Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 09:06, реферат
При работе с картами следует учесть, что учащимся бывает сложно соотнести общую и тематическую карты. Поэтому на уроке в начале изучения темы следует иметь две карты, показывающие местоположение того или иного объекта (государства) на общей карте, например карте мира, а потом уже на тематической. Применение карт целесообразно с использованием разных видов наглядности, например аппликаций
1 Особенности использования картографических материалов в процессе обучения истории
1.1 Особенности использования картографических материалов в процессе обучения истории
1.2 Использование картографического материала в процессе обучения истории
2 Понятие и методы использования исторической карты в процессе обучения истории
2.1 Историческая карта как условно-географическое пособие
2.2 Основные приемы работы с картографическим материалом в обучении истории
2.2.1 Методы работы с настенной картой
2.2.2 Методы работы с картосхемами
2.2.3 Методы работы с контурной картой
2.2.4 Разработка урока с использованием исторических карт
Из уроков географии ученики должны знать, что реки надо показывать только по течению от истока до устья; города - точкой; границы государств - непрерывной линией. Показ объекта сопровождают указанием сторон горизонта (восточнее и западнее, севернее и южнее), названием географических ориентиров и признаков [4, с.79].
Привлекая внимание учащихся, учитель говорит: «Посмотрите на карту». Определив словами, местоположение объекта и показав на карте, учитель записывает название на доске, а ученики находят этот объект на карте учебника. Стоять у настенной карты надо так, чтобы не заслонять источник света и показываемый объект. Объект показывают указкой или ручкой, повернувшись лицом к классу. Указку берут в ту руку, которая ближе к карте.
Таким образом, в старших классах карга выполняет роль источника исторических знаний, поэтому и задания учащимся должны иметь более глубокий, аналитический характер. Целесообразно применение проблемных заданий по карте.
У школьников формируется умение соотносить различные изображения одной и той же страны на двух разномасштабных картах, территории двух государств или двух империй, в состав которых в определенные периоды входили частично одни и те же страны и населяющие их народы. В старших классах эти действия находят применение в работе с более сложным материалом - при сопоставлении колониальных владений европейских стран в различные периоды истории, при установлении изменений в территориальном составе воюющих стран. Освоенные действия уже в У-Х классах должны быть закреплены в качестве умений учащихся.
В старших классах понять соотношение неизменного и поддающегося трансформации позволяет именно сравнение нескольких карт, изображающих одну и ту же территорию в одном и том же масштабе, но в различных исторических условиях. Учащиеся убеждаются, что существуют различные способы и приемы картографического изображения исторических событий. Карта отражает вполне определенные взгляды на историю конкретных групп людей или даже целых народов тех или иных государств.
2.2.1 Методы работы с настенной картой.
Методика обучения предполагает одновременную работу по настенной и настольной картам. Работая с настольной картой, ученики вначале лишь воспроизводят действия учителя. Затем по словесному описанию находят объект сначала на настольной карте, потом на настенной; выполняют задание по настольной карте, а отчитываются о выполнении по настенной; учитель объект показывает на настенной карте, а ученики определяют его название по настольным картам.
Более сложно сказать о местоположении показанного на карте объекта (Греция находится на юге Балканского полуострова). Затем, не глядя на карту, устно определить местоположение страны, города (Аттика расположена на юго-востоке Средней Греции; Афины - в области Аттики, на юго-востоке Балканского полуострова, в Южной Европе).
Постепенно ученики приобретают умение читать историческую карту, т.е. видеть за ее условными обозначениями явления общественной жизни, находить сопоставимые линии сравнения, устанавливать синхронные связи в тех или иных процессах, выявлять результаты развития этих процессов. Так, анализ карт «Древнерусское государство в IХ -начале ХII в.» и «Феодальная раздробленность Руси в XII- начале ХIII в.» подводит учеников к выводу о распаде единого государства на самостоятельные княжества. Если в середине ХII в. было 15 крупных княжеств, в начале XIII в. - 50, то в XIV в. насчитывалось уже 250 [9, с.53 ].
Сравнивая карты «Русские княжества в ХII - начале ХIII в.» и «Образование Русского централизованного государства», учащиеся выясняют, почему в начале ХIII в. местоположение Москвы не было выгодным и она не стала центром объединения русских земель. Их ответ может быть примерно таким: конец ХII -начало ХIII в. характеризуется феодальной раздробленностью, в результате чего объединение оказалось невозможным. Кроме того, в это время Москва находилась не в центре, а на окраине русских земель, основные пути сообщения шли в стороне от нее.
Роль карты как источника знаний возрастает и в работе со старшеклассниками. Зная территорию восстания, ученики определяют состав восставших; сопоставляя карты разных периодов, устанавливают основные территориальные изменения; характеризуют экономическое положение Севера и Юга США перед гражданской войной; на основе карт выявляют экономическое положение России в середине ХI-Х и начале XX в.
При изучении экономического развития России в ХVII в. ученикам предлагается по карте объяснить предпосылки образования и сущность всероссийского рынка [9, с.63]. На основе карты ученики могут рассказать о специализации районов и городов в производстве товаров. Центральная Черноземная область, Среднее Поволжье, Башкирия - производство на продажу хлеба; западные области страны — выращивание льна и конопли; Сибирь добыча пушнины; Москва, Тула железоделательное, ремесленное производства; Поморье, Сольвычегодск, Соль-Камская добыча соли.
В результате работы учителя, согласно программным требованиям, ученики должны приобрести следующие картографические знания, умения и навыки:
а) знать, что название карты отражает тему и ее основное содержание; что историческая карта отражает действительность в определенный хронологический период; на ней могут быть показаны разновременные события; сменявшиеся события могут изображаться на одной исторической карте, причем последовательность во времени передается как соседство в пространстве; карты имеют масштаб; условные обозначения расшифровываются в легенде карты;
б) уметь: узнавать и называть изображенное на карте географическое пространство; определять последовательность и время, отображенных на карте событий; правильно читать и описывать словами отраженную на карте действительность; передавать содержание карты графическими средствами; сопоставлять обозначенные на карте явления; сравнивать размеры территорий; находить на карте и называть включенные в легенду знаки; находить изображенную на небольшой карте территорию на картах, охватывающих большее пространство; сравнивать расстояния на карте с известными расстояниями; выделять изменения в территории, новые черты и хозяйстве; применять карту при анализе причин и следствий событий; анализировать социально-экономическое, политическое развитие народов мира; сопоставлять и систематизировать данные нескольких исторических карт; сопоставлять разномасштабные карты и планы; читать карты и картосхемы.
2.2.2 Методы работы с картосхемами.
Картосхемы помогают раскрыть внутренние связи изучаемых событий и явлении. Это карты на физико-географической основе, воссоздающие схематически, в упрощенно-обобщенном виде какое-либо одно событие или явление. Имеются, например, картосхемы; «Бородинская битва 1812г.», «Синопское сражение 1853г.», «Оборона Севастополя 1854- 1855 гг.», «Начало формирования всероссийского рынка».
Могут быть также самодельные картосхемы краеведческого характера, например: места основания мануфактур, набегов монголо-татар и сражений с ними, партизанских действий.
Планы на местности (или локальные планы) по содержанию близки к картосхемам. Они содержат упрощенные очертания парков, пашен, лесных угодий, водоемов, улиц и площадей. Основу планов составляет картографическое изображение реальной местности. Планы копируют на пленку и демонстрируют при помощи кодоскопа. Выделить и укрупнить самое главное помогают шаблоны, сделанные на основе старых карт. Они часто восполняют отсутствующие картографические пособия. С помощью шаблона мелом на доске вычерчивают контуры Древнего Египта, Двуречья, Индии, Аттики. На уроке по ходу объяснения постепенно и последовательно контуры шаблона заполняются историко-географическими сведениями [7, с. 55].
Заполняя мелом на доске, контур Аттики, учитель объясняет, что по своим природным условиям Аттика делилась на три части:
1) равнина в юго-западной Аттике, где почвы пригодны для земледелия, это наиболее густонаселенный район;
2) горный район, большой, но малонаселенный;
3) приморская полоса с многочисленными заливами. Чтобы уберечься от пиратов, в 5километрах от моря на холме посреди равнины возвели укрепленное поселение - Акрополь. Так начиналась история города Афины [11, с. 114].
Шаблоны помогают также отработке картографических знаний и умений учащихся. Учитель заранее рисует заготовку, нанося на контуре картосхемы границы страны, горы и реки, города (под номерами). По заданию учителя ученики показывают города и называют их местоположение (город расположен на востоке страны); определяют по компасу направление рек; помечают на схеме район обитания древних племен; показывают древний археологический памятник, говорят о месте его расположения. Затем эти же объекты показывают на настенной карте.
2.2.3. Методы работы с контурной картой
В процессе изучения истории учащиеся должны хорошо ориентироваться как в хронологии, так и в исторической карте. В истории без карты «нельзя шагу ступить», по меткому выражению старейшего советского методиста Н. В. Андреевской.
Контурные карты предназначены для активизации педагогического процесса, для посильной самостоятельной работы учащихся. Каждый комплект печатных контурных карт снабжен правилами их заполнения, на листах изображены береговые линии, реки, границы, важнейшие города и места исторических событий даны задания по заполнению карты [6, с. 122].
Большую роль в развитии пространственной локализации играет работа с «немыми» контурными картами, изданными для всех классов, а также вычерчивание карт.
Учитель показывает прием «наложения» карт. Для этого он предлагает сопоставить изображение одной и той же местности на двух картах: на исторической карте с условными знаками для изучения данной страны на определенный период и на карте физической, где такие условные обозначения отсутствуют. Так создается ситуация затруднения: ученики должны сами убедиться в необходимости соотносить общие ориентиры на обеих картах.
Такой же прием «наложения» используется и при заполнении контурных карт. Сначала школьники, пользуясь картой-вкладкой, надписывают географические ориентиры - моря, реки, горы и др., а затем обводят государственные границы, обозначают страны, города. В VI-VII классах выполняются более сложные задания, требующие самостоятельно нанести на карту маршруты военных походов, путешествий, районы восстаний, размещение полезных ископаемых.
Очень важно развивать у школьников IX-ХI классов привычку пользоваться при повторении школьного материала заполненными контурными картами. Так, «читая с листа» карту, посвященную истории России во второй половине XIX в., ученики восстановят причины, ход событий и результаты Крымской войны, соотнесут итоги войны с неизбежностью коренных перемен. [18, с. 134].
При подготовке к новому учебному году учитель истории сам или с помощью преподавателя рисования, привлекая к этому учащихся, готовит на фанере, покрытой линолеумом, переносную доску, на которую масляной краской наносит контуры основных географических ориентиров - береговую линию, реки, границы государств которые будут изучаться в учебном году.
Настенная контурная карта не исключает рисования учителем по памяти схематической карты на классной доске. В этом случае полезно прислушаться к рекомендации В.С. Мурзаева, который советует для лучшего географического контура уподобить его какой-либо простой форме, например: Апеннинский полуостров легко уподобляется сапогу. Сицилия - прямоугольному треугольнику, Средиземное море - крокодилу, Пиринеиский полуостров - профилю головы в капюшоне и т.д. К работе с контурной картой готовятся как учитель, так и учащиеся.
Первый урок по истории Древнего Востока начинается изучением географического положения Древнего Египта. Накануне учитель тренируется в изображении на доске, мысленно представляя себе равнобедренный треугольник с вершиной внизу (рис. 1).
Глядя на подготовленный контур, рисует береговые очертания Африки, кое-где выходя за пределы мысленного треугольника, кое-где срезая его. Затем изображает Белый и Голубой Нил с притоком Атбарой и дельту Нила. Попутно мысленно составляет рассказ о географическом положении Древнего Египта. На уроке, достаточно подготовленный, он смело и уверенно изображает на доске контур Африки, Нил и положение Древнего Египта [6, с. 122].
Рис. 1. Контур Африки
Теперь предстоит научить учащихся пользоваться печатной контурной картой. Читаем правила заполнения ее: карта раскрашивается цветными карандашами - моря и реки голубым цветом, пустыня - желтым, плодородные заселенные земли - зеленым. Названия стран подписываются печатными буквами, города, моря и реки - прописными. Учащиеся должны следить, чтобы слова и буквы были написаны четко, не наползали друг на друга, чтобы работа была выполнена красиво и аккуратно. Здесь же на уроке дети выполняют первое задание по контурной карте, дальнейшие задания выполняются дома. Элементарные правила дидактики предполагают необходимость систематической проверки самостоятельной работы детей. Обычно проверка проводится путем беглого просмотра выложенных на парту контурных карт. Но возможен и другой вариант: учитель вызывает того или другого ученика к доске и предлагает мелом изобразить на настенной контурной карте тот чертеж, который был задан на дом. Учащиеся сверяют работу товарища со своей, и дают оценку. Работа проходит с большим оживлением.
Карту Двуречья можно рисовать двумя руками в воздухе, дети повторяют движения рук (рис. 2). Говорим, что реки Тигр и Евфрат берут свое начало на Армянском нагорье. Правая рука изображает течение реки Тигр, левая - Евфрата. Вначале перекрещиваем руки, показывая, что Тигр берет свое начало западнее Евфрата; левая рука находится выше правой - тем самым мы показываем, что Евфрат брал свое начало севернее Тигра
Рис. 2. Реки Тигр и Евфрат
Вначале обе реки текут в разных направлениях: Тигр - на запад, Евфрат - на восток (показываем это руками: правая - направо, левая - налево, и обе - слегка вниз, описывая дугу к югу). Через некоторое время течения рек Евфрата и Тигра сходятся: Евфрат поворачивает на восток, Тигр - на запад (руки сближаются). Затем реки снова слегка расходятся, и, наконец, обе направляются на юг в Персидский залив. Повторяем движением рук направления течения рек.
Тот же прием рисования двумя руками воспроизводим на доске мелом; при этом берем два кусочка мела - один правой, другой левой рукой. Детей очень оживляет и занимает подобного рода прием рисования в воздухе двумя руками. Они безошибочно повторяют рисунок на своих контурных картах.
Переход от изучения истории Древнего Египта к истории Двуречья мы совершали путем «путешествия» из Египта в Вавилон. Мысленно нагружали караваны верблюдов товарами и через дельту Нила, Синайский полуостров направлялись в плодородные долины Палестины и Сирии, затем по краю Аравийской пустыни подходили к Евфрату и по Евфрату доходили до Вавилона
Географические познания детей в значительной степени облегчали это путешествие. На доске и на контурных картах делаются соответствующие рисунки [6, с. 123].
Информация о работе Методика работы с картами на уроках истории