Методика работы учителя по изучению предложений в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2015 в 16:03, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в систематизации знаний в области изучения предложения в начальной школе.
Объект исследования - познавательная деятельность учащихся, направленная на усвоение младшими школьниками единиц языка в процессе их функционирования в речи.
Предмет исследования - процесс изучения младшими школьниками предложения в условиях функционирования данной единицы в тексте.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….. 2
1. Понятие о предложении ……………………………………………………..4
1.1 Синтаксический разбор предложения ………………………………….. .7
1.2 Виды предложений, изучаемых в начальной школе ……………………. 13
2. Предложение – как основная единица речи ………………………………. 18
3. Программный материал начальной школы по изучению предложений …20
3.1 Виды работ, используемые на уроках русского языка
в начальной школе ………………………………………………………………23
3.2 Психолого-педагогические особенности изучения предложения в начальной школе ………………………………………………………………25
4. Методика работы учителя по изучению предложений
в начальной школе ………………………………………………………………30
Заключение …………………………………………………………………….. 34
Список литературы …………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая по рус яз.docx

— 54.50 Кб (Скачать файл)

При синтаксическом разборе предложения для неполного укажите, какие члены предложения пропущены.

Этап 7: для простого предложения: Определите, осложнено предложение или не осложнено.

Простое предложение может быть осложнено либо не осложнено вводными словами и обращениями, однородными либо обособленными членами предложения, прямой речью. Примеры простых осложненных предложений:

«Остап Бендер, как стратег, был великолепен» (И. Ильф, Е. Петров);

«Он, комиссар, должен был стать вровень с Сарычевым если не личным обаянием, не прошлыми боевыми заслугами, не военным талантом, так всем другим: принципиальностью, твердостью, знанием дела, наконец, мужеством в бою» (К. Симонов).

Этап 8: для простого предложения: Подчеркните все члены предложения и укажите, какими частями речи они выражены.

Сперва обозначают подлежащее и сказуемое, потом второстепенные в составе подлежащего и второстепенные в составе сказуемого.

Этап 9: для простого предложения: составьте схему предложения.

При том укажите грамматическую основу, если предложение осложнено – укажите осложнение.

Посмотрите на образец синтаксического разбора предложения:

 Устный разбор: предложение  повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая  основа: швейцар затоптал, двинулся было, не сделал, остановился, распространенное, полное, осложнено однородными сказуемыми, обособленным определением (причастный оборот), обособленным обстоятельством (деепричастный оборот).

Письменный разбор: повест., невоскл., прост., двусост., г/о: швейцар затоптал, двинулся было, не сделал, остановился, распр., осложн. однородн. сказ., обособл. опред. (причастн. оборот), обособл. обст-вом (деепричастн. оборот). Теперь рассмотрим синтаксический разбор сложного предложения с примерами.

Этап 1: для сложного предложения: определите, как связь существует между частями сложного предложения.

В зависимости от наличия или отсутствия союзов, связь может быть:

союзной – «Тот, кто стремится к самосовершенствованию, никогда не поверит, что это самосовершенствование имеет предел» (Л. Толстой);

бессоюзной – «В момент, когда луна, такая огромная и чистая поднялась над гребнем той темной горы, звезды, которые были на небе, разом открыли глаза» (Ч. Айтматов).

Этап 2: для сложного предложения: Выясните, что связывает части сложного предложения вместе:

интонация;

сочинительные союзы;

подчинительные союзы.

Этап 3: для сложного предложения: на основании связи между частями предложения и средств, которыми эта связь выражена, классифицируйте предложение.

Классификация сложных предложений:

сложносочиненное предложение (ССП) - «Странное влияние имел на меня отец, и странные были наши отношения.» (И. Тургенев);

сложноподчиненное предложение (СПП) – «Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу» (И. Гончаров);

сложное бессоюзное предложение (БСП) – «Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь» (А. Пушкин);

предложение с разными видами связи – «Люди разделяются на две категории: те, что сначала думают, а потом говорят и, соответственно, делают, и те, которые сначала действуют, а потом уже думают» (Л. Толстой).

Связь между частями бессоюзного сложного предложения может выражаться разными знаками препинания: запятой, двоеточием, тире, точкой с запятой.

Этап 4:  для сложного предложения: Охарактеризуйте связи частей предложения.

Определите:

к чему относится придаточная часть;

посредством чего придаточная часть присоединяется к главной;

на какой вопрос отвечает.

Этап 5: для сложного предложения: если придаточных частей несколько, опишите отношения между ними:

последовательное – «Я слышал, как Гайдар чистил котелок песком и ругал его за то, что у того отвалилась ручка» (К. Паустовский);

параллельное – «Надо точно учитывать среду, в которой развивается поэтическое произведение, чтобы чуждое этой среде слово не попадало случайно» (В. Маяковский);

однородное – «Трудно было понять, был ли то где-нибудь пожар, или же собиралась всходить луна» (А. Чехов)

Этап 6: для сложного предложения: подчеркните все члены предложения и укажите, какими частями речи они выражены.

Этап 7: для сложного предложения: теперь разберите каждую часть сложного предложения, как простое.

Этап 8: для сложного предложения: составьте схему предложения.

При этом укажите средство связи, тип придаточной части. Посмотрите на образец синтаксического разбора сложноподчиненного предложения:

Устный разбор: предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчиненное; в составе две предикативные части, придаточная часть относится к подлежащему то, присоединяется к главной части при помощи подчинительного союза что, отвечает на вопрос Какое?; придаточная определительная. Первая часть: двусоставная, грамматическая основа: здание и то не произвели впечатления, распространенная, полная, осложнена однородными подлежащими. Вторая часть: двусоставная, грамматическая основа: я учился, распространенная, полная, неосложнённая;

Письменный разбор: повествовательное, невосклицательное, СПП; 2 предикативные части, средство связи подчинения союз что; придаточная определительная. 1 ч.: двусоставное, г/о здание и то не произвели впечатления, распр., полн., осложн. однородн. подлежащими. 2 ч.: двусост., г/о я учился, распр., полн., неосложн.

 

Синтаксический разбор сложносочиненных, бессоюзных и предложений с разными видами связи происходит аналогичным образом.

Пользуясь поэтапным руководством регулярно в школе и дома, чтобы лучше запомнить последовательность рассуждений при анализе предложений.

Примеры синтаксического разбора предложений простой и сложной структуры помогут верно охарактеризовать предложения в устной и письменной форме. С инструкцией сложное задание станет понятнее и проще, поможет усвоить материал и закрепить его на практике.

 

 

 

 

 

 

1.2 Виды предложений, изучаемых в начальной школе.

В период обучения грамоте формируется понятие о предложении по таким  ступеням:

1. составление высказываний в объеме одного предложения, выяснение его мысли, темы;

2. произнесение с нужными интонациями;

3. членение на слова;

4. постановка вопросов к словам в предложении;

5. счет числа слов;

6. составление схемы - моделирование;

7. моделирование состава предложения и его границ;

8. составление предложений по их моделям.

Место предложения в тексте может быть показано школьникам или аналитически, или синтетически. Работа проводится в устном и письменном вариантах. Целесообразно понятие «текст» ввести одновременно с понятием «предложение».

Познавательная активность учащихся обеспечивается эвристической беседой в процессе наблюдения различных предложений.

Вывод определения осложняется тем, что  само слово мысль даётся так, будто оно всем понятно: на самом деле предложение как единица языка обладает намного большей конкретностью, чем мысль. Но такое определение устойчиво держится в учебниках.

Можно рекомендовать наряду с выводом определения через родовое понятие «мысль», подтверждаемым составлением предложения кем-то из учащихся перед всем классом, ещё другой приём: разделение текста на предложения.

Далее изучаются вопросительные, восклицательные, повествовательные предложения (возможно и побудительные). Анализ и определения этих предложений производятся по следующим критериям:

а) цель высказывания

б) интонация

в) утверждение или отрицание

Следует обратить внимание также и на то, в каких текстах или ситуациях обычно используются предложения изученных типов: например, вопросительные и восклицательные предложения употребляются в диалоге, в разговорах.

Деление предложений на распространённые и нераспространённые вводится после знакомства с главными членами предложения, с предикативной группой. Важно, чтобы школьники научились быстро и безошибочно находить предикативную группу в предложении.

Виды предложений, изучаемые в начальной школе:

• по цели высказывания: повествовательные (Мы пришли в библиотеку.), вопросительные (Вы любите сказки?), побудительные (Я прочитал очень интересную книгу!);

• по интонации: повествовательное с понижением голоса (Мы пришли в библиотеку), повествовательное с чувством, с восклицательной интонацией (Как много книг!), вопросительное с вопросом (Вы любите читать сказки?), побудительное с понижением голоса (Читай, дружок, книгу перед сном.), побудительное с чувством (Берегите книги, школьники!).

 Формирование у младших  классов умения правильно пользоваться  предложением для выражения своих  мыслей– одна из важнейших  задач уроков русского языка  в начальных классах.

Научить младших школьников сознательно пользоваться предложением – значит развить умение делить поток речи на законченные структурно-смысловые единицы, вычленять предмет мысли, структурно и интонационно оформлять мысль, соединяя слова в предложения.

В работе над предложением в начальных классах условно можно выделить пять направлений:

1. Формирование грамматического  понятия «предложение».

2. Изучение структуры  предложения (работа над пониманием  сущности связи слов в словосочетаниях, осознание грамматической основы  предложения, особенностей главных  и второстепенных членов, прямого  и обратного порядка слов, распространённых  и нераспространённых предложений).

3. Формирование умения  пользоваться в своей речи  предложениями, равными по цели  высказывания и по интонации. Овладение правильным интонированием  предложения.

4. Развитие умения точно  употреблять слова в предложение.

5. Формирование умения  оформлять предложения в письменной  речи (употребление прописной буквы  в начале предложения, постановке  знаков препинания).

Классификация предложений

I. По цели высказывания

1. Повествовательные. Другой берег реки, низкий и ровный, тянулся куда-то вдаль к зелёным стенам леса.

2. Вопросительные. Знаете ли вы украинскую ночь?

1. Побудительные. Хлеб - соль ешь, а правду режь.

II. По интонации

1. Восклицательные. Как хорошо в лесу!

2. Невосклицательные. На противоположном берегу, как исполинские часовые, стояли могучие кедры.

III. По наличию главных  членов

1. Двусоставные. (Грамматическая  основа двусоставных предложений  состоит из двух главных членов  – подлежащего и сказуемого). Например: Белая берёза под моим окном принакрылась снегом точно серебром.

2. Односоставные. (Грамматическая  основа односоставных предложений  состоит из одного главного  члена – подлежащего или сказуемого). Например: Быстро смеркается.

С главным членом - подлежащим 

С главным членом - сказуемым

Назывные (номинативные) 

Определенно-личные 

Неопределенно-личные 

Безличные

Сказуемое выражено глаголом 1 или 2 лица. 

Сказуемое выражено глаголом 3 лица множественного числа 

При сказуемом нет и не может быть подлежащего (действие совершается само собой)

Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. 

Сидите тихо. Посмотрю позже. 

За окном громко и весело пели. 

Пахло сеном. В окно повеяло весною.

IV. По наличию или отсутствию  второстепенных членов

1. Нераспространённые. (В  своём составе имеют только  главные члены). Катятся ядра, свищут пули…

2. Распространённые. (Кроме  главных членов, в своём составе  имеют второстепенные члены). Раскрылось небо голубое меж облаков в апрельский день.

V. По наличию или отсутствию  необходимых членов предложения

1. Полные. (В таких предложениях  все члены предложения налицо). С запада надвигалась грозовая туча.

2. Неполные. (В таких предложениях  пропущен какой-либо член –  главный или второстепенный, но  он легко восстанавливается по  смыслу). Мой брат пошёл в библиотеку, а я – в бассейн.

VI. По структуре

1. Простые. Слева от дороги мы увидели котлован, доверху наполненный водой.

2. Сложные.

Сложносочинённые 

Сложноподчинённые 

Бессоюзные сложные

Части равноправны по смыслу (каждая часть может стать отдельным простым предложением) 

Одно из простых или несколько зависят от другого и не могут выделиться в самостоятельное простое предложение.

Части равноправны по смыслу (каждая часть может стать отдельным простым предложением)

Части связаны между собой сочинительными союзами: и, да (=и), ни…ни, тоже, также, то…то, не то…нетто, или, либо, а, но, да (=но), однако, зато, но зато.

Части связаны между собой подчинительным союзом или союзным словом: потому что, оттого что, так, как, в виду того что, благодаря тому что, вследствие того что, в связи с тем что, чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, когда, лишь, лишь только, пока, едва, если, если бы, раз, ли, как скоро, как, будто, словно, как будто, точно, что, несмотря на то что, хотя, как ни. 

Части связаны между собой без союзов и союзных слов тематически и интонационно.

Свистящим шёпотом перекинулись между собой столетние сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей.

Каждый раз, когда приближалась осень, начинались разговоры о том, что многое в природе устроено не так, как нам хотелось бы.

Под окном в саду зашумели птицы, туман ушёл из сада, всё кругом озарилось весенним светом, точно улыбкой.

 

 

 

 

 

 

 

2. Предложение  – как основная единица речи.

Основные синтаксические единицы, которые учащиеся должны осознать, знать их отличительные признаки, уметь различать при языковом анализе, уметь пользоваться в практике письма и речи - это простое предложение и словосочетание.

Информация о работе Методика работы учителя по изучению предложений в начальной школе