Методика работы учителя по изучению предложений в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2015 в 16:03, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в систематизации знаний в области изучения предложения в начальной школе.
Объект исследования - познавательная деятельность учащихся, направленная на усвоение младшими школьниками единиц языка в процессе их функционирования в речи.
Предмет исследования - процесс изучения младшими школьниками предложения в условиях функционирования данной единицы в тексте.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….. 2
1. Понятие о предложении ……………………………………………………..4
1.1 Синтаксический разбор предложения ………………………………….. .7
1.2 Виды предложений, изучаемых в начальной школе ……………………. 13
2. Предложение – как основная единица речи ………………………………. 18
3. Программный материал начальной школы по изучению предложений …20
3.1 Виды работ, используемые на уроках русского языка
в начальной школе ………………………………………………………………23
3.2 Психолого-педагогические особенности изучения предложения в начальной школе ………………………………………………………………25
4. Методика работы учителя по изучению предложений
в начальной школе ………………………………………………………………30
Заключение …………………………………………………………………….. 34
Список литературы …………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая по рус яз.docx

— 54.50 Кб (Скачать файл)

На основе знаний о словосочетании и предложении совершенствуется синтаксический строй речи ребенка, формируются умение пользоваться простым предложением в устной и письменной речи.

Работа над предложением как основной речевой единицей является центральной в процессе развития связной речи детей, устной и письменной.

Предложение, во всей совокупности своих признаков, должно стать фоном для разнообразных фонетических, орфографических, лексических упражнений, при чтении художественных текстов, при проведении наблюдений над природой. В работе над предложением важно осуществление одного из важнейших принципов методики, заключающегося в опережающем развитии устной речи по отношению к письменной.

Собственно синтаксические упражнения следует проводить таким образом, чтобы учащиеся учились анализировать предложения, устанавливать связь между словами в данных предложениях, составлять свои предложения с соблюдением норм русского языка: порядка слов, интонации, логического ударения и др. В целом же только постоянное внимание к двум сторонам речи: устной и письменной – поможет младшим школьникам правильно использовать предложение в практике речевого общения.

Основу содержания синтаксиса в системе начального обучения русскому языку составляют синтаксические понятия и правила и сформированный на основе знаний по синтаксису целый ряд умений и навыков учащихся. Все эти знания и умения определены действующей программой.

Предложение – наименьшая единица речевого общения, грамматически и интонационно оформленная, выражающая сообщение, вопрос или волевое побуждение. Предложение служит для  сообщения чего – либо, и этим оно отличается от словосочетаний. В каждом предложении выражается отношение говорящего к действительности. Это отношение выражается или морфологическими формами (наклонения, времени, лица) вместе с интонацией, или при отсутствии этих форм только интонацией. Слова и словосочетания, входя в состав предложения, становятся его членами. Одни члены предложения являются главными, другие – второстепенными. Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Они или образуют предложение, или составляют основу предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Программный  материал начальной школы по  изучению предложений.

 Формирование у учащихся  умения сознательно пользоваться  предложением для выражения своих  мыслей - одна из важнейших задач  уроков русского языка в начальных  классах. Научить младших школьников  сознательно пользоваться предложением  – значит развить у них умение  делить поток речи на законченные  структурно- смысловые единицы, оформлять  мысль, соединяя в предложения. Работа  над предложением занимает в  обучении языку центральное место.

 Хочу поделиться некоторыми  видами упражнений при работе  над предложением.

1. Вычленение предложений  из потока речи.

- Использую графический  диктант, при котором ученики, слушая  текст, графически обозначают количество  предложений, их целевую и интонационную  характеристику.

- Отрабатываю это и  на письменных текстах, в которых  не обозначены границы между  предложениями. В эти упражнения  закладываю орфографические ошибки. Поэтому идет всесторонняя работа  над текстом, которая продолжается  во 2-х, 3-х, 4-х классах.

2. Редактирование – восстановление  правильных границ предложения. Условием дидактической эффективности  этого упражнения является наблюдение  над интонацией, ее сопоставление  при различном членении предложений. Часто предлагаю детям текст  с оборванными фразами, поставив  задачу завершить эти фразы.

3. Конструирование предложений  из отдельных слов.

Выполняя это упражнение, учащиеся должны по данным разрозненным словам и наименованию темы восстановить смысл, содержание предложения, затем расположить слова в нужном порядке и связать их союзами, предлогами, окончаниями. Обучающий эффект можно повысить, если деформированное предложение давать не изолированно, а в составе контекста.

4. Распространение заданных  предложений с помощью дополнительных  вопросов. Эти упражнения могут  иметь и более выраженную грамматическую  направленность. Предлагаю составить  предложения по заданной схеме. Упражняясь в построении той  или иной конструкции, учащиеся  приучаются задумываться над  смыслом, и учатся поиску адекватных  языковых средств. Для этого даю  упражнения типа: из слов, стоящих  в скобках, выбрать более точное.

5. Творческие упражнения  предполагают отсутствие каких-либо  образцов, школьник составляет предложение  совершенно свободно.

- Даю тему для составляемого  предложения.

- Даю задание составить  предложения по данной картинке.

- Даю «опорные» слова, которые должны быть употреблены  в составляемом предложении.

- Даю словосочетание или  какой либо оборот речи, обладающий  особенной выразительностью, которые  должны быть использованы в  предложении.

- Прошу составить рассказ  по его началу или дописать  стихотворение.

6. Распространение предложения.

Можно заранее указать, какой член предложения требуется распространить. Например, для анализа дано предложение: Цветет черемуха. Выделяется подлежащее и сказуемое (основа предложения), ставятся вопросы: какое слово нужно включить в предложение, чтобы сказать о том, когда цветет черемуха? Каким членом предложения будет это слово? (Второстепенным.) От какого члена предложения оно будет зависеть? (От сказуемого. Цветет когда? в мае.) Включите в предложение еще одно слово, которое будет пояснять подлежащее. Какое предложение получилось? (В мае цветет душистая черемуха.)

7. Восстановление деформированного  предложения.

Восстановление предложения начинается с основы предложения, затем с помощью вопросов «находятся» словосочетания. Например: грачи, гнезда, на деревьях, вьют, высоких.

— О ком говорится в предложении? (О грачах. Кто? грачи.) Что о них говорится? (Вьют. Грачи вьют — главные члены.)

— С помощью вопросов найдите словосочетания. (Вьют что? гнезда. Вьют где? на чем? на деревьях. На деревьях каких? высоких.) После того как «восстановлены» словосочетания, выясняется наиболее удачный порядок слов в предложений в зависимости от того, что хочет подчеркнуть говорящий (или пишущий); отрабатывается интонация.

8. Деление сплошного текста  на предложения.

Чтобы этот вид работы был осознанным, нужно в каждом предложении выделить главные члены и словосочетания.

9. Анализ предложения  и составление его схемы.

При анализе предложения выделяются основа предложения, затем второстепенный член, поясняющий подлежащее, второстепенный член, поясняющий сказуемое и второстепенный член, поясняющий другой второстепенный член предложения. Так постепенно устанавливаются словосочетания.

10. Составление предложений  по данной учителем схеме или  по вопросам.

Например: Где? Что делают? Кто?

11. Составление рассказа  с последующим анализом предложений  определенной структуры.

Выделяются предложения, которые начинаются с подлежащего, со сказуемого, с второстепенного члена. Выясняется, почему такой порядок слов в предложении целесообразно использовать.

 Систематическая работа  над предложением способствует  развитию умственной деятельности  учащихся. К.Д. Ушинский утверждал, что  основной закон детской природы  состоит в том, что «дитя требует  деятельности беспрестанно и  утомляется не деятельностью, а  ее однообразием и односторонностью. Неосознанно ребенок тянется  к той деятельности, которая сулит  ему возможности развития».

 Развитие – вот  та основная цель, которую я  ставлю перед собой, подбираю  задания и упражнения к каждому  уроку.

 

 

 

 

3.1 Виды работ, используемые на уроках русского  языка в начальной школе.

Списывание предложений, нахождение и подчёркивание слов, обозначающих, о чём говорится в предложении, что говорится.

Вставка в предложение слов, подходящих по смыслу.

Определение границ предложения в сплошном тексте.

Координация главных членов предложения путём изменения формы слова, являющегося в предложении или подлежащим, или сказуемым.

Анализ предложения:

а) по членам предложения

б) по определению главных членов предложения и словосочетаний, входящих в структуру предложения;

в) по частям речи.

6) Распространение основы  предложения словосочетаниями и  словами.

7) Определение частей  речи, входящих в структуру словосочетаний.

8) Анализ связного текста  с точки зрения нахождения  словосочетаний различных конструкций, подбор главных слов словосочетаний  по данным зависимым словам, подбор  зависимых слов к данному главному  слову.

9) Составление словосочетаний  по данным глаголам, данным существительным (подбор подходящих по смыслу  и грамматическому вопросу слов), подбор зависимых слов (в определённом  падеже).

10) Составление словосочетаний  путём распространения:

а) имени существительного именем прилагательным

б) глагола именем существительным

в) имени существительного именем существительным

г) глагола наречием

11) Выражение синтаксических  отношений времени, места, причины, цели с помощью предложных  и беспредложных словосочетаний.

12) Показ роли предлога  в образовании словосочетаний  и нормы употребления предлогов  в речи.

13) Наблюдение над предложениями  различных типов:

а) Москва – город герой

б) Моя мама врач и Моя мама работает врачом

в) Ветром замело дорогу. От усталости у мальчика кружилось в глазах.

г) Ночь. Вокруг тишина.

14) Составление предложений  различных типов:

а) на определённую тему

б) по данному подлежащему, данному сказуемому, данной основе предложения, данному словосочетанию

в) по картине, по серии сюжетных картинок, на основе личных наблюдений.

15) Составление предложений  с однородными членами.

16) Развитие орфографической  зоркости при формировании навыка  правописания падежных окончаний  имён существительных, имён прилагательных, личных окончаний глаголов, глаголов  прошедшего времени женского, среднего  рода, приставок и предлогов, заглавной  буквы в начале предложения.

17) Формирование пунктуационных  навыков: знаки препинания в конце  предложения,  запятая при перечислении  однородных членов предложения.

18) Развитие речевого слуха  и интонационных умений, связанных  с произношением повествовательных, вопросительных, восклицательных предложений, с использованием интонации перечисления, противопоставления.

19) Различение языковых  единиц: слова, словосочетания, предложения.

20) Диктанты выборочные, предупредительные, объяснительные, контрольные и др.

21) Составление связных  письменных текстов типа изложения  и сочинения.

 

3.2 Психолого-педагогические  особенности изучения предложения  в начальной школе.

Прежде всего, необходимо выявить умения и знания по русскому языку детей, начинающих школьное обучение: умение слышать в слове отдельные звуки и последовательно вычленять их из слов, составлять предложения, выделять из них отдельные слова, знание букв, способы чтения. Выявленные сведения о готовности каждого ребенка к школьному обучению по русскому языку фиксируются учителем и хранятся в личном деле ученика. В рамках новых ФГОС подготовка к обучению грамоте предусматривает:

– совершенствование чувственного опыта учащихся в области русского языка;

- развитие умения вслушиваться  в звучание слова, узнавать и  выделять из него отдельные  звуки и звуковые комплексы, различать  звуки, близкие по произнесению  и звучанию;

– уточнение и обогащение словарного запаса в связи с расширением непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире;

– развитие связной речи: формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия употребляемых слов, правильности построения предложений, внятности и выразительности речи;

– формирование приемов умственной деятельности, необходимых для овладения грамотой: развитие умений наблюдать, сравнивать и обобщать явления языка, использовать условно-знаковую систему;

– воспитание культуры учебного труда: умения ориентироваться и применять систему правил, необходимых для плодотворной учебной работы;

– формирование доброжелательных отношений с одноклассниками.

Основными темами подготовительного периода обучения являются темы практического ознакомления со звуками речи и с предложением. В содержание обучения входят также правильная посадка при письме, умение располагать тетрадь, правильно держать ручку и карандаш, развитие и укрепление пальцев и кистей рук, формирование элементарных графических навыков. Кроме того, в этот период обучения ученики начинают знакомиться с детской художественной литературой.

Эффективность обучения младших школьников зависит прежде всего от спокойного, доброжелательного психологического климата на уроке. Он способствует появлению у ребенка желания учиться. Следует находить любой повод, чтобы похвалить ученика, отметить его хотя бы маленькие достижения. Похвала воспринимается ребенком прежде всего как выражение положительного к себе отношения учителя, стимулирует его активность. Он стремится многократно заслужить одобрение учителя, что переходит иногда в заинтересованность самой учебной работой, в познавательный интерес.

К успехам отстающего школьника целесообразно привлекать внимание одноклассников, чтобы создать почву для налаживания благоприятных отношений между ними. Успех формирует у ребенка веру в себя, желание учиться, радостный, жизнеутверждающий тонус, рождает энергию для преодоления трудностей.

Доброе, сердечное отношение к ученику, умение вовремя и обоснованно похвалить его необходимо сочетать с достаточно высокой требовательностью. С первых же дней и в течение всей последующей работы школьнику должно быть ясно, какие конкретные действия, поступки, дела вызывают одобрение, что у него не получается, чему он должен научиться. Тактичная помощь в преодолении трудностей вселяет в него уверенность в свои познавательные возможности.

Информация о работе Методика работы учителя по изучению предложений в начальной школе