Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 09:59, дипломная работа
Цель дипломной работы: исследование психологической готовности детей дошкольников к обучению в школе.
В процессе написания дипломной работы решались следующие задачи:
1. Теоретический анализ литературных источников по теме исследования
2. Уточнение понятийно-терминологического аппарата (психологическая готовность дошкольников к школе, внутренняя позиция школьника)
3. Создание, обоснование и апробация психодиагностического комплекса, направленного на обследование внутренней позиции школьника
4. Проведение обследования с целью изучения внутренней позиции школьника
5. Создание обоснования и проведение коррекционной программы
6. Определение эффективности коррекционной программы
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..5
1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНИКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.........................................................8
1.1 Психологическая характеристика детей дошкольного возраста......................8
1.2 Морально-волевая подготовка детей к обучению в школе.............................15
1.3 Современные подходы и методы изучения психологической готовности детей к школе.............................................................................................................22
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ.........................................................................31
2.1 Организация и методы исследования................................................................31
2.2 Констатирующий эксперимент..........................................................................36
2.3 Формирующий эксперимент..............................................................................44
2.4 Контрольно-сравнительный эксперимент........................................................50
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ……………………………………………….....55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………......57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………60
Этюд «Солнечный зайчик».
Дети сидят в кругу. Ведущий говорит: «Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Заройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, носу, ротике, щечках, подбородке, аккуратно поглаживайте. Чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот – погладьте его там. Он не озорник, он любит и ласкает вас, а вы погладьте и подружитесь с ним. Улыбнитесь ему». Далее, ведущий говорит с детьми об изменении их самочувствия во время выполнения этюда, объясняет им, почему у них изменилось настроение.
Рисование на тему «Мое настроение».
Взрослый подготавливает заранее мокрый лист и краски и объясняет детям, что настроение можно изобразить в виде кругов, полосок, пятен и т.п. После выполнения рисунков дети рассказывают, какое настроение они изобразили.
Ритуал прощания. Дети улыбаются друг другу и машут руками.
Коррекционно-развивающий этап
Цель: 1. Развитие познавательных процессов.
2. Формирование способности
3. Развитие коммуникативных
Путешествие в страну Родной речи.
Занятие №1. «Остров Гласных звуков».
Задачи: 1. Развивать фонематический слух.
2. Развивать воображение, память, восприятие.
3. Развивать
Материалы: аудиокассета «Шум моря», 2 ленты длиной 1 – 1,5 метра, ножницы, клей, салфетки, ватман, страницы из газет и журналов с буквами.
Ход занятия:
Ритуал приветствия. Дети приветствуют друг друга любым способом.
Беседа. «С сегодняшнего дня мы начинаем путешествовать по волшебной стране знаний. Мы узнаем много нового и интересного. Но только уговор, во время путешествия мы не ссоримся и помогаем друг другу. Договорились? Итак, сегодня мы отправляемся … ой, а куда же мы отправляемся сегодня? Вот память-то. У меня здесь записано (достает лист бумаги) – загадки о море, реке.» (Например: «Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит» и т.д.) Дети отгадывают, и включается аудиокассета «Шум моря». «Послушайте, как ласково шумит море. Хотелось бы вам отправиться в плавание? (Да) Тогда давайте произнесем волшебные слова».
Волшебное стихотворение. Сива, ива, дуба, клен, шуга-юга, кон.
Дети оказались на корабле (корабль может быть нарисованным или же сложенным из кубиков).
Игра «Волны».
Ведущий называет по очереди то или иное чувство и предлагает превратиться в морские волны и с помощью лент показать: волны радости, волны гнева, волны страха и пр.
Упражнение «Гласные буквы».
Дети вырезывают гласные буквы и наклеивают их на ватман, на котором изображен дом с красной крышей. Каждая буква заселяется в свою «квартиру»: а-я, о-ё, у-ю, и-ы, э-е.
Стихотворение «Овощи». Юлиан Тувим.
Этюд «Минута шалости».
Все дети превращаются в пушистых озорных котят, которые бегают, прыгают, кувыркаются, щурятся на солнышке от удовольствия.
Упражнение «Тренируем память».
Ведущий предлагает детям:
– Нахмуриться, как: осенняя туча, рассерженный человек;
– Разозлиться, как: голодный волк, злая волшебница;
– Испугаться, как: заяц, увидевший волка, птенец, упавший из гнезда;
– Улыбнуться, как: кот на солнышко, хитрая лиса.
Волшебное стихотворение (возвращение). Сива, ива, дуба, клен, шуга-юга, кон.
Ритуал прощания. Дети становятся в круг, улыбаются друг другу и прощаются до следующей встречи.
Данная программа была апробирована в испытуемой группе. Дети с удовольствием принимали участие во всех предложенных им занятиях. Используя серию занятий, где использовались игровые элементы для развития морально-волевых качеств, мы стремились развить и другие способности детей.
Развивающую работу с детьми проводилась в группах по 5 человек Главная задача работы заключалась в том чтобы довести морально-волевое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Задача педагога сначала пробудить у ребенка желание научится чему то новому а уже затем начинать работу по развитию морально-волевых качеств.
Все предложенные занятия были реализованы с помощью педагогов детского сада и родителей, после чего были проведены повторные диагностические мероприятия по методикам констатирующего эксперимента и дана оценка эффективности программы занятий, направленных на повышение уровня готовности детей к обучению в школе.
2.4 Контрольно-сравнительный эксперимент
Оценка эффективности предложенных занятий была определена путем сравнительного анализа двух срезов эксперимента. Повторный срез проводился по тем же методикам, что и первый.
По итогам наблюдения можно сразу оговориться, что морально-волевые качества дошкольников немного изменились, сравнительный анализ уровня настойчивости после проведенного повторного тестирования по методике "Ориентационный тест школьной зрелости" Керна-Йнрасска представлены в динамике на Рисунке 6.
Как видим из Рисунка 6 видно, что в следствии проведенных занятий по морально-волевой подготовки детей к обучению в школе стали выше. Со всеми заданиями по данной методике дети в основном справились хорошо.
Примитивные рисунки головы с конечностями, по принципу "палка, палка, огуречик - вот и вышел человечек" - не оказалось ни у одного ребенка. Каракули по заданиям тоже почти отсутствовали.
Шестеро детей показали высокие результаты, что на 50 % больше, чем в констатирующем эксперименте. На рисунках детей более точно изображена мужская фигура, изображены голова, туловище, шея, конечности, волосы, имеются конечно и не точности. Копирование фразы "Ей дан чай" у детей получилось так же на много лучше. Тест "Срисовывание группы точек в определенном пространственном положении" показал тоже положительные результаты, единственным упущением на рисунках детей было не которое уменьшение пространства между точками, но это допустимо, лишь пятерых детей были точки больше по размеру, но в целом по проведенному повторному тестированию по методике "Ориентационный тест школьной зрелости" Керна-Йнрасска дети справились хорошо. С отметкой в 4 и 5 баллов детей не было.
Таким образом, в следствии проведенных занятий по морально-волевой подготовки детей к обучению в школе уровень настойчивости детей повысился.
Следующим измерением повторной диагностики было определение уровня целеустремленности по методике "Домик" Н.И. Гуткиной так же показала положительные результаты. Сравнительный анализ уровня целеустремленности после проведенного повторного тестирования по методике представлен на Рисунке 7.
Как видим из Рисунка 7, и с этим заданием дети справились хорошо. В основном на рисунках детей все элементы рисунка изображены правильно и произвольное их распределение в пространстве. Нет отклонений более чем на 30 градусов от заданного пространства, но на некоторых имеются разрывы между соединениями. Отсутствует наползание линий одна на другую. Только двое детей не справились с заданием, имеются разрывы между линиями в тех местах где они должны быть соединены, имелось увеличение отдельных деталей отсутствовали некоторые детали рисунка, такие как труба, ручка на двери и т.п.
Таким образом, после проведенных занятий по морально-волевой подготовки детей к обучению в школе уровень целеустремленности детей повысился.
И последним измерением повторной диагностики было определение уровня самостоятельности по методике "Самооценка поступков". Результаты сравнительного анализа представлены на Рисунке 8.
Из Рисунка 8 видно, что большая часть детей могут правильно оценить поступки, у этих детей хорошо сформировались нравственные привычки, что влияет на сформированность самостоятельности, одного из показателей морально-волевой готовности.
Проведенные повторные диагностические мероприятия, после проведения занятий по морально-волевой подготовке, позволили провести распределение детей по уровням морально-волевой готовности детей к обучению в школе, которое осуществлялось в соответствии установленными границами баллов и представлены в динамике на Рисунке 9.
Как видим из рисунка 9, уровень морально-волевой готовности у детей в целом повысился. С низким уровнем морально-волевой подготовки детей, а их было 53,3% нет совсем, это говорит об эффективности проведенных занятий, направленных на морально-волевую подготовку детей к обучению в школе. После проведения занятий дети способны поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. По наблюдениям за детьми, можно с определенность сказать, что дети стали намного внимательнее, общительнее, дисциплинированнее. Это подтверждают и проведенные повторные диагностические мероприятия.
При проведении занятий нами были соблюдены все условия, а именно:
Поэтому занятия, направленные на морально-волевую подготовку детей к обучению в школе эффективны, и тем самым способствовали развитию личности в целом. Что собственно и доказывает выдвинутую гепотизу в исходном положении.
Проведенная опытно-экспериментальная работа показала, что положительный эффект от реализации программы занятий направленных на психологическую подготовку детей к обучению в школе во многом обусловлен разработанностью методологических основ использования игр с элементами спорта в целостном педагогическом процессе детского сада. При этом расширяются возможности физического воспитания благодаря организации и планированию процесса развития двигательных способностей, максимальному приближению занятий к игровой деятельности, соответствию их содержания возможностям и подготовленности детей. Это делает программу социально и личностно воспринимаемой всеми: детьми, воспитателями, родителями. Результативность деятельности по формированию морально – волевых качеств и личности дошкольника оптимальна.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что реализация программы занятий занятия посредством обучения в сотрудничестве с родителями обеспечивает положительную динамику формирования морально – волевых качеств детей, таких как: целеустремленности, самостоятельности, настойчивости.
На основании проведенного исследования и полученных выводов мы попытались дать рекомендации родителям и воспитателям в сфере морально-волевой подготовки детей к обучению в школе:
Учите ребёнка ставить цель и осуществлять её, несмотря на возникающие трудности. Сначала ребёнок может решать сложную задачку с Вашей помощью (например, строить домик из деталей конструктора, составляя план действий, прикидывая, какие детальки выбрать, как их разместить).
Информация о работе Методы арттерапии в подготовке детей к школе