Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 09:06, реферат
При работе с картами следует учесть, что учащимся бывает сложно соотнести общую и тематическую карты. Поэтому на уроке в начале изучения темы следует иметь две карты, показывающие местоположение того или иного объекта (государства) на общей карте, например карте мира, а потом уже на тематической. Применение карт целесообразно с использованием разных видов наглядности, например аппликаций
1 Особенности использования картографических материалов в процессе обучения истории
1.1 Особенности использования картографических материалов в процессе обучения истории
1.2 Использование картографического материала в процессе обучения истории
2 Понятие и методы использования исторической карты в процессе обучения истории
2.1 Историческая карта как условно-географическое пособие
2.2 Основные приемы работы с картографическим материалом в обучении истории
2.2.1 Методы работы с настенной картой
2.2.2 Методы работы с картосхемами
2.2.3 Методы работы с контурной картой
2.2.4 Разработка урока с использованием исторических карт
На основании содержания карты «Раздел мира...» и схемы Багдадской железной дороги (учебник, с. 54) ответьте на вопросы: в какой район мира устремились германские империалисты в 90-х гг. ХГХ в.? Почему? Какая роль в осуществлении захватнических планов отводилась Багдадской железной дороге? Какое экономическое значение для немецких промышленников и банков могла бы она иметь? Между какими империалистическими государствами вырисовываются противоречия на основе анализа карты и схемы? Возможно ли, было в создавшейся ситуации разрешить их мирным путем? Почему? [Аппарович, с.66].
Анализ картографического материала даст возможность учащимся более осознанно понять, почему основным направлением внешней политики Германии стал «натиск на Восток». Она, прежде всего, стремилась проникнуть в славянские страны Балканского полуострова, на Украину. Кроме того, здесь недалеко была Индия - жемчужина Британской короны. Отсюда и противоречия между Германией, с одной стороны, и Россией и Англией, с другой.
В ходе изучения английской колониальной политики вопросы и задания могут быть такими: рассмотрите в атласе карту «Раздел мира империалистическими державами. Начало борьбы за передел мира». Какими территориями, и в каких частях света владела Англия к началу 70-х гг. XIX в.? Сравните размеры территории Англии и принадлежавших ей владений. Сделайте выводы.
Учащиеся убедятся в том, насколько велика была Британская колониальная империя, в которой только ничтожная часть территории принадлежала самой метрополии.
Для анализа внешней политики Англии в конце XIX - начале XX в. можно предложить несколько вариантов вопросов и заданий.
В первом варианте внешняя политика Англии рассматривается по географическим районам:
1. Используйте карты атласа «Раздел мира империалистическими державами. Начало борьбы за передел мира», «Подъем национально-освободительного движения в странах Ближнего и Среднего Востока и в Индии в начале XX века» и схему Багдадской железной дороги. На основе их анализа охарактеризуйте внешнюю политику Англии на Ближнем и Среднем Востоке. С интересами, каких стран сталкивались здесь интересы Англии? Кто был в этом районе ее главным соперником? Какие действия против него предпринимала Англия?
2. Каковы были цели внешней политики Англии в Африке? С какими странами приходилось ей сталкиваться? Кто был главным противником? Какие меры принимала Англия, чтобы обеспечить свободу колониальных захватов? Охарактеризуйте колониальную политику Англии на юге африканского континента. Каковы были ее результаты?'
Во втором варианте предлагается проследить отношения Англии с иными государствами - партнерами или противниками по колониальным захватам.
1. Используйте карты «Раздел мира империалистическими державами. Начало борьбы за передел мира», «Подъем национально-освободительного движения в странах Ближнего и Среднего Востока и в Индии в начале XX века» и схему Багдадской железной дороги. Проанализируйте противоречия между Англией и Россией, Англией и Германией на Ближнем и Среднем Востоке. Какая из этих стран представляла для нее большую опасность? Почему? Охарактеризуйте соглашение, заключенное Англией с одной из стран в целях борьбы с главным противником.
2. Чем объяснялись столкновения между Англией и Францией на африканском континенте? Как были урегулированы их отношения? Почему?
В третьем варианте можно предложить учащимся проанализировать внешнюю политику Англии с более общих позиций: используя эти же карты и схему, определите, в каких районах мира Англия особенно активизировала свою захватническую политику. Какие территории она приобрела с начала 70-х гг. XIX в. до 1914 г.? С интересами, каких стран сталкивались интересы Англии? Кто был ее главным противником в каждом отдельном случае? Какие соглашения и с кем заключала Англия? Какая расстановка сил в будущей мировой войне вырисовывается на основании этих соглашений?
Выполняя любой из этих вариантов заданий, учащиеся должны подходить к работе самостоятельно, поскольку в учебнике этот материал рассматривается в иной логической последовательности. В результате они усвоят, что, считая Германию главным противником, Англия разрешила споры с Францией и Россией. По англо-французскому соглашению 1905 г. Франция признавала господствующее положение Англии в Египте, а Англия больше не препятствовала захвату Францией Марокко. По англо-русскому договору 1907 г. Иран был разделен на «сферы влияния». В результате этих соглашений была создана Антанта, что явилось важным этапом в подготовке к войне против Германии и ее союзников [Аппарович, с.67].
Таким образом, в старших классах понять соотношение неизменного и поддающегося трансформации позволяет именно сравнение нескольких карт, изображающих одну и ту же территорию в одном и том же масштабе, но в различных исторических условиях. Учащиеся убеждаются, что существуют различные способы и приемы картографического изображения исторических событий. Карта отражает вполне определенные взгляды на историю конкретных групп людей или даже целых народов тех или иных государств.
Карта, в старших классах, выполняет роль источника исторических знаний, поэтому и задания учащимся должны иметь более глубокий, аналитический характер. Целесообразно применение проблемных заданий по карте.
2 ПОНЯТИЕ И МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ КАРТЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ
Применяя наглядность, преподаватель вносит в обучение чрезвычайно важный момент - живое созерцание, которое, как известно, является, в конечном счете, исходной ступенью всякого познания. Оно строится не на отвлечённых представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых обучаемым. При словесном описании на уроках истории событий и явлений прошлого в подавляющем числе случаев не имеется возможности опереться на непосредственное наблюдение учащимися предметов описания или повествования потому, что это явление уже прошедшее, недоступное живому, непосредственному восприятию обучаемых. Поэтому их исторические представления, созданные методом внутренней наглядности, неизбежно будут расплывчаты, неточны, не вполне адекватны исторической действительности.
В обучении истории никакие средства художественного рассказа, никакая образность изложения не могут создать у учащихся таких точных и конкретных представлений о прошлом, какие возникают при восприятии изучаемых предметов или их изображений.
Особый вид наглядности представляет условная наглядность, т.е. выражение исторических явлений на языке условных знаков. Сюда относятся карты, схематические планы, схемы, диаграммы, графики
2.1 Историческая карта как условно-графическое пособие
Исторические карты относятся к аналитическим средствам наглядности и способствуют созданию образа-представления между субъектами истории в историческом явлении.
Историческая карта «изображает поверхность Земли или ее часть на плоскости в уменьшенном и обобщенном виде и отражает особенности природы и общества в какой-либо момент, обычно предшествующий современности». Школьная историческая карта, будучи разновидностью исторической карты вообще, служит для наглядного пространственного изображения тех событий, явлений и процессов, знакомство с которыми осуществляется в рамках преподавания истории. Основная функция таких карт - пространственная локализация, некогда произошедшего. Исторические карты способствуют и временной «локализации», однако для этой цели удобнее хронологические таблицы или «ленты времени» [16, с.50].
Так, с помощью карты ученики класса усваивают, почему пашенное земледелие раньше возникло в странах Древнего Востока, почему в Афинском государстве очень рано получили развитие ремесла и мореплавание. В VII классе карта помогает ученикам понять, почему Москва стала экономическим, политическим и культурным центром Русского государства.
По содержанию исторические карты принято делить на основные, или обзорные, дополнительные, или тематические. Основные карты, например «Русское государство в XV в.», отражают все важнейшие исторические события и явления данного времени в определенных природных условиях. Тематические карты охватывают более узкий круг событий. Например карта «Русско-японская война 1904-1905 гг.» показывает на определенной местности только те события, которые раскрывают причины, ход и результаты войны. На практике обзорные и тематические карты используются в тесной связи, так как взаимно дополняют друг друга [18, с. 118].
В преподавании истории используются различные виды карт.
Настенная историческая карта. Это школьная карта в самом прямом смысле термина, так как используется она только в школах или в других учебных заведениях. Из-за своего размера она применяется в первую очередь в демонстрационных целях. Настенные карты обычно изображают относительно большие пространства, содержат сведения о довольно длительных исторических периодах и о различных аспектах исторического процесса. С дидактической точки зрения основное назначение настенной карты - способствовать проведению обзорных занятий (или обзорных элементов урока). Настенные карты могут содержать и дополнительные карты (карты-врезки), посвященные отдельным темам или каким-либо подробностям [16, с.50].
Карта в историческом атласе. Исторический атлас - это собрание расположенных по хронологическому принципу карт и карт-врезок, как обзорных, так и детализированных. В отличие от настенных карт атласы используются не только в школе, не только в процессе обучения. Школьные атласы, как и любые другие, играют роль справочных изданий. В некоторых исторических атласах наряду с картами содержатся картинки, таблицы, диаграммы, текстовая и хронологическая информация. Наряду с историческими атласами, карты которых посвящены основным событиям с древности до наших дней, существуют и иные, предназначенные именно для школы и связанные с какой-то определенной темой.
Карта в учебнике. Она, в отличие от карты в атласе, является дополнением к тексту и другим элементам учебника. Поэтому она обычно содержит не слишком обширную информацию и призвана иллюстрировать текст. Использование таких карт представляется целесообразным не только по причинам экономии; школьникам легче читать именно карты в учебнике.
Карта-диапозитив. Такие карты существуют и в составе серий диапозитивов (диафильмов), и отдельно. Проекция диапозитива на экране или стене может заменить настенную карту. Если учитель демонстрирует диакарты в определенной последовательности, причем относительно быстро (но не чересчур быстро!), возникает своеобразный динамичный «картофильм». Такой («мультипликационный») способ демонстрации часто используется в музеях и на выставках.
Карта на пленке. Многие издательства на протяжении ряда лет изготовляют транспаранты (изображения на прозрачной пленке) для уроков истории. Если на пленке воспроизведена карта, то ее проекция на экране может заменить «старомодную» стенную карту. (...) Недостаток карты-транспаранта (как и карты-диапозитива) состоит в том, что такая карта не может долго висеть перед глазами учащихся. Зато транспаранты очень полезны при обучении школьников чтению карт, о чем более подробно будет сказано ниже [16, с.50].
Самодельная карта или карта-схема. Учителя занимаются изготовлением самодельных пособий не только от плохой жизни. Хорошо исполненные схемы и карты, будь то рисунок на доске или на прозрачной пленке, ксерокопия или изображение на картоне, на плотной бумаге, восполняют упомянутые пробелы в существующем наборе картографических пособий и лучше, чем любые карты массового изготовления, соответствуют способностям и знаниям конкретных учеников. Возможно, учителям стоит хотя бы время от времени заниматься самодельными картами; постепенно в их распоряжении окажется неплохая коллекция карт. Тем не менее нельзя работать только с самодельными картами, ведь школьники должны научиться читать печатные карты; кроме того, результаты использования «кустарных» карт зависят от того, как умеет рисовать учитель [16, с.50].
Таким образом, при обучении истории используются различные виды карт -настенные исторические карты, карты в историческом атласе, карты в учебнике, карты-диапозитив, самодельные карты или карты-схемы, карты на пленке, контурные карты. Использование разных видов карт помогает осуществлять познавательные и развивающие функции в обучении истории.
2.2 Основные приемы работы с картографическим материалом в обучении истории
С картами иметь дело труднее, чем со многими другими учебными пособиями. Они (карты), в отличие от картины или рассказа на историческую тему, не дают конкретизированного представления о событиях, а лишь воспроизводят пространственно-временные структуры, используя абстрактный язык символов. Расшифровка этого языка невозможна без умения мыслить инструментально; работа с картами требует сосредоточенности, настойчивости, напряжения сил [18, с. 130].
Картографические знания находятся в тесном единстве со знаниями историческими. Поэтому умение пользоваться исторической картой является не самоцелью, а средством для более осознанного восприятия событий и явлений истории. Этому способствует постоянное наличие исторических карт в кабинете истории, а также поблизости в коридоре. Обращение к картам во внеурочное время помогает ученикам усвоить их обозначения. На уроках рассказ учителя или описание исторических событий всегда сопровождается показом по карте [4, с.84При появлении новой для учеников исторической карты в ходе беседы выясняется: какую часть земной поверхности она охватывает; какой хронологический период истории на ней отражен; какова зависимость климата от географической широты. Учитель показывает географические ориентиры, важнейшие объекты, взаиморасположение политических объединений; раскрывает характерную особенность границ данного периода; знакомит с исторической географией, называя прежние и современные названия на карте; разъясняет условные обозначения (легенду) карты.
Информация о работе Методика работы с картами на уроках истории