событий изучается при помощи таких схематических пособий, как исторические карты, планы местности, картосхемы. Все они применяются для демонстрационных целей и помогают выявить связи между историческими событиями, их сущность и динамику. Схематические пособия применяются как источник исторических знаний и как средство их систематизации. Особое место занимают контурные карты, помогающие в усвоении исторического материала.

     В отличие от других наглядных пособий, например учебных картин, карты не дают конкретизированного наглядного представления о событиях, а лишь воспроизводят пространственно-временные структуры, используя абстрактный язык символов.

     Исторические карты создаются на географической основе и представляют собой уменьшенные обобщенные образно-знаковые изображения исторических событий или периодов. Изображения даются на плоскости в определенном масштабе с учетом пространственного расположения объектов. Карты в условной форме показывают размещение, сочетания и связи исторических событий и явлений, отбираемых и характеризуемых в соответствии с назначением данной карты [8, с. 14].

   Исторические карты отличаются от географических. Привычные учащимся цвета географических карт получают иное значение на исторических картах. Зеленым цветом показывают не только низменности, но и оазисы, а также древнейшие районы земледелия и скотоводства. Другая особенность исторических карт - раскрытие динамики событий и процессов. На географической карте все статично, а на исторической легко увидеть возникновение государств и изменение их территорий или пути движения войск, торговых караванов и т.д. Передвижения людей на карте показывают цельные и прерывистые стрелки; военные удары - стрелки с более коротким древком и широким основанием; места сражений - скрещенные мечи, районы восстаний - точки.

     Исторические карты подразделяются по охвату территории (мировые, материковые, карты государств); по содержанию (обзорные, обобщающие и тематические); по своему масштабу (крупномасштабные, средне- и мелкомасштабные). На обобщающих картах в пределах определенного места и времени отражены все основные события и явления, предусмотренные разделами школьной программы и Госстандарта. В названии указано место и время событий. Обзорные карты показывают события определенного периода.

    Обобщающие карты конкретизируют и более подробно раскрывают карты тематические. Последние так названы, потому что на них отражены события и явления, учебных тем. На географическом фоне тематических карт отображены отдельные события или стороны исторического процесса. Эти карты разгружены от обозначений, не имеющих отношения к теме. На них более подробно, ярко и красочно представлены фрагменты важнейших событий и явлений обобщающих карт.

     При работе с картами следует учесть, что учащимся бывает сложно соотнести общую и тематическую карты. Поэтому на уроке в начале изучения темы следует иметь две карты, показывающие местоположение того или иного объекта (государства) на общей карте, например карте мира, а потом уже на тематической. Применение карт целесообразно с использованием разных видов наглядности, например аппликаций [4, с.12].

     В старших классах, карта, выполняет роль источника исторических знаний, поэтому и задания учащихся должны иметь более глубокий, аналитический характер. Целесообразно применение проблемных заданий по карте. Исторические события происходят как во времени, так и в пространстве. В истории пространственно-временные связи «выражаются в утверждениях, что после такого-то события в таком-то месте произошло нечто, что такие-то события имели место в то же самое время в других местах или какой-то процесс продолжается в какой-то стране (месте) столько-то лет» [7, с.41].

        Лишь в связи с определенными пространственными условиями могут быть поняты многие исторические события. Отнесение событий к конкретному пространству и описание географической среды, в которой оно произошло, называется локализацией. Так, значение рек как путей сообщения в Древней Руси ученики поймут лишь в том случае, если им объяснить, что Восточно-Европейская равнина была покрыта непроходимыми лесами и болотами.

    Таким образом, использование исторических карт в обучении истории имеет некоторые особенности. Локальность исторических событий изучается при помощи таких схематических пособий, как исторические карты, планы местности, картосхемы. Все они применяются для демонстрационных целей и помогают выявить связи между историческими событиями, их сущность и динамику.

    Исторические карты создаются на географической основе и представляют собой уменьшенные обобщенные образно-знаковые изображения исторических событий или периодов. Изображения даются на плоскости в определенном масштабе с учетом пространственного расположения объектов. Карты в условной форме показывают размещение, сочетания и связи исторических событий и явлений, отбираемых и характеризуемых в соответствии с назначением данной карты.

 

      1.2 Использование картографического материала в процессе обучения истории

    Учить школьников работать с картографическим материалом необходимо из урока в урок, используя карты, как настенные демонстрационные, так и предназначенные для индивидуальной работы (карты в приложениях к учебнику и в специальных атласах). Большинство карт в атласах, в том числе и по новой истории, носит тематический характер. Отдельные территории или важные события и явления как бы выделены из обзорных карт и представлены крупным планом: «Китай и Япония в конце XIX - начале XX в.», «Революция в Китае в 1911-1913 гг.», «Подъем национально-освободительного движения в странах Ближнего и Среднего Востока и в Индии в начале XX века», «Национально-освободительная борьба в Африке в конце ХIХ-начале XX в.» и др. Естественно, что нагрузка на всех этих тематических картах сравнительно невелика, что позволит учащимся досконально разобраться в их содержании.

    Задания, связанные с картографическим материалом, могут носить довольно разнообразный характер. Предметом анализа может стать внешняя политика главных капиталистических стран, национально-освободительные движения, расстановка сил воюющих государств, ход военных действий, территориальные изменения по мирным договорам, революционные события и т.п.

   Приступая к работе с картой, учитель напомнит учащимся о роли легенды. На каком-нибудь конкретном примере он покажет, как можно анализировать карту, используя ее сугубо картографический материал для характеристики исторических событий и явлений.

   После объяснения на уроке по настенной карте преподаватель даст на дом задание, предусматривающее активную работу по карте атласа. Задания должны носить такой характер, чтобы проведенный анализ был отчетливо виден при ответе.

    Поскольку карты атласов не дублируют настенные, то выполнение домашнего задания потребует от учащихся определенного переноса знаний, полученных на уроке. Отвечая на следующем занятии, они используют настенную карту, и таким образом перенос знаний совершается вторично [Аппарович, с.65].

    Карты атласов, снабженные вопросами и заданиями, могут служить своеобразным раздаточным пособием.

    Приведем примеры работы с картами по разным проблемам курса. Во всех случаях вопросы и задания будут направлены на формирование умений, предусмотренных усовершенствованной программой.

    Возьмем вопрос об образовании Германской империи (тема «Германия в конце ХIХ - начале XX века»). По программе объединение Германии изучается в курсе новой истории VIII класса. В IХ классе в подготовительном повторении к уроку «Образование Германской империи. Экономическое развитие Германии» учащимся предлагается вспомнить, как происходило объединение страны. Учитель может уточнить это задание и дополнить его анализом картографического материала: в атласе по новой истории для VIII класса рассмотрите карту «Объединение Германии». Используя ее содержание, вспомните основные этапы ее объединения. Помогает ли карта ответить на вопрос, каким путем это происходило? Какой конкретной информацией на карте можно воспользоваться для этого? Докажите свою мысль.

   Это задание требует тщательного анализа картографического материала. Ведь на самой карте нет непосредственных указаний на этапы объединения Германии. На ней показано следующее: территория Пруссии к 1864 г., ее захваты в 1864-1866 гг., территория Северогерманского союза, образовавшегося в 1866-1867 гг. под главенством Пруссии, границы Германской империи, образованной в 1871 г., стрелками обозначены наступления прусских войск в ходе войн с Данией, Австрией и Францией. Карта позволяет судить также о большом количестве мелких и крупных государств, существовавших в Германии, о том, что они постепенно входили в единое государственное объединение.

    Только в ходе анализа всех этих данных учащиеся смогут сказать о том, что в 1864 г. Пруссия вместе с Австрией вела войну против Дании, а в 1866 г. воевала с Австрией, что в результате поражения обеих стран был осуществлен важнейший этап объединения Германии - образовался Северогерманский союз. А присоединение к нему Южногерманских государств и создание Германской империи стало возможно только после того, как был нанесен сокрушительный удар по Франции, которая препятствовала объединению Германии.

    Из такого анализа картографического материала вытекает ответ и на вторую часть задания относительно того, помогает ли карта представить пути объединения Германии. Показанный одинаковыми стрелками ход наступлений Пруссии во всех войнах и служит той конкретной информацией, которая помогает понять, что Германия объединялась «железом и кровью». Так картографический материал служит раскрытию сущности исторического процесса [Аппарович, с.66].

    Особое внимание должно быть уделено внешней политике Германии, которая со времени образования империи, чрезвычайно активизировалась, и стала носить, откровенно, захватнический характер (урок «Внутренняя и внешняя политика Германской империи в конце XIX - начале XX в.»).          Рассматривая основные этапы и направления внешней политики Германии, учитель может максимально использовать настенную карту «Территориально-политический раздел мира с 1876 по 1914 г.». Одновременно организуется аналитическая работа по картам атласа с тем, чтобы учащиеся самостоятельно начали выявлять причины, развязанной Германией первой мировой войны как войны империалистической, целью которой была борьба за передел мира.

Информация о работе Методика работы с картами на уроках истории