Методы арттерапии в подготовке детей к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 09:59, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы: исследование психологической готовности детей дошкольников к обучению в школе.
В процессе написания дипломной работы решались следующие задачи:
1. Теоретический анализ литературных источников по теме исследования
2. Уточнение понятийно-терминологического аппарата (психологическая готовность дошкольников к школе, внутренняя позиция школьника)
3. Создание, обоснование и апробация психодиагностического комплекса, направленного на обследование внутренней позиции школьника
4. Проведение обследования с целью изучения внутренней позиции школьника
5. Создание обоснования и проведение коррекционной программы
6. Определение эффективности коррекционной программы

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..5
1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНИКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.........................................................8
1.1 Психологическая характеристика детей дошкольного возраста......................8
1.2 Морально-волевая подготовка детей к обучению в школе.............................15
1.3 Современные подходы и методы изучения психологической готовности детей к школе.............................................................................................................22
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ.........................................................................31
2.1 Организация и методы исследования................................................................31
2.2 Констатирующий эксперимент..........................................................................36
2.3 Формирующий эксперимент..............................................................................44
2.4 Контрольно-сравнительный эксперимент........................................................50
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ……………………………………………….....55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………......57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………60

Файлы: 1 файл

Методы арттерапии в подготовке детей к школе.doc

— 483.50 Кб (Скачать файл)

А современные методики обучения чтению и письму направлены на комплексное изучение языка: звуков, букв, смысла, о чём часто даже не задумываются дети, выучившиеся бегло и невдумчиво читать.

  1. Готовить ребёнка к школе можно самостоятельно, а можно отдать его в подготовительный класс или прогимназию. Ребёнку пяти-шести лет будет полезна работа в коллективе и знакомство со школьной дисциплиной и классно-урочной системой. Оценок в таких школах не ставят, а учат не читать и писать, а задавать вопросы, искать ответы, мыслить логически, рассуждать, отделяя главное от второстепенного.
  2. В подготовительной группе ребёнок морально и психологически готовится к школе. Но следите за тем, чтобы будущий ученик не переутомлялся, а сами занятия были короткими (минут по 30), с элементами игры. Ведь задача подготовительного образования - помочь ребёнку адаптироваться в новых условиях, а не привить отвращение к школе.

Если с ребёнком заниматься, уделять время и игре, и хобби, и чтению книжек, и логическим задачкам, и задушевным разговорам, и ответам на вечные "почему" – процесс подготовки к школе пройдёт естественно и не принужденно.

 

Заключение

 

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что психологическая подготовка детей к обучению в школе проходит в процессе различной деятельности (изобразительной, игровой, познавательной, трудовой, физкультурной и др.) и во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от развивающей предметной среды, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр, от организации активного участия родителей в различных мероприятиях. Если будут соблюдены все условия, то морально-волевая подготовка детей к обучению к школе будет эффективной.

Мы пришли к выводу о том, подготовке детей к обучению в школе способствуют личностная готовность, морально-волевая готовность и интеллектуальная готовность. Проблема морально-волевой подготовки детей к обучению в школе предполагает умственную, нравственную, физическую, эстетическую готовность. Вместе с тем, недостаточно, на наш взгляд, изучены возможности формирования морально-волевых качеств личности в игровой деятельности.

Таким образом, психологическая (морально-волевая) подготовка детей к обучению в школе способствует развитию его личности в целом. Многими авторами морально-волевая подготовка рассматривается как общая характеристика регуляции личностью своей деятельности, отношений и поведения. Морально-волевая подготовка – это постепенно развивающиеся качества личности, высокая степень которых характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, а также способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Психолого-педагогические возрастные свойства личности – это устойчивые свойства индивидуального способа отражения действительности и регуляции поведения. Учитывая все психолого-педагогические особенности детей в дошкольном возрасте можно наметить главные линии морально-волевой подготовки детей к обучению в школе на базе сюжетно-ролевых игр и продуктивной деятельности, физического и эстетического воспитания.

Приведенные выше обоснования определили цель исследования – разработать и реализовать программу занятий по морально-волевой подготовки детей к школе.

Проведенная опытно-экспериментальная работа показала, что положительный эффект от реализации программы занятий направленных на психологическую подготовку детей к обучению в школе во многом обусловлен разработанностью методологических основ использования игр с элементами спорта в целостном педагогическом процессе детского сада. При этом расширяются возможности физического воспитания благодаря организации и планированию процесса развития двигательных способностей, максимальному приближению занятий к игровой деятельности, соответствию их содержания возможностям и подготовленности детей. Это делает программу социально и личностно воспринимаемой всеми: детьми, воспитателями, родителями. Результативность деятельности по формированию морально– волевых качеств и личности дошкольника оптимальна.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что реализация программы занятий посредством обучения в сотрудничестве с родителями обеспечивает положительную динамику формирования морально– волевых качеств детей, таких как: целеустремленности, самостоятельности, настойчивости и тем самым способствует развитию личности в целом. Что собственно и доказывает выдвинутую гепотизу в исходном положении.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что материалы данного исследования можно использовать не только при составлении методических указаний по морально-волевой подготовке, но и при личностной и интеллектуальной подготовке детей к обучению в школе.

Данное исследование не претендует на уникальность и исследование подготовки детей к обучению в школе может быть направлено совершенно в другое русло, например интеллектуальную или психологическую готовность детей к школе.

 

 

 

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Буре, Р.С. Готовим детей к школе: Книга для воспитателя детского сада./ Р.С. Буре – М.: 2003. – 146 с.
  2. Болотина, Л.Р., Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л.Р.Болотина, С.П.Баранов, Т.С.Комарова. – М.: Культура, 2005. – 240 с.
  3. Алешина, Н.В. Ознакомление детей с окружающим и социальной действительностью. Младшая группа. Конспекты занятий /Н.В. Алешина. – М.: Перспектива, 2008. – 96 с.
  4. Афанасьева Н.В. Дубиненкова Е.Н. Программа психологической диагностики готовности к обучению в школе./ Н.А. Афанасьева, Е.Н. Дубиненкова – М.: Вологда, 2008. – 39 с.
  5. Бархатова Е.В. Воспитание культуры поведения // Дошкольное воспитание, № 1,2001 – 56 с.
  6. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Под ред. О.М.Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. – М.: 2005. – 89 с.
  7. Венгер, Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Л. А. Венгер. – М.: Просвещение, 2001. – 152 с.
  8. Ахметова Г.Х. "Готовим ребенка к школе", Алма-ата 1996г. 
  9. Веракса, Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве /Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 72 с.
  10. Выготский, Л. С. Проблемы общей психологии / Л. С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. – М.:2003. – Т. 2. – 364 с.
  11. Галешникова, Т. В содружестве с семьёй // Дошкольное воспитание. –2005.– № 2. – С.23–25.
  12. Глушкова, Г., Предметная среда действительно развивающая? // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 2. – С.107
  13. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений./Г.А. Урунтаева, 5-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2004. – 336 с.
  14. Хижняк, Ю.Н. Как прекрасен этот мир / Ю.Н. Хижняк. – М.: Просвещение, 2006. – 159 с.
  15. Эльконин Д.Б. Детская психология. / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 2003. – 298 с.
  16. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – М.: Владос, 2003. – 125 с.
  17. Психология дошкольника. Хрестоматия. Составитель Урунтаева Г.А. - М.: Алма-Ата, 2000.
  18. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. Психол. труды/ Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2005. – 349 с.
  19. Гуревич, К.М. Психологическая диагностика. Учебное пособие /К.М. Гуревич – М.: Питер. 2005 – 652 с.
  20. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. / Н.И. Гуткина, 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический Проект, 2000. – 184 с.
  21. Муратова Г.А. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. Методическое пособие - Аркалык,  2007.
  22. Муратова Г.А.. Куда уходит детство? Школьный психолог, №12, 2006.
  23. Психолого-педагогические особенности детей. Российская академия образования. Институт возрастной физиологии. // Электронный ресурс: http://dob.1september.ru/2002
  24. Дубровина, И.В. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной.— М.: Просвещение, 2001. – 303 с.
  25. Зинченко Т. П. Когнитивная и прикладная психология. /Т.П. Зинченко – М.: МОДЭК, 2005. – 608 с.
  26. Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие. / О.Б. Конева – М.: Челябинск, ЮУрГУ, 2000.– 32 с.
  27. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М.: Просвещение, 2008. – 196 с.
  28. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. / Е.Е. Кравцова – М.: 2003 – 185 с.
  29. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С.Мухина. – М.: Академия, 2004. – 456 с.
  30. Кадырбекова Ш.А. Оценка готовности к школьному обучению детей с нарушениями зрения: Учебное пособие. Астана, 2006. – 84 с.
  31. Психологический словарь / под ред. Ю.Л. Неймера. – М.: Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 640 с.
  32. Программа обучения в детском саду /под ред. М.А. Васильевой. – М.: Просвещение, 2007. – 192 с.
  33. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. – М: Соврем. слово , 2005. – 720 с.
  34. Поливанова К.Н. Шестилетки. Диагностика готовности к школе. / К.Н. Поливанова. – М.: Эксмо, 2009. – 208 с.
  35. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн – М.: 1946 – С.155
  36. Рахимов А. 3. Роль нравственного воспитания в формировании личности // А.3. Рахимов. Классный руководитель – 2008. – № 2. – С.107
  37. Русскова Л.В. Методические рекомендации к программе воспитание и обучение в детском саду. / Л.В. Русскова – М.:2006 – 397 с.
  38. Смирнова Е.О. Особенности общения с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2006. - 160 с.
  39. Степаненкова Э.Я. Подвижные игры как следствие гармоничного развития детей./ Э.Я. Степаненкова // Дошкольное воспитание. – 2005.– № 12. – С.23–25.
  40. Усова А. П. Воспитание общественных качеств у ребенка в игре // Роль игры в воспитании детей / Под ред. А.В. Запорожца. М., 2006. С. 42—57.
  41. Шилова М.И. Проблема ценностей и цели воспитания // М.И. Шилова. Классный руководитель. – 2005. – № 3. – С.25
  42. Шмелева А.Г. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов / А.Г. Шмелева – М.: Ростов-на-Дону, "Феникс", 2006. – 544 с.
  43. Сидоров, К. Р. Самооценка в психологии \\ Мир психологии. – 2006, N 2.
  44. Психологические тесты / под редакцией А. А. Сотникова – М.: Просвещение, 2011. – 226с.
  45. Рабочая книга школьного психолога / под ред. И.В. Дубровиной. М.: Педагогика,2004. – 364с.
  46. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Издательство Эксмо, 2006. – 416 с.
  47. Павлова М. К. Взаимосвязи между отдельными сторонами психологического развития в подростковом возрасте. // Вопросы психологии. – 2008. - № 3. – С. 116-120.
  48. Психология: Учебник для ВУЗов. /Под ред. Е.И. Рогова. – М.: Владос, 2005. – 591 с.
  49. Ратанова Т. А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учеб. пособие. М.: МПСИ: Флинта, 2005. – 320 с.
  50. Климова Т.Е. Педагогическая диагностика // электронный ресурс - http://www.school2100.ru/arch_mag_stat/magst_01-05_02.pdf
  51. Карпова С.Н. Игра и нравственное развитие детей. / С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк – М.: 2005 – 110 с.
  52. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп./ С.А. Козлова, Т.А. Куликова – М.: Издательский центр "Академия", 2004. – 125 с.
  53. Немов Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. М.: Владос – Пресс, 2003. – 640 с.
  54. Валеев Г. Х. Методология и методы психолого – педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3 – 5-х курсов педагогических вузов. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002. – 134 с.
  55. Максаков, А.И. Учите, играя /А.И. Максаков, Г.А. Тумакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 123 с.
  56. Морально-эстетическое воспитание дошкольника в детском саду / под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 2005. – 79 с.
  57. Психологический энциклопедический словарь/ Под ред. М. И. Еникеева. М.: Сфера, 2006. – 558 с.
  58. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Учеб. пособие. - М: Ось-89, 2001. - 176 с.
  59. Воспитание детей в игре: Пособие для педагога./ Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик.— 2-е изд. перераб. и доп.— М.: Просвещение, 2003 – 189 с.
  60. Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н. Е.  Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007 – 215 с.
  61. Гривцов А.Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. - СПб.:Питер, 2007.- 208 c.
  62. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006 - 160 с.
  63. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/Пер с нем. - 4-е изд. - М.: Генезис, 2006. - 240 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Методы арттерапии в подготовке детей к школе