Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2015 в 16:03, курсовая работа
Цель исследования состоит в систематизации знаний в области изучения предложения в начальной школе.
Объект исследования - познавательная деятельность учащихся, направленная на усвоение младшими школьниками единиц языка в процессе их функционирования в речи.
Предмет исследования - процесс изучения младшими школьниками предложения в условиях функционирования данной единицы в тексте.
Введение ……………………………………………………………………….. 2
1. Понятие о предложении ……………………………………………………..4
1.1 Синтаксический разбор предложения ………………………………….. .7
1.2 Виды предложений, изучаемых в начальной школе ……………………. 13
2. Предложение – как основная единица речи ………………………………. 18
3. Программный материал начальной школы по изучению предложений …20
3.1 Виды работ, используемые на уроках русского языка
в начальной школе ………………………………………………………………23
3.2 Психолого-педагогические особенности изучения предложения в начальной школе ………………………………………………………………25
4. Методика работы учителя по изучению предложений
в начальной школе ………………………………………………………………30
Заключение …………………………………………………………………….. 34
Список литературы …………………………………………………
На основе знаний о словосочетании и предложении совершенствуется синтаксический строй речи ребенка, формируются умение пользоваться простым предложением в устной и письменной речи.
Работа над предложением как основной речевой единицей является центральной в процессе развития связной речи детей, устной и письменной.
Предложение, во всей совокупности своих признаков, должно стать фоном для разнообразных фонетических, орфографических, лексических упражнений, при чтении художественных текстов, при проведении наблюдений над природой. В работе над предложением важно осуществление одного из важнейших принципов методики, заключающегося в опережающем развитии устной речи по отношению к письменной.
Собственно синтаксические упражнения следует проводить таким образом, чтобы учащиеся учились анализировать предложения, устанавливать связь между словами в данных предложениях, составлять свои предложения с соблюдением норм русского языка: порядка слов, интонации, логического ударения и др. В целом же только постоянное внимание к двум сторонам речи: устной и письменной – поможет младшим школьникам правильно использовать предложение в практике речевого общения.
Основу содержания синтаксиса в системе начального обучения русскому языку составляют синтаксические понятия и правила и сформированный на основе знаний по синтаксису целый ряд умений и навыков учащихся. Все эти знания и умения определены действующей программой.
Предложение – наименьшая единица речевого общения, грамматически и интонационно оформленная, выражающая сообщение, вопрос или волевое побуждение. Предложение служит для сообщения чего – либо, и этим оно отличается от словосочетаний. В каждом предложении выражается отношение говорящего к действительности. Это отношение выражается или морфологическими формами (наклонения, времени, лица) вместе с интонацией, или при отсутствии этих форм только интонацией. Слова и словосочетания, входя в состав предложения, становятся его членами. Одни члены предложения являются главными, другие – второстепенными. Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Они или образуют предложение, или составляют основу предложения.
3. Программный материал начальной школы по изучению предложений.
Формирование у учащихся
умения сознательно
Хочу поделиться некоторыми видами упражнений при работе над предложением.
1. Вычленение предложений из потока речи.
- Использую графический
диктант, при котором ученики, слушая
текст, графически обозначают
- Отрабатываю это и
на письменных текстах, в которых
не обозначены границы между
предложениями. В эти упражнения
закладываю орфографические
2. Редактирование –
3. Конструирование предложений из отдельных слов.
Выполняя это упражнение, учащиеся должны по данным разрозненным словам и наименованию темы восстановить смысл, содержание предложения, затем расположить слова в нужном порядке и связать их союзами, предлогами, окончаниями. Обучающий эффект можно повысить, если деформированное предложение давать не изолированно, а в составе контекста.
4. Распространение заданных
предложений с помощью
5. Творческие упражнения
предполагают отсутствие каких-
- Даю тему для составляемого предложения.
- Даю задание составить
предложения по данной
- Даю «опорные» слова,
которые должны быть
- Даю словосочетание или какой либо оборот речи, обладающий особенной выразительностью, которые должны быть использованы в предложении.
- Прошу составить рассказ по его началу или дописать стихотворение.
6. Распространение предложения.
Можно заранее указать, какой член предложения требуется распространить. Например, для анализа дано предложение: Цветет черемуха. Выделяется подлежащее и сказуемое (основа предложения), ставятся вопросы: какое слово нужно включить в предложение, чтобы сказать о том, когда цветет черемуха? Каким членом предложения будет это слово? (Второстепенным.) От какого члена предложения оно будет зависеть? (От сказуемого. Цветет когда? в мае.) Включите в предложение еще одно слово, которое будет пояснять подлежащее. Какое предложение получилось? (В мае цветет душистая черемуха.)
7. Восстановление
Восстановление предложения начинается с основы предложения, затем с помощью вопросов «находятся» словосочетания. Например: грачи, гнезда, на деревьях, вьют, высоких.
— О ком говорится в предложении? (О грачах. Кто? грачи.) Что о них говорится? (Вьют. Грачи вьют — главные члены.)
— С помощью вопросов найдите словосочетания. (Вьют что? гнезда. Вьют где? на чем? на деревьях. На деревьях каких? высоких.) После того как «восстановлены» словосочетания, выясняется наиболее удачный порядок слов в предложений в зависимости от того, что хочет подчеркнуть говорящий (или пишущий); отрабатывается интонация.
8. Деление сплошного текста на предложения.
Чтобы этот вид работы был осознанным, нужно в каждом предложении выделить главные члены и словосочетания.
9. Анализ предложения и составление его схемы.
При анализе предложения выделяются основа предложения, затем второстепенный член, поясняющий подлежащее, второстепенный член, поясняющий сказуемое и второстепенный член, поясняющий другой второстепенный член предложения. Так постепенно устанавливаются словосочетания.
10. Составление предложений по данной учителем схеме или по вопросам.
Например: Где? Что делают? Кто?
11. Составление рассказа
с последующим анализом
Выделяются предложения, которые начинаются с подлежащего, со сказуемого, с второстепенного члена. Выясняется, почему такой порядок слов в предложении целесообразно использовать.
Систематическая работа
над предложением способствует
развитию умственной
Развитие – вот
та основная цель, которую я
ставлю перед собой, подбираю
задания и упражнения к
3.1 Виды работ,
используемые на уроках
Списывание предложений, нахождение и подчёркивание слов, обозначающих, о чём говорится в предложении, что говорится.
Вставка в предложение слов, подходящих по смыслу.
Определение границ предложения в сплошном тексте.
Координация главных членов предложения путём изменения формы слова, являющегося в предложении или подлежащим, или сказуемым.
Анализ предложения:
а) по членам предложения
б) по определению главных членов предложения и словосочетаний, входящих в структуру предложения;
в) по частям речи.
6) Распространение основы
предложения словосочетаниями
7) Определение частей
речи, входящих в структуру
8) Анализ связного текста
с точки зрения нахождения
словосочетаний различных
9) Составление словосочетаний
по данным глаголам, данным существительным
(подбор подходящих по смыслу
и грамматическому вопросу
10) Составление словосочетаний путём распространения:
а) имени существительного именем прилагательным
б) глагола именем существительным
в) имени существительного именем существительным
г) глагола наречием
11) Выражение синтаксических
отношений времени, места, причины,
цели с помощью предложных
и беспредложных
12) Показ роли предлога
в образовании словосочетаний
и нормы употребления
13) Наблюдение над предложениями различных типов:
а) Москва – город герой
б) Моя мама врач и Моя мама работает врачом
в) Ветром замело дорогу. От усталости у мальчика кружилось в глазах.
г) Ночь. Вокруг тишина.
14) Составление предложений различных типов:
а) на определённую тему
б) по данному подлежащему, данному сказуемому, данной основе предложения, данному словосочетанию
в) по картине, по серии сюжетных картинок, на основе личных наблюдений.
15) Составление предложений с однородными членами.
16) Развитие орфографической
зоркости при формировании
17) Формирование пунктуационных навыков: знаки препинания в конце предложения, запятая при перечислении однородных членов предложения.
18) Развитие речевого слуха
и интонационных умений, связанных
с произношением
19) Различение языковых единиц: слова, словосочетания, предложения.
20) Диктанты выборочные, предупредительные, объяснительные, контрольные и др.
21) Составление связных
письменных текстов типа
3.2 Психолого-педагогические
особенности изучения
Прежде всего, необходимо выявить умения и знания по русскому языку детей, начинающих школьное обучение: умение слышать в слове отдельные звуки и последовательно вычленять их из слов, составлять предложения, выделять из них отдельные слова, знание букв, способы чтения. Выявленные сведения о готовности каждого ребенка к школьному обучению по русскому языку фиксируются учителем и хранятся в личном деле ученика. В рамках новых ФГОС подготовка к обучению грамоте предусматривает:
– совершенствование чувственного опыта учащихся в области русского языка;
- развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, различать звуки, близкие по произнесению и звучанию;
– уточнение и обогащение словарного запаса в связи с расширением непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире;
– развитие связной речи: формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия употребляемых слов, правильности построения предложений, внятности и выразительности речи;
– формирование приемов умственной деятельности, необходимых для овладения грамотой: развитие умений наблюдать, сравнивать и обобщать явления языка, использовать условно-знаковую систему;
– воспитание культуры учебного труда: умения ориентироваться и применять систему правил, необходимых для плодотворной учебной работы;
– формирование доброжелательных отношений с одноклассниками.
Основными темами подготовительного периода обучения являются темы практического ознакомления со звуками речи и с предложением. В содержание обучения входят также правильная посадка при письме, умение располагать тетрадь, правильно держать ручку и карандаш, развитие и укрепление пальцев и кистей рук, формирование элементарных графических навыков. Кроме того, в этот период обучения ученики начинают знакомиться с детской художественной литературой.
Эффективность обучения младших школьников зависит прежде всего от спокойного, доброжелательного психологического климата на уроке. Он способствует появлению у ребенка желания учиться. Следует находить любой повод, чтобы похвалить ученика, отметить его хотя бы маленькие достижения. Похвала воспринимается ребенком прежде всего как выражение положительного к себе отношения учителя, стимулирует его активность. Он стремится многократно заслужить одобрение учителя, что переходит иногда в заинтересованность самой учебной работой, в познавательный интерес.
К успехам отстающего школьника целесообразно привлекать внимание одноклассников, чтобы создать почву для налаживания благоприятных отношений между ними. Успех формирует у ребенка веру в себя, желание учиться, радостный, жизнеутверждающий тонус, рождает энергию для преодоления трудностей.
Доброе, сердечное отношение к ученику, умение вовремя и обоснованно похвалить его необходимо сочетать с достаточно высокой требовательностью. С первых же дней и в течение всей последующей работы школьнику должно быть ясно, какие конкретные действия, поступки, дела вызывают одобрение, что у него не получается, чему он должен научиться. Тактичная помощь в преодолении трудностей вселяет в него уверенность в свои познавательные возможности.
Информация о работе Методика работы учителя по изучению предложений в начальной школе