Методы арттерапии в подготовке детей к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 09:59, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы: исследование психологической готовности детей дошкольников к обучению в школе.
В процессе написания дипломной работы решались следующие задачи:
1. Теоретический анализ литературных источников по теме исследования
2. Уточнение понятийно-терминологического аппарата (психологическая готовность дошкольников к школе, внутренняя позиция школьника)
3. Создание, обоснование и апробация психодиагностического комплекса, направленного на обследование внутренней позиции школьника
4. Проведение обследования с целью изучения внутренней позиции школьника
5. Создание обоснования и проведение коррекционной программы
6. Определение эффективности коррекционной программы

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..5
1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНИКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.........................................................8
1.1 Психологическая характеристика детей дошкольного возраста......................8
1.2 Морально-волевая подготовка детей к обучению в школе.............................15
1.3 Современные подходы и методы изучения психологической готовности детей к школе.............................................................................................................22
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ.........................................................................31
2.1 Организация и методы исследования................................................................31
2.2 Констатирующий эксперимент..........................................................................36
2.3 Формирующий эксперимент..............................................................................44
2.4 Контрольно-сравнительный эксперимент........................................................50
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ……………………………………………….....55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………......57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………60

Файлы: 1 файл

Методы арттерапии в подготовке детей к школе.doc

— 483.50 Кб (Скачать файл)

Распределение детей по уровням морально-волевой готовности детей к обучению в школе осуществлялось в соответствии установленными границами баллов и представлены в динамике на Рисунке 5.

 

 

Рисунок 5 – Уровень морально-волевой готовности детей к обучению в школе

 

Наблюдение

 

Наблюдения за детьми и педагогами показало, что нередко педагог переключается на индивидуальную работу с ребенком (помогает слабому выполнить задание, пересказать рассказ, прочитать стихотворение), а группа перестает работать. Такие отвлечения опять-таки не формируют у детей правильного отношения к деятельности на занятии, требующем постоянной активности, ответственности, самостоятельности.

В практике имеются недостатки в отборе содержания занятий в детском саду, которые препятствуют формированию у детей морально-волевой подготовки к тому, чтобы справиться с затруднениями. Занятия часто не содержат умственной нагрузки. Детям легко проявлять активность на занятии, где каждый вопрос или задание не требуют усилий для нахождения ответа, достижения результата. Легкость материала (в том числе и вопросов, не требующих раздумья, припоминания, сравнения) или перенасыщенность занятия развлекательными моментами приучают детей к занимательности в обучении, не требуют от них умственного напряжения, настойчивости, сосредоточенности, целеустремленности, внимания к каждому слову воспитателя, а результат достигается без достаточных морально-волевых усилий.

Наблюдения показывают также, что если к результатам деятельности детей, осуществляемой на занятиях, предъявляется недостаточно требований, то это не только снижает, так сказать, авторитетность, серьезность задачи, выполненной ребенком, но и создает у него представление, что задание можно выполнять без достаточной старательности, не совсем точно. Отсюда и внимание к указаниям педагога значительно снижается.

Таким образом, проведенные диагностические мероприятия обнаруживают зависимость решения задач формирования у детей морально-волевых качеств, необходимых для учения в школе, от методики преподнесения знаний, формирования умений и навыков в процессе деятельности на занятиях

 

 

2.3 Формирующий эксперимент

 

Следующим этапом работы был формирующий этап, целью которого было разработка коррекционной программы по формированию готовности к школе.

 

Программа психологической коррекции психологической готовности ребёнка к школе

 

Характеристика психокоррекционной программы

 

Для коррекции готовности детей дошкольного возраста подготовительной группы к мы разработали и обосновали программу, под названием «Путешествие в мир знаний», целью которой было сформировать внутреннюю позицию школьника.

Данная коррекционная программы рассчитана на ребёнка, который по результатам исследования оказался не готов к школе. Программа позволяет снизить уровень тревожности, повысить самооценку, уверенность в себе и приобрести формы самоконтроля ребёнка, который влияет на успешность обучения и взаимодействия между детьми в коллективе.

Психокоррекционная программа проводится на всей группе детей. Для того, чтобы включить тревожных и неуверенных детей в группу коллектива и наладить позитивный контакт с членами коллектива. Также данная программа повышает интеллектуальный, познавательный уровень детей не готовых к обучению в школе и стимулирует их личностную готовность.

В ходе коррекционно-развивающей работы по программе «Путешествие в мир знаний», у детей могут проявляться следующие достижения: повышение интереса к познавательным задачам и готовность их решать; улучшение эмоционально-позитивных отношений в группах, совместная игровая деятельность.

Цель программы: создать в деятельности ребенка модель учебно-воспитательной сферы, которая позволяла бы гармонично развивать личность и адаптивный потенциал для успешного обучения в начальной школе.

В основе коррекционно-развивающей программы лежат следующие принципы:

  1. Сочетание игровой и учебной видов деятельности. Постепенный переход от игр-забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности.
  2. Поэтапное, дозированное, дифференцированное усложнение задач и условий игр и упражнений.
  3. Избежание противоречий в обучающих и воспитательных воздействиях.
  4. Развитие творческого потенциала всех детей и индивидуальных возможностей каждого.

В результате реализации этих принципов происходит становление начальных форм самооценки и самоконтроля ребенка, что имеет значение для полноценной жизни в коллективе сверстников.

 

Основная задача программы: Создание условий для формирования всех видов готовности детей к обучению в школе.

  1. Личностная готовность – формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции «школьника». А также развитие качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми и учителями.
  2. Интеллектуальная готовность – формирование дифференцированного восприятия, аналитического мышления, логического запоминания, интерес к знаниям, тонких движений руки и зрительно-двигательной координации.
  3. Специальная готовность – формирование навыков письма, чтения, счета.
  4. Физическая готовность – развитие работоспособности, укрепление соматического и психического здоровья.

 

Каждое занятие включает задачи из всех четырех блоков и направлены на развитие:

  • Произвольной ассоциативной памяти (зрительной, слуховой, тактильной, моторной).
  • Произвольного и непроизвольного внимания.
  • Повышения культуры мышления (умение анализировать, обобщать, сравнивать).
  • Творческого воображения.
  • Мелкой моторики рук и укрепление соматического и психического здоровья.
  • Формирование позитивно мотивации.

 

Рекомендации, необходимые для проведения занятий

  1. Добровольное участие детей.
  2. Продолжительность занятия 30–40 минут.
  3. Учебная и развивающая нагрузка сочетается с отдыхом, релаксацией.
  4. Создание и поддержание в ходе занятия эмоционально-позитивного фона.
  5. Регулярность и эпизодичность занятий – 2 раза в неделю.
  6. Соблюдение санитарно-гигиенических норм (освещенность, проветривание, время проведения).

 

Реализация программы проходит в 4 этапа:

 

  1. Ориентировочный этап (2 занятия);
  2. Этап накопления положительных образов (2 занятия);
  3. Коррекционно-развивающий этап (17 занятий);
  4. Обобщающе-закрепляющий этап (4 занятия).

 

Оценка успешности проведенной коррекционно-развивающей работы определяется:

  1. Сравнительный анализ предварительной и конечной диагностики.
  2. Отзывы родителей (анкетирование, беседы).
  3. Отзывы воспитателей (анкетирование, беседы).

 

Ориентировочный этап

 

Занятие №1. «Знакомство»

 

Цель: 1. Установление эмоционально-позитивного контакта с детьми.

2. Ориентировка в обстановке  помещения.

3. Знакомство с правилами и  нормами поведения на занятиях.

4. Установление позитивных взаимоотношений  в группе.

 

Занятие №2. «Дружба».

 

Задачи: 1. Укрепить взаимоотношения детей в группе.

2. Поддерживать интерес к занятиям.

3. Развивать воображение и коммуникативные  навыки.

4. Развивать уверенность в поддержке  сверстников; доверие к ним.

5. Поднять эмоциональный тонус  детей.

Материалы: мячик, маски животных, веревка длиной 1,5 метров, лист ватмана, краски, карандаши, кисти.

Ход занятия:

Ритуал приветствия.

Дети приветствуют друг друга так, чтобы было понятно, что все рады увидеться, используя выразительные движения (смотреть в глаза и улыбаться) или тактильный контакт (рукопожатие, ласковое прикосновение, поглаживание); вспоминают правила взаимодействия (занятие №1).

Игра «Ласковое имя».

Инструкции: «Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковых имен. Важно, кроме того, запомнить, кто к каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил вам, а кроме того, произнести его имя».

Игра «Животные».

Ведущий предлагает детям изобразить кого-либо из животных (шустрому ребенку – медведя; медлительному – зайца, белку; трусливому – тигра, волка, льва…).

Игра «Прорвись в круг»,

Ребенка, испытывающего небольшие трудности в общении со сверстниками, отведите в сторону. Остальные дети встают в круг, крепко взявшись за руки. Ребенок должен разбежаться, прорвать круг и проникнуть в него.

Игра «Глухой телефон».

Дети сидят в кругу. Ведущий спрашивает, кто хочет, чтобы с него начали. Ведущий говорит на ухо любое слово начинающему, а тот передает следующему и т.д. Последний говорит слово вслух, сравнивают с первоначальным.

Игра «Енотов круг».

Дети становятся в круг, взяв друг друга за руки крепко. Веревку длиной 1,5 метра завязываем в круг. Ведущий одевает круг через плечо. За определенное время, не расцепляя рук, продеть веревочный круг через каждого участника. Можно использовать одновременно два круга (друг за другом или навстречу друг другу).

Групповой рисунок «Волшебная страна».

Дети рисуют на листе ватмана карандашами, фломастерами, красками или мелками (по желанию) Волшебную страну. В этой стране все люди (и взрослые, и дети) живут дружно, никогда не ссорятся, помогают друг другу и т.д.

 

Ритуал прощания.

Дети благодарят друг друга за совместную игру, кратко обсуждают вопрос, кому какая игра понравилась больше всего. Прощаются друг с другом и со взрослым.

 

Этап развития эмоциональных контактов

 

Цель: 1. Формирование эмоциональных контактов с детьми и взрослыми.

 

Занятие №1. «Королевство внутри нас».

 

Задачи: 1. Познакомить с основными чувствами и эмоциями человека.

2. Развивать умение понимать  и передавать свои эмоции и  чувства.

3. Развивать умение слушать сверстников.

4. Помощь в преодолении негативных  переживаний.

5. Учить самостоятельно принимать  решения, уменьшать тревожность.

Материалы: цветная бумага, краски, кисточки, ножницы, повязки на глаза. Мокрая бумага для рисования (альбомные листы).

Ход занятия:

Ритуал приветствия. Все приветствуют друг друга, как принц и принцесса в сказке: девочки делают реверанс, а мальчики прикладывают правую руку к левой стороне груди и кланяются.

«Беседа».

«Ребята, все мы разные. У нас разные прически, глаза, рост… Но в чем-то мы все похожи. Когда весело, мы улыбаемся, когда очень грустно, тревожно, то можем заплакать… Знаете, как называется состояние людей, когда им весело или грустно, тревожно или спокойно? Это настроение. Настроение – это то, на какое эмоциональное состояние внутри себя человек настроен. Основные чувства и эмоции: радость, грусть, страх, гнев, тревога, удивление. Как можно повысить настроение?» Дети по кругу предлагают свои способы. (Например: сделать доброе дело, поговорить с другом, посмотреть любимый мультфильм, нарисовать картинку и т.д.).

Игра «На что похоже настроение».

Участники игры по кругу при помощи сравнения говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их настроение. Начинает игру ведущий: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе. А твое?» Ведущий обобщает – какое сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т.п.

Игра «Слепой фотограф».

В парах, один с закрытыми глазами, другой его водит, помогая познавать мир по-новому. Через несколько минут меняется ролями. Обсуждение: «Что чувствовали? Кем понравилось быть – «слепым» или «фотографом»?

Игра «Салют».

Детям предлагается выбрать по своему вкусу несколько цветных листочков бумаги, затем мелко нарезать их. После этого каждый ребенок подбрасывает вверх свои кусочки – изображает свой салют, а остальные ему хлопают. Обсуждается, какой салют оказался красивым и почему. Потом ведущий переводит обсуждение на чувства, которые дети испытывают, когда показывают салют.

Игра «Настроение и походка».

Ведущий показывает движения и просит изобразить настроение: «Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун. Пройдемся, как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Побежим навстречу маме, прыгнем ей на шею и обнимем ее».

Информация о работе Методы арттерапии в подготовке детей к школе