Методы арттерапии в подготовке детей к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 09:59, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы: исследование психологической готовности детей дошкольников к обучению в школе.
В процессе написания дипломной работы решались следующие задачи:
1. Теоретический анализ литературных источников по теме исследования
2. Уточнение понятийно-терминологического аппарата (психологическая готовность дошкольников к школе, внутренняя позиция школьника)
3. Создание, обоснование и апробация психодиагностического комплекса, направленного на обследование внутренней позиции школьника
4. Проведение обследования с целью изучения внутренней позиции школьника
5. Создание обоснования и проведение коррекционной программы
6. Определение эффективности коррекционной программы

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..5
1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНИКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.........................................................8
1.1 Психологическая характеристика детей дошкольного возраста......................8
1.2 Морально-волевая подготовка детей к обучению в школе.............................15
1.3 Современные подходы и методы изучения психологической готовности детей к школе.............................................................................................................22
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ.........................................................................31
2.1 Организация и методы исследования................................................................31
2.2 Констатирующий эксперимент..........................................................................36
2.3 Формирующий эксперимент..............................................................................44
2.4 Контрольно-сравнительный эксперимент........................................................50
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ……………………………………………….....55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………......57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………60

Файлы: 1 файл

Методы арттерапии в подготовке детей к школе.doc

— 483.50 Кб (Скачать файл)

Правильная организация и умелое направление игры помогает всесторонне развивать детей, формировать у них коллективизм, черты характера, силу воли и другие важные качества.

Игра – одно из наиболее эффективных средств морально-волевого воспитания детей. Для детей наиболее предпочтительны игры, направленные на развитие познавательных процессов: памяти, мышления, логического мышления, внимания, воображения. Ребёнок мыслит образами, поэтому развитие ребёнка идёт через игры: ролевые, сюжетные. Особенно ценно, когда в играх участвуют сразу несколько детей. Это развивает коллективизм, ребенок учится строить взаимоотношения, разрешать возникающие конфликты. Дети осваивают взрослую жизнь, систему поведения, обязанности. Учатся выполнять указания "взрослого".И главное — все происходит без принуждения, легко и охотно. Развивается воображение — умение представить себе, "что было бы, если бы...".

Полезны также игры с пластилином, карандашами и т. д. То есть почетное место в подготовке к школе занимает лепка, аппликация, рисование, конструирование. В этих занятиях развивается представление о мире, предметах, животных, людях. Также развивается умение мысленно представлять себе предметы, "рассмотреть" их в уме. Позднее это окажется важным при изучении физики, геометрии и др. Рисуя, строя, ребенок переживает радость творчества, самовыражается. Конструирование из кубиков требует решения инженерных задач. Он учится в уме отвечать на множество вопросов о том, как сделать дом, чтобы он не рассыпался, и т. д.

Родители могут подключиться к процессу игры и ненавязчиво предложить интересный сюжет или конструкцию. Главное — не ущемить самостоятельность ребенка. Надо побудить его к самостоятельному поиску идей и средств их воплощения.

В работе с детьми подготовительной группы нельзя недооценивать и подвижную игру. В ней совершенствуются основные движения, воспитываются такие черты характера, как смелость, находчивость, выдержка. Подвижные игры носят коллективный характер, поэтому они требуют слаженности движений и действий, выполнения определенных правил. Дети сами приходят к выводу о том, что без выполнения правил игра неинтересна. Волнение, которое ребенок переживает в игре, мобилизует его силы и способствует достижению хороших результатов в выполнении движений; таких результатов в других условиях, вне игры, он, возможно, и не добился бы. Чередование игр с различными видами упражнений — важное условие равномерного развития всех движений.

Выполнение программы физического воспитания детей предусматривает не только решение общих его задач, но и формирование устойчивых привычек к различным видам закаливания, потребности в выполнении утренней гимнастики и физических упражнений, стремления к совершенствованию движений, умения проводить их со своими сверстниками.

Важно обеспечить выполнение двигательного режима, который способствует улучшению состояния здоровья и физического развития детей, развивает их опорно-двигательный аппарат, тренирует и совершенствует физиологические функции организма, обеспечивает усвоение доступных им по возрасту движений, формирует выносливость организма. Недостаточная двигательная активность — гиподинамия — препятствует успешному решению задач физического воспитания, создает неблагоприятные условия для умственного развития детей, понижает их интеллектуальную активность и работоспособность. Особое место занимают спортивные виды физических упражнений. Ходьба на лыжах, катание на коньках, санках, велосипеде, плавание требуют участия разных групп крупной мускулатуры, дают хорошую физическую нагрузку.

Если ребенок в дошкольном возрасте освоит эти виды физических упражнений, полюбит спортивные игры и развлечения, то это явится предпосылкой к тому, что и в школьные годы он будет ими заниматься в часы досуга. Это послужит и отдыхом от умственной работы, и средством дальнейшего оздоровления организма. Обучение детей спортивным видам физических упражнений является особым разделом работы, осуществление которого требует от воспитателя владения техникой катания на лыжах, коньках и т. д. и, конечно, методикой обучения детей этим видам движений. Большое место в физическом воспитании детей отводится прогулке. Правильно организованная, она содержит большие возможности для развития самоорганизации в различных видах деятельности, проявления инициативы. К подготовке прогулки педагог привлекает самих детей. Например, вместе с ними проверяет готовность лыж, коньков, готовит флажки, ленточки для катания с горы на санках, лопаты для снежных построек. Разговоры с детьми о содержании прогулки (чем будем заниматься, во что играть, что возьмем с собой, как лучше организовать игру и т. д.) учат детей обдумывать предстоящую деятельность, планировать ее. Можно предложить отдельным ребятам рассказать, что они будут делать на прогулке, что им для этого потребуется. Такая работа способствует формированию навыка планирования выполнения заданий.

В нашем исследовании выбран метод морально-волевой подготовки детей к школе – игра. Игры доставляют детям не только радость и удовольствие, но и учат быть добрыми, смелыми внимательными, ловкими, всесторонне развивают и воспитывают. Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. В работе с детьми педагог использует коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры с проблемными ситуациями.. При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого – средством оказания тонизирующего эффекта, но для всех детей игра является школой развития нравственных чувств, формирования морально-волевых качеств и развития познавательных и творческих способностей.

Играя с детьми, мы выполняем сразу несколько функций: развитие, обучение, общение и просто делаем детей счастливее, а значит здоровее. Применительно к дошкольникам (в возрасте от трёх до шести-семи лет) следует говорить о развивающих занятиях, поскольку определяющим видом деятельности детей этой возрастной группы является не учение, а игра. Таким образом, использование различных игр при формировании морально-волевых качеств детей обеспечивает постоянное включение детей в самостоятельную поисковую деятельность, направленную на разрешение возникающих проблем, что неизбежно ведет к формированию морально-волевых качеств. Поэтому смысл игровых занятий состоит не в том, чтобы дать знания, а в том, чтобы продвинуть ребенка вперед, совершенствуя его морально-волевое, функциональное и психическое развитие:

  • морально-волевая сфера - развитие произвольного поведения: способности к преодолению трудностей и сдерживанию импульсивности.
  • двигательная сфера - развитие основных двигательных навыков: бега, прыжков, бросания и ловли мяча и т.п.
  • мотивационная сфера - развитие интереса к новому, к познанию окружающего мира.
  • познавательная сфера - развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи.
  • эмоциональная сфера - развитие социальных эмоций: сочувствия и сопереживания.
  • личностная и социальная сферы - развитие способности к позитивному взаимодействию в коллективе и обучение коммуникативным навыкам.

И так, определившись с выбором метода морально-волевой подготовки детей к обучению в школе, перейдем к организации экспериментальной работы.

 

Опытно-экспериментальная работа разделена на несколько этапов

 

I этап – начальный (констатирующий)

II этап – основной (формирующий)

III этап – заключительный (контрольный)

 

Начальный период предполагает обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированности морально-волевых качеств у детей.

Основная часть заключалась в разработке и апробации программы занятий, направленных на повышение уровня морально-волевой подготовки детей к обучению в школе занятий.

Заключительная часть позволила проверить эффективность выбранных нами занятий для составления программы, направленной на морально-волевую подготовку детей к обучению в школе, для чего была проведена повторная диагностика детей по методикам начального констатирующего этапа.

Опытно-экспериментальная работа проведена для подтверждения или опровержения полученных выводов в теоретическом анализе литературы и выдвинутой рабочей гепотизы, о том, что морально-волевая подготовка детей к обучению в школе будет эффективной, если:

  1. учитывать педагогические условия и психолого-педагогические особенности детей;
  2. применять при разработке программы занятий эффективные методы и способы развития морально-волевых качеств у детей
  3. организовать активное участие родителей в мероприятиях по морально-волевой подготовки детей к школе;

Цель экспериментальной работы: разработать и апробировать программу занятий, направленных на морально-волевую подготовку детей к обучению в школе.

Задачи экспериментальной работы:

  1. провести диагностические мероприятия с целью выявления уровня морально-волевой готовности (констатирующий этап)
  2. провести с детьми ряд игр с целью формирования морально-волевых качеств детей (формирующий этап)
  3. определить эффективность программы занятий, направленных на морально-волевую подготовку детей к обучению в школе (итоговый этап)

Методы исследования:

  1. анализ педагогических условий
  2. диагностические методы
  3. наблюдение
  4. математическая обработка и интерпретация результатов .

База исследования: Воронежская средняя школа. В исследовании принимали участие 15 детей в возрасте 6-7 лет. Педагогический эксперимент проводился с согласия родителей.

 

Описание методов исследования

 

В данной экспериментальной работе были использованы методики, диагностирующие проявления настойчивости, самостоятельности и целеустремленности, что в целом констатирует уровень морально-волевой подготовки:

  1. Уровень настойчивости определял тест "Ориентационный тест школьной зрелости" Керна-Йнрасска (Приложение 1). Тест состоит из трех заданий:
  • графическое копирование фразы из письменных букв;
  • срисовывание группы точек в определенном пространственном положении;
  • рисование фигуры человека по памяти.

Все три задания направлены на выявление умения детей воспроизводить образец. Тест позволяет определить настойчивость, может ли ребенок работать не которое время сосредоточенно, не отвлекаясь. Так же этот тест помогает выявить уровень психического развития ребенка, развитие его глазомера, способности к подражанию, степень сформированности тонких двигательных координаций. Кроме того, с помощью этого теста в общих чертах можно определить интеллектуальное развитие ребенка, концентрацию внимания.

  1. Уровень целеустремленности был выведен по методике "Домик" Н.И. Гуткиной (Приложение 2)

Эта методика использовалась в целях определения морально-волевой готовности к школьному обучению. Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающую домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв. Задание позволяет выявить целеустремленность ребенка, ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его. Так же выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторике руки.

  1. Показатель уровня самостоятельности определялся с помощью проведенного опроса-беседы "Самооценка поступков". Диагностика представляет собой модифицированный вариант диагностики, направленный на определение уровня сформированности нравственных качеств, сформулированного Г.В. Залесским. (Приложение 3).

В беседе детям было предложено выслушать рассказ и найти ошибки в поведении мальчика Миши, который также ходит в детский сад. В рассказе содержится 5 ситуаций. Выслушав рассказ, ребенок вместе с экспериментатором выделяет ситуации в рассказе и самостоятельно определяет ошибки в поведении Миши. Дети должны дать ответы на предложенные вопросы.

На основе полученных данных всех методик исследования выводилась обобщенная оценка и определялся уровень морально-волевой готовности детей к обучению в школе. Распределение детей по уровням морально-волевой готовности осуществлялось в соответствии установленными границами баллов:

1-10 баллов – высокий уровень

11-20 баллов – средний уровень

21-30 – низкий уровень

 

 

2.2 Констатирующий эксперимент

 

Таким образом, определившись с методами и методиками проведения опытно-эксперементальной работы был проведен констатирующий этап.

 

Диагностические данные морально-волевой готовности детей к обучению в школе показали следующее:

  1. Уровень настойчивости.

С ориентационным тестом школьной зрелости дети справились в основном плохо.

Первое задание – "Копирование фразы "Ей дан чай" выполнено очень примитивно. Из 15 исследуемых детей 10 (66,7%) заслуживает оценки в 5 баллов – у этих детей одни каракули, это очень низкий результат.

У 3 (20,0%) детей более-менее на образцы похожи по несколько букв – они заслужили по 3 балла.

И только 2 (13,3%) испытуемых получили оценку в 1 балл. Они выполнили задание хорошо. Срисованную фразу можно прочитать. Буквы не более чем в 2 раза больше образца. Буквы образуют три слова. Строка не отклонена от прямой линии.

Информация о работе Методы арттерапии в подготовке детей к школе