Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 20:51, курсовая работа
Цель курсовой работы − рассмотреть и выделить наиболее эффективные методы формирования умений и навыков инструментального музицирования на уроках музыки.
Цель определила следующие задачи данной курсовой работы:
− анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;
− применение детских музыкальных инструментов на уроках музыки в начальной школе;
− определение эффективности инструментальных упражнений, используемых для развития музыкальных способностей учащихся младшего школьного возраста
Введение…………………………………………………………………………
Раздел I. Сущность и содержание процесса формирования умений и навыков инструментального музицирования учащихся младшего школьного возраста
Раздел II. Анализ опыта формирования умений и навыков инструментального музицирования младших школьников по системе Карла Орфа.
Раздел III. Методы формирования умений и навыков инструментального музицирования младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе..........................................................................
Заключение………………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………………..
Раздел II. Анализ опыта формирования умений и навыков инструментального музицирования младших школьников по системе Карла Орфа.
В последние годы педагогам предоставляется возможность выбора творческих программ, познания новых путей развития и воспитания ребенка. В свете демократизации общества, потребности развития и формирования новой личности, имеющей право на индивидуальность, остро встает вопрос о методах, технологиях, способных раскрыть творческий потенциал ребенка. Таким задачам в полной мере отвечает музыкальная система обучения детей по Карлу Орфу.
Карл Орф − немецкий педагог и музыкант, разработал систему комплексной музыкальной деятельности, которая строится на интеграции движения, пения и игры на специально созданных ударных музыкальных инструментах. В результате его экспериментальной музыкально – педагогической работы было создано пособие по музыкальному воспитанию «Шульверк». Приобщение к музыке по мнению К.Орфа должно основываться на активной творческой деятельности, приносящей чувство радости и удовлетворения.
К.Орф принимал
участие в конструировании
Техническая лёгкость
игры на орфовских
Кроме того,
очень притягательна для детей
завораживающая и чарующая
Музыка в
элементарном музицировании
В сборнике
К.Орфа «Музыка для детей»
собран детский песенный
К. Орф в
своём пособии по музыкальному
воспитанию детей «Шульверк»
рекомендовал формировать
Первый этап – это речевые упражнения. Педагог начинает с простых хлопков четвертями, затем постепенно вводятся более дробные ритмические фигуры, которые разучиваются в чередовании хлопков и притопов.
Речевые
упражнения не только
Для изучения
простых форм дробления
Все эти
ритмы выполняются в хлопках
или притопах вместе с
Второй этап – перенесение ритмических фигур на ударные инструменты. После того как различные ритмические фигуры освоены в речевых упражнениях, хлопках, притопах, шлепках, можно начинать перенос этих ритмов на различные инструменты. Знакомые уже слова помогают ученикам понять, какую из выученных ритмических фигур надо воспроизвести. Учитель говорит: «На деревянном барабане простучи: «липа», или «пусть трещётка воспроизведёт первый слог слова «сосёнка». Такие и аналогичные приёмы освобождают учителя от подробных объяснений или показа той или ритмической фигуры. Столь же ненужным становится высчитывание и счёт, так как живой речевой ритм ведёт к тому же самому, но не влечёт за собой механического метризирования музыкальной речи.
Без труда
прорабатываются
Третий этап – введение звуковысотных инструментов (металлофоны, ксилофоны). На этих инструментах, по мнению К.Орфа в начале обучения должна звучать только тоника и квинта. Неизменную басовую квинту называют бурдоном. Бурдон – простейшая звуковая опора любой пятиступенной мелодии. В качестве первых аккомпанирующих фигур используются простые бурдоны: аккомпанирующие ритмы, подготовленные речевыми упражнениями («липа» или «ёлочка»), выполняются теперь в квинтовом звучании.
Четвёртый этап – введение импровизационных и творческих упражнений.
На первых
занятиях К.Орф рекомендует
Музицирование вырастает из импровизации, и поэтому все упражнения должны подготавливать к импровизации и творчеству.
Первая предпосылка
для успешной импровизации –
основательное знание
На этом
этапе К.Орф предлагает
Здесь К.Орф
использует поговорки, которые представляют
возможности для разной
В этих
упражнениях учащиеся должны
на заданные ритмы построить
мелодии или подтекстовать эти
ритмы. Подтекстовка помогает
Такие упражнения
могут быть подготовлены
Изучив на основе
этого упражнения характерные
различия, присущие восприятию отдельных
учеников, педагог получает возможность
прийти к важным заключениям:
определить, каковы их индивидуальные
особенности в постижении
Эти упражнения
выполняются на металлофонах
и ксилофонах. Одновременно с
ритмом нужно найти
Таким образом,
на первом этапе учащиеся
На втором
этапе учащиеся осваивают
На третьем
этапе учащиеся осваивают
На четвёртом
этапе, когда учащиеся освоили
навыки игры на шумовых и
звуковысотных инструментах К.
Таким
образом, анализ выше изложенного,
позволяет сделать вывод, что
процесс формирования умений
элементарного музицирования
Раздел III. Методы формирования умений и навыков инструментального музицирования младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Методы музыкального обучения понимаются как взаимоотношение педагога и детей, целенаправленные действия взрослого, позволяющие ребёнку усвоить элементарные знания о музыке, овладеть практическими навыками и умениями, помогающие развитию музыкальных способностей.
Методы музыкального воспитания
и обучения едины по своей
педагогической направленности.
Поэтому обучение является и
воспитывающим, и развивающим. Знания
и навыки, приобретенные детьми
в процессе обучения, помогают
им активно проявлять себя
в пении, игре на инструментах
и, таким образом, успешно
решать воспитательные задачи
общего и музыкально −
Выразительное исполнение произведения (на различныхинструментах) педагогом, показ приёмов, способов звукоизвлечения и пояснения − хорошо проверенные, традиционные методы − могут ещё пополниться иными. Детям предлагают ещё самостоятельно «обследовать» инструменты, ставят перед ними несложные творческие задания и побуждают к самообучению в самостоятельных занятиях.