Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 09:06, реферат
При работе с картами следует учесть, что учащимся бывает сложно соотнести общую и тематическую карты. Поэтому на уроке в начале изучения темы следует иметь две карты, показывающие местоположение того или иного объекта (государства) на общей карте, например карте мира, а потом уже на тематической. Применение карт целесообразно с использованием разных видов наглядности, например аппликаций
1 Особенности использования картографических материалов в процессе обучения истории
1.1 Особенности использования картографических материалов в процессе обучения истории
1.2 Использование картографического материала в процессе обучения истории
2 Понятие и методы использования исторической карты в процессе обучения истории
2.1 Историческая карта как условно-географическое пособие
2.2 Основные приемы работы с картографическим материалом в обучении истории
2.2.1 Методы работы с настенной картой
2.2.2 Методы работы с картосхемами
2.2.3 Методы работы с контурной картой
2.2.4 Разработка урока с использованием исторических карт
Рис. 3. Контур Индии
Привлекая издания контурных карт, учитель проводит систематическую историко-географическую работу по курсам истории средних веков, новой и новейшей истории, по истории России. С каждым годом задания усложняются.
Контурные карты дают возможность усвоить и закрепить знания, выработать новые умения и навыки работы с исторической картой. Это важное средство практического обучения истории, развития познавательной деятельности учащихся. Работа с контурными картами дает результат лишь в том случае, если она ведется целенаправленно и систематически.
Контурные карты применяются для закрепления нового материала на уроке; для отработки изученного на предыдущих уроках с применением справочных пособий или без них; для контроля знаний в виде выполнения на карте историко-географических заданий. Использоваться одна и та же контурная карта может при изучении нескольких тем. В этом случае оценивается каждый этап заполнения карты учениками [7, с. 52].
Полезные советы по работе с контурной картой дает Г.И. Годер. Начиная знакомство с контурной картой, как и с исторической учитель обращает внимание на хронологические рамки периода, который она отражает. Обучение проходит в несколько приемов. Сначала ученики заполняют контурные карты при помощи настольных карт, затем - настенной, и, наконец, по памяти. Большой подготовки требует умение наносить обозначения в ходе изложения материала учителем.
На начальном этапе практического обучения заполнению контурной карты используются заготовки на доске двух картосхем, выполненных мелом, например картосхемы Древнего Египта. Одна из них преднамеренно заполнена неверно. Анализируя ее, учитель в ходе рассуждающего изложения на глазах учеников правильно заполняет вторую картосхему [7, с. 54].
Обучение начинается с самых простых заданий по заполнению карт: обвести границы государств, написать их названия, а также названия городов; указать даты основных фактов. Затем ученики сопоставляют настольную и контурную карты, учатся узнавать очертания участков суши и морей независимо от того, какой район земной поверхности па ней изображен, а также независимо от масштаба карты. Изучая природные условия Греции, учащиеся с помощью физической карты наносят на контурную карту деление Греции на северную, среднюю и южную, обозначают Аттику и Спарту. На полях пишут о занятиях древних греков. Постепенно задания усложняются. Па основе знания картографических ориентиров надо нанести на контурную карту маршрут или границу на ней не обозначенные. Чтобы учащиеся не перерисовывали историческую карту механически, учитель дает им задания по выборке данных.
При заполнении контурной карты необходимо выполнять общеучебные требования. Прежде всего, не должно быть небрежности, грязи, скомканных и порванных страниц. Писать надо разборчиво и без ошибок, на свободных местах, чтобы не мешать чтению информации. Закрашивать следует аккуратно, по границам, чтобы карандаш не вылезал за закрашиваемый участок, выделять территории, чем-то отличающиеся от окружающих земель. В обучении хорошо себя зарекомендовали самодельные контурные карты на линолеуме. На нем масляной краской изображают физико-географическую основу. Заполняют же такую карту цветными мелками или фломастерами (потом эти надписи легко стираются). Ученики переносят надписи на свои контурные карты.
Таким образом, картографические знания и умения являются составной частью исторического знания учеников. Сложный процесс формирования картографических знаний требует от учителя качественной предметной подготовки, творческого отношения к организации работы с картой и другими видами условной наглядности. Только при таких условиях можно добиться достижения уровня программных требований. В отечественной педагогике разработаны методы работы с настенной картой, методы работы с картосхемами, методы работы с контурной картой.
Литература
1.Вагин
2.Воронкина
3.вяземский
4. Гора П.В.
5.Гора П.В.
6.Данилов А.А
7.Запорожец Н.И.
8.Кадневский В.М.
9.Короткова М.В.
10.Ежова С.Е.
11.Полторак Д.И.
12.Семенов В.В.
13.Смирнова Е.В.
14.Фатке Вернер
15.Хропов Е.С.
16. Шоган В.В.
Информация о работе Методика работы с картами на уроках истории