Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2015 в 16:03, курсовая работа
Цель исследования состоит в систематизации знаний в области изучения предложения в начальной школе.
Объект исследования - познавательная деятельность учащихся, направленная на усвоение младшими школьниками единиц языка в процессе их функционирования в речи.
Предмет исследования - процесс изучения младшими школьниками предложения в условиях функционирования данной единицы в тексте.
Введение ……………………………………………………………………….. 2
1. Понятие о предложении ……………………………………………………..4
1.1 Синтаксический разбор предложения ………………………………….. .7
1.2 Виды предложений, изучаемых в начальной школе ……………………. 13
2. Предложение – как основная единица речи ………………………………. 18
3. Программный материал начальной школы по изучению предложений …20
3.1 Виды работ, используемые на уроках русского языка
в начальной школе ………………………………………………………………23
3.2 Психолого-педагогические особенности изучения предложения в начальной школе ………………………………………………………………25
4. Методика работы учителя по изучению предложений
в начальной школе ………………………………………………………………30
Заключение …………………………………………………………………….. 34
Список литературы …………………………………………………
Успешному усвоению учебных знаний, поддержанию и развитию желания учиться способствует появление у ученика интереса к изучаемому. Интересы формируются в процессе целенаправленной активной деятельности ребенка. При этом необходимо создавать у него положительное отношение к самой деятельности. Активизации познавательной деятельности, формированию положительного отношения к учению, развитию умения наблюдать, доказывать, объяснять, рассуждать содействуют вопросы учителя. Они направляют активность ребенка, его мысль и деятельность на решение таких задач, которые без сотрудничества со взрослым не могли бы стать предметом его внимания и осознания. На уроках родного языка постоянно должны звучать такие задания, как "докажи", "объясни", "как ты узнал?" и т.д. Необходимо приучать детей к тому, что об одном и том же явлении можно спросить по-разному. На стереотипный вопрос учащиеся, не вслушиваясь, дают привычный стереотипный ответ. Всякая новая формулировка вопроса затрудняет их настолько, что, имея соответствующие знания, они часто оказываются не в состоянии ими воспользоваться.
В обучении младших школьников значительную роль играет форма, в которой преподносятся учебные знания. Эффективным является применение на уроках, наряду с другими, игровых приемов. Однако необходимо, чтобы и в игре использовались только строго научные сведения, а деятельность учащихся была бы направлена непосредственно на решение учебной задачи, в частности, в рассматриваемой теме – на выработку умения вслушиваться в звучание слова, выделять из него отдельные звуки.
У каждого ребенка навыки формируются в разном темпе. Занятия необходимо проводить в спокойной доброжелательной обстановке, способствующей тому, чтобы дети занимались с удовлетворением и прилагали необходимые усилия. Важно, чтобы учитель во всеуслышание отмечал любые достижения ребенка. Первоклассники радуются и гордятся своими успехами, обретают уверенность в результативности своей деятельности. А как известно, успех пробуждает дальнейшее желание учиться.
Подготовительная работа к изучению родного языка имеет следующие направления:
- обогащение сенсорного (чувственного) опыта учащихся;
- уточнение, расширение их словарного запаса;
- развитие умения строить предложения, употреблять их в связной речи.
Обучение должно быть организовано таким образом, чтобы дети получали знания о языке, опираясь на свой личный слуховой и произносительный опыт, а также овладевали необходимой терминологией.
Недостаточность у учащихся основных мыслительных операций и памяти, замедление скорости приема и переработки сенсорной и речевой информации определяют необходимость сообщения нового материала предельно развернуто, небольшими дозами.
Все свои практические действия учащиеся сопровождают речью, в которую постепенно вводятся термины "звук", "гласный звук", "согласный звук" и т.д. Четкая последовательность, поэтапность действий и рассуждений школьников постепенно сходят на нет. Однако в случае затруднений ученику предлагают опять вернуться к развернутым действиям и словесному сопровождению. В этом состоит одно из проявлений дифференцированного подхода к обучению детей.
Одной из причин возникновения трудностей у детей в освоении школьного курса русского языка является их неразвитый сенсорный опыт в области родного языка.
Поэтому необходимо активизировать овладение ими звуковой и произносительной сторонами речи. В речи нет ничего, что не могло бы быть воспринято слухом, произношением, зрением, что не опиралось бы на слуховые, произносительные, зрительные ощущения. В связи с этим ученики должны постоянно слышать образцы правильной речи, подражать им, упражняться в правильном произношении звуков, слов, предложений. Важно, чтобы характеристика основных групп звуков родного языка усваивалась учащимся не столько на основе описания, даваемого учителем, сколько опиралась на личный слуховой и произносительный опыт каждого ребенка, на обобщения, являющиеся результатом этого опыта. Знания, опирающиеся на сенсорный опыт ученика, усваиваются легче и более прочно. Кроме того, овладение звуковой и произносительной сторонами речи способствует внятности и выразительности речи в целом.
Принципиальное значение для оптимизации усвоения знаний школьниками, испытывающими трудности в обучении, имеет использование условно-графических схем, условных знаков. Работа со схемами помогает школьникам осмысленно усваивать учебный материал, вычленять главные признаки изучаемого, отметая все несущественные.
Существенное значение в обучении имеет практическая деятельность ребенка. Работа ученика со схемами, таблицами, разрезной азбукой, повышая его интерес к учебному материалу, является одним из основных учебных средств, с помощью которых возможно пробуждение познавательной активности и формирование полноценной учебной деятельности. Знания, полученные в результате деятельности самого ребенка, усваиваются им легче и более прочно.
В неразрывной связи с изучением грамматического материала ведется работа по развитию речи учащихся. Исправление, уточнение, упорядочение устной речи школьников предшествует и сопутствует изучению всех основных разделов русского языка. Уточняется и расширяется лексический запас учащихся. Обогащение словаря происходит за счет слов, обозначающих явления природы и общественной жизни, родовые и видовые понятия. Эта работа непосредственно связана с расширением и уточнением впечатлений и представлений детей об окружающем мире. Кроме того, формируются и совершенствуются целенаправленность и логическая последовательность высказываний, точность и разнообразие употребления слов, обогащается грамматический строй речи.
В языке теснейшим образом переплелись умственные и эмоционально-оценочные начала. Открытие этих сторон слова позволяет детям не только по-новому воспринять язык, но и овладеть им как средством выражения собственного отношения к людям, событиям и явлениям окружающего мира, к самому себе. Подбор точных определений, эпитетов, сравнений для оценки поступков литературных героев играет значительную роль и в усвоении нравственных норм поведения.
Анализ (сравнение речевого материала, выделение его различий и сходства, вычленение существенных фонетических признаков) и синтез (обобщение и классификация грамматических явлений, установление зависимости между ними) ведут к общему развитию детей.
4.Методика работы
учителя по изучению
При составлении предложений, при написании изложений и сочинений важен отбор слов с учётом их сочетательных свойств, составление словосочетаний, включение их в состав предложений, отбор вариантов предложений, использование синтаксических синонимов.
Воспитание навыка употребления слов с учётом его сочетаемости может осуществляться при проведении разнообразных упражнений в составлении предложений и словосочетаний, в исправлении ошибок, допущенных детьми, в языковом анализе текста, предназначенного для письменного пересказа- изложения. Без специальной работы по составлению вариантов предложений, по называнию словосочетаний, которые необходимо включить в состав предложений, по удержанию в памяти основы предложения, оборотов предложений, словосочетаний, формирование механизма упреждения происходят стихийно.
При обучении младших школьников построению предложений следует помнить об обучении детей правильному порядку слов, верной интонации, определяющей постановку знаков препинания, и использовании словарного состава в пределах каждого предложения.
Учреждающий синтез не может у младших школьников сложиться быстро, без подготовительной работы. Предложения, которые нужно самостоятельно составить и записать, могут быть правильными только после специальной предварительной работы:
а) по выделению основы предложения (главных членов)
б) составлению словосочетаний
в) распространению основы предложения образованными словосочетаниями.
Простой механический подбор слов ведёт к их пропуску в составе предложения, в нарушении норм согласования и управления слов, к смысловым неточностям.
По замечанию психолога М.П. Феофанова, ошибки в согласовании и управлении слов не исчезают с переходом детей из класса в класс, они постоянно встречаются во всё более усложняющихся по своей синтаксической структуре и смысловому содержанию предложениях.
Одной из важнейших задач уроков русского языка в начальной школе является формирование у учащихся умения сознательно пользоваться предложением для выражения своих мыслей. Научить школьника сознательно пользоваться предложением - значит развивать у них умение делить поток речи на законченные структурно-смысловые единицы, вычленять предмет мысли, структурно и интонационно оформлять мысль, соединяя слова в предложения.
Работа над предложением в обучении языку занимает особое место ещё и потому, что на синтаксической основе осуществляется усвоение морфологии и лексики, фонетики и орфографии.
Предложение выступает в качестве той основной единицы речи, которая помогает младшим школьникам осознать роль в языке имён существительных, имён прилагательных, глаголов, местоимений.
Предложение как смысловая и структурно-грамматическая единица характеризуется тем, что выражает законченность. При помощи предложений сообщаются знания о предметах и явлениях действительности, даётся оценка этим явлениям. Мысль, высказанная в форме предложения, может содержать утверждение (Прилетели певчие птицы) или отрицание (Осень ещё не наступила).
Для передачи грамматической структуры предложения, для передачи смысла в языке существуют определённые средства, служащие для выражения законченной мысли: каждое предложение с грамматической точки зрения представляет внутреннее единство членов предложения, главных и второстепенных, порядка их расположения и интонации.
Любое предложение в русском языке, в отличие от слова и словосочетания, имеет 2 основных характерных признака:
1. интонацию сообщения
2. предикативность
Наличие обоих этих
признаков для предложения
В работе над предложением в начальных классах условно выделяются 5 направлений:
1) Формирование грамматического понятия «предложение»
2) Изучение структуры предложения
3) Формирование умения использовать в своей речи предложения, разные по цели высказывания и по интонации. Овладение правильным интонированием предложения
4) Формирование умения
оформлять предложения в
Предложение – это тот фон, на материале которого дети учатся нормам произношения, нормам словоизменения, формируют грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Согласно действующей программе учащиеся начальных классов с постепенным расширением и усложнением должны усвоить следующие сведения о предложении:
а) предложения повествовательные, вопросительные, восклицательные
б) главные и второстепенные члены предложения
в) связь между словами в предложении
Первоначальный этап работы над предложением совпадает с периодом обучения грамоте. Именно в этот период учащиеся знакомятся с важнейшими особенностями предложения: предложение выражает мысль, для него характерна интонация завершённости. Если этих качеств нет, то слова не составляют предложения, это только группа слов.
По мере изучения предложения уточняются представления учащихся о его составных частях, и в частности, о словосочетании. Первоклассники учатся различать в предложении слова, обозначающие, о ком или о чём говорится в предложении, что говорится.
Формирование у учащихся умения устанавливать связь слов в предложении относится к числу важнейших синтаксических и речевых умений. Умение выделять словосочетание в составе предложения формируется постепенно и требует длительной тренировки. Особенно эффективными являются следующие виды упражнений:
- работа над интонацией предложения;
- вычленение предложений из потока речи;
- распространение предложения;
- восстановление
- редактирование предложений;
- анализ предложения и составление его схемы;
- составление предложения по данной схеме;
- составление рассказа
с последующим анализом
Заключение.
Проведенное исследование позволило сформулировать и обосновать следующие основные положения и выводы, обладающие научной новизной, имеющие практическое значение:
В настоящее время главная задача синтаксиса русского языка в области изучения предложения до некоторой степени предопределена историей развития нашей отечественной грамматики. Эта задача состоит в том, чтобы изучить все конкретно-языковые формы или структурные особенности основных разновидностей двусоставных (или двучленных) и односоставных (или одночленных) предложений в современном русском языке и выяснить последовательность, пути и закономерности их исторического развития.
В настоящее время существуют и успешно внедряются альтернативными экспериментальные программы. Все программы, как новые, так и уже давно используемые, имеют свои плюсы и минусы, свои недостатки и достоинства. Поэтому они продолжают изменяться и совершенствоваться. Появляются новые варианты и новые программы других авторов. Каждая методика требует конкретного пересмотра и совершенствования, внедрения новых приёмов работы.
Вслед за развитием и изменениями в лингвистической науке и языке происходят изменения в методике. В школьной практике применяются новые научные теории, но делать это необходимо аккуратно не перегружая школьную программу. И лучше, если будут применены уже проверенные и наиболее общепринятые точки зрения. В игровом материале и некоторых приёмах работы по изучению нового материала, закреплению, автоматизации навыков можно и нужно использовать новаторские разработки. Теоретический материал разумнее применять общепринятый, чтобы не вводить путаницу в систему понятий школьников. С интересующимися или сильными учениками при достатке времени следует рассмотреть различные взгляды, существующие в лингвистике.
Информация о работе Методика работы учителя по изучению предложений в начальной школе