Методика работы с картами на уроках истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 09:06, реферат

Описание работы

При работе с картами следует учесть, что учащимся бывает сложно соотнести общую и тематическую карты. Поэтому на уроке в начале изучения темы следует иметь две карты, показывающие местоположение того или иного объекта (государства) на общей карте, например карте мира, а потом уже на тематической. Применение карт целесообразно с использованием разных видов наглядности, например аппликаций

Содержание работы

1 Особенности использования картографических материалов в процессе обучения истории
1.1 Особенности использования картографических материалов в процессе обучения истории
1.2 Использование картографического материала в процессе обучения истории
2 Понятие и методы использования исторической карты в процессе обучения истории
2.1 Историческая карта как условно-географическое пособие
2.2 Основные приемы работы с картографическим материалом в обучении истории
2.2.1 Методы работы с настенной картой
2.2.2 Методы работы с картосхемами
2.2.3 Методы работы с контурной картой
2.2.4 Разработка урока с использованием исторических карт

Файлы: 1 файл

ксюша.docx

— 63.87 Кб (Скачать файл)

При переходе от одной карты к другой важно обеспечить преемственность. Если на картах отмечены разные регионы, то определяются их пространственные взаимоотношения. Этому помогает обобщающая карта, охватывающая оба этих региона. Затем выявляются временные отношения между картами - разновременность или синхронность событий истории, отраженных на картах. Для установления межкурсовых связей на уроках целесообразно одновременное применение синхронных карт по отечественной и всеобщей истории, например: «Вторая мировая война 1939-1945 гг.» и «Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945 гг.». Одновременная работа с несколькими картами помогает ученикам находить нужные историко-географические объекты независимо от размеров карты, ее масштаба и охвата территории.

Карты можно использовать каждую отдельно, в комплексе с иными печатными средствами, а также сочетая их друг с другом. В последнем случае можно указать на некоторые типичные варианты.

По мнению Д.И. Полторак, карты, во-первых, могут дополнять друг друга, как целое и его часть. Это дает возможность, скажем, составить сначала общее представление об обстановке в мире в определенный исторический период, а потом сосредоточиться на более тщательном анализе положения в отдельном регионе, на континенте, в стране, не упуская при этом из виду сведений глобального характера, содержащихся на первой карте [13, с.68].

Во-вторых, две или более карт, относящихся к сопредельным хронологическим периодам, позволяют прослеживать развитие какого-нибудь исторического процесса, явления, понимание которых совершенно невозможно без создания у школьников пространственных представлений. Здесь достаточно указать хотя бы на такие проблемы,].

как образование и развитие мировой системы социализма, кризис, распад и крушение колониальной системы империализма.

В-третьих, две или более карт относятся к одному и тому же хронологическому периоду, но отражают разные его проблемы. Сочетание таких карт позволяет характеризовать изучаемое время более разносторонне, помогает выявлять причины отдельных явлений. Например, если одна карта посвящена экономическому развитию какого-то государства, а на другой показано революционное движение в нем, то, сопоставляя пособия, можно безусловно сделать важные выводы относительно особенностей революционной борьбы, ее причин, масштаба распространения [13, с.69].

Развитию пространственных представлений учащихся способствует одновременное применение карты и учебной картины. Картина как бы раскрывает условные обозначения карты, создавая представление о реальной местности и пространстве. Так, рассказывая о завоеваниях монголов, учитель сочетает показ по карте с описанием местности и демонстрацией картины «Сухие степи». Или же, характеризуя путь «из варяг в греки» и создавая представление об этом великом восточнославянском водном пути, наряду с картой «Русские княжества в ХП - начале ХШ в.» он привлекает картину «Днепровские пороги».

Чтобы создать представление о пространстве и местоположении изучаемой страны на карте земного шара, применяют одновременно историческую и географическую (физическую) карты или общую и тематическую. На них помещен один и тот же объект, но он изображен в разных масштабах. Обучение может идти от единичного к общему или от общего к единичному. В первом случае учитель демонстрирует историческую карту (единичное), потом по конфигурации суши и морей, контурам береговой линии, направлениям рек учащиеся находят эту же территорию на физической карте полушарий (общее). Ученики убеждаются, что на исторической карте отображена меньшая часть земной поверхности. Ее очертания мелом учитель наносит на физическую карту, и ученики еще раз сравнивают положения рек, морей с контурами исторической карты.

Во втором случае учитель демонстрирует, например, карту «Древние государства мира» (общее). Затем с помощью мела выделяет на ней местоположение Древнего Египта в виде треугольника (единичное). Этот район можно увеличить. Учитель показывает аппликацию Египта и помещает ее на карту «Древний Восток. Египет и Передняя Азия» [ 11, с. 154].

Чтобы приучить учеников основной школы запоминать географические ориентиры важнейших фактов, учитель дает задания показывать основные исторические события на физической карте (например, показать на физической карте Европы, какие земли были присоединены к России в результате русско-турецких войн 1877-1878 гг.). Ученикам следует рассказать о приеме запоминания карты профессиональными военными. (Они мысленно разбивают карту на квадраты и анализируют один квадрат за другим, начиная с верхнего левого угла и двигаясь по горизонтали к правому. Особенно тщательно они изучают места стыка квадратов.)

В. Фатке следующие этапы работы с картой. Начало работы с исторической картой. Когда в классе начинается систематическое преподавание истории, учитель должен определить уровень знаний и умений, необходимых для работы с картой. При этом, разумеется, нужно ориентироваться на необходимые знания и умения конкретных школьников, а не на предполагаемые учебной программой. Если такие знания и умения отсутствуют вовсе или присутствуют лишь фрагментарно, нужно их формировать заново. Иначе к выпускному классу карты вообще и исторические карты в частности будут восприниматься как малозначащая декорация, а то и как источник негативных эмоций.

Очевидно, что на вводных уроках нового для учащихся предмета историческая карта не должна быть объектом первоочередного внимания, ведь это довольно непростое средство обучения. Однако приходит время и для работы с картой, и тут необходимо действовать взвешенно и основательно. Восстановления ранее накопленных знаний и умений нельзя добиться в процессе устной работы. Ученикам придется чертить карты и наносить значки на контурные карты. В итоге учитель оценит достигнутый детьми уровень представлений о карте. Даже вычерчивание фантастических, придуманных карт (на уроках изобразительного искусства) покажет учителю истории, в какой степени ученики овладели картографическим языком [16, с.52].

Карты на уроках истории используются для решения различных учебных задач. Локализация события и ее место в преподавании истории. Локализация в узком смысле слова означает определение местонахождения. Если понимать локализацию именно так, то от изучающего историю школьника следует требовать лить точно показать и назвать какое-либо место или территорию («Покажи, пожалуйста, Тильзит!»). Когда в выполнении задания не содержится ничего, кроме утверждения «то-то было там-то», лучше вообще обходиться без столь формальной работы. Если же ученик показывает Тильзит (в связи с победой Наполеона над Пруссией), то он должен также объяснить, почему прусский король Фридрих-Вильгельм оказался в этом месте, на восточной окраине своих владений. Для понимания исторической ситуации желательно, если бы локализация события сопровождалась демонстрацией картины или словесным описанием ландшафта в районе Тильзита и обстановки, сложившейся в этом районе. Таким образом, нельзя ограничиться только лишь определением места. Необходимо дополнить его описанием «географической среды» и ответить на вопрос: «Что дает локализация для понимания того исторического контекста, в котором произошло интересующее нас событие?».

Умение читать историческую карту. Основой развития комплексного умения пространственной локализации исторических фактов является умение свободно читать карту, как читают историческую книгу, и пользоваться ею как источником знаний о прошлом.

Умение читать карту формируется на основе следующих знаний:

а) о системе условных обозначений, о масштабе, градусной сетке и др.;

б)  о специфической условности отражения исторических объектов (когда в рамках одного периода показаны неоднократно меняющиеся границы государства и т.п.).

Это умение опирается на ряд навыков учащихся и привычку правильно выполнять соответствующие действия, например, систематически обращаться к легенде карты, опираясь на ее ориентиры.

В средних классах учитель показывает и закрепляет ориентировочные действия, необходимые для чтения карты и использования ее в качестве источника информации. Эта работа начинается в V классе, когда учитель, показывая настенную карту с изображением Киевской Руси, задает вопрос: «Что можно узнать из содержания этой карты?» Далее ученики получают практические задания: найти в учебнике такую же карту и прочитать ее название. Определить, в какое время (в какие века) Древнерусское государство занимало те земли, которые показаны на карте светло-зеленым цветом? Какие славянские племена заселяли территорию Киевской Руси? На каких землях вместе со славянами жили и другие (соседние) племена?

Так, школьники подводятся к пониманию роли легенды как опоры в действиях с картой [16, с.54].

Начиная с V класса и далее - в среднем звене обучения - формируется умение школьников соотносить различные изображения одной и той же страны на двух разномасштабных картах, территории двух государств или двух империй, в состав которых в определенные периоды входили частично одни и те же страны и населяющие их народы (например, держава Александра Македонского и Римская империя, затем империя Карла Великого и Священная Римская империя, Арабский халифат и Османская империя).

В старших классах эти действия находят применение в работе с более сложным материалом - при сопоставлении колониальных владений европейских стран в различные периоды истории, при установлении изменений в территориальном составе воюющих стран. Освоенные действия уже в У-Х классах должны быть закреплены в качестве умений учащихся.

Организация самостоятельной работы школьников со всеми имеющимися в учебнике картами и картосхемами - главное условие выработки умения (как и привычки) использовать их в качестве одного из источников своего рассказа, доклада. Большую помощь в этом окажут задания, требующие на основе изучения учебника, карты и картосхемы описать ход войны или сражения (например, Полтавской битвы, позиции и атаки воюющих сторон в ходе Бородинского сражения с выделением его основных этапов).

С пятого класса значительный перевес приобретают задания на извлечение посредством чтения карты информации об экономике различных стран и народов. Например, можно определить по карте-вкладке «Экономическое развитие во второй половине XX в.», какие отрасли в промышленности в это время получили значительное развитие и в каких городах. На основе сопоставления данных соответствующих настенных карт сравните экономическое развитие России в XV в. и во второй половине XX в. Сравните, пользуясь картами в учебнике, экономическое развитие стран Европы с развитием хозяйства в России в середине XIX века. Помимо того что карта - источник знания, она еще фрагмент среды. Ее наличие создает атмосферу особой архаичности исторического мышления, атмосферу пробуждения Духа, обращенности в прошлое, так необходимых для интеллектуального отношения в современной жизни [18, с.132].

Учитель решил провести урок по теме: «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны» в форме групповой работы. Столы необходимо накрыть картами, картами-схемами этого периода истории. В классе возникает атмосфера настоящей лаборатории и сотрудничества, характер увлеченности интеллектуальной работой, особенно важен в работе с историческими картами принцип актуально-исторического подхода к содержанию организации средств. Пространственная ориентация школьников требует постоянного подтверждения. Сегодня мы отправились в путешествие в средневековый город, но мы давно там не были и по приезде можем заблудиться. Поэтому, прежде чем поработать с картой, сначала надо обратиться на север карты в реальной жизни. Где север? Где юг? Запад? Восток? В городе, в котором мы живем, необходимо определить стороны света. Задайте такой вопрос детям, и вы поразитесь, как они дезориентированы. Помогите им снова и снова вспомнить пространство своей сегодняшней жизни и только тогда переходите к работе с исторической картой.

Эффективно использовать аппликации в работе с историческими картами.

Аппликации здесь разделены на два вида: символические и персонифицированные.

Символическая аппликация - это вырезанные из цветной бумаги квадраты, кружочки, стрелки. Они прикрепляются к карте и дают возможность создать в сознании учащихся целостное представление о пространстве, на котором развивались те или иные исторические явления или события. На уроке по теме: «Начало монголо-татарского нашествия» учитель с помощью увеличивающихся черных квадратов показал движение монголо-татар, вскоре карта превратилась в черное пятно, символизирующее тяжелейший для Руси период. Персонифицированная аппликация - сделанные из цветной бумаги фигурки воинов, крестьян, рыцарей, настоящие изображения исторических деятелей.

На уроке по теме: «Бородинское сражение» учитель помимо символической аппликации, изображавшей построение русской и французской армий, прикрепил к карте маленькие портреты Наполеона, Кутузова, Барклая де Толли, Багратиона. Ожившая карта с интересом изучалась в классе и создавала эффект соучастия в битве.

И еще один прием, надежность которого проверена опытом работы. Это так назьюаемая «карта, идущая в класс». Опытные учителя знают, с каким трудом школьники воспринимают мелкие изображения на школьных настенных картах. В этом случае учитель, очертив указкой, к примеру, Францию на настенной карте, поднимает большую изображенную на ватмане карту Франции и движется с ней по классу, указывая на плохо различимые на настенной карте города, области, границы [ 18, с. 134].

Сопоставление различных карт - например, с использованием «картофилъма» -порой позволяет решать чисто познавательные задачи быстрее и эффективнее, чем другие виды работы и другие средства обучения истории [16 с.53].

В старших классах понять соотношение неизменного и поддающегося трансформации позволяет именно сравнение нескольких карт, изображающих одну и ту же территорию в одном и том же масштабе, но в различных исторических условиях. Учащиеся убеждаются, что существуют различные способы и приемы картографического изображения исторических событий. Карта отражает вполне определенные взгляды на историю конкретных групп людей или даже целых народов тех или иных государств.

Осмысленное усвоение условно-графической наглядности зависит от понимания исторически возникших географических названий. На уроках истории древнего мира учащимся предлагается перечислить страны, имеющиеся на карте Древнего Востока. Затем им следует разъяснить, что Египет, Малую Азию называют Востоком потому, что они расположены на Восток от Западной Европы. Южное Двуречье принято называть Передней Азией, так как эта местность относительно Европы находится впереди остальных стран Азии. При показе по исторической карте следует соблюдать основные правила. Перед показом учитель дает словесное описание географического местоположения пункта или рубежа, места события, опираясь на уже известные ученикам ориентиры или обращаясь к физической карте (без подписей объектов). Например, «на север от...»; «выше по течению реки находится...»; «Великий Новгород расположен в бкилометрах от озера Ильмень, в том месте, где из него вытекает река Волхов, впадающая в Ладожское озеро». При описании границ называют не только физико-географические ориентиры, но также соседние государства и народы. Ученик лишь тогда будет знать местоположение исторического объекта, когда сможет найти его по ориентировочным пунктам и рубежам.

Информация о работе Методика работы с картами на уроках истории