Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 20:51, курсовая работа
Цель курсовой работы − рассмотреть и выделить наиболее эффективные методы формирования умений и навыков инструментального музицирования на уроках музыки.
Цель определила следующие задачи данной курсовой работы:
− анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;
− применение детских музыкальных инструментов на уроках музыки в начальной школе;
− определение эффективности инструментальных упражнений, используемых для развития музыкальных способностей учащихся младшего школьного возраста
Введение…………………………………………………………………………
Раздел I. Сущность и содержание процесса формирования умений и навыков инструментального музицирования учащихся младшего школьного возраста
Раздел II. Анализ опыта формирования умений и навыков инструментального музицирования младших школьников по системе Карла Орфа.
Раздел III. Методы формирования умений и навыков инструментального музицирования младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе..........................................................................
Заключение………………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………………..
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Алтайская государственная академия культуры и искусств»
Кафедра музыкального образования
Музыкальный факультет
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
Курсовая работа по дисциплине:
«Методика музыкального обучения и воспитания (по профилю подготовки): методика музыкального обучения в школе»
Научный руководитель:
Работа защищена
«___» ___________2013
Оценка _____________
Барнаул 2013
Введение…………………………………………………………
Раздел I. Сущность и содержание процесса формирования умений и навыков инструментального музицирования учащихся младшего школьного возраста
Раздел II. Анализ опыта формирования умений и навыков инструментального музицирования младших школьников по системе Карла Орфа.
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Актуальность. В начальной школе закладывается основа образованности, ведущая к становлению мировоззрения, идеалов, вкусов, потребностей личности. Среди обязательных предметов, входящих в программу общего развития школьников, необходимо уделять гораздо большее внимание художественному воспитанию детей, что совершенно необходимо для формирования у них эмоционально-личностного отношения к сокровищам мировой культуры, в частности музыкальной. Большое значение приобретают занятия музыкой, где творческая атмосфера отвечает возрастным интересам младших школьников. Один из ведущих видов музыкальной деятельности на уроках музыки это инструментальное музицирование, которое позволяет реализовать свои личностные способности, побуждает к самовыражению. Детское творчество, детские находки, пусть самые простые и скромные позволяют создать атмосферу радости на занятиях, формируют личность, оптимизируют развитие творческих способностей, умений и навыков.
Вопросы музыкально − творческого воспитания с использованием музыкальных инструментов выдвигались уже в 20 − х годах советскими учеными Б.В. Асафьевым, Б.Л. Яворским и нашли дальнейшее развитие в работах Н.А. Ветлугиной и других российских педагогов.
В формировании музыкальных способностей детей в общеобразовательной школе игра на простейших инструментах давно признана плодотворной.
Успешное использование некоторых музыкальных инструментов в современных общеобразовательных школах доказывает как эффективность, целесообразность, так и жизненность этого вида детского музицирования.
В настоящее время инструментальное музицирование рассматривается как важный элемент структуры урока музыки, но уделять этому виду деятельности достаточное количество времени невозможно, так как урок музыки (массовый по форме обучения) предполагает и другие виды деятельности. Возникает противоречие между необходимостью качественного исполнения, а значит затратой большого количества времени урока на этот вид работы, и необходимостью равновесия видов работы на уроке.
Возникает проблема в необходимости найти такие приемы, методы, модели, средства, формы, подходы, которые позволили бы ученикам в короткие сроки освоить инструменты и сделать исполнение на них качественным и высокохудожественным. «В такой ситуации, − пишет профессор В.А. Пятин, − учителю предстоит ... подняться на более высокий организационный уровень управления творческой деятельностью ученика» [23, с. 6].
Данное положение определило актуальность выбранной темы курсовой работы: «Методы формирования умений и навыков инструментального музицирования младших школьников на уроках музыки».
Объект курсовой работы − умения и навыки инструментального музицирования.
Предмет курсовой работы − методы формирования умений и навыков инструментального музицирования.
Цель курсовой работы − рассмотреть и выделить наиболее эффективные методы формирования умений и навыков инструментального музицирования на уроках музыки.
Цель определила следующие задачи данной курсовой работы:
− анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;
− применение детских музыкальных инструментов на уроках музыки в начальной школе;
− определение эффективности инструментальных упражнений, используемых для развития музыкальных способностей учащихся младшего школьного возраста.
Теоретической основой исследования является : концепции музыкального воспитания в школе О.А. Апраксиной, К.Орфа.
Практическая значимость данной темы определяется тем, что в работе:
Структура данной работы состоит из введения, четырех разделов, заключения и списка литературы.
Во введении
обосновывается актуальность
В первом
разделе дана характеристика
понятия – инструментальное
Во втором
разделе произведен анализ
В тертьем разделе излагаются организационно – педагогические условия, приёмы и методы формирования умений и навыков инструментального музицирования младших школьников на уроках музыки.
В
заключении излагаются
Раздел I. Сущность и содержание процесса формирования умений и навыков инструментального музицирования
В педагогической
литературе существует
Навыки являются непременными компонентами деятельности. А.В. Запорожец рассматривает навыки как действия, отдельные компоненты которых в результате повторения стали автоматизированными. При этом он выделяет три основных этапа их формирования: овладение элементами действия; образование целостной структуры действия; закрепление и совершенствование целостной структуры.
О соотношении умений и навыков высказываются различные мнения. В.А. Кулько в своей книге «Формирование у учащихся умений учиться» пишет, что общее между умениями и навыками состоит в том, что они представляют собой результат овладения способами учебно – познавательной деятельности. Как умения так и навыки формируются в действиях. Таким образом, «общим признаком умений и навыков является то, что они характеризуют готовность щкольника совершать действия, которые приобретены на основе усвоения способов учебно – познавательной деятельности» [10, с. 10].
Различия
между умениями и навыками, по
мнению В.А. Кулько, обнаруживаются
в процессе формирования. Умения
формируются упражнениями в
В. А. Кулько
выделяет следующую
1. определить уровни развития у учащихся умений учиться и мотивов учебных действий;
2. осуществить поэтапный
анализ содержания учебного
3.сформулировать цели урока (обучающую, развивающую, и воспитывающую);
4. подобрать методы и
организационные формы
5. оформить разработочный
проект обучения в виде
6. реализовать рабочий план;
7. проанализировать ход
процесса обучения и
8. скорректировать обучение
в зависимости от его
Обобщив рассмотренные
выше определения, становится ясным,
что умения формируются в
В музыкальной
педагогике также существуют
несколько определений
Э.Б. Абдуллин
даёт следующее определение
Музыка –
это искусство зуков. Музыкальные
умения связаны с умением