Методы формирования умений и навыков инструментального музицирования младших школьников на уроках музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 20:51, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы − рассмотреть и выделить наиболее эффективные методы формирования умений и навыков инструментального музицирования на уроках музыки.
Цель определила следующие задачи данной курсовой работы:
− анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;
− применение детских музыкальных инструментов на уроках музыки в начальной школе;
− определение эффективности инструментальных упражнений, используемых для развития музыкальных способностей учащихся младшего школьного возраста

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………
Раздел I. Сущность и содержание процесса формирования умений и навыков инструментального музицирования учащихся младшего школьного возраста
Раздел II. Анализ опыта формирования умений и навыков инструментального музицирования младших школьников по системе Карла Орфа.
Раздел III. Методы формирования умений и навыков инструментального музицирования младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе..........................................................................
Заключение………………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

курсовая 2013.docx

— 59.39 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Алтайская государственная академия культуры и искусств»

Кафедра музыкального образования

Музыкальный факультет

 

 

 

 

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

Курсовая работа по дисциплине:

 «Методика музыкального  обучения и воспитания (по профилю  подготовки): методика музыкального  обучения в школе» 

 

 

 

                                                            Выполнила:

                                                                               Епифанцева А. А.

                                                                      студентка 2 курса

                                                                         заочного отделения

                                                               гр. 113з

 

Научный руководитель:

                                                                                    Константинова Н.В.

                                                                         к.п.н., доцент

 

Работа защищена

«___» ___________2013

Оценка _____________

 

                                                                              

                                                                                               

                               

 Барнаул 2013

 

                                             СОДЕРЖАНИЕ      

Введение…………………………………………………………………………

Раздел  I. Сущность и содержание процесса формирования умений и навыков инструментального музицирования учащихся младшего школьного возраста

Раздел II. Анализ опыта формирования умений и навыков инструментального музицирования младших школьников  по системе Карла Орфа.

Раздел III. Методы формирования умений и навыков инструментального музицирования младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе..........................................................................

Заключение………………………………………………………………………….

Список литературы………………………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Введение

Актуальность. В начальной школе закладывается основа образованности, ведущая к становлению мировоззрения, идеалов, вкусов, потребностей личности. Среди обязательных предметов, входящих в программу общего развития школьников, необходимо уделять гораздо большее внимание художественному воспитанию детей, что совершенно необходимо для формирования у них эмоционально-личностного отношения к сокровищам мировой культуры, в частности музыкальной. Большое значение приобретают занятия музыкой, где творческая атмосфера отвечает возрастным интересам младших школьников. Один из ведущих видов музыкальной деятельности на уроках музыки это инструментальное музицирование, которое позволяет реализовать свои личностные способности, побуждает к самовыражению. Детское творчество, детские находки, пусть самые простые и скромные позволяют создать атмосферу радости на занятиях, формируют личность, оптимизируют  развитие творческих способностей, умений и навыков.

     Вопросы музыкально − творческого воспитания с использованием музыкальных инструментов выдвигались уже в 20 − х годах советскими учеными Б.В. Асафьевым, Б.Л. Яворским и нашли дальнейшее развитие в работах Н.А. Ветлугиной и других российских педагогов.

      В формировании музыкальных способностей детей в общеобразовательной школе игра на простейших инструментах давно признана плодотворной.

      Успешное использование некоторых музыкальных инструментов в современных общеобразовательных школах доказывает как эффективность, целесообразность, так и жизненность этого вида детского музицирования.

В настоящее время инструментальное музицирование рассматривается как важный  элемент структуры  урока  музыки, но уделять этому виду деятельности достаточное количество времени невозможно, так  как урок музыки (массовый по форме обучения) предполагает и другие виды деятельности. Возникает противоречие между необходимостью качественного исполнения, а значит затратой большого количества времени урока на этот вид работы, и необходимостью равновесия видов работы на уроке.

Возникает  проблема в необходимости найти такие приемы, методы, модели, средства, формы, подходы,  которые позволили бы ученикам в короткие сроки освоить инструменты и сделать исполнение на них качественным и высокохудожественным. «В  такой  ситуации,  −  пишет  профессор  В.А.  Пятин,  − учителю предстоит ... подняться на более высокий организационный уровень управления творческой деятельностью ученика» [23, с. 6].

        Данное  положение определило актуальность выбранной темы курсовой работы: «Методы формирования умений и навыков инструментального музицирования младших школьников на уроках музыки».

      Объект курсовой работы −  умения и навыки инструментального музицирования.

Предмет курсовой работы −  методы формирования умений и навыков инструментального музицирования.

Цель курсовой работы − рассмотреть и выделить наиболее эффективные методы формирования умений и навыков инструментального музицирования на уроках музыки.

Цель определила следующие задачи данной курсовой работы:

− анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;

− применение детских музыкальных инструментов на уроках музыки в начальной школе;

 − определение эффективности инструментальных упражнений, используемых для развития музыкальных способностей учащихся младшего школьного возраста.

       Теоретической основой  исследования  является :  концепции  музыкального воспитания в школе  О.А. Апраксиной, К.Орфа.

      Практическая значимость данной темы определяется тем, что в работе:

  1. Выявлено значение и роль инструментального музицирования.
  2. Указаны определенные примеры по развитию умений и навыков инструментального музицирования на уроках музыки.
  3. Разработаны определенные методические рекомендации.

 

Структура  данной  работы  состоит  из  введения,  четырех  разделов,  заключения и списка литературы.

     Во введении  обосновывается актуальность темы  курсовой работы; определяется цель, объект и предмет изучения; формируются  противоречие, проблема, а также  задачи курсовой работы.

      В первом  разделе дана характеристика  понятия – инструментальное музицирование, сущность и содержание процесса  формирования умений и навыков  инструментального музицирования, также рассмотрены возрастные особенности младшего школьного возраста.

      Во втором  разделе произведен анализ опыта  формирования умений и навыков  инструментального музицирования  младших школьников  по системе  Карла Орфа.

      В тертьем разделе излагаются организационно – педагогические условия, приёмы и методы формирования умений и навыков инструментального музицирования младших школьников на уроках музыки.

        В  заключении излагаются основные  выводы и обобщения по данной  теме.

       

 

 

 

 

 

 

Раздел  I. Сущность и содержание процесса формирования умений и навыков инструментального музицирования

      В педагогической  литературе существует несколько  определений умений и навыков. В.А Мижериков даёт следующее  определение: «Умение – это способность  быстро, точно и сознательно выполнять  определённые действия на основе  усвоенных знаний и приобретённых  навыков. Умение всегда связано  с применением знаний на практике  и в процессе учебно – производительной  деятельности. Формируются умения, по мнению В.А Мижерикова путём  упражнений и создают возможность  выполнения действия не только  в привычках, но и в изменившихся  условиях» [16, с. 392]. Л.С. Глебова считает, что «умения – это усвоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретённых знаний и навыков.Умения могут быть как практическими, так и умственными. Высокий уровень умений, по мнению Л.С. Глебовой означает возможность пользоваться разными навыками для достижения одной и той же цели в зависимости от условий действий. При высокоразвитом умении действие может выполняться в разных вариантах. Приобретённые человеком умения могут стать показателем уровня его общего умственного развития, качеств его ума» [8, с. 295]. По мнению Б. Мещерякова «умение – это промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на каком – либо правиле (знании) и соответствующим правильному использованию этого знания в процессе решения определённого класса задач, но ещё не достигшего уровня навыка».

      Навыки являются непременными компонентами деятельности. А.В. Запорожец рассматривает навыки как действия, отдельные компоненты которых в результате повторения стали автоматизированными. При этом он выделяет три основных этапа их формирования: овладение элементами действия; образование целостной структуры действия; закрепление и совершенствование целостной структуры.

      О соотношении умений и навыков высказываются различные мнения. В.А. Кулько в своей книге «Формирование у учащихся умений учиться» пишет, что общее между умениями и навыками состоит в том, что они представляют собой результат овладения способами учебно – познавательной деятельности. Как умения так и навыки формируются в действиях. Таким образом, «общим признаком умений и навыков является то, что они характеризуют готовность щкольника совершать действия, которые приобретены на основе усвоения способов учебно – познавательной деятельности» [10, с. 10].

      Различия  между умениями и навыками, по  мнению В.А. Кулько, обнаруживаются  в процессе формирования. Умения  формируются упражнениями в изменяющихся  условиях, т.е. в процессе переноса  способов действий в несколько  изменённую и новую учебную  ситуацию. Навыки вырабатываются  многократными упражнениями в  одних и тех же условиях  деятельности. При этом совершаемое  действие носит автоматизированный  характер, а контроль за его  выполнением осуществляется главным  образом подсознательно.

     В. А. Кулько  выделяет следующую последовательность  педагогических действий по формированию  умений:

1. определить уровни развития  у учащихся умений учиться  и мотивов учебных действий;

2. осуществить поэтапный  анализ содержания учебного материала  урока, выделив понятия, правила, законы, теории; подобрать дополнительный  учебный материал;

3.сформулировать цели  урока (обучающую, развивающую, и воспитывающую);

4. подобрать методы и  организационные формы обучения, технические средства обучения;

5. оформить разработочный  проект обучения в виде поурочного  плана или конспекта урока;

6. реализовать рабочий  план;

7. проанализировать ход  процесса обучения и достижение  запланированных целей;

8. скорректировать обучение  в зависимости от его промежуточных  и конечных результатов.

     Обобщив рассмотренные  выше определения, становится ясным, что умения формируются в деятельности, и связаны с многократным повторением  определённых действий.

     В музыкальной  педагогике также существуют  несколько определений музыкальных  умений. Б.В. Асафьев считает, что  музыкальные умения обусловлены  временной природой музыкального  искусства и направлены на  процесс «наблюдения» за интонационным  развитием импровизации (сочинения) музыки, а также при установлении  взаимосвязей музыки с другими  видами искусства и окружающей  жизнью. Такого рода умения не  подлежат автоматизации, так как  связаны с творческим, никогда  точно не повторяющимся процессом  постижения музыкального искусства [27, с. 76].

     Э.Б. Абдуллин  даёт следующее определение музыкальных  умений и навыков. «Музыкальные  умения – это умения, которые  опираются на знания о музыке  и формируются в процессе её  живого восприятия» [27, с. 76].

     Музыка –  это искусство зуков. Музыкальные  умения связаны с умением передавать  эти звуки в процессе музицирования. Музыкальные навыки – опираются  на музыкальные знания и умения, являются необходимой технической  базой, прежде всего для музыкально  – исполнительской деятельности, требующей определённой подготовки  и развития психофизического  аппарата[27, с. 79].

Информация о работе Методы формирования умений и навыков инструментального музицирования младших школьников на уроках музыки