Методика работы учителя по изучению предложений в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2015 в 16:03, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в систематизации знаний в области изучения предложения в начальной школе.
Объект исследования - познавательная деятельность учащихся, направленная на усвоение младшими школьниками единиц языка в процессе их функционирования в речи.
Предмет исследования - процесс изучения младшими школьниками предложения в условиях функционирования данной единицы в тексте.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….. 2
1. Понятие о предложении ……………………………………………………..4
1.1 Синтаксический разбор предложения ………………………………….. .7
1.2 Виды предложений, изучаемых в начальной школе ……………………. 13
2. Предложение – как основная единица речи ………………………………. 18
3. Программный материал начальной школы по изучению предложений …20
3.1 Виды работ, используемые на уроках русского языка
в начальной школе ………………………………………………………………23
3.2 Психолого-педагогические особенности изучения предложения в начальной школе ………………………………………………………………25
4. Методика работы учителя по изучению предложений
в начальной школе ………………………………………………………………30
Заключение …………………………………………………………………….. 34
Список литературы …………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая по рус яз.docx

— 54.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение ……………………………………………………………………….. 2

1. Понятие о предложении  ……………………………………………………..4

1.1 Синтаксический разбор  предложения ………………………………….. .7

1.2 Виды предложений, изучаемых  в начальной школе ……………………. 13

2. Предложение – как  основная единица речи ………………………………. 18

3. Программный материал  начальной школы по изучению  предложений  …20

3.1 Виды работ, используемые  на уроках русского языка 

в начальной школе ………………………………………………………………23

3.2 Психолого-педагогические  особенности изучения предложения  в начальной школе  ………………………………………………………………25

4. Методика работы учителя  по изучению предложений 

в начальной школе ………………………………………………………………30

Заключение …………………………………………………………………….. 34

Список литературы ……………………………………………………………. 36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В духовную жизнь  окружающих людей  ребёнок входит посредством родного  языка; в то же время мир, окружающий ребенка, отражается в нём своей духовной стороной также посредством родного языка.

Определяя значение работы по родному языку  в школе, К.Д. Ушинский писал: « Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь  и силу из родимой груди родного слова». Оно объясняет ему природу, знакомит с характером  окружающих его людей, с обществом, среди которого он живёт, с историей общества и его стремлениями; родной язык вводит ребёнка в народную поэзию, даёт логические понятия и философские воззрения.

Роль  родного языка в развитии мышления и речи ребёнка, в воспитании эмоций и воли определена самой природой, самой сущностью языка – быть средством связи  между человеком  и окружающим его миром, окружающей действительностью. Без языка невозможно существование общества, невозможен обмен мыслями между людьми, передача и хранение информаций. Поэтому учителю необходимо, с первых дней пребывания ребенка в школе работать, над развитием мышления и речи учащихся.

Существенным  направлением обучения русскому языку в начальных классах является обучение нормам употребления языковых единиц. Правильное владение литературным языком предполагает соблюдение норм литературного произношения, синтаксических норм построения предложений и словосочетаний, семантически правильное владение речью. Одним из важнейших критериев оценки правильности  речи является нормативное использование говорящим или пишущим различных синтаксических структур. Как показывает педагогическая практика и убедительно свидетельствует анализ культуры речи школьников, нарушения синтаксической связи слов в речи учащихся как начальных, так и средних классов встречаются часто.

Основная задача курса грамматики в начальном  звене была точно сформулирована А.М. Пешковским: « … отучать школьника  от особенностей детской, областной и разговорной речи, провести в его языковом сознании резкую  различительную черту между литературным и нелитературным, «правильным» и « неправильным» .

Мы выбрали эту тему, так как в  наше время она актуальна для  развития возможностей ребенка.

ЦЕЛЬ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ – развитие речи и мышления младших школьников, осознание элементов грамматического строя русского языка, воспитание любви к русскому языку и привитие интереса к его познанию.

Цель исследования состоит в систематизации знаний в области изучения предложения в начальной школе.

Объект исследования - познавательная деятельность учащихся, направленная на усвоение младшими школьниками единиц языка в процессе их функционирования в речи.

Предмет исследования - процесс изучения младшими школьниками предложения в условиях функционирования данной единицы в тексте.

В соответствии с данной целью исследования сформулирована гипотеза: изучение предложения в начальной школе способствует успешнее решать вопросы развития речи детей:

 
1) установить степень разработанности  различных аспектов проблемы  в психолого-педагогических, лингвистических  и методических исследованиях;

2) охарактеризовать теоретические  основы работы над предложениями  в начальной школе;

3) изучить лингвистические  основы предложения;

4) проанализировать психолого-педагогические  особенности изучения предложения  в начальной школе;

5) провести анализ программ, учебников для начальной школы  и научных статей по данной  проблематике.

В соответствии с поставленными задачами в исследовании использовались такие методы научного исследования, как анализ психологической, лингвистической, дидактической и методической литературы по данной проблематике.

 

 

 

1. Понятие о предложении

По  законам и правилам грамматики слова  и словосочетания соединяются в  предложение. Предложение это грамматически  оформленная по законам данного  языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли. Своеобразие предложения в отличие от слова и словосочетания состоит в том, что оно является коммуникативной единицей и имеет свойственную только предложению интонацию.

Предложение — это грамматически оформленная по законам языка целостная (т. е. неделимая далее на речевые единицы с теми же основными структурными признаками) единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли.

Язык, как орудие общения и обмена мыслями между всеми членами общества, пользуется предложением как основной формой общения. Правила употребления слов в функции предложений и правила соединения слов и словосочетаний в предложении — ядро синтаксиса того или иного языка. На основе этих правил устанавливаются разные виды или типы предложений, свойственные данному конкретному языку.

 В.В. Виноградов писал, что любое предложение характеризуется  основными существенными признаками:

со  стороны значения - функцией единицы  сообщения и средства общения;

со  стороны формы – интонацией предложения.

Каждое  предложение представляет естественную взаимосвязь своей грамматической формы и индивидуального лексического содержания.

Предметом изучения синтаксиса является грамматическая форма предложения, его структура, однако изучение грамматической формы, структуры предложения может осуществляться только при анализе конкретных предложений, их содержательной стороны.

Например, предложения: Я учу уроки. Папа читает газету. Снег покрыл землю. -  имеют одинаковую грамматическую форму (подлежащее + сказуемое + прямое дополнение), одинаковую структуру, хотя лексический состав данных предложений, их содержание различны, сугубо индивидуальны.

Предложение представляет собой «внутреннее  единство его членов, порядка их расположения и интонации». Важнейшим  грамматическим значением простого предложения как самостоятельной  единицы является интонация сообщения и предикативность, т.е. отнесенность содержания предложения к действительности, выраженная грамматическими средствами модальности.

Нередко говорят, что речь строится из предложений, как современный дом из панелей. Это не совсем  верно, так как,  говорящий конструирует своё высказывание, исходя из задачи общения, из потребности, из имеющегося содержания высказывания. В поисках наилучших средств формулирования мысли говорящий человек подбирает слова, распределяет их в потоке речи, связывает грамматически и объединяет в структуры, называемые предложениями.

В начальной школе понятие о  предложении дается в более доступной  форме: предложение – это слово  или несколько слов, которые связанны по смыслу и выражают законченную мысль.

Знаменательные слова в предложении называются членами предложения. Основу большинства типов предложения образуют его главные члены: подлежащее и сказуемое.

Подлежащее — это главный член предложения, грамматически независимый, обозначающий предмет, признак которого определяется сказуемым. Подлежащее называет то, о ком или о чём говорится в предложении и отвечает на вопросы: Кто? Что?

(Черёмуха цветёт  в мае). Чаще всего подлежащее выражено именем существительным, но может быть выражено и другими словами, а также сочетанием слов. (Валя с Галей пошли в театр. Они посмотрели интересный спектакль.)

Сказуемое — это главный член предложения, грамматически зависимый от подлежащего, обозначающий признак того предмета, который выражен подлежащим. Сказуемое связано с подлежащим и называет то, что совершает предмет, его состояние, его чувства; отвечает на вопросы: Что делает? Что делал? Что будет делать? Каков? (Черёмуха (что делает?)цветёт в мае. Катя (какова?) аккуратна.) Сказуемое в предложении может быть выражено не только глаголом, но и именем существительным, прилагательным и краткой формой прилагательного. (Ночь (была, будет) звёздная. Моя сестра (есть, будет)художница. Цветы (каковы?) красивы.).

Есть предложения в которых может быть только один главный член – подлежащее (Поздняя осень.) или сказуемое (Запиши в тетрадь.).

Вокруг главных членов группируются остальные члены предложения, которые называются второстепенными. Связь между главными и второстепенными членами подчинительная (согласование, управление, примыкание).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Синтаксический разбор предложения.

1.1 Синтаксический разбор  предложения.

Не всем школьникам легко дается полный синтаксический разбор предложения. Существует последовательность действий, которая поможет легче справиться с таким заданием.

Этап 1: Внимательно прочтите предложение и определите цель высказывания.

По цели высказывания предложения разделяются на:

повествовательные – «Красота спасет мир»(Ф. Достоевский);

вопросительные – «Русь, куда ж несешься ты?» (Н. Гоголь);

побудительные – «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!» (А. Пушкин); «Завет писателям: не нужно выдумывать интриги и сюжеты. Пользуйтесь сюжетами, которые предоставляет сама жизнь» (Ф. Достоевский).

Повествовательные предложения содержат сообщение о чем-либо и характеризуются спокойной повествовательной интонацией. Содержание и структура таких предложений может быть очень разнообразной.

Цель вопросительных предложений – получить от собеседника ответ на поставленный в предложении вопрос. В некоторых случаях, когда вопрос носит риторический характер (т.е. не требует ответа), цель такого предложения иная – патетическое высказывание какой-либо мысли, идеи, выражение отношения говорящего к чему-либо и т.п.

Цель высказывания побудительного предложения – мотивировать адресата сообщения совершить какое-либо действие. Побуждение может выражать прямой приказ, совет, просьбу, предостережение, призыв к действию и т.п. Различия между некоторыми из этих вариантов зачастую выражаются не структурой самого предложения, а интонацией говорящего.

Этап 2: Определите интонацию и эмоциональную окраску предложения.

На этой стадии синтаксического разбора предложения посмотрите, какой знак препинания стоит в конце предложения. По этому параметру предложения разделяются на:

восклицательные – «Ну что за шейка! Что за глазки!»(И. Крылов);

невосклицательные – «Мысль летит, а слова идут шагом»(А. Грин).

Этап 3: Найдите в предложении грамматические основы.

Количество грамматических основ в предложении определяет, каким является это предложение:

простое предложение – «Вино превращает человека в скотину и зверя, доводит его до исступления»(Ф. Достоевский);

сложное предложение – «Мне кажется, что люди не понимают, сколько убожества и несчастий в их жизни возникает из-за лени» (Ч. Айтматов).

В дальнейшем синтаксический разбор сложного предложения и синтаксический разбор простого предложения идут разными путями.

Рассмотрим синтаксический разбор простого предложения с примерами.

Этап 4: для простого предложения: найдите главные члены и дайте характеристику предложению.

Простое предложение в зависимости от наличия полного набора главных членов предложения или отсутствия какого-либо из них может быть:

односоставным – «Презирать суд людей нетрудно, презирать суд собственный — невозможно» (А. Пушкин), отсутствует подлежащее; «Осень. Сказочный чертог, всем открытый для обзора. Просеки лесных дорог, заглядевшихся в озера» (Б. Пастернак), отсутствует сказуемое;

двусоставным – «Очень плохим признаком становится потеря способности понимать юмор, аллегории, шутки» (Ф. Достоевский).

Укажите, какой главный член присутствует в односоставном предложении. В зависимости от этого, односоставные предложения бывают именными (наличествует подлежащее: назывными) и глагольными (наличествует сказуемое: определённо-личными, неопределённо-личными, обобщенно-личными, безличными).

Этап 5: для простого предложения: Посмотрите, есть ли в предложении второстепенные члены.

По наличию/отсутствию дополнений, определений и обстоятельств, простое предложение может быть:

распространенным – «Цель моя состояла в том, чтобы побывать на Старой улице» (И. Бунин);

нераспространенным – «Припадок кончен. Грусть в опале» (С. Есенин).

Этап 6: для простого предложения: Определите, полное предложение или неполное.

Полным или неполным является предложение – зависит от того, входят ли в его структуру все члены предложения, которые нужны для законченного, имеющего смысл высказывания. В неполных отсутствует какой-либо из главных или второстепенных членов. А смысл высказывания определяется контекстом или предыдущими предложениями.

полное предложение – «Слова у Пришвина цветут, сверкают» (К.Паустовский);

неполное предложение – «Как тебя зовут? - Меня Аночкой» (К. Федин).

Информация о работе Методика работы учителя по изучению предложений в начальной школе